Методологические основы понятия себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки

Вложенные файлы: 1 файл

дпалп.docx

— 101.47 Кб (Скачать файл)

- по срокам использования в производстве различаются каждодневные, или текущие затраты и единовременные, разовые, осуществляемые реже одного раза в месяц.

Основными показателями, определяемыми предприятием по себестоимости продукции, являются:

- себестоимость единицы продукции в рублях;

- затраты на рубль товарной продукции, рассчитываемые как отношение затрат на производство и реализацию продукции к объему выпуска товарной продукции в ценах реализации;

- процент снижения затрат по сравниваемой товарной продукции.

Таким образом, себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия.

В процессе калькулирования исчисляют себестоимость всей продукции, ее отдельных видов и единиц отдельных видов.

При исчислении себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используют следующие способы: прямого расчета, суммирования затрат, нормативный, пропорционального распределения затрат, исключения стоимости попутной продукции из общей суммы затрат, комбинированный способ.

1. Способ прямого расчета. Сущность данного способа заключается в делении учтенных по статьям калькуляции затрат на количество единиц выпущенной продукции. Этот способ самый простой и точный. Применяется в тех производствах, где выпускается один вид продукции. Его можно использовать также при производстве нескольких видов продукции, если можно осуществлять раздельный учет затрат по каждому виду продукции.

Способ прямого расчета применяют, как правило, при попроцессном методе учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

2. Способ суммирования  затрат. При данном способе себестоимость единицы продукции исчисляют суммированием затрат по отдельным стадиям процесса ее производства или отдельным частям изделия, например, суммированием затрат по каждому технологическому комплексу производства.

3. Нормативный способ  калькулирования себестоимости продукции применяют, как правило, в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.

Способ пропорционального распределения затрат. При данном способе затраты на производство распределяют между видами продукции пропорционально какому-либо базису (объему производства отдельных видов продукции в натуральных показателях, стоимости произведенной продукции по ценам продажи и т.п.).

1.2 Планирование себестоимости продукции

План по себестоимости продукции является важным разделом плана экономического и социального развития предприятия. Планирование себестоимости продукции на предприятии позволяет узнать, какие затраты потребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовые результаты можно ожидать в плановом периоде. План по себестоимости продукции включает в себя следующие разделы:

1. Смета затрат на производство  продукции (составляется по экономическим  элементам).

2. Себестоимость всей товарной  и реализованной продукции.

3. Плановые калькуляции отдельных  изделий.

4. Расчет снижения себестоимости  товарной продукции по технико-экономическим  факторам.

Технологический процесс планирования себестоимости представлен в приложении 1.

Качественными показателями плана по себестоимости продукции являются:

- себестоимость товарной и реализованной продукции;

- себестоимость единицы видов продукции;

- затраты на 1 руб. товарной продукции;

- процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам;

- процент снижения себестоимости сравниваемой продукции.

Смета затрат на производство составляется без внутризаводского оборота на основе расчета по каждому элементу и является основным документом для разработки финансового плана. Она составляется на год с распределением всей суммы расходов по кварталам.

Затраты на сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо и энергию в смете затрат определяются прежде всего на производственную программу исходя из планового объема, норм и цен.

Общий размер амортизационных отчислений рассчитывается на основе действующих норм по группам основных фондов. На основе сметы затрат определяют затраты на весь валовой и товарный выпуск.

Себестоимость реализуемой продукции представляет собой полную себестоимость товарной продукции минус прирост плюс уменьшение себестоимости остатков нереализованной продукции в планируемом периоде.

Расчет себестоимости единицы продукции называется калькуляцией. Калькуляции бывают сметные, плановые, нормативные.

Сметная калькуляция составляется на изделия или заказ, которые выполняются в разовом порядке.

Плановая калькуляция (годовая, квартальная, месячная) составляется на освоенную продукцию, предусмотренную производственной программой.

