Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 20:06, дипломная работа
Краткое описание
Цель дипломного проекта является анализ финансового планирования на основе оценки организации бюджетного образовательного учреждения и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи: - определить теоретические аспекты, понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях; - определить сущность организации финансового планирования в деятельности бюджетных организаций; - обосновать необходимость проведения анализа финансово планирования в государственном образовательном учреждении; - проанализировать финансово-хозяйственную деятельность бюджетной организации; - дать оценку финансового состояния и финансовых результатов образовательной организации; - разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового планирования бюджетной организации.
Отличие
второе. Доходная часть государственного
образовательного учреждения формируется
из:
-
нормативного бюджетного финансирования;
-
доходов государственных образовательных
учреждений от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности;
-
доходов от аренды площадей
и ресурсов государственных образовательных
учреждений.
Отличие
третье. Расходная часть государственного
образовательного учреждения состоит
из:
-
расходов на оплату труда, выплату
стипендий, трансфертов;
-
расходов на оплату коммунальных
услуг;
-
расходов по текущему и капитальному
ремонту, обслуживанию и содержанию
территорий, зданий, сетей, коммуникаций
и прочее;
-
выбора и финансирования приоритетных
направлений развития государственных
образовательных учреждений.
Отличие
четвертое. Несмотря на определение некоммерческой
организации, как организации, для которой
извлечение прибыли - не является главной
целью, в условиях относительной свободы
использования финансовых средств одной
из важнейших задач учреждения становится
оптимизация доходной и расходной частей
бюджета, то есть увеличение доходов и
уменьшение расходов. Полученная некоммерческой
организацией прибыль не подлежит распределению
между участниками некоммерческой организации.
Отличие
пятое. Органы государственной власти
и органы местного самоуправления, в соответствие
со ст.31 п.1. Закона РФ "О некоммерческих
организациях", создают государственные
и муниципальные учреждения, закрепляют
за ними имущество на праве оперативного
управления в соответствие с ГК РФ и осуществляют
полное или частичное финансирование.
Отличие
шестое. Органы государственной власти
и органы местного самоуправления в пределах
своей компетенции могут оказывать некоммерческим
организациям экономическую поддержку
в различных формах, в том числе:
-
предоставление в соответствии
с законодательством льгот по
уплате налогов, таможенных и
иных сборов и платежей некоммерческими
организациями, созданным в образовательных
нуждах, с учетом организационно-правовых
форм некоммерческих организаций;
-
предоставление некоммерческим
организациям иных льгот, в том
числе полное или частичное
освобождение от платы за пользование
государственным и муниципальным
имуществом [39] ;
-
размещение среди некоммерческих
организаций на конкурсной основе
государственных и муниципальных
заказов;
-
предоставление в соответствии
с законом льгот по уплате
налогов гражданам и юридическим
лицам, оказывающим некоммерческим
организациям материальную поддержку.
Отличие
седьмое. Размеры и структура доходов
некоммерческой организации, а также сведения
о размерах и составе имущества некоммерческой
организации, о ее расходах, численности
и составе работников, об оплате их труда,
об использовании безвозмездного труда
граждан в деятельности некоммерческой
организации не могут быть предметом коммерческой
тайны
Таким
образом, финансовое планирование - планомерное
управление процессами создания, распределения,
перераспределения и использования денежных
ресурсов.
Задачами
финансового планирования является следующее:
определяются источники и объемы финансовых
ресурсов, необходимые для обеспечения
деятельности субъекта; намечаются виды
и размеры специальных денежных фондов,
а также способы их формирования и направления
использования; устанавливается соотношение
в распределении централизованных и децентрализованных
финансовых ресурсов с целью обеспечения
необходимых темпов и пропорций социального
и экономического развития; вскрываются
резервы использования материальных,
трудовых и денежных ресурсов; осуществляется
постоянный контроль за производственно-финансовой
деятельностью предприятий, организаций,
учреждений.
Финансовый
план представляет собой документ, в котором
отражаются притоки и оттоки денежных
средств.
Доходная
часть финансового плана - это все возможные
источники финансирования данной организации,
включая финансовые возможности самой
организации (доходы от коммерческих видов
деятельности), имеющиеся в наличии или
предполагаемые.
Расходы,
отраженные в финансовом плане, должны
быть наиболее приближены к уставным целям
и задачам некоммерческой организации;
назначение и порядок формирования статей
должен быть понятен потребителям данной
информации. Таким образом, реализуется
балансовый принцип составления финансового
плана.
1.3 Смета доходов и расходов,
как основа финансового планирования
деятельности бюджетных организаций
Уставная
деятельность некоммерческой организации,
осуществляется на основании финансового
плана или запланированных на предстоящий
период (месяц, квартал, год и так далее)
доходов и расходов. Этот план можно представить
в виде достаточно привычного для некоммерческих
организаций документа - сметы доходов
и расходов. Следует учитывать, что отсутствуют
четкие указания в законодательстве о
некоммерческих организациях по этому
вопросу.
