Комплексный экономический анализ деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:20, курсовая работа

Краткое описание

Отличительные особенности многих современных предприятий – недостаток оборотного капитала, низкая платежная дисциплина, рост объемов бартерных операций, высокая стоимость кредитных ресурсов. В результате действия этих и других факторов предприятиям не хватает средств для выполнения платежных обязательств перед бюджетом, по выплате заработной платы, оплате товаров, работ и услуг. Из-за роста долгов значительное число предприятий находится на грани банкротства или является таковыми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Технико-экономическая характеристика ООО «Атлантик Логистик» 6
1.1. Краткая историческая справка 6
1.2. Правовая характеристика ООО «Атлантик Логистик» 8
1.3. Структура управления ООО «Атлантик Логистик» 10
1.4. Основные виды продукции, потребители и поставщики сырья и материалов 13
1.5. Основные показатели финансово – хозяйственной деятельности ООО «Атлантик Логистик» 14
Глава 2. Анализ финансового состояния ООО «Атлантик Логистик» 16
2.1. Анализ динамики состава и структуры источников финансирования предприятия и их размещения 16
2.1.1. Общая оценка источников финансирования предприятия и анализ уровня самофинансирования предприятия 16
2.2. Анализ финансовой устойчивости 23
2.2.1. Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости предприятия 23
2.2.2. Анализ собственного оборотного капитала 26
2.2.3. Анализ относительных показателей финансовой устойчивости 28
2.3. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 32
2.3.1. Анализ ликвидности баланса предприятия 32
2.3.2. Анализ финансовых коэффициентов ликвидности и платежеспособности предприятия. Факторный анализ текущей ликвидности 34
2.3.3. Прогнозирование вероятности банкротства предприятия 37
2.4. Анализ деловой активности предприятия 41
2.4.1. Анализ общих и частных показателей деловой активности предприятия 41
2.4.2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности 49
2.5. Анализ доходности предприятия 56
2.5.1. Анализ прибыли до налогообложения предприятия 56
2.5.2. Сводная система показателей рентабельности предприятия 57
2.5.3. Факторный анализ показателей рентабельности предприятия 60
2.6. Мероприятия по укреплению финансового состояния…………………………………………………………………………62
Заключение……………………………………………………………………….70
Список литературы 72

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая КЭА.doc

— 800.00 Кб (Скачать файл)

    Рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования собственного капитала. Значение данного коэффициента снизилось с 119,13 до 70,98, что свидетельствует о не эффективной политике управления собственным капиталом.

    Экономическая рентабельность показывает эффективность использования всего имущества организации. За исследуемый период данный показатель снизился с 85,17% до 46,66%.  Рентабельность основной деятельности показывает, сколько прибыли от реализации приходится на 1 руб. затрат. В 2009 году на 1 рубль затрат приходилось 14,62 копеек прибыли, а в 2010 году данный показатель снизился до 13,26 копеек.

    Рентабельность  перманентного капитала показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность организации  на длительный срок. Данный показатель сократился с 156,75 до 93,39%, что говорит о снижающейся эффективности использования капитала, вложенного на длительный срок.

    Рентабельность  выпуска товарной продукции сократилась с 14,74% до 13,91%, что свидетельствует о том, что темпы роста себестоимости ниже темпов роста выручки.

    Рентабельность  всех активов характеризует уровень  чистой прибыли, генерируемой всеми  активами предприятие находящимися в его использовании по балансу. За исследуемый период данный показатель снизился с 64,73 до 35,46%.

2.5.3. Факторный анализ показателей рентабельности предприятия

 
 

    Выполним  факторный анализ рентабельности продаж и собственного капитала. Показатели определяются по формулам:

     , где                                                                                   (2.26)

    Рп  – рентабельность продаж;

    Пп  – прибыль от продаж;

    В – выручка.

     , где                                                                               (2.27)

    Рск – рентабельность собственного капитала;

    Пч  – чистая прибыль;

    СК  – собственный капитал.           

    Влияние факторов можно представить следующим  образом: 

     Таблица 2.31

     Факторный анализ рентабельности продаж

    
Показатель Порядок расчета Сумма, тыс. руб.
Рп  на начало года
0,1247
Влияние прибыли от продаж
-
0,0221
Влияние выручки
-
-0,0303
Рп  на конец года
0,1164
Влияние факторов   -0,0083

 

    Проведенный факторный анализ показал, что рентабельность продаж увеличилась на 0,0221 из-за роста прибыли от продаж и сократилась на 0,0303 из-за изменения выручки. Совокупное влияние факторов привело к снижению рентабельности продаж на 0,0083.