Нормативная калькуляция отражает уровень себестоимости продукции, исчисленной по нормам затрат, действующим на момент ее составления. Она составляется в тех производствах, где существует нормативный учет затрат на производство.

Преимущества планирования себестоимости:

1. Планирование позволяет контролировать  производственную ситуацию. Без  наличия плана управляющему, как  правило остается только реагировать  на обстановку вместо того, чтобы  ее контролировать.

2. Планирование создает объективную  основу оценки результатов деятельности  организации в целом и ее  подразделений

3. Планирование - основа для оценки  результатов деятельности центров  ответственности и их руководителей; сравнение фактически достигнутых  результатов с данными плана  указывает области, куда следует  направить внимание и действия. С помощью планов проводится  анализ отклонений.

Основной целью планирования себестоимости является выявление и использование имеющихся резервов снижения издержек производства и увеличение внутрихозяйственных накоплений. Снижая издержки производства в результате сбережения прошлого и живого труда, промышленность добивается наряду с ростом накоплений увеличения объема выпуска продукции. Планы по себестоимости должны исходить из прогрессивных норм затрат труда, использования оборудования, расхода сырья, материалов, топлива и энергии с учетом передового опыта других предприятий. Только при научно организованном нормировании затрат можно выявить и использовать резервы дальнейшего снижения себестоимости продукции.

На практике наибольшее распространение получили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный и планирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются в тесной взаимосвязи.

Сущность нормативного метода заключается в том, что при планировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативы использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативная база предприятия.

Метод планирования себестоимости продукции по технико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению с нормативным методом, так как он позволяет учесть многие факторы, которые будут самым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановом периоде. При этом методе учитываются следующие факторы:

1. технические, т.е. внедрение на  предприятии в плановом периоде  новой техники и технологии;

2. организационные. Под этими факторами  понимается совершенствование организации  производства и труда на предприятии  в плановом периоде (углубление  специализации и кооперирования, совершенствование организационной  структуры управления предприятием, внедрение бригадной формы организации  труда, НОТ и др.);

3. изменение объема, номенклатуры  и ассортимента выпускаемой продукции;

4. уровень инфляции в плановом  периоде;

5. специфические факторы, которые  зависят от особенностей производства.

Все эти факторы в конечном итоге влияют на объем выпуска продукции, производительность труда (выработку), изменение норм и цен на материальные ресурсы.

В общем виде плановую себестоимость продукции можно выразить суммой следующих затрат, сгруппированных по их экономическому содержанию:

, (1.1)

где Сп - себестоимость продукции, руб.;

Мз - материальные затраты;

Зу - затраты на оплату труда;

Ос - отчисления на социальные нужды;

Ао - амортизация основных фондов;

Пр - прочие затраты.

Плановые калькуляции обычно составляются на все виды продукции, предусмотренные в годовом плане производства и реализации предприятия. При широкой номенклатуре выпускаемых товаров плановые расчеты себестоимости могут производиться на так называемой детали - представители однородных групп изделий или работ. Рассмотрим более подробно нормативный метод расчета затрат на производство товаров и услуг в условиях рыночных отношений.

В современном производстве плановая калькуляция себестоимости единицы продукции содержит следующие типовые статьи затрат:

- сырье и материалы;

- покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий;

- топливо и энергия на технологические цели;

- итого материальных затрат;

- основная заработная плата производственных рабочих;

- расходы на содержание и производство продукции;

- потери от брака и т.д.

Разработка плановых калькуляций себестоимости отдельных видов продукции предполагает использования прогрессивных нормативов расхода таких производственных ресурсов, как сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, трудовые затраты и тарифные ставки и др. В частности, необходимы также нормативы косвенных общецеховых и общепроизводственных, внепроизводственных или коммерческих и других расходов, например, на содержание технологического оборудования, оплату административно-управленческого персонала и т.д.

