Задачи и порядок анализа оптового товарооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы:
Значение, задачи и информационное обеспечение анализа оптового товарооборота;
Виды и формы оптового товарооборота;
Анализа поступления товарооборота на оптовой торговле предприятия;
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости;
Выполнения плана и динамики оптового товарооборота;
Особенности анализа влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота;
Оперативный анализ поставки товаров и оптовый товарооборот;
Анализ оптового товарооборота.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа оптового товарооборота……………………………………………………………………..5
1.1.Виды и формы оптового товарооборота…………………………………….6
Глава 2. Анализа поступления товарооборота на оптовой торговле предприятия……………………………………………………………………….9
2.1. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости…………………….13
Глава 3. Выполнения плана и динамики оптового товарооборота…………..18
3.1. Особенности анализа влияния факторов на выполнение плана и динамику оптового товарооборота…………………………………………….20
Глава 4. Оперативный анализ поставки товаров и оптовый товарооборот…22
Глава 5. Анализ оптового товарооборота……………………………………...23
Вывод………………………………………………………………………….….26Список литературы……………………………………………………………...27
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

женька курсач.docx

— 48.94 Кб (Скачать файл)

Товарооборачиваемость в  оптовой торговле целесообразно  изучать в целом по торговле, т.е. принимать во внимание запасы товаров  оптового предприятия и в обслуживаемой  им розничной сети. Чтобы вычислить  этот показатель в днях в целом  по торговле, делят средние товарные запасы, находящиеся в оптовой  и розничной торговле, на однодневный  фактический товарооборот розничной  сети, включая мелкооптовый оборот оптового предприятия.[3, стр 123]

                                                                                                                       16

Кроме товарных запасов текущего хранения, необходимо анализировать  и товарные запасы сезонного хранения и досрочного завоза, при этом изучается  ход выполнения заданий по их накоплению в соответствующем объеме и ассортименте, поскольку недостаток запасов этих товаров или их несоответствие по качеству отрицательно сказывается  на оптовой реализации при наступлении  сезона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                 17

ГЛАВА 3. ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА И ДИНАМИКИ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА

 

Торговая деятельность оптовых  предприятий характеризуется прежде всего степенью выполнения планов и  динамикой оптового товарооборота. Многие оптовые предприятия наряду с оптовой торговлей занимаются розничной реализацией товаров. В связи с этим возникает необходимость  определения и анализа общего (валового) товарооборота, включающего  оптовую и розничную реализацию товаров.

Состав оптового товарооборота  характеризуется абсолютными и  относительными показателями (суммой и удельным весом отдельных видов  оптовой реализации товаров в  общем объеме товарооборота). Соотношение  складского и транзитного оборотов зависит от конъюнктуры рынка, финансово-экономических  интересов поставщиков и покупателей, уровня цен и тарифов на складские  и транзитные услугу степени специализации  промышленного производства и предприятий  розничной торговли, условий их снабжения  и расчетов, ассортимента поставляемых товаров, состояния материально-технической  базы оптовой торговли, т.е. от наличия  складских помещений, а главное, от величины прибыльности проводимых оптовых операций.

Анализ оптового товарооборота  должен проводиться в динамике за ряд лет, особенно если отсутствует  плановая информация.

Далее переходят к анализу  и оценке ассортимента и структуры  оптового товарооборота.

Оптовый товарооборот изучают  также по направлениям реализации товаров (по рыночному и внерыночному фондам). Поставка товаров по рыночному фонду включает их отпуск предприятиям розничной торговли для продажи населению и предприятиям общественного питания — для производства пищи и реализации покупных товаров. Рыночный фонд товаров

                                                                                                                       18

занимает основное место  в товарообороте большинства  оптовых предприятий рее публики. К внерыночному фонду относится поставка товаров предприятиям легкой и пищевой промышленности для производственных нужд (ткани, нитки, сахар, мука, соль и др.), отпуск спецодежды и спецобуви, фонд госбюджетных организаций и учреждении.