           Таблица 2.32

     Факторный анализ рентабельности собственного капитала

Показатель Порядок расчета Сумма, тыс. руб.
Рск на начало периода 1,1913
Изменение чистой прибыли - 0,1810
Изменение величины уставного капитала - -
Изменение величины нераспределенной прибыли - -0,6625
Рск на конец периода 0,7098
Влияние факторов   -0,4815

 

    Анализ  показал, что под влиянием факторов рентабельность собственного капитала сократилась на 0,4815. В частности  увеличилась  на 0,1810 за счет изменения прибыли и сократилась на 0,6625.

      Таким образом, по результатам проведенного анализа было выяснено, что в 2010 году данное предприятие наращивает финансовую зависимость от заемных источников финансирования. Все коэффициенты, характеризующие финансовое состояние предприятия к концу года либо снижаются до норматива, либо отклоняются от нормативных значений, анализ имущественного положения также показал, что данное предприятие имеет большую зависимость от заемных источников, при этом об ухудшении финансового положения свидетельствует прирост заемных средств на 130,41%. 
 

     2.6. Мероприятия по укреплению финансового состояния 

     Проблема  укрепления финансового состояния  и повышения финансовой устойчивости требует изыскания способов улучшения  всей системы управления предприятия.

     Результаты  проведенного анализа финансового  состояния позволяют сделать  базовый вывод о том, что в настоящее время предприятию необходима антикризисная программа, которая бы обеспечила реальное повышение уровня финансовой устойчивости и платежеспособности.

     Сущность  стабилизационной программы с целью  укрепления финансового состояния  заключается в маневре денежными средствами для заполнения разрыва между их расходованием и поступлением. Маневр осуществляется как уже полученными и материализованными в активах предприятия средствами, так и теми, что могут быть получены, если предприятие переживет кризис.

     Заполнение  “кризисной ямы” может быть осуществлено и увеличением поступления денежных средств (максимизацией), и уменьшением  текущей потребности в оборотных  средствах (экономией). Рассмотрим мероприятия  стабилизационной программы, обеспечивающие решение этой задачи, которые всегда рассматриваются как приоритеты.

  1. Увеличение денежных средств, которое основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Это требует решительных и нередко шокирующих обычного руководителя предприятия шагов, так как связано со значительными потерями. Потери в этом случае неизбежны.

     Продажа краткосрочных финансовых вложений - наиболее простой и сам собой напрашивающийся шаг для мобилизации денежных средств. Как правило, на кризисных предприятиях он уже совершен. Есть еще одно замечание: в условиях фактической стагнации фондового рынка дисконт при продаже ценных бумаг бессмысленно рассчитывать - они идут по той цене, по которой их готовы купить.

     Продажа дебиторской задолженности также очевидна и предпринимается в настоящее время многими предприятиями. Специфика этой меры в рамках стабилизационной программы заключается в том, что дисконты здесь могут быть гораздо больше, чем представляется руководству кризисного предприятия. В некоторых случаях расчетный дисконт может составлять 100%, что, как и в случае с краткосрочными финансовыми вложениями, означает продажу по любой предлагаемой цене.

     Продажа запасов готовой продукции сложнее, так как, во-первых, предполагает продажу с убытками, а во-вторых, ведет к осложнениям с налоговыми органами. Однако, как уже отмечалось, суть стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами. Убытки в данном случае представляют собой жертвование частью полученных в прошлом денежных средств, а проблемы с уплатой налогов при такой реализации закрываются уменьшением возможных будущих поступлений.

     Продажа инвестиций (деинвестирование) может выступать как остановка ведущихся инвестиционных проектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленного оборудования или как ликвидация участия в других предприятиях (продажа долей). Решение о деинвестировании принимается на основании анализа сроков и объемов возврата средств на вложенный капитал. При этом стратегические соображения не играют определяющей роли - если конкретный инвестиционный проект начнет давать отдачу за пределами горизонта антикризисного управления, он может быть ликвидирован. Сохранение долгосрочных инвестиционных проектов в условиях кризиса - верный путь к банкротству.

