Коэффициент финансового риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:27, курсовая работа

Краткое описание

Коэффициент финансового риска (также называется коэффициентом левериджа или коэффициентом привлечения) – показывает отношение размера привлечённого капитала к объёму собственных средств. Рассчитывается по формуле:
ЗК – заёмный капитал
СК – собственный капитал

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 68.82 Кб (Скачать файл)

 

 В практике  отечественного страхования наибольшее  распространение получает страхование  финансовых рисков, связанных с  неисполнением обязательств клиентами  (контрагентами) страхователя. Это  может быть финансовый риск  как по одной, так и по  нескольким однотипным сделкам  (риск по договору купли-продажи  или поставки товара). Например, поставщик,  направляя товар покупателю с  условием последующей оплаты  товара, может заключить договор  страхования финансового риска,  по условиям которого страховщик  обязан возместить страхователю (поставщику) неполученные доходы  в случае неисполнения покупателем  - контрагентом страхователя -своих  обязательств по договору купли-продажи  товара.

 

 Прибегая  к услугам страховой компании, предпринимательская фирма должна  в первую очередь определить  объект страхования, т.е. те  виды финансовых рисков, по которым  она намерена обеспечить страховую  защиту. При определении состава  страхуемых рисков фирме необходимо  учитывать определенные условия,  основными из которых являются:

 

 высокая  степень вероятности возникновения  финансового риска; 

 

 невозможность  полностью возместить финансовые  потери по риску за счет  собственных финансовых ресурсов;

 

 приемлемая  стоимость финансовых ресурсов.

 

 

Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, что само по себе очень важно, но также повышает ответственность  руководителей предпринимательской  фирмы, побуждая их серьезнее относиться к разработке и принятию решений, регулярно предпринимать превентивные меры защиты в соответствии со страховым  контрактом. Однако российское законодательство не стимулирует применение такого метода минимизации рисков. Закон разрешает  предприятиям включать в стоимость  затрат, относимых на себестоимость  продукции (работ, услуг), затраты на страхование в объеме, не превышающем 1% объема реализованной продукции (работ, услуг).

 

 Рынок  страхования в Росси не получил  достаточное развитие. Чтобы из  огромного перечня страховых  компаний выбрать ту, которая  в большей степени соответствует  потребностям фирмы в обеспечении  страховой защиты, необходимо получить  следующую обязательную информацию:

 

 наличие  лицензии Федеральной службы  России по надзору за страховой  деятельностью;

 

 форма  специализации страховой компании;

 

 размер  уставного капитала и собственных  средств страховой компании. Конечно,  величина этого показателя не  гарантирует абсолютной надежности, но страховщик, имеющий большой  оборот и в связи с этим  большой потенциал, например для  инвестиционной деятельности, более  устойчив в финансовом отношении;

 

 рейтинг  страховой компании, основанный  на сравнении относительных и  абсолютных показателей финансовой  деятельности таких компаний;

 

 размер  тарифов, используемых страховой  компанией в процессе осуществления  различных видов страхования  финансовых рисков.

 

 

Взаимоотношения фирмы со страховой компанией  основываются на договоре страхования - соглашения между страхователем  и страховщиком, регламентирующего  их взаимные права и обязанности.

Объединение риска - это еще один способ минимизации  или нейтрализации финансовых рисков. Фирма имеет возможность уменьшить  уровень собственного риска, привлекая  к решению общих. проблем в  качестве партнеров другие предприятия  и даже физические лица, заинтересованные в успехе общего дела. Для этого  могут создаваться акционерные  общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать  или обмениваться акциями друг друга, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.

 

 Таким  образом, под объединение финансового  риска понимается метод его  снижения, при котором риск делится  между несколькими субъектами  экономики. Объединяя усилия в  решении проблемы, несколько предпринимательских  фирм могут разделить между  собой как возможную прибыль,  так и убытки от ее реализации. Как правило, поиски партнеров  проводятся среди тех фирм, которые  располагают дополнительными финансовыми  ресурсами, а также информацией  о состоянии и особенностях  финансового рынка.

