Методологические основы понятия себестоимости продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:42, курсовая работа

Краткое описание

Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки

Вложенные файлы: 1 файл

дпалп.docx

— 101.47 Кб (Скачать файл)

Денежных выплат и поощрений, не связанных с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также выплат премий и компенсаций из чистой прибыли за анализируемый период 2010-2011 гг. не производилось.

Темп роста заработной платы (157,52%) работников предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» выше, чем темп роста производительности труда (108,27%), что негативно сказывается на деловой активности предприятия.

Таким образом, резервы снижения себестоимости продукции предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» в области трудовых ресурсов заключаются в более эффективном использовании рабочего времени персонала и повышении производительности труда.

Фактическая себестоимость единицы продукции согласно, учетной политики предприятия определяется путем деления суммы затрат по данному виду на объем выпуска. Суммарные затраты по каждому виду продукции определяются на основе плановой калькуляции. Отклонения фактических затрат от плановых распределяются пропорционально нормативным ставкам, определяемым на единицу продукции.

Анализ динамики объемов производства и себестоимости продукции предприятия «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» с расчетом себестоимости единицы продукции представлен в таблице 2.7.

Таблица 2.7. Анализ динамики объемов производства и себестоимости продукции за 2010-2011 гг.

 

Показатели

Вид продукции

Ед. изм.

2010 г.

2011 г.

Откл.

(+, -)

Темп роста, %

 

Выручка от реализации товаров

Зимние сапоги

Тыс. руб.

66088

72266

6178

109,35

 
 

Осенние ботинки

Тыс. руб.

32929

34703

1774

105,39

 

Объем производства

Зимние сапоги

Шт.

30040

31420

1380

104,59

 
 

Осенние ботинки

Шт.

17960

17780

-180

98,99

 

Себестоимость

Зимние сапоги

Тыс. руб.

50130

49740

-390

99,22

 
 

Осенние ботинки

Тыс. руб.

20073

20114

-69

99,66

 

Себестоимость единицы продукции

Зимние сапоги

Тыс. руб.

1,67

1,58

-0,09

94,61

 
 

Осенние ботинки

Тыс. руб.

1,12

1,13

0,01

100,89

 

Рыночная цена

Зимние сапоги

Тыс. руб.

2,2

2,3

0,1

104,55

 
 

Осенние ботинки

Тыс. руб.

1,83

1,95

0,12

106,56

 
               

Из таблицы 2.7 видно, что за анализируемый период наблюдается увеличение объема производства зимних сапог на 4,59% или на 1380 шт. и незначительное уменьшение объема производства осенних ботинок на 1,01% или 180 шт.

Положительным моментом в работе предприятия является уменьшение себестоимости всей продукции на 409 тыс. руб. При этом себестоимость одной пары зимних сапог в 2011 г. уменьшилась (из-за внедрения более эффективной технологии производства) на 5,39% и составила 1,58 тыс. руб., а себестоимость одной пары осенних ботинок увеличилась (из-за введения нового более трудоемкого фасона моделей) на 0,89% и составила 1,13 тыс. руб.

Рост рыночных цен за 2010-2011 гг. на зимние сапоги и осенние ботинки составил 0,1 тыс. руб. и 0,12 тыс. руб. соответственно, при этом основной причиной роста цен является инфляция.

Далее проведем анализ затрат на 1 руб. товарной продукции, а также анализ рентабельности продукции (по видам) и в целом по объему производства.

2.2.3 Анализ затрат на 1 руб. товарной продукции и анализ рентабельности продукции (по видам) и в целом по объему производства

Затраты на рубль произведенной продукции - очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален: может рассчитываться в любой отрасли производства и, во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Исчисляется данный показатель отношением общей суммы затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной продукции в действующих ценах (табл. 2.8). При его уровне ниже единицы производство продукции является рентабельным, при уровне выше единицы - убыточным.

Таблица 2.8. Анализ затрат на рубль произведенной продукции за 2010-2011 гг.

 

Показатели

Вид продукции

Ед. изм.

2010 г.

2011 г.

Откл. (+, -)

Темп роста, %

 

Стоимость произведенной продукции в действующих ценах

Зимние сапоги

Тыс. руб.

66088

72266

6178

109,35

 
 

Осенние ботинки

Тыс. руб.

32929

34703

1774

105,39

 

Общая сумма затрат на производство и реализацию продукции

Зимние сапоги

Тыс. руб.

50130

49740

-390

99,22

 
 

Осенние ботинки

Тыс. руб.

20073

20114

-69

99,66

 

Затраты на рубль произведенной продукции

Зимние сапоги

коп.

76

69

-7

90,79

 
 

Осенние ботинки

коп.

61

58

-3

95,08

 
               

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что уровень затрат на рубль продукции на анализируемом предприятии находится ниже единицы по всей продукции, что свидетельствует о рентабельности производства продукции.

Кроме того, за анализируемый период наблюдается снижение уровня затрат на рубль продукции, которое составило: по зимним сапогам - 9,21%, по осенним ботинкам - 4,92%, что положительно характеризует деятельность предприятия. Также из данной таблицы можно сделать вывод, что производство осенних ботинок является более рентабельным, чем производство зимних сапог, т.к. затраты на рубль осенней продукции меньше аналогичных затрат по зимней продукции.

Учитывая все выше сказанное, рассмотрим мероприятия по использованию внутренних резервов для снижения себестоимости продукции, которые представлены в третьей части дипломной работы.