     Продажа нерентабельных производств и объектов непроизводственной сферы наиболее сложна и предполагает особый подход. Часть нерентабельных производственных объектов, как правило, входит в основную технологическую цепочку предприятия. При этом в стабилизационной программе невозможно корректно определить, какие из них имеет смысл сохранить, а какие в любом случае следует ликвидировать - это требует детального анализа, осуществимого только в рамках реструктуризации. Необходимо ранжировать производства по степени зависимости от них технологического цикла предприятия. Ранжирование ввиду сжатых сроков осуществляется преимущественно экспертным методом, с учетом следующих правил:

     - в первую очередь продаже подлежат  объекты непроизводственной сферы  и вспомогательные производства, использующие универсальное технологическое оборудование (например, ремонтно-механические и строительно-ремонтные цеха). Их функции передаются внешним подрядчикам;

     - во вторую очередь ликвидируются  вспомогательные производства с  уникальным оборудованием (цеха  подготовки производства, отдельные ремонтные подразделения). Отсутствие этих производств в будущем можно будет компенсировать как за счет покупки соответствующих услуг, так и их воссоздания в экономически оправданных масштабах при необходимости;

     - в третью очередь избавляются от нерентабельных объектов основного производства, находящихся в самом начале технологического цикла (литейные и кузнечнопрессовые цеха). Их функции также передаются внешним поставщикам. В некоторых случаях объекты второй и третьей очередей целесообразно поменять местами;

     - в четвертую (последнюю) очередь  отказываются от нерентабельных  производств, находящихся на конечной  стадии технологического цикла.  Причем такая мера скорее приемлема  для предприятий, обладающих не  одной, а несколькими технологическими цепочками, а также для предприятий, полуфабрикаты которых имеют самостоятельную коммерческую ценность. Особенно если эти полуфабрикаты более рентабельны, чем конечный продукт, что нередко встречается на химических заводах.

     Ликвидация  объектов основного производства в жестких условиях антикризисного управления весьма нежелательна и допустима только в качестве крайней меры. Оптимальным было бы решение их судьбы в рамках реструктуризации, а не стабилизационной программы. Продажу основных фондов, скорее всего, придется производить по цене ниже их балансовой стоимости, а это означает проблемы с налогообложением в будущем.

     2. Уменьшение текущей хозяйственной  потребности. Ее сущность - максимально быстрое и радикальное снижение неэффективных расходов.

     Остановка нерентабельных производств - первый шаг, который необходимо совершить. Если убыточное производство нецелесообразно или его невозможно продать, то его нужно остановить, чтобы немедленно исключить дальнейшие убытки. Исключение составляют объекты, остановка которых приведет к остановке всего предприятия. Критерии ранжирования производств здесь те же, что и при их ликвидации.

     На  данном этапе, как правило, совершаются  две ошибки. Первая заключается в  том, что производство продолжают эксплуатировать, так как его продукция находит сбыт, хотя и по цене ниже фактической себестоимости. Это достаточно распространенная картина на предприятиях, где есть возможность искажения калькуляции себестоимости отдельных продуктов.

     Вторая  ошибка в том, что производство продолжают эксплуатировать, так как нет средств на его консервацию. Консервация - мера, естественная для нормальных условий хозяйствования, но неприемлемая для кризисных, поскольку является еще одним выражением заботы о будущем. Если производство необходимо остановить, но нет возможности провести консервацию, то оно должно быть остановлено без нее (исключение составляют лишь те ситуации, когда данная акция может вызвать аварию). При этом приход в негодность оборудования или затраты на его ремонт в дальнейшем представляют собой еще один пример маневра соответственно прошлыми и будущими денежными средствами. Причем восстанавливать оборудование придется, только если повторный пуск производства будет стратегически и экономически оправдан.

     Выведение из состава предприятия затратных объектов является еще одним способом снять непроизводительные издержки на объекты, которые пока не удалось продать. Оно осуществляется в форме учреждения дочерних обществ. Всякое дальнейшее финансирование выведенных объектов исключается, что стимулирует предпринимательскую инициативу персонала последних. Отметим, что наличие дочерних обществ может пригодиться предприятию в случае арбитражных исков. Это позволит выиграть время, в течение которого права участия в данных обществах будут описаны, переданы кредиторам и затем реализованы (при условии, что ни денег на счету, ни дебиторской задолженности, ни краткосрочных вложений у предприятия уже нет).

     3. Уменьшение текущей финансовой  потребности. На практике оно осуществимо только через те или иные формы реструктуризации долговых обязательств, что зависит от доброй воли кредиторов предприятия. Сама по себе реструктуризация долгов не является специфическим инструментом антикризисного управления, так как может применяться и при относительно благополучном состоянии предприятия - должника. Однако кризисная ситуация, с одной стороны, несколько облегчает реструктуризацию долгов, а с другой - оправдывает такие его формы, которые в нормальном состоянии неудовлетворительны.

Информация о работе Комплексный экономический анализ деятельности предприятия