Анализ финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 20:06, дипломная работа
Краткое описание
Цель дипломного проекта является анализ финансового планирования на основе оценки организации бюджетного образовательного учреждения и разработка рекомендаций по его совершенствованию. Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи: - определить теоретические аспекты, понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях; - определить сущность организации финансового планирования в деятельности бюджетных организаций; - обосновать необходимость проведения анализа финансово планирования в государственном образовательном учреждении; - проанализировать финансово-хозяйственную деятельность бюджетной организации; - дать оценку финансового состояния и финансовых результатов образовательной организации; - разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового планирования бюджетной организации.
Для
некоммерческих организаций корректировка
сметы возможна при изменении целевых
программ, когда либо уменьшаются, либо
увеличиваются объемы средств запланированных
источников целевого финансирования (целевых
поступлений). В таком случае, исходя из
ожидаемых доходов, нужно скорректировать
запланированные расходы, что позволит
организации уложиться в смету по итогам
года.
Организация
вправе изменить смету не только по количеству,
но и по качеству, когда общая сумма расходов
(доходов) может остаться неизменной, а
доходы (расходы) перераспределяются между
собой.
Вносимые
в смету изменения, так же как и сама смета,
утверждаются для того, чтобы придать
им законную силу. Как мы уже говорили,
смета утверждается органом управления
некоммерческой организации. Директор
не обладает достаточными полномочиями,
чтобы утверждать бюджет некоммерческой
организации, в то же время на нем лежит
обязанность контроля за исполнением
бюджета.
Очевидно,
что внесение изменений в смету возможно
в случае существенных изменений обстоятельств
получения и расходования средств. При
этом поправки следует подкрепить документальными
доказательствами существенного изменения
условий деятельности. Если изменения
не существенны, то организации можно
оставить все как есть, а превышение или
занижение доходов (расходов) обосновать
объективными причинами, в том числе и
перед проверяющими органами.
Если
расходы превысили затраты по смете, то
в такой ситуации следует проанализировать
причины допущенного превышения сметы,
с тем чтобы как можно точнее спрогнозировать
свои доходы и расходы на следующий год.
Что касается прошедшего года, то в нем
все расходы, в том числе и те, которые
превысили запланированные, осуществляются
за счет средств, полученных некоммерческой
организацией. Других вариантов финансирования
не заложенных в смету расходов просто
нет, вопрос только в том, за счет каких
поступлений отражать такие расходы. Целевые
средства идут на финансирование определенных
расходов, превышение которых допустимо,
но только после того, как соответствующие
изменения будут внесены в смету. Если
таких изменений в смету в текущем году
не было внесено, то в распоряжении остаются
доходы от предпринимательской деятельности,
которые не так строго лимитированы как
целевые средства. В связи с этим у больше
возможностей отнести превысившие смету
расходы на счет поступлений от оказания
платных услуг населению. При этом следует
помнить, что в отношении коммерческой
деятельности некоммерческая организация
является плательщиком налогов (налога
на прибыль или единого налога в случае
применения УСНО). Уменьшение налоговой
базы на сумму незапланированных расходов
налоговики могут квалифицировать как
занижение налога на необоснованные расходы.
Поэтому автономным некоммерческим организациям
следует заранее позаботиться о документальном
подтверждении и обосновании незапланированного
перерасхода полученных средств [29].
Смета
доходов и расходов является плановым
документом, для контроля за исполнением
которого организации следует составить
фактический документ - отчет об исполнении
сметы. В отчете о выполнении сметы сопоставляются
плановые показатели доходов и расходов
с фактическими данными. Они берутся из
бухгалтерского учета, который является
наиболее полной системой обобщения информации
о ее деятельности. С помощью сопоставления
планируемых и фактических данных оценивается,
насколько исполнена смета, и если отдельные
из поставленных целей не достигнуты,
то выявляются причины, повлиявшие на
срыв плановых показателей. Это учитывается
при составлении сметы на следующий год,
в которую могут быть заложены отклонения
по смете за предыдущий год.
Отчет
о выполнении сметы доходов и расходов,
так же как и сама смета, является важным
финансовым документом, подтверждающим,
что некоммерческая организация действует
в рамках своей уставной деятельности.
Таким
образом, главным отличием коммерческих
организаций от некоммерческих является
их цели, основная цель организаций, функционирующих
на коммерческой основе, - получение прибыли.
Некоммерческие же организации своей
целью имеют удовлетворение потребностей
общества своей деятельностью. Полученные
доходы (прибыль) коммерческие организации
распределяют между участниками. Некоммерческие
организации не распределяют прибыль
между участниками, за исключением потребительских
кооперативов.
Важным
отличием коммерческих и некоммерческих
организаций является то, что в коммерческих
организациях создается амортизационный
фонд как источник простого воспроизводства.