Диверсификация  представляет собой процесс распределения  капитала между различными объектами  вложения, которые непосредственно  не связаны между собой.

 

 Диверсификация  позволяет избежать части риска  при распределении капитала между  разнообразными видами деятельности. Например, приобретение инвестором  акций пяти разных акционерных  обществ вместо акций одного  общества увеличивает вероятность  получения им среднего дохода  в пять раз и соответственно  в пять раз снижает степень  риска. Диверсификация является  наиболее обоснованным и относительно  менее издержкоемким способом  снижения степени финансового  риска. 

 

 Диверсификация  позволяет снижать отдельные  виды финансовых рисков: кредитный,  депозитный, инвестиционный, валютный.

 

 Основные  виды диверсификации, используемые  для снижения финансовых рисков:

 

 Диверсификация  финансовой деятельности фирмы;

 

 Диверсификация  портфеля ценных бумаг фирмы;

 

 Диверсификация  программы реальных инвестиций, осуществляемых фирмой;

 

 Диверсификация  покупателей;

 

 Диверсификация  депозитного портфеля фирмы;

 

 Диверсификация  валютной корзины;

 

 Диверсификация  финансового рынка.

 

 

 

Диверсификация  финансовой деятельности фирмы, которая  предусматривает использование  альтернативных возможностей получения  дохода от различных финансовых операций, непосредственно не связанных друг с другом. В таком случае, если в результате непредвиденных событий  одна из финансовых операций окажется убыточной, другие операции будут приносить  прибыль;

 

Диверсификация  портфеля ценных бумаг, которая позволяет  снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом уровень доходности инвестиционного  портфеля;

 

Диверсификация  программы реального инвестирования. В области формирования реального  инвестиционного портфеля фирме  рекомендуется отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов, относительно небольшой капиталоемкости, перед программами, состоящими из единственного  крупного инвестиционного проекта;

 

Диверсификация  покупателей товаров (работ, услуг) фирмы, которая направлена на снижение кредитного риска, возникающего при  коммерческом кредитовании;

 

Диверсификация  валютной корзины фирмы, которая  предусматривает выбор нескольких видов валют в процессе осуществления  фирмой внешнеэкономических операций, что дает возможность минимизировать валютные риски;

 

Диверсификация  финансового рынка, которая предусматривает  организацию работ одновременно на нескольких сегментов финансового  рынка. Неудача на одном из них  может быть компенсирована успехами на других.

 Диверсификация - это рассеивание инвестиционного  риска. Однако она не может  свести инвестиционный риск до  нуля. Это связано с тем, что  на предпринимательство и инвестиционную  деятельность хозяйствующего субъекта  оказывают влияние внешние факторы,  которые не связаны с выбором  конкретных объектов вложения  капитала, и, следовательно, на  них не влияет диверсификация.

 

 Внешние  факторы затрагивают весь финансовый  рынок, т.е. они влияют на  финансовую деятельность всех  инвестиционных институтов, банков, финансовых компаний, а не на  отдельные хозяйствующие субъекты. К внешним факторам относятся  процессы, происходящие в экономике  страны в целом, военные действия, гражданские волнения, инфляция  и дефляция, изменение процентных  ставок по депозитам, кредитам  в коммерческих банках, и т.д.  Риск, обусловленный этими процессами, нельзя уменьшить с помощью  диверсификации.

 

 Таким  образом, риск состоит из двух  частей: диверсифицируемого и недиверсифицируемого  риска. 

 

Диверсифицируемый риск, называемый еще несистематическим, может быть устранен путем его  рассеивания, т.е. диверсификацией.

 

Недиверсифицируемый риск, называемый еще систематическим, не может быть уменьшен диверсификацией.

 

 Причем  исследования показывают, что расширение  объектов вложения капитала, т.е.  рассеивания риска, позволяет  легко и значительно уменьшить  объем риска. Поэтому основное  внимание следует уделить уменьшению  степени недиверсифицируемого риска. 