2.3 Мероприятия по использованию внутренних резервов для снижения себестоимости продукции

себестоимость продукция резерв фабрика

2.3.1 Определение  резервов снижения себестоимости  на основе выбора оптимального управленческого решения

Одним из важнейших направлений совершенствования анализа организационно - технического уровня производства является обеспечение достоверности определения и учета фактической величины затрат на внедрение организационно - технических мероприятий и полученного экономического эффекта. При анализе факторов и причин, определяющих величину затрат, необходимо учитывать стадии внедрения организационно - технических мероприятий, так как способы расчета экономического эффекта на различных стадиях неодинаковы. Экономический эффект в зависимости от стадии работ по внедрению организационно - технических мероприятий целесообразно разделить на предварительный, планируемый, ожидаемый и фактический. В работе приведена характеристика каждого из них. Экономический эффект рассчитывается сначала на стадии эксплуатации и выражает реальный результат от внедрения организационно - технических мероприятий.

На предприятиях наблюдается значительные расхождения между статистическими данными о снижении себестоимости продукции в результате внедрения организационно - технических мероприятий и фактическими результатами их деятельности. Здесь сказываются многие факторы расхождений между фактическим снижением себестоимости продукции и расчетной экономией от снижения себестоимости в результате внедрения организационно - технических мероприятий.

Решение проблем совершенствования учета экономической эффективности новой техники должно осуществляться в рамках системного учета мероприятий научно-технического прогресса и изменения норм затрат, что даст возможность вскрывать неиспользованные резервы, повысить достоверность учетной информации, будет способствовать повышению эффективности производства.

Проведенные исследования позволяют дать некоторые рекомендации по определению резервов снижения себестоимости продукции предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова»:

рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы;

усовершенствовать управление предприятием, а именно:

выделить в составе структурных подразделений и структурных единиц предприятия центры затрат и центры ответственности;

внедрение на предприятии системы управленческого учета затрат в разрезе центров ответственности, центров затрат и отдельных групп товарной продукции;

повысить в составе реализации удельного веса мелкооптовой продукции;

осуществлять своевременную уценку изделий, потерявших первоначальное качество;

осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцирован-ную по отношению к отдельным категориям покупателей;

совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий;

осуществлять систематический контроль за работой оборудования и производить своевременную его наладку;

при вводе в эксплуатацию нового оборудования уделять достаточно внимания обучению и подготовке кадров, повышению их квалификации, для эффективного использования оборудования;

повышение квалификации работников, сопровождающуюся ростом производительности труда;

разработать и ввести эффективную систему материального стимулирования персонала, тесно увязанную с основными результатами хозяйственной деятельности предприятия и экономией ресурсов;

использовать системы депремирования работников при нарушении или трудовой дисциплины;

осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки товаров.

Также организации следует разработать комплекс мер, направленных на повышение эффективности использования имеющихся активов за счет ускорения товарооборачиваемости, а также роста чистой прибыли и рентабельности предприятия.

Уровень использования основного капитала напрямую зависит от соотношения темпов роста объема этих фондов и стоимости выпускаемой продукции. При опережающих темпах роста объема произведенной продукции эффективность использования основного капитала растет, а при опережающих темпах роста среднегодовой стоимости основного капитала - сокращается. Следовательно, критерием эффективности использования основного капитала можно считать опережение темпов роста темпов роста объема произведенной продукции по сравнению с темпами роста среднегодовой стоимости основного капитала.

Учитывая все выше сказанное, одним из способов снижения себестоимости продукции - является увеличение объема выпуска продукции.

При этом следует помнить, что резервы роста капиталоотдачи связаны с мобилизацией как экстенсивных факторов - увеличение времени полезного использования оборудования, так и интенсивных факторов - повышение производительности оборудования в результате технического перевооружения и реконструкции действующих и строительства новых предприятий; повышения количества сменности работы оборудования; улучшение использования времени и мощности; ускорение освоения вновь вводимых мощностей; снижение стоимости единицы мощности.

Таким образом, можно предложить следующие основные резервы для увеличения выпуска продукции и снижения ее себестоимости:

- ввод в действие нового оборудования;

- улучшения использования трудовых ресурсов;

- сокращение целодневных и внутрисменных простоев;

- повышение коэффициента сменности и его более интенсивное использование.

Снижение себестоимости производимой продукции имеет важное значение, т.к. дает возможность при одних и тех же ресурсах производить больше продукции; ускоряет оборачиваемость оборотных средств; способствует интенсификации производства.

Разработка плана организационно-технических мероприятий по использованию внутрипроизводственных резервов основывается на результатах анализа их источников и факторов, влияющих на технико-экономические показатели.

К наиболее важным источникам резервов следует отнести снижение материальных затрат и повышение производительности труда. Из всего многообразия факторов, влияющих на технико-экономические показатели, к укрупненным группам можно отнести:

1. Повышение технического  уровня производства:

а) механизация и автоматизация производственных процессов, внедрение передовой технологии и автоматизированных систем управления;

б) модернизация и улучшение эксплуатации применяемой техники и технологии;

в) внедрение новых видов и замена потребляемого сырья, материалов, энергии и т.д.

2. Улучшение организации  производства и труда:

а) совершенствование управлением производством;

б) улучшение организации труда;

в) улучшение материально-технического снабжения;

г) ликвидация непроизводительных расходов;

д) сокращение потерь от брака.

3. Изменение объема и  структуры выпускаемой продукции:

а) относительное сокращение условно-постоянных расходов, обусловленное ростом объема производимой продукции;

б) улучшение использования производственных фондов и связанное с этим относительное уменьшение амортизационных отчислений;

в) изменение структуры производимой продукции.

Информация о работе Методологические основы понятия себестоимости продукции