Для некоммерческих организаций не предусмотрено
начисление амортизации по основным фондам.
Финансовое
планирование это планомерное управление
процессами создания, распределения, перераспределения
и использования денежных ресурсов. Задачами
финансового планирования является следующее:
определяются источники и объемы финансовых
ресурсов, необходимые для обеспечения
деятельности субъекта; намечаются виды
и размеры специальных денежных фондов,
а также способы их формирования и направления
использования; устанавливается соотношение
в распределении централизованных и децентрализованных
финансовых ресурсов с целью обеспечения
необходимых темпов и пропорций социального
и экономического развития; вскрываются
резервы использования материальных,
трудовых и денежных ресурсов; осуществляется
постоянный контроль за производственно-финансовой
деятельностью предприятий, организаций,
учреждений. Как известно, финансовый
план представляет собой документ, в котором
отражаются притоки и оттоки денежных
средств. Доходная часть финансового плана
это все возможные источники финансирования
данной организации, включая финансовые
возможности самой организации (доходы
от коммерческих видов деятельности),
имеющиеся в наличии или предполагаемые.
Расходы, отраженные в финансовом плане,
должны быть наиболее приближены к уставным
целям и задачам некоммерческой организации;
назначение и порядок формирования статей
должен быть понятен потребителям данной
информации.
Уставная
деятельность некоммерческой организации,
осуществляется на основании финансового
плана или запланированных на предстоящий
период (месяц, квартал, год и так далее)
доходов и расходов. Этот план можно представить
в виде достаточно привычного для некоммерческих
организаций документа - сметы доходов
и расходов.
Смета
является основой финансового планирования
некоммерческой организации. Обычно она
составляется на календарный год (перед
его началом) и утверждается ее высшим
органом управления.
В
смете отражаются, объемы и источники
средств некоммерческих организаций,
необходимые для обеспечения ее деятельности,
а также данные об их использовании. Таким
образом, смету доходов и расходов называют
бюджетом, а процесс ее составления - бюджетированием.
Обычно
в смета делится на две части: доходную
и расходную.
Вносимые
в смету изменения, так же как и сама смета,
утверждаются для того, чтобы придать
им законную силу.
Отчет
о выполнении сметы доходов и расходов,
так же как и сама смета, является важным
финансовым документом, подтверждающим,
что некоммерческая организация действует
в рамках своей уставной деятельности.
2. Оценка организации финансового
планирования в Вяземской коррекционной
школе-интернате
2.1 Общая характеристика деятельности
школы-интерната
Общеобразовательные
школы - интернаты создаются в целях оказания
помощи семье в воспитании детей, формирования
у них навыков самостоятельной жизни,
социальной защиты и всестороннего развития
их творческих способностей. В эти учреждения
принимаются преимущественно дети, нуждающиеся
в государственной поддержке, в том числе
дети из многодетных и малообеспеченных
семей, дети, находящиеся под опекой. Основными
задачами образовательных учреждений
для детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, являются: создание
благоприятных условий, приближенных
к домашним, способствующих умственному,
эмоциональному и физическому развитии
воспитанников, обеспечение их медико
- психолого - педагогической реабилитации
и социальной адаптации; охрана прав и
интересов воспитанников. В соответствии
с индивидуальными особенностями детей
в системе образования могут функционировать
следующие виды учреждений: детский дом,
детский дом - школа, школа - интернат для
детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, санаторий детский дом, специальные
(коррекционные) детские дома и школы -
интернаты для детей сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, с отклонениями
в развитии. В этих видах учреждений содержание
и обучение воспитанников осуществляется
на основе полного государственного обеспечения.
Объектом
исследования данного дипломного проекта
является Вяземская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат 7-8
видов.
Муниципальное
специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
г. Вязьмы специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат является
образовательным учреждением, создана
решением комитета по образованию администрации
г. Вязьмы (приказ № 1056 от 30 октября 1980
г.) в соответствии с Гражданским кодексом
РФ, Законом «Об образовании». Полное наименование
учреждения: Муниципальное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья г. Вязьмы специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат 7-8 видов, сокращенное наименование
учреждения: МСКОУ СКОШИ.
Учредителем
школы-интерната от имени администрации
города Вязьмы выступает комитет по образованию
администрации города Вязьмы. Организационно-правовая
форма учреждения — муниципальное учреждение.
Адрес
место нахождения учреждения: 215151, Смоленская
обл., Вяземский р-н, д. Черное.
