Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 20:06, дипломная работа
Краткое описание
Цель дипломного проекта является анализ финансового планирования на основе оценки организации бюджетного образовательного учреждения и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи: - определить теоретические аспекты, понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях; - определить сущность организации финансового планирования в деятельности бюджетных организаций; - обосновать необходимость проведения анализа финансово планирования в государственном образовательном учреждении; - проанализировать финансово-хозяйственную деятельность бюджетной организации; - дать оценку финансового состояния и финансовых результатов образовательной организации; - разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового планирования бюджетной организации.
Сущностью
балансового метода составления сметы
является увязка объёмов затрат и источников
расширения ресурсов.
В
данной организации необходимо, чтобы
данный документ составлялся не поквартально,
а помесячно с указанием плановых и фактических
показателей. Это позволит более оперативно
реагировать на любые изменения.
Кроме
того, необходимо анализировать данный
документ не только по абсолютным, но и
по относительным показателям, составлять
соответствующие ряды динамики. Также
наглядным было бы составление сметы с
указанием удельных весов каждой статьи
затрат в их общем объеме, а также указанием
удельных весов затрат каждой сферы школы-интерната
в их общем объеме. Все это позволит создать
некоторые центры финансового учета в
Вяземской школе-интернате наподобие
аналогичных центров в коммерческих предприятиях.
Помесячное
планирование сметы дает более точные
показатели размеров и структуры затрат,
чем действующая система бухгалтерского
учета.
Необходимо
проводить соответствующий анализ исполнения
сметы доходов и расходов за несколько
периодов (месяцев, кварталов, лет) с выявлением
соответствующей динамики и установления
объективных причин изменения расходов.
Для этого все статьи доходов и расходов
необходимо сравнивать с учетом изменяющегося
уровня инфляции.
3.2 Совершенствование бюджета движения
денежных средств
Как
уже было отмечено выше, в данной организации
бюджет движения денежных средств составляется
не в полном объеме. Необходимость его
составления обусловлена недостаточностью
информации о текущем движении денежных
средств, ближайших платежах и расходах,
достаточности или недостаточности свободных
средств для осуществления непрерывной
деятельности. Он будет содержать в себе
информацию о будущих наличных поступлениях
и выплатах учреждения.
Главная
задача при составлении бюджета денежных
средств — проверить синхронность поступления
и расходования денежных средств, а значит,
и будущую ликвидность организации при
реализации данного проекта. Баланс движения
денежных расходов и поступлений требует
тщательной проработки его при составлении,
тем более на предприятиях бюджетной сферы,
где предприятия могут использовать как
свои собственные средства, так и бюджетные.
Все доходы и расходы должны быть увязаны
во времени, а также по условиям поступления
и использования.
В
бюджетных организациях рекомендуется
использовать прямой метод, который основывается
на исчислении притока и оттока денежных
средств, таким образом, подводятся балансы
по трём видам деятельности предприятия:
основной, инвестиционной, финансовой.
Следовательно,
предприятию с учетом его специфики можно
рекомендовать следующую форму данного
документа (Приложение № 7).
Разграничения
направлений деятельности при разработке
прогноза позволяют повысить результативность
управления денежными потоками.
Каждый
из данных показателей может при необходимости
рассматриваться более подробно, или,
наоборот, укрупненно. Также необходимо
рассматривать удельные веса поступлений
и выбытий денежных средств, оценивать
их динамику.
Последним
документом финансового плана является
прогнозный бухгалтерский баланс. В рассматриваемой
организации бюджет по балансовому листу
не составляется. Проведенный выше анализ
финансового состояния Вяземской школы-интерната
показал острую необходимость в составлении
и подробном анализе данного документа.
Прогнозирование
основано на тщательном анализе как можно
большего количества отдельных элементов
доходов, расходов, активов, пассивов и
обдуманной оценке их будущей величины
с учетом взаимосвязи между элементами,
а также вероятных будущих условий. Прогнозирование
требует получения как можно большего
количества подробностей. Кроме того,
следует оценить «стабильность» отдельных
элементов через вероятность их повторения
в будущем. Это придает определенное значение
анализу неповторяющихся факторов и чрезвычайных
статей.
Учреждению
с учетом его специфики можно рекомендовать
следующую форму данного документа (Приложение
№ 8).
Для
составления прогнозного бухгалтерского
баланса были использованы данные из вышесоставленных
смет расходов, а также из отчёта о движении
денежных средств.
