Анализ финансово-хозяйственной деятельности турфирмы "Викинг"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 14:27, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной работы - проанализировав финансовые результаты организации за предыдущий и отчетный периоды, разработать оптимальные управленческие решения урегулирования прибыли предприятия.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность туристской фирмы "Викинг"

Содержание

Введение 4
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Понятие, процесс разработки и особенности управленческих решений 7
1.2 Характеристика прибыли как объекта управления 13
1.3. Система управления прибылью 17
1.3. Рентабельность как обобщающий показатель эффективной деятельности хозяйствующего субъекта 23
1.4. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли 25
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРФИРМЫ "ВИКИНГ" 31
2.1. Краткая характеристика предприятия ЗАО "Викинг" 31
2.2. Анализ прибыли и рентабельности т/ф "Викинг" 39
2.3. Анализ сезонности продаж т/ф "Викинг" 46
ГЛАВА 3 ПРОЭКТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПРИБЫЛИ ТУРФИРМЫ "ВИКИНГ" 51
3.1 Увеличение товарооборота за счет роста мотивации персонала. 52
3.2 Увеличение товарооборота за счет привлечения туристов 57
3.3 Сглаживание фактора сезонности в туризме 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы управления прибылью предприятия 6 (1).doc

— 587.00 Кб (Скачать файл)

Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы:

1. Государственное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятия. Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятия, представляет собой одно из направлений экономической политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют образование и распределение прибыли предприятий в разных формах. К числу основных из этих форм относятся: налоговое регулирование; регулирование механизма амортизации основных фондов и нематериальных активов, регулирование размеров отчислений прибыли в резервный фонд, регулирование минимальных размеров заработной платы и другие.

2. Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия. Спрос и предложение на товарном и финансовом рынках формируют уровень цен на продукцию, стоимость привлечения кредитов, доходность отдельных ценных бумаг, среднюю норму доходности капитала и т.п. По мере углубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования формирования и использования прибыли предприятия будет возрастать.

3. Внутренний механизм регулирования  отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам формирования, распределения и использования прибыли. Так, ряд этих аспектов может регламентироваться требованиями устава предприятия. Отдельные из этих аспектов регулируются формируемой на предприятии целевой политикой управления прибылью. Кроме того, на предприятии может быть разработана и утверждена система внутренних нормативов и требований по вопросам формирования, распределения и использования прибыли.

4. Система конкретных методов  и приемов осуществления управления  прибылью. В процессе анализа, планирования  и контроля формирования и  использования прибыли используется  обширная система методов, с помощью которых достигаются необходимые результаты. К числу основных из них относят методы: технико-экономических расчетов, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения и другие.

Эффективный механизм управления прибылью предприятия позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи.

Успешное функционирование системы управления прибылью предприятия во многом определяется эффективностью ее организационного обеспечения. Организационное обеспечение управления прибылью представляет собой взаимосвязанную совокупность внутренних структурных служб и подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам формирования, распределения и использования прибыли, и несущих ответственность за результаты этих решений.

Эффективность каждой управляющей системы в значительной мере зависит от качества формируемой и используемой ею информационной базы. Информационное обеспечение управления прибылью представляет собой результат непрерывного целенаправленного подбора соответствующих информативных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных управленческих решений по всем аспектам формирования распределения и использования прибыли предприятия.

Информационная система управления прибылью призвана обеспечивать необходимой информацией не только управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних ее пользователей.

Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии.

Для решения конкретных задач управления прибылью применяется целый ряд специальных систем и методов анализа, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования. В практике управления прибылью в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа на предприятии: горизонтальный анализ; вертикальный анализ; сравнительный анализ; анализ коэффициентов; интегральный анализ [3, с.254].

  1. Горизонтальный ( или трендовый) анализ прибыли базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяющие общие тенденции ее изменения.
  2. Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих показателя прибыли.
  3. Сравнительный анализ прибыли базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей.
  4. Анализ коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли предприятия. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие системы аналитических коэффициентов: коэффициенты рентабельности, коэффициенты эффективности распределения прибыли, и другие группы финансовых коэффициентов (такие как, коэффициент платежеспособности, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициент оборачиваемости активов).
  5. Интегральный анализ прибыли позволяет получить наиболее обобщенную характеристику условий ее формирования.

Основу механизма управления прибылью предприятия составляют системы и методы ее планирования. Планирование прибыли представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению ее формирования в необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. Результатом планирования является план или система планов.

