Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 22:21, дипломная работа
Целью дипломной работы является исследование методики анализа формирования и использования прибыли предприятия. Исходя из поставленной цели, основное внимание было уделено решению следующих задач:
- рассмотреть понятие прибыли как основного показателя финансово-хозяйственной деятельности;
- изучить требования и правила бухгалтерского учета в части формирования прибыли предприятия;
- исследовать методику анализа формирования и распределения прибыли;
- дать технико-экономическую характеристику анализируемого предприятия ООО «Востокспецстрой»;
- ознакомиться с практикой формирования отчета о прибылях и убытках в указанной организации;
- провести факторный анализ прибыли и рентабельности, оценить динамику этих показателей;
- понять, на какие цели используется прибыль;
- разработать мероприятия, которые позволят ООО «Востокспецстрой» повысить прибыльность предприятия.
Продолжение табл. 2.10
Показатели |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Абс. изменение, тыс. руб. |
Относит. изм., % | ||
2010/ 2009 |
2011/ 2010 |
2010/ 2009 |
2011/ 2010 | ||||
3.Управленч. расходы, тыс. руб. |
- |
- |
781 |
- |
781 |
- |
- |
4.Прибыль от продаж, тыс. руб. |
507 |
259 |
88 |
-248 |
-171 |
-49 |
-66 |
5.Индекс цен |
1 |
1,088 |
1,061 |
0,088 |
-0,027 |
8,8 |
-2,5 |
6.Объем реализации в сопоставимых ценах (п.1/п.5), тыс. руб. |
13754 |
9467 |
1640 |
-4287 |
-7827 |
-31,17 |
-82,68 |
7. Себестоимость в сопоставимых ценах (п. 2/п.5), тыс. руб. |
13247 |
9229 |
821 |
-4018 |
-8408 |
-30 |
-91 |
За индекс цен были взяты индексы потребительских цен (инфляции), которые по данным Росстата в 2010 и 2011 году составили соответственно 1,088 и 1,061.
Для определения влияния объема реализации на прибыль необходимо прибыль предыдущего периода на изменение объема продаж в сопоставимых ценах:
- в 2010 году:
507 тыс. руб.*(-0,3117)=-158,03 тыс. руб.
- в 2011 году:
259 тыс. руб.*(-0,8268) = - 214,14 тыс. руб.
Влияние ассортимента продаж на величину прибыли определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости предыдущего периода, с прибылью предыдущего периода, пересчитанной на изменение объема реализации. Изменение объема продаж составило в 2010 году -31,17 %, в 2011 -82,68 %, следовательно, фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости, равна:
- в 2010 году:
13247 тыс. руб. - 13247 тыс. руб.*0,3117 = 9117,91 тыс. руб.
- в 2011 году:
10041 тыс. руб. - 10041 тыс. руб.*0,8268 = 1739,10 тыс. руб.
Прибыль (убыток) отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базового периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:
- в 2010 году:
9467 тыс. руб. – 9117,91 тыс. руб.=349,09 тыс. руб.
- в 2011 году:
1640 тыс. руб. – 1739,10 тыс. руб. = - 99,10 тыс. руб.
Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:
- в 2010 году:
349,09 тыс. руб.- (507 тыс. руб. -507 тыс. руб. *0,3117) = 0,1219 тыс. руб.
- в 2011 году:
- 99,10 тыс. руб. – (259 тыс. руб.-259 тыс. руб.*0,8268) = -143,9588 тыс. руб.
Влияние себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя реализации продукции отчетного периода с затратами предыдущего периода, пересчитанными на изменение объема продаж:
- в 2010 году:
10041 тыс. руб. - 9117,91 тыс. руб. = 923,09 тыс. руб.
Себестоимость реализованной продукции увеличилась, значит, прибыль от продаж снизилась на ту же сумму.
- в 2011 году:
871 тыс. руб. - 1739,10 тыс. руб. = - 868,10 тыс. руб.
Себестоимость реализованной продукции снизилась, значит, прибыль от продаж увеличилась на ту же сумму.
Влияние увеличения управленческих расходов на прибыль компании в 2011 году определим путем сопоставления их величины в отчетном и предыдущем периодах: за счет роста управленческих расходов прибыль сократилась на 781 тыс. руб.
Для определения влияния цен реализации на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и предыдущего периода:
- в 2010 году:
10300 тыс. руб. - 9467 тыс. руб. = 833 тыс. руб.
- в 2011 году:
1740 тыс. руб. - 1640 тыс. руб. = 100 тыс. руб.
Обобщим произведенные расчеты в табл.2.11.
Таблица 2.11
Влияние факторов на прибыль от продаж
Фактор |
2010 |
2011 |
Объем продаж |
-158,03 |
-214,14 |
Структура ассортимента выполненных работ |
0,1219 |
-143,9588 |
Себестоимость |
-923,09 |
868,10 |
Управленческие расходы |
- |
-781 |
Цены реализации |
833 |
100 |
Общее влияние факторов |
-247,9981 |
-170,9988 |
Таким образом, в 2010 году сильное отрицательное влияние на сумму прибыли от продаж оказал рост себестоимости, а также снижение объема продаж. Это воздействие было частично компенсировано повышением реализационных цен, однако по сравнению с предыдущим периодом прибыль все равно оказалась меньше на 248 тыс. руб. В 2011 году отрицательно сказались на прибыли снижение объема продаж и негативные сдвиги в ассортименте работ (то есть в составе выполненных работ увеличилась доля работ с меньшим уровнем доходности). Тем не менее, предприятию удалось сократить себестоимость, поэтому абсолютное уменьшение прибыли от продаж оказалось меньше, чем в 2010 году и составило 171 тыс. руб.