Возможно,
по аналогии с балансами коммерческих
организаций, отражать в активе предприятия
основные средства по остаточной стоимости
(первоначальная стоимость минус амортизация).
Кроме
того, при необходимости можно составлять
аналогичный детализированный баланс
с подробной разбивкой каждой статьи.
Также необходимо рассчитывать относительные
изменения статей за несколько периодов
(динамика), по сравнению с плановыми показателями,
определять удельные веса каждой статьи
в общей валюте баланса. Кроме того, необходимо
рассчитывать соответствующие соотношения
бюджетных и внебюджетных средств. Горизонтальный
и вертикальный анализ баланса позволит
рассчитывать корректные показатели платежеспособности
организации и ликвидности баланса.
Все
составленные выше сметы и отчёты представляют
собой финансовый план предприятия, который
Вяземская школа-интернат должна составлять
ежегодно до начала отчетного периода,
чтобы отмечать положительные и отрицательные
стороны деятельности, и делать всё возможное,
чтобы отрицательных сторон было как можно
меньше.
Все
указанные плановые финансовые документы
также можно составлять нарастающим итогом,
т. е. с накоплением (например, с начала
года). Кроме того, необходимо своевременно
сравнивать выполнение плана как в относительном
(процентном), так и в абсолютном отношении.
Это позволит контролировать выполнение
плана, выявлять отклонения и их причины,
принимать соответствующе решения и меры.
На
основании всех составленных отчетов
для большей наглядности можно составлять
также графические отчеты.
Надо
отметить, что на всех этапах финансового
планирования огромное значение имеет
использование правдивой и реальной информации
о состоянии школы-интерната, а также ее
текущей деятельности. Кроме того, плановые
показатели необходимо рассчитывать с
учетом инфляции, изменяющихся норм, нормативов,
тарифов, налогов, обязательных платежей.
Возможна
разработка нескольких вариантов финансовых
планов, из которых потом выбирается наиболее
оптимальный.
Такое
рекомендуемое финансовое планирование
в больнице станет важной частью ее экономического
и социального развития, т.к. оно базируется
на реальных и плановых показателях, обеспечивает
взаимное согласование его элементов,
а также контроль за образованием и использованием
материальных, трудовых и денежных ресурсов,
способствует мобилизации и правильному
направлению средств на дальнейшее развитие
организации.
Все
это позволит:
-
обеспечить финансовыми ресурсами
текущую деятельность Вяземской
школы-интерната;
-
определить пути эффективного
вложения капитала, оценить степень
рационального его использования;
-
осуществлять контроль за финансовым
состоянием, платёжеспособностью и
кредитоспособностью.
3.3 Создание отдела автоматизации
финансового планирования
В
перспективе на базе Вяземской школы-интерната
возможно создание собственного отдела
автоматизации финансового планирования.
При использовании необходимых программных
продуктов это позволит оптимизировать
и усовершенствовать финансовое планирование
в школе.
Сотрудники
отдела должны разработать и внедрить
необходимое программное обеспечение
для кабинета педагогической статистики,
бухгалтерии и планово-экономического
отдела, что позволит:
-
выявить истинную картину распределения
затрат по сферам школы-интерната;
-
определить количество финансовых
затрат в процессе обучения
ребенка;
-
избежать перекрестного финансирования;
-
определить экономическую эффективность
работы отделов школы;
-
обеспечить руководителей школы-интерната
финансовой информацией об экономической
эффективности принимаемых решений;
-
производить своевременные и
полные расчеты с фондом медицинского
страхования;
-
осуществлять планирование и
анализ финансовой деятельности
школы-интерната.
Из
вышесказанного вытекают следующие задачи,
решение которых поможет решить указанные
проблемы с созданием отдела автоматизации
финансового планирования:
-
создать базу данных для ввода
хранения поиска, обработки, анализа
и выдачи информации;
-
адаптировать персонал и руководителей
школы-интерната в работу в
новых экономических условиях.
Для
этого необходимо:
1.
Создать совокупность иерархически
связанных баз данных для хранения,
информации о ресурсах школы-интерната,
затратах, другую информацию, необходимую
для перераспределения затрат
между подразделениями школы.
2.
Обучить компьютерной грамотности
персонал школы, связанный по
роду деятельности с информационной
системой.
3.
Обучить руководящих работников
школы методам работы в условиях
новой экономической системы.
Реализация
проекта позволит: децентрализовать функции
управления и координации усилий в достижении
общей цели; интегрировать в единой для
системы базе данных всех аспектов деятельности
учреждения и, как следствие, исключить
повторный ввод и дублирование информации,
обеспечение комплексного характера использования
информации для целей проведения анализа
и выработки управленческих решений должностными
лицами; обеспечить сохранность и длительное
хранение информации в удобном для использования
виде.