Анализ выполнения плана  и динамики проводится по каждому  направлению оптовой реализации товаров (с детализацией по их видам). Прежде всего проверяют выполнение плана по отдельным направлениям реализации и изучают причины  выявленных отклонений. Причинами недопоставки могут быть нарушения поставщиками договоров поста объему, ассортименту, качеству и срокам их поступления, а  также транспортные затруднения, недостатки в организации оптовой торговли, складском хозяйстве, другой маркетинговой  деятельности. Важным показателем, характеризующим  поставку товаров оптовыми предприятиями, является удельный вес рыночного  фонда в общем объеме товарооборота. Рост доли рыночного фонда товаров  в оптовом товарообороте обычно положительно характеризует торговую деятельность оптового предприятия.

Анализ оптового товарооборота  должен проводится по отдельным покупателям. Оптовое предприятие с каждым покупателем заключает договоры поставки товаров. При анализе проверяют  выполнение договоров поставки по общему объему, количеству, ассортименту и  качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки, расчетам за поставленные товары и разрабатывают  меры по полному и качественному  выполнению договорных обязательств.[11, стр. 125]

Анализ поставки и оптовой  реализации товаров необходимо проводить  по способам их оплаты отдельными покупателями.

Своевременная и равномерная  поставка товаров магазинам и  предприятиям общественного питания  обеспечивает успешное выполнение плана  розничного товарооборота, высокие  темпы его роста в динамике и 

                                                                                                                      19

качественное обслуживание покупателей.

Для оценки равномерности  выполнения плана оптового товарооборота  по месяцам и декадам составляются специальные таблицы и определяются коэффициенты ритмичности и равномерности.

При отправке товаров железнодорожным  и водным транспортом следует  установить, сколько контейнеров  и вагонов отгружалось в каждой декаде и ежедневно. Если поставка товаров  производится автомобильным транспортом  в порядке централизованной доставки, то необходимо изучить ее организацию  и выявить возможности дальнейшего  развития и совершенствования.

Товары должны отгружаться  в первую очередь наиболее дальним  покупателям, так как до конца  месяца не всегда возможно поступление  денежных средств на счета в банке  за от груженные во второй половине месяца товары.

 

 

3.1. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА И ДИНАМИКУ ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА

 

Выполнение плана и  динамика оптового товарооборота, к  и розничного, зависят от трех групп  факторов:

• обеспеченности и использования  товарных ресурсов;

• обеспеченности трудовыми  ресурсами, режима и эффективности  труда;

• состояния, развития и  использования материально-технической  базы оптовой торговли.

Анализ товарных ресурсов обычно начинают с составления товарного  баланса и изучения его показателей (в целом по оптовому предприятию  и в 

                                                                                                                       20

разрезе товарных групп и  товаров). В приходную часть товарного  баланса включают не только запасы товаров на складах оптового предприятия  и в пути на начало года, но и начальные  остатки товаров отгруженных, если моментом

оптовой реализации является поступление платежей за поставленные покупателем товары. В расходную  часть товарного баланса входит помимо оптового товарооборота внутренний отпуск товаров своим розничным  торговым и промышленным предприятиям, прочее выбытие товаров и конечные остатки товаров на складах, в  пути и товаров отгруженных. Товарный

баланс может также  составляться и изучаться в целом  по торговой фирме.

Проводя изучение товарных ресурсов, особое внимание уделяют  анализу поступления товаров. При  этом необходимо не только дать объективную  оценку выполнения плана и динамики поступления товаров, но и выявить  пути, возможности и резервы увеличения их завоза от местных поставщиков, особенно закупаемых на льготных условиях, улучшения  товароснабжения. Изучение источников поступления товаров проводят по всем товарным группам и товарам  и в ассортиментном разрезе.

Важным вопросом анализа  является изучение качества поступивших  товаров. Предупреждение завоза товаров  низкого качества — одна из основных задач оптовой торговли. Используя  данные отчетов по контрольной проверке качества поступивших товаров и  текущего учета, следует выяснить, как  осуществляется проверка качества поступивших  товаров (по отдельным поставщикам  и в ассортиментном разрезе).

