Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 14:27, дипломная работа
Цель данной работы - проанализировав финансовые результаты организации за предыдущий и отчетный периоды, разработать оптимальные управленческие решения урегулирования прибыли предприятия.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность туристской фирмы "Викинг"
Введение 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Понятие, процесс разработки и особенности управленческих решений 7
1.2 Характеристика прибыли как объекта управления 13
1.3. Система управления прибылью 17
1.3. Рентабельность как обобщающий показатель эффективной деятельности хозяйствующего субъекта 23
1.4. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли 25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРФИРМЫ "ВИКИНГ" 31
2.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО "Викинг" 31
2.2. Анализ прибыли и рентабельности т/ф "Викинг" 39
2.3. Анализ сезонности продаж т/ф "Викинг" 46
ГЛАВА 3 ПРОЭКТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ ТУРФИРМЫ "ВИКИНГ" 51
3.1 Увеличение товарооборота за счет роста мотивации персонала. 52
3.2 Увеличение товарооборота за счет привлечения туристов 57
3.3 Сглаживание фактора сезонности в туризме 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
Индивидуальные управленческие решения — это решения, которые принимаются руководителем единолично. В организациях малого бизнеса небольшое число уровней управления, высокая степень риска потери конкурентного статуса. Положительным моментом индивидуального решения является его творческий, неординарный характер.
Недостатки индивидуальных решений проявляются тогда, когда они приобретают авторитарный характер. Руководитель должен уметь лавировать и быть гибким, использовать искусство делегирования полномочий по принятию решений другим людям в организации.
2) Типология по уровням планирования и времени реализации мероприятий
Стратегические управленческие решения — это решения, которые принимаются на высшем уровне управления на долгосрочную перспективу развития организации. За такими решениями следует разработка: стратегического плана, производственной программы организации. Стратегические решения предполагают проведение кардинальных перестроек в организации: изменение направлений финансовых потоков в продуктовые группы или целевые сегменты, трансформацию структуры, выход на новые региональные рынки, расширение или сокращение деятельности, изменение ассортиментной политики.
Тактические управленческие решения — это решения, которые принимаются на высшем и среднем уровнях управления на год или на квартал и включают мероприятия, необходимые для реализации годового или квартального планов: продаж, производства или предоставления услуг. Тактические цели конкретизируют стратегическую цель и соответственно, тактические решения необходимы для достижения этой цели.
Оперативные управленческие решения — решения, принимаемые в средних и низших эшелонах управления, связанные с организацией работы непосредственных исполнителей, обеспечением их ресурсами, материалами, информацией.
3) Типология по содержанию
Содержательная типология в отличие, от рассмотренных выше отражает сущностные характеристики управленческих решений, которые имеют определенную направленность и связаны с различными сторонами деятельности. Так, экономические решения связаны с системой хозяйствования, необходимы для роста экономической эффективности деятельности организации, рентабельности, окупаемости и ликвидности активов.
Социальные решения — это решения, затрагивающие социальную структуру организации, персонал, корпоративную культуру, климат и общие ценности. Организационные решения — это решения связанные с методами управления, способами достижения целей.
Технические решения — это оперативные решения, которые необходимы для обеспечения трудового, производственного процессов, снабжения необходимыми ресурсами, материалами, информацией.
Итак, управленческие решения различны по содержанию, временным параметрам, уровням планирования, однако все они, — неотъемлемая составляющая процесса управления. Эффект их реализации напрямую зависит от способности менеджера прогнозировать ситуацию, предвидеть последствия принятых решений, умения использовать потенциал.
Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство.
Рассматривая экономическую сущность прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики как:
- Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности.
- Прибыль является формой
- Прибыль не является
- Прибыль характеризует не весь
доход, полученный в процессе
предпринимательской
- Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме.
С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».
А теперь рассмотрим какую роль играет прибыль предприятия в условиях рыночной экономики [13, с.19-22]:
Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников и персонала определяют необходимость непрерывного и эффективного управления ею.
Прибыль предприятия характеризуется многообразием обличий, в которых она выступает. Под общим понятием «прибыль предприятия» понимают самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов.