Хеджирование (англ. heaging - ограждать) используется в  банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных  методов страхования валютных рисков. Так, в книге Долан Э. Дж. и др. «Деньги, банковское дело и денежно-кредитная  политика» этому термину дается следующее определение: «Хеджирование - система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные  в будущем изменения обменных валютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий  этих изменений». В отечественной  литературе термин «хеджирование» стал применяться в более широком  смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен  на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.

 

 Контракт, который служит для страховки  от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж» (англ. hedge - изгородь, ограда). Хозяйствующий субъект,  осуществляющий хеджирование, называется  «хеджер». Существуют две операции  хеджирования: хеджирование на повышение;  хеджирование на понижение. 

Хеджирование  на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных контрактов или  опционов. Хедж на повышение применяется  в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повышения  цен (курсов) в будущем. Он позволяет  установить покупную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар. Предположим, что цена товара (курс валюты или ценных бумаг) через три  месяца возрастет, а товар нужен  будет именно через три месяца. Для компенсации потерь от предполагаемого  роста цен необходимо купить сейчас по сегодняшней цене срочный контракт, связанный с этим товаром, и продать  его через три месяца в тот  момент, когда будет приобретаться  товар. Поскольку цена на товар и  на связанный с ним срочный  контракт изменяется пропорционально  в одном направлении, то купленный  ранее контракт можно продать  дороже почти на столько же, на сколько  возрастет к этому времени  цена товара. Таким образом, хеджер, осуществляющий хеджирование на повышение, страхует себя от возможного повышения  цен в будущем.

Хеджирование  на понижение, или хеджирование продажей - это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает совершить в будущем продажу  товара, и поэтому, продавая на бирже  срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем. Предположим, что  цена товара (курс валюты, ценных бумаг) через три месяца снижается, а  товар нужно будет продавать  через три месяца. Для компенсации  предполагаемых потерь от снижения цены хеджер продает срочный контракт сегодня по высокой цене, а при  продаже своего товара через три  месяца, когда цена на него упала, покупает такой же срочный контракт по снизившейся (почти настолько же) цене. Таким  образом, хедж на понижение применяется  в тех случаях, когда товар  необходимо продать позднее.

 

 Хеджер  стремится снизить риск, вызванный  неопределенностью цен на рынке,  с помощью покупки или продажи  срочных контрактов. Это дает  возможность зафиксировать цену  и сделать доходы или расходы  более предсказуемыми. При этом  риск, связанный с хеджированием,  не исчезает. Его берут на себя  спекулянты, т.е. предприниматели,  идущие на определенный, заранее  рассчитанный риск.

 

 Спекулянты  на рынке срочных контрактов  играют большую роль. Принимая  на себя риск в надежде на  получение прибыли при игре  на разнице цен, они выполняют  роль стабилизатора цен. При  покупке срочных контрактов на  бирже спекулянт вносит гарантийный  взнос, которым и определяется  величина риска спекулянта. Если  цена товара (курс валюты, ценных  бумаг) снизилась, то спекулянт,  купивший ранее контракт, теряет  сумму, равную гарантийному взносу. Если цена товара возросла, то  спекулянт возвращает себе сумму,  равную гарантийному взносу, и  получает дополнительный доход  от разницы в ценах товара  и купленного контракта. 1

 В российской  практике Хеджирование - новый способ  компенсации возможных потерь  от наступления финансовых рисков, который появился в России  с развитием рыночных отношений.  В общем виде хеджирование  можно определить как страхование  цены товара от риска, либо  нежелательного для продавца  падения, либо невыгодных покупателю  увеличения, путем создания встречных  валютных, коммерческих, кредитных  и иных требований и обязательств. Таким образом, хеджирование используется  предпринимательской фирмой с  целью страхования прогнозируемого  уровня доходов путем передачи  риска другой стороне. В зависимости  от вида используемых производных  ценных бумаг выделяют соответственно  несколько видов хеджирования  финансовых рисков.

Информация о работе Коэффициент финансового риска