Поскольку ООО «Востокнефтезаводмонтаж», начиная с 2011 года, стало использовать в учете затрат систему «директ-костинг», становится возможным применение маржинального подхода к анализу прибыли.Необходимо отметить, что в ремонтно-строительной отрасли его применение затрудняется в связи с тем, что анализ безубыточности основан на допущении существования только одного или нескольких видов продукции, да и само деление затрат на постоянные и переменные весьма условно. Тем не менее, рассмотрим результаты маржинального анализав отчете о финансовых результатах предприятия(табл. 2.12).
Таблица 2.12
Отчет о доходах и расходах за 2011 год
Показатель |
Значение |
1.Выручка, тыс. руб. |
1740 |
2.Переменные затраты, тыс. руб. |
871 |
3.Маржинальный доход (п.1-п.2) |
869 |
4.Постоянные расходы, тыс. руб. |
781 |
5.Прибыль от продаж, тыс. руб. |
88 |
6.Критический объем |
1652 |
7.Запас финансовой прочности (п.1-п.6)/п.1, % |
5,06 |
8. Доля постоянных расходов в их общей величине, % |
47 |
Критический объем реализации (точка безубыточности) показывает величину выручки, при которой предприятие не получит ни прибыли, ни убытка. Выручка в объеме 1652 тыс. руб. позволяет предприятию полностью покрыть затраты, а превышение этой величины приводит к получению прибыли.Критический объем реализации в отчетном 2011 году достигнут и даже превышен.Поэтому рассчитан показатель запаса финансовой прочности, который составил 5,06 %. Он показывает, что при снижении выручки на 5,06 % предприятие сможет избежать убытка. Показатель довольно низкий, что говорит о высоком риске ведения дела.
Управление прибылью от продаж тесно
связано с понятием левериджа, который
трактуется как определенный фактор, небольшое
изменение которого может привести к существенному
изменению результирующих показателей.
Эффект операционного (производственного)
Lпр = 34 % / 17 % = 2 раза
По сути, он представляет собой коэффициент эластичности, то есть показывает, что при изменении выручки на 1 % прибыль от продаж изменится на 2%.ООО «Востокспецстрой» имеет высокий уровень производственного левериджа, что говорит о большой степени делового риска предприятия. Необходимо стремится к сокращению операционного левериджа путем сокращения постоянных расходов.
Управление формированием прибыли предполагает также определение рационального сочетания собственных и заемных источников финансирования. Зависимость между прибылью и структурой капитала характеризуется показателем финансового рычага. Эффект финансового рычагаLф показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств и рассчитывается по формуле:
Lф = (1-Нп)*(Ра – Цзк)*ЗК/СК (2.4)
где Нп – ставка налога на прибыль, в долях единицы;
Ра–рентабельность активов по прибыли от продаж;
Цзк – средневзвешенная цена заемного капитала;
ЗК – среднегодовая стоимость заемного капитала;
СК – среднегодовая стоимость собственного капитала;
ЗК/СК – плечо финансового рычага.
Показатель (Ра – Цзк) называют дифференциалом финансового рычага. Он является условием возникновения эффекта финансового рычага. Цена заемного капиталаЦзк определяется как отношение суммы процентов по всем займам и кредитам за анализируемый период к общей сумме привлеченных займов и кредитов в анализируемом периоде. Предприятием был привлечен только один краткосрочный кредит на сумму 1680 тыс. руб., по которому были начислены проценты в размере 293 тыс. руб. Соответственно, Цзк составит:
293 тыс. руб. / 1680 тыс. руб. = 0,174
Финансовый рычаг мультиплицирует эффект, получаемый за счет дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового рычага вызывает еще больший прирост его эффекта и рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового рычага приводит к еще большему снижению его эффекта и рентабельности собственного капитала. Рассчитаем указанные показатели ООО «Востокспецстрой» в 2011 году (табл. 2.13).
Таблица2.13
Расчет эффекта финансового рычага
Показатель |
Условное обозначение |
Значение |
Ставка налога на прибыль |
Нп |
0,2 |
Рентабельность активов по прибыли от продаж |
Ра |
0,039 |
Средневзвешенная цена заемного капитала |
Цзк |
0,174 |
Среднегодовая стоимость заемного капитала |
ЗК |
2258 |
Среднегодовая стоимость собственного капитала |
СК |
260,5 |
Плечо финансового рычага |
ЗК/СК |
8,67 |
Эффект финансового рычага |
Lф |
-0,936 |
Отрицательное значение эффекта финансового рычага связано с тем, что доходность совокупного капитала Ра ниже стоимости заемных средств Цзк и свидетельствует о том, что дальнейшее наращиваниезаемного капиталаприведет к получению убытков. Высокий показатель финансового рычага усиливает негативное воздействие на величину рентабельности собственного капитала. Таким образом, ООО «Востокспецстрой» необходимо стремится к сокращению заемных средств.
Помимо проведения факторного анализа прибыли и рентабельности, необходимо также рассчитать ряд коэффициентов, характеризующих использование чистой прибыли предприятия (табл. 2.14).
Таблица 2.14
Показатели использования чистой прибыли
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
Изменения (+,-) | |
2010/2009 |
2010/2009 | ||||
Коэффициент капитализации прибыли |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
Коэффициент устойчивости экономического роста |
1,17 |
-0,32 |
0,05 |
-1,49 |
0,37 |
Коэффициент способности самофинансирования за счет прибыли |
0,09 |
-0,02 |
0,01 |
-0,11 |
0,03 |
Информация о работе Анализ формирования и использования прибыли на примере ООО «Востокспецстрой»