На основе плановых калькуляций и отдельных изделий разрабатывается план себестоимости выпускаемой продукции. В общем виде себестоимость готовой продукции предприятия можно определить по формуле:

, (1.2)

где - годовой объем производства продукции;

n - количество видов (номенклатура) выпускаемой продукции.

При разработке плана себестоимости продукции целесообразно выявить резервы снижения издержек производства за счет технических, организационных и др. факторов. Планирование снижения себестоимости продукции может производится с помощью уточненных и укрупненных способов расчета. Уточненные способы основываются на сравнении показателей плановой и базовой стоимости единицы продукции. В этом случае общая годовая экономия может быть найдена как разность отчетных и новых плановых значений себестоимости по всей номенклатуре выпуска продукции по формуле:

, (1.3)

где - базовая себестоимость единицы продукции;

- планируемая себестоимость одной  детали.

Планирование снижения себестоимости продукции на основе укрупненных расчетов, как правило, предполагает предварительное обоснования процента сокращения отдельных затрат за счет соответствующих факторов.

В ходе планирования себестоимости составляющие ее затраты включаются в тот период, к которому они относятся, независимо от времени оплаты. Непроизводственные затраты отражаются в том отчетном месяце, когда они выявлены. Затраты в иностранной валюте пересчитываются по действующему курсу Центрального банка РФ на дату совершения операций.

Стоимость прямых материальных и трудовых затрат образует основную себестоимость. Прямые затраты труда вместе с производственными накладными расходами называются конверсированными затратами или расходами на переработку. Вместе с тем следует иметь в виду, что во внутрифирменной деятельности многие виды затрат частично взаимоперекрываются в пределах своих экономических категорий.

Во внутрифирменном планировании, как правило, возникает необходимость определения полных и удельных издержек. В этих целях все издержки принято подразделить на постоянные и переменные. Полная себестоимость включает суммарные издержки на выпуск всего объема продукции, удельная себестоимость - на производство единицы товаров и услуг. Удельная себестоимость - это средняя величина затрат, которая определяется делением полных затрат на количество общих единиц продукции, составляющей годовой план производства.

С увеличением объемов производства продукции полная себестоимость или общие затраты возрастают. Вместе с тем удельная себестоимость или средние издержки с ростом количества произведенной продукции сокращаются. При этом существуют и нерегулируемые виды затрат. В процессе планирования себестоимости продукции специалисты-менеджеры должны в полной мере учитывать существование закономерности изменения издержек по мере расширения выпуска товаров и услуг и способствовать росту доходов предприятия. Например, только за счет увеличения годового объема производства товаров с до можно снизить средние издержки на величину ?С, равную , и тем самым повысить совокупный доход фирмы на соответствующую плановую величину:

.

 

При планировании себестоимости продукции указанные методы применяются в комплексе, что позволяет решать ряд взаимосвязанных задач планирования издержек. Они дополняют друг друга и делают процесс планирования издержек сквозным.

При выпуске предприятием одного вида продукции себестоимость единицы является показателем, характеризующим уровень и динамику затрат на ее производство. Затраты на 1 рубль товарной продукции исчисляются путем деления себестоимости товарной продукции на ее объем, подсчитанный в оптовых ценах предприятий (или приравненных к ним ценах).

При разработке перспективных планов и проектов годовых планов плановая себестоимость продукции определяется, как правило, путем расчета изменения затрат по основным технико-экономическим факторам. При разработке годовых и квартальных планов, наряду с уточненным расчетом по факторам, составляется сводная смета затрат на производство с расчетами к ней и плановые калькуляции себестоимости всех производимых предприятием видов продукции, работ и услуг. Результаты этих расчетов должны быть тождественными и соответствовать (с учетом изменения объема и себестоимости остатков нереализованной продукции) себестоимости реализуемой продукции, вытекающей из расчетов общей суммы прибыли, утвержденной предприятию вышестоящей организацией.

Информация о работе Методологические основы понятия себестоимости продукции