Целями
деятельности школы-интерната являются
создание условий для обучения, воспитания,
лечения, социальной адаптации и интеграции
в общество, реализация гарантий и удовлетворение
потребностей граждан с ограниченными
возможностями здоровья в получении общего
образования, формирование общей культуры
личности обучающихся на основе усвоения
обязательного минимума содержания общеобразовательных
программ, их адаптация к жизни в обществе,
создание основы для осознанного выбора
и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание
гражданственности, трудолюбия, уважения
к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование
духовно нравственной личности, ведущей
здоровый образ жизни.
Задачами
Вяземской школы-интерната являются осуществление
обучения и воспитания в интересах личности,
общества и государства, обеспечение охраны
здоровья, создание благоприятных условий
для реализации гражданами России гарантированного
государством права на получение общего
образования и разностороннего развития
личности.
Деятельность
школы-интерната строится на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности,
приоритета общечеловеческих ценностей,
жизни и здоровья человека, свободного
развития личности, гражданственности,
автономности и светского характера образования.
Школа
реализует общеобразовательные программы
специальных (коррекционных) образовательных
учреждений для умственно отсталых детей,
дополнительного образования. По согласованию
с комитетом по образованию в учреждении
создаются классы для детей с глубокой
умственной отсталостью, классы с углубленной
трудовой подготовкой, подготовительные
классы. При организации образовательного
процесса педагоги школы-интерната руководствуются
Типовым положением о специальном (коррекционном)
образовательном учреждении для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья. В Школе-интернате обучаются
92 человека. Предельная наполняемость
классов (групп) устанавливается в количестве
до 12 человек, подготовительных классов
6-8 человек, классов для детей с глубокой
умственной отсталостью – 10 человек. Количество
классов (групп) определяется потребностью
населения и зависит от санитарных норм
и условий, необходимых для осуществления
образовательного процесса. В учреждении
при наличии соответствующих условий
могут открываться группы круглогодичного
пребывания для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей. Деятельность
этих групп регламентируется Типовым
положением об образовательном учреждении
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей. Предельная наполняемость
групп: - разновозрастная не более 8 человек;
- одновозрастная не более 10 человек. При
проведении занятий по профессионально-трудовому
обучению в 5-9-х классах класс (группа)
делится на 2 группы. При делении класса
(группы) на подгруппы учитывается профиль
трудового обучения для девочек и мальчиков.
При наличии необходимых условий и средств
возможно деление на группы классов с
меньшей наполняемостью.
Организация
питания осуществляется штатными работниками
школы-интерната. Медицинское обеспечение
осуществляют штатные медицинские работники,
которые совместно с администрацией школы-интерната
отвечают за охрану здоровья обучающихся,
воспитанников и укрепления их психофизического
состояния, диспансеризацию, проведение
профилактических мероприятий и организацию
физического воспитания. Медицинские
работники оказывают помощь педагогам
в организации индивидуального и дифференцированного
подхода к обучающимся с учетом здоровья
и особенностей их развития, дают им рекомендации
по медико-педагогической коррекции, а
также родителям (законным представителям)
о необходимости соблюдения режима в домашних
условиях в целях профилактики заболеваний.
Медицинский персонал и персонал организаций
питания наряду с администрацией школы-интерната
несут ответственность за соблюдение
санитарно-гигиенических норм, противоэпидемического
режима и качества питания обучающихся,
проведение лечебно-профилактических
мероприятий.
В
Вяземской школе-интернате также реализуются
дополнительные образовательные программы
и оказываются дополнительные образовательные
услуги (на договорной основе), не включенные
и перечень основных общеобразовательных
программ, в т.ч. за плату, за пределами
основных образовательных программ общего
образования:
-
создание кружков: по обучению
игре на музыкальных инструментах,
кройке и шитью, столярному делу,
вязанию, художественной вышивке, пэчворку,
домоводству, танцам;
-
создание спортивных секций, оздоровительных
групп.
Дисциплина
в школе-интернате поддерживается на основе
уважения человеческого достоинства обучающихся
и работников. Применение методов физического
и психического воздействия к обучающимся
не допускается.
Содержание
и организация образовательного процесса
регламентируются учебными планами, программами,
составленными учреждением самостоятельно
исходя из особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей
обучающихся с учётом содержания примерных
учебных планов и программ, разработанных
па основании государственных образовательных
стандартов.
Директор
организует работу школы, управляет всей
ее деятельностью, осуществляет подбор,
прием на работу и расстановку кадров.
Отвечает за качество и подготовку учащихся.
Действует от имени школы-интерната и
представляет его во всех учреждениях.
В пределах своей компетенции издает приказы
и распоряжения.
Организационно-структурная
схема управления представлена схематично
(Приложение № 3).
Руководство
школой осуществляет директор, в линейном
подчинении к нему относятся заместители
по учебной работе, совет школы, методический
совет, малый педсовет, каждый из которых
руководит, отведенным ему функциональным
блоком школы.