Согласно
п.1 ст.3 Закона о некоммерческих организациях
бюджетная организация должна иметь самостоятельный
баланс или смету. Это положение - аналог
п.1 ст.48 ГК РФ: юридические лица должны
иметь самостоятельный баланс или смету.
Каких-либо требований и условий к составлению
этих документов ни в названном Законе,
ни в подзаконных актах не установлено
[5].
В
профессиональных кругах смету доходов
и расходов называют по-разному: кто-то
бюджетом некоммерческой организации,
кто-то финансовым планом. С позиций бухгалтера
смету можно охарактеризовать как документированный
финансовый (бухгалтерский) план поступления
и расходования средств, используемых
для финансирования деятельности некоммерческих
организаций. Смета является тем документом,
который помогает исполнять запланированные
целевые программы (планы).
Кроме
того, в ст.29 Закона о некоммерческих организациях
указано, что высший орган управления
бюджетной организаций утверждает финансовый
план некоммерческой организации и внесение
в него изменений.
Бюджетная
организация помимо того, что принимает
решение о необходимости составления
сметы, самостоятельно определяет перечень
статей доходов и расходов, размер доходов
и расходов исходя из имеющихся источников
средств и особенностей своей деятельности.
Смета
является основой финансового планирования
некоммерческой организации. Обычно она
составляется на календарный год (перед
его началом) и утверждается ее высшим
органом управления.
В
смете отражаются, объемы и источники
средств некоммерческих организаций,
необходимые для обеспечения ее деятельности,
а также данные об их использовании. Поэтому
смету доходов и расходов иногда называют
бюджетом, а сам процесс ее составления
- бюджетированием[14].
В
зависимости от продолжительности действия
и назначения, сметы могут составляться:
по
всей деятельности организации в целом
на определенный период:
1)
несколько лет;
2)
на год;
3)
квартал, месяц;
на
отдельное направление деятельности (программу,
проект);
на
конкретное мероприятие;
на
отдельную статью расходов:
1)
командировочные расходы;
2)
представительские расходы;
3)
административные расходы.
Обычно
в смета делится на две части, то есть доходную
и расходную.
Смету
по сравнению с планом финансово-хозяйственной
деятельности составить проще. Однако
в обоих случаях некоммерческие организации
сталкиваются с одной и той же проблемой:
отсутствуют четкие указания по порядку
их составления.
В
поисках решения вопроса о том, как составить
смету, обратимся к бюджетным инструкциям,
в частности к Общим требованиям к порядку
составления, утверждения и ведения бюджетной
сметы бюджетного учреждения, которые
утверждены Приказом Минфина России от
20.11.2007 N 112н [32]. Для такого учреждения
смета является бюджетом, а сам процесс
ее составления - бюджетированием.
В
бюджетной смете выделяются вступительная,
содержательная и оформляющая (заключительная)
части. Во вступительной части указываются
основные реквизиты (наименование организации,
единицы измерения показателей, включаемых
в смету, отчетный год и так далее). Содержательная
часть, как правило, оформляется в виде
таблицы, включающей наименования направлений
расходования средств и соответствующих
им доходов, а также конкретные суммы средств.
Заключительная (оформляющая) часть формы
сметы содержит подписи (с расшифровкой)
должностных лиц, ответственных за отраженные
в смете данные. К таким лицам относятся
руководитель, начальник планово-финансового
отдела или иное уполномоченное лицо,
а также непосредственно сам исполнитель
документа, после которого указывается
дата подписания (подготовки) сметы. После
того как смета составлена, она представляется
на утверждение, при этом не считается
лишним, если к ней прилагаются обоснования
(расчеты) плановых сметных показателей,
использованных при формировании сметы.
По
своей структуре смета может напоминать
одну из форм бухгалтерской отчетности
- отчет о целевом использовании полученных
средств (форму N 6), различие заключается
в том, что отчет составляется по факту
прошедшего периода, в то время как в смете
указываются планируемые показатели.
Другое различие состоит в том, что в смете
каждая организация выбирает самостоятельно,
как ей выделять доходы и расходы. В отчете
о целевом использовании полученных средств
организация отражает показатели в том
порядке, который рекомендован финансовым
ведомством [33].
Основные
виды финансовых ресурсов некоммерческих
организаций:
-
доходы от оказания платных
услуг;
-
доходы от сдачи имущества
в аренду;
-
доходы от предпринимательской
деятельности;
-
бюджетные средства;
-
безвозмездные перечисления юридических
и физических лиц;
-
взносы учредителей и членские
взносы.