Классификация видов прибыли предприятия приведена в таблице 1.
Классификация прибыли предприятия
Критерий классификации |
|
Порядок формирования прибыли |
Валовая прибыль Маржинальный доход (маржинальная прибыль) Прибыль до налогообложения Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) |
Источники формирования прибыли |
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) Прибыль от реализации имущества Внереализационная прибыль |
Виды деятельности, где формируется прибыль |
Прибыль от обычной деятельности (операционная прибыль) Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности |
Характер использования прибыли |
Капитализированная (нераспределенная прибыль) Прибыль, направленная на дивиденды (потребленная) |
Периодичность получения прибыли |
Регулярная прибыль Чрезвычайная прибыль |
Основным источником получения торговым предприятием прибыли является валовой доход. Валовой доход определяется как разница между продажной и покупной стоимостью товара. Валовой доход торгового предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена) или у посредников (оптовая цена). Торговая надбавка предназначена для возмещения издержек обращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового предприятия.
В состав внереализационных и прочих операционных доходов включаются: доходы от сдачи имущества в аренду; присужденные и признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; прибыль прошлых лет, выявленных в отчетном году; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров (работ, услуг); положительные курсовые разницы по валютным счетам и пр.
В состав внереализационных и прочих операционных расходов включаются: затраты по аннулированным торгово-хозяйственным сделкам; убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбитражные расходы; присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение хозяйственных договоров, а также расходы по возмещению причиненных убытков; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек и др.
В экономических расчетах и анализе используются и другие показатели прибыли, различающиеся составом формирующих ее элементов. Так, разница между выручкой и переменными расходами называется маржинальной прибылью, а прибыль до уплаты налогов и процентов за использование заемными средствами – экономической прибылью.
После установления отложенных налоговых активов и обязательств рассчитываются текущий налог на прибыль и чистая прибыль отчетного периода. Показатель чистой прибыли – один из наиболее важных показателей финансовой отчетности. Чистая прибыль отражает финансовые результаты деятельности организации.
Формирование конечного финансового результата предприятия в форме чистой прибыли (убытка) отчетного периода показано на рисунке 2 (см. приложение 1) [21, с.180]
Основными источниками информации для анализа финансовых результатов являются данные формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках», формы № 1 «Бухгалтерский баланс», формы № 3 «Отчет о движении капитала» и формы № 4 «Отчет о движении денежных средств».
Грамотное, эффективное управление прибылью предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов её анализа и планирования.
Система управления прибылью включает следующие элементы:
- цели и задачи управления;
- выбор объектов управления;
- механизм управления;
- организационное обеспечение;
- информационное обеспечение;
- методы анализа прибыли;
- методы планирования прибыли;
- механизм распределения
- методы внутреннего контроля и контроллинга прибыли.
Далее рассмотрим более подробно каждый элемент данной системы.
Цель анализа прибыли состоит в выяснении причин ее изменения, определении резервов ее роста и подготовке управленческих решений по мобилизации выявленных резервов.
В ходе анализа решаются следующие задачи:
- дается оценка выполнения
- изучаются состав и структура прибыли;
- выявляется количественное
- анализируется и дается оценка качества прибыли;
- изучаются направления, пропорции
и тенденции распределения
- выявляются резервы роста
- разрабатываются рекомендации
по наиболее эффективному
При проведении анализа прибыли за различные календарные годы необходимо вести расчеты в сопоставимых ценах - в ценах предыдущего или отчетного периода.
Построение системы управления прибылью требует формирования систематизированного перечня объектов этого управления. Такая систематизация объектов управления должна с одной стороны отражать функциональную направленность этого управления, а с другой - различные его уровни.
Функциональная направленность объектов управления прибылью по общепринятым стандартам выделяет два основных их вида:
- управление формированием прибыли;
- управление распределением и использованием прибыли.
Каждый из этих макрообъектов управления прибылью в свою очередь подразделяется на объекты более низкого порядка, образуя определенную иерархическую систему. Принципиальная схема такой многоуровневой функциональной системы объектов управления прибылью предприятия приведена на рисунке 3 (см. приложение 2) [20, с.64].
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности турфирмы "Викинг"