Планирование прибыли на предприятии базируется на использовании трех основных его систем:

- прогнозирование формирования и распределения прибыли предприятия (до 3-х лет);

- текущее планирование формирования, распределения и использования  прибыли предприятия (1 год);

- оперативное планирование формирования  и использования прибыли предприятия (месяц, квартал).

Все системы планирования прибыли предприятия находятся во взаимосвязи и реализуются в определенной последовательности.

В составе механизмов управления прибылью предприятия важная роль отводится системам и методам ее контроля. Внутренний контроль прибыли представляет собой процесс проверки и обеспечения реализации всех управленческих решений в области ее формирования, распределения и использования на предприятии.

Создание системы внутреннего контроля является неотъемлемой составной частью построения всей системы управления предприятием с целью обеспечения его эффективности.

В последние годы в практике широкое распространение получила новая прогрессивная комплексная система внутреннего контроля, которая называется «контроллинг». Контроллинг прибыли представляет собой систему внутреннего контроля, обеспечивающую концентрацию контрольных действий на наиболее приоритетных направлениях формирования и использования прибыли предприятия, своевременное выявление отклонений фактических результатов от предусмотренных и принятие оперативных управленческих решений по выполнению установленных заданий. 

 

1.3. Рентабельность  как обобщающий показатель эффективной  деятельности хозяйствующего субъекта

Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно. Абсолютная величина прибыли не позволяет судить о доходности, рентабельности предприятия. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли имеют различные объемы выручки, разные издержки, ресурсы. В этом отношении для оценки эффективности работы предприятия используют показатель рентабельности.

Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован при сравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.

Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятия с каждого рубля средств, вложенных в активы.  

Роль и значение показателя рентабельности заключается в следующем:

- данный показатель является  одним из основных критериев  оценки эффективности работы  предприятия;

- повышение рентабельности характеризует  цель предприятия в рыночной  экономике;

- рентабельность - результативный, качественный  показатель деятельности предприятия;

- рост рентабельности способствует  повышению финансовой устойчивости  предприятия;

- увеличение рентабельности обеспечивает  победу предприятия в конкурентной  борьбе и способствует выживанию предприятия в рыночной экономике;

- показатель рентабельности характеризует  привлекательность бизнеса в  данной сфере для предпринимателей.  

В экономической литературе приводится большое число показателей рентабельности. Они могут быть представлены стоимостными показателями или показателями, выраженными в процентах (коэффициентах).

 Рентабельность как относительный  показатель характеризует процентное  отношение суммы прибыли к  одному из показателей (например, к выручке, товарообороту, издержкам, капиталу, фондам и т. д.). При расчете рентабельности используется как балансовая, так и чистая прибыль предприятия. Рентабельность, рассчитанная исходя из чистой прибыли, называется чистой рентабельностью. На практике следует использовать систему показателей рентабельности.

Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей, ориентированная на определенную цель. Система показателей позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные показатели обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации. Система показателей особенно важна в тех случаях, когда необходимо учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы. При этом необходимо подчеркнуть, что неоправданно большое число показателей перегружает материалы аналитического исследования и, более того, уводит в сторону от цели анализа.

Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности.

Уровень рентабельности, исчисленный отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме издержек обращения, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение издержек обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность торговой сделки по товарам.

Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения. Эти показатели существенно дополняют друг друга, так как для определения эффективности деятельности затраты предприятия должны определенным образом соотноситься с прибылью от реализации товаров.

Рентабельность активов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений по финансовым источникам.

Самостоятельное значение имеет показатель рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к расходам на оплату труда. В расчетах данного показателя может использоваться либо вся сумма расходов на оплату труда, либо только расходы, включаемые в издержки обращения.

Существует большое число показателей прибыли и рентабельности. Но нет необходимости производить расчет и анализ всех из них. Рассчитав самые важные коэффициенты, менеджер с наибольшей скоростью и эффективностью может оценить финансовое положение предприятия и принять грамотное управленческое решение.

 

1.4. Экономические  факторы, влияющие на величину  прибыли

Целью анализа является оценка прошлой деятельности и положения предприятия на данный момент. Прибыль формируется под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые влияют на результаты деятельности предприятия по-разному: одни – положительно, другие отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние других. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Наиболее интересной является классификация факторов И. А. Бланка, позволяющая дать системную классификацию факторов прибыли. Данная классификация представлена на рисунке 4.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности турфирмы "Викинг"