В
составе доходов указываются все доходы
некоммерческих организаций, получаемые
как в виде средств целевого финансирования
и целевых поступлений, так и от предпринимательской
деятельности. К первой группе относятся
вступительные (членские) взносы, добровольные
пожертвования, целевые поступления на
уставную деятельность. Во вторую группу
входят поступления от оказания платных
услуг населению, доходы от использования
имущества некоммерческой организации
(в том числе целевого капитала) и другие
"коммерческие" поступления. Перечисленные
доходы следует отразить в смете с такой
детализацией, которая позволила бы сопоставить
их с произведенными расходами.
Так
же как и в отношении доходов, в смету включают
все расходы, запланированные некоммерческой
организацией на предстоящий год.
Финансовые
ресурсы некоммерческих организаций используются
для реализации основной цели их создания:
-
расходы по эксплуатации помещений;
-
выплаты арендной платы, заработной
платы;
-
платежи в бюджет и внебюджетный
фонд.
Ряд
экспертов рекомендует попытаться распределить
расходы в планируемом бюджете по источникам
финансирования, что упростит соблюдение
сметы доходов и расходов. Такой подход
заложен в основу отчета о целевом использовании
полученных средств. В нем все расходы
разделены на две группы: затраты на целевые
мероприятия и расходы, связанные с предпринимательской
деятельностью организации. В первой группе
можно выделить основные статьи затрат,
такие как заработная плата (включая начисления
в бюджет и внебюджетные фонды), приобретение
и ремонт основных средств, инвентаря,
аренда помещения, коммунальные услуги,
командировочные, материальные и все иные
расходы, финансируемые за счет целевых
источников. Перечень расходов второй
группы, связанных с предпринимательской
деятельностью, аналогичен и включает
ряд основных (зарплата, приобретение
для оказания платных услуг оборудования)
и прочих расходов. При этом не все расходы
можно однозначно отнести к затратам,
связанным с оказанием платных услуг.
Есть ряд расходов общего плана, порядок
распределения которых по видам деятельности
организация устанавливает самостоятельно
как для целей бухгалтерского учета, так
и для составления сметы доходов и расходов
[12].
При
составлении сметы расходы определяются
по прогнозируемым объемам предоставления
социальных услуг и нормам (нормативам)
финансовых затрат на их предоставление.
Большинство плановых норм и нормативов
(кроме сферы оплаты труда и денежных компенсаций
работникам) при составлении смет рассчитывается
некоммерческими организациями с учетом
местных цен и тарифов (например, расходы
на коммунальные услуги). При этом следует
учитывать повышение цен, которое нередко
проводят поставщики коммунальных услуг
в начале года.
Важно
понимать, что все активы приобретаются
за счет сметы некоммерческой организации,
независимо от их назначения (для уставной
или предпринимательской деятельности).
Поэтому у бухгалтера нет оснований исключать
какие-либо расходы из сметы некоммерческой
организации, за исключением случая, когда
нет уверенности в том, что предполагаемые
расходы будут осуществлены. Возможна
и обратная ситуация, когда организация
запланировала расходы, но они не осуществлены.
Это две крайние ситуации. Чаще в организациях
бывает так, что расходы осуществлены,
но в меньшем или большем размере, чем
планировалось.
По
окончании года может остаться неизрасходованный
остаток полученных по смете средств,
что вполне допустимо. В отличие от бюджетных
учреждений целевые поступления на содержание
некоммерческих организаций и ведение
ими уставной деятельности не имеют ограничений
по срокам, формам и условиям использования,
если иное прямо не предусмотрено источником
таких целевых поступлений. По мнению
Минфина, если лицо, являющееся источником
целевых средств, не установило конкретных
сроков и условий их использования, критерием
соблюдения целевого назначения этих
средств является их конечное использование
на содержание некоммерческой организации
и ведение ею уставной деятельности [24].
Исходя из этого остаток неиспользованных
целевых средств (например, членских, вступительных
взносов, добровольных пожертвований)
может расходовать в следующем году, учтя
это при составлении сметы на следующий
период [30].
Но
может случиться так, что организация
не использовала полностью целевые средства,
поступившие на определенную программу,
срок выполнения которой заканчивается
в текущем году. Тогда организации следует
либо вернуть неиспользованные целевые
средства, либо изменить условия, на которых
они предоставлялись. Если не сделать
ни того, ни другого, налоговики могут
обвинить в нецелевом использовании средств
и обложить этот остаток налогом на прибыль
как внереализационный доход. Если этого
сделать не удастся, то организации лучше
вернуть неизрасходованные средства и
(при необходимости) внести изменения
в смету [11].
Поскольку
по своей сути смета является плановым,
а не фактическим документом, для того,
чтобы внести в нее коррективы, нужны веские
основания, а не простое изменение текущих
доходов и расходов. Например, для бюджетников
таким основанием является изменение
объемов соответствующих лимитов бюджетных
обязательств.