Анализ текущих товарных запасов на оптовом предприятии  проводится примерно так же, как  и в розничной торговле. Товарные запасы в днях в оптовой торговле рассчитывают только по отношению к  складской реализации товаров. [9, стр 76]

                                                                                                                       21

ГЛАВА 4. ОПЕРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ И ОПТОВОГО ТОВАРООБОРОТА

 

Одно из основных условия  успешного выполнения плана и  высоких темпов роста оптового товарооборота  — правильная организация оперативного анализа его развития. На оптовых  предприятиях ведется оперативный  контроль как за отгрузкой, так и  за реализацией товаров. Кроме того, на каждом складе осуществляют оперативный  контроль за движением товаров и  состоянием товарных запасов в развернутом  ассортименте, данные которого используются в повседневной торгово – коммерческой работе с покупателями.

На основании данных выписок  из счетов в банке приложенных  к ним документов оптовое предприятие  оперативно контролирует ход поступления  денежных средств за реализованные  товары, выполнение плана и динамику товарооборота. Эта информация используется при оперативном анализе издержек обращения, финансовых результатов, платежеспособности, финансовой устойчивости оптового предприятия  и разработке мер по улучшению  его хозяйственной и другой деятельности.

Применение ЭВМ и современных  информационных технологий позволяет  автоматизировать оперативный анализ отгрузки товаров, оптового товарооборота, товародвижения. При помощи ЭВМ и  других современных технических  средств можно, в частности, оперативно контролировать, сколько и на какие  суммы выписано товарных и расчетных  документов за отгруженные товары, кому и сколько их поставлено и  как своевременно оплачиваются реализованные  товары.[8, стр 64]

 

 

 

          

                                                                                                                      22

ГЛАВА 5. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Для того, чтобы проанализировать оптовый т/о за отчетный год сравниваются фактические данные с плановыми  по общему объему оптового т/о, по его  видам, формам продажи и структуре.

В процессе анализа оптового т/о изучают выполнение плана  оптового т/о по каждому подразделению  оптового т/о предприятия; темпы  роста оптового т/о по сравнению  с предшествующими годами по всем показателям, удельный вес их в общем  объеме оптового т/о; изменения в  структуре т/о за исследуемый  период.

Рассмотрим на примере  выполнения оптового товарооборота  оптового торгового предприятия  «Рассвет».

Анализ выполнения оптового т/о за отчетный год (приложение1).

1. Найдем удельный вес

- в предшествующем году

Удельный вес = Р : Т/О * 100

Оборот по реализации товаров  организациям: 50800:66340*100 =77

Внутрисистемный оборот: 15540: 66340*100 = 23

- в отчетном году по  плану

Оборот по реализации товаров организациям: 72000: 86880*100 = 82,9

Внутрисистемный оборот: 14880: 86880*100 = 17,1

- в отчетном году по  факту

Оборот по реализации товаров организациям: 69710: 88990*100 = 78,3

Внутрисистемный оборот: 19280: 88990*100 = 21,7

2. Найдем % выполнения плана

%выполн. = Факт : План Ч  100

Оборот по реализации товаров  организациям: 69710:72000Ч100 = 96,82

Внутрисистемный оборот: 19280:14880Ч100 = 129,57

                                                                                                                       23

3. Найдем темп роста

Темп роста = факт. т/о отч.года :т/о предш. год * 100%

Оборот по реализации товаров организациям: 69710:50800*100 = 118,55

Внутрисистемный оборот: 19280:15540*100 = 124,07

Общее выполнение плана оптового оборота характеризует в основном количественную сторону работы. Качественную характеризует прежде всего выполнение плана товарооборота по реализации товаров в ассортименте, которое  анализируют отдельно по складскому и транзитному обороту, по сумме  и в натуральных показателях, чтобы исключить влияние изменения  цен. При этом необходимо выяснить, по каким товарам план не выполнен и почему.

Рассмотрим выполнение плана  и динамику оптового предприятия  по каждой товарной группе, удельный вес  т/о по группе в общем его объеме.

 
Анализ т/о по отдельным товарным группам за отчетный год(приложение 2)

Информация о работе Задачи и порядок анализа оптового товарооборота