Эффективный
анализ результативности работы школы-интерната
и планирование бюджета на следующий год
невозможны без накопления статистического
материала за предыдущие годы и текущий
год. К таким данным относятся количество
выпускников, классифицированных по демографическому,
интеллектуальному признаку, по состоянию
здоровья, периоду обучения в школе, составе
семьи и т. д., а кроме того, различные нормативные
показатели и коэффициенты. Сбор, хранение
и быстрый поиск такого материала позволит
осуществлять соответствующим образом
организованная база данных. Вся необходимая
информация будет храниться в базе данных
системы, постоянно накапливаться и, при
необходимости, легко может быть использована
для анализа и планирования работы школы-интерната.
Сама
процедура внедрения системы открывает
широкие возможности для повышения квалификации
руководящих работников. Руководители
смогут более глубоко разбираться в характере
и особенностях затрат, связанных с обеспечением
деятельности всей школы. Все это позволит
еще больше усовершенствовать финансовое
планирование в Вяземской школе-интернате.
Заключение
В
рамках управления организацией ежедневное
управление денежными средствами через
планирование часто рассматривается как
рутинная и малозначительная деятельность.
Но результаты этой деятельности затрагивают
благополучие учреждения в целом. Деятельность
любого предприятия невозможна без финансового
планирования. Нельзя забывать о том, что
мы находимся в особо жестких условиях
российской экономики, в которых некоторые
рыночные законы действуют с точностью
до наоборот, однако, с учетом того, что
до перестройки наша страна в течение
многих лет являлась ярким примером авторитарной
директивно-плановой экономики, то процесс
планирования имеет под собой многолетний
опыт. Разумеется, с наступлением этапа
реформ в нашем государстве изменились
как методы планирования, так и его задачи.
Финансовое
планирование помогает сделать возможной
подготовку к использованию будущих благоприятных
условий; прояснить возникающие проблемы;
улучшить координацию действий в организации,
увеличить возможности в обеспечении
школы необходимой информацией; способствовать
более рациональному распределению ресурсов;
улучшить контроль в организации.
От
того, насколько прогнозирование будет
точным и своевременным, а также соответствовать
поставленным проблемам, будут зависеть,
в конечном счете, конечные результаты
деятельности организации.
Сложившаяся
в бюджетных предприятиях методология
и методика планирования базируется на
концепции централизованного народнохозяйственного
планирования, созданной применительно
к условиям бывшего хозяйственного комплекса
Советского Союза, и не в полной мере соответствует
рыночному хозяйственному механизму.
Основные недостатки действующей системы
планирования сводятся к следующему: предприятия
не используют долгосрочное перспективное
планирование, мотивируя это неопределенностью
условий хозяйствования и динамизмом
внешней среды. Принимаемые плановые решения
охватывают период не более года. В основном
же планы разрабатываются на квартал с
разбивкой заданий по месяцам. Составляемые
планы носят фрагментарный характер, не
содержат необходимых разделов и показателей,
что не способствует целостности и комплексности
планирования и снижает эффект от его
применения. Составляемые планы, будучи
по своей форме директивными, не содержат
механизма корректировки в процессе их
реализации, что вносит определенную дезорганизацию
в работу учреждения и подрывает доверие
исполнителей к возможностям средств
и методов планирования, снижает исполнительскую
и финансовую дисциплину и ответственность
за конечные результаты деятельности
предприятий.
Среди
финансовых планов Вяземской школы-интерната
ключевыми являются сметы доходов и расходов
по бюджетным и внебюджетным источникам.
Они включают в себя информацию о плановых
и фактических доходах и расходах, связанных
с текущей деятельностью школы в течение
определенного времени.
В
то же время для руководства школы можно
рекомендовать использовать полную систему
финансовых планов для бюджетных организаций,
которая включает в себя следующие элементы:
прогноз
баланса;
прогноз
отчета о прибылях и убытках (аналог сметы
о доходах и расходах);
прогноз
движения денежных средств.
Данные
финансовые планы должны составляться
в разрезе бюджетных и внебюджетных источников
финансирования. В дипломном проекте были
предложены рекомендации и сами формы
составления данных финансовых планов
с учетом специфики работы учреждения.
Создание
на базе школы отдела автоматизации финансового
планирования позволит также усовершенствовать
финансовое планирование в данной организации.