Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:42, курсовая работа
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятия (фирм, компаний), их достижения и недостатки
4. Повышение доли
Кроме того, снижение себестоимости продукции может быть достигнуто путем:
- ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль оборота;
- обоснованного уменьшения запасов и затрат (до норматива);
- пополнения собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников.
В качестве предложений по повышению оборачиваемости оборотных средств можно предложить следующие рекомендации:
- разработать маркетинговую политику продвижения продукции предприятия на потребительском рынке;
- обратить значительное внимание на формирование потребительского спроса.
Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов заключаются, прежде всего, в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских расходов. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве.
Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
Выполнение указанных выше рекомендаций позволят добиться предприятию не только снижения себестоимости продукции, но и повышению эффективности его финансово-хозяйственной деятельности для достижения максимального удовлетворения хозяйственных, материальных и социальных нужд предприятия.
Основу перспективного планирования на предприятии ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии предприятия на рынке. Основной прогнозирования являются обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей.
Результатом перспективного финансового планирования на предприятии ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» является разработка финансовых документов (прогноза отчета о прибылях и убытках, прогноза бухгалтерского баланса).
Для составления прогнозных финансовых документов важно правильно определить объем будущих продаж (объем реализованной продукции).
Определим прогнозную сумму товарооборота на 2010 г. Для этого воспользуемся экономико-статистическим методом. Первое, что необходимо рассчитать, это темп изменения исследуемого показателя, который можно определить по формуле средней геометрической:
, (2.3.1)
где Тр(с) - среднегодовой темп изменения, %;
n - число лет в периоде;
Рn - выручка от продажи товаров последнего года в ряду динамики в сопоставимых ценах (к базисному году);
Р1 - выручка от продажи товаров базисного года.
Найдем сумму выручки от реализации товаров в сопоставимых ценах за 2010 и 2011 гг.
Таблица 2.9. Сумма выручки от реализации товаров ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова»
Годы |
Выручка от продаж в действующих ценах, тыс. руб. |
Темп изменения, % |
Индекс цен, цепной |
Выручка от продаж в сопоставимых ценах, тыс. руб. |
|
2003 |
87501,77 |
100 |
1 |
87501,77 |
|
2010 |
99017 |
113,16 |
1,3 |
76166,92 |
|
2011 |
106969 |
108,03 |
1,2 |
89140,83 |
|
Таким образом, в анализируемом случае темп изменения выручки от реализации товаров будет равен:
.
Выручку от продажи продовольственных товаров планируемого года можно определить по следующей формуле:
Рn = Рт Кр Jц, (2.3.2)
где Рт - выручка от реализации товаров последнего года в ряду динамики в действующих ценах;
Кр - коэффициент, учитывающий рост выручки от продаж товаров в плановом году (Кр = Тр(с)/100);
В нашем случае индекс цен планируемого года равен 1,25, выручка от продажи товаров в 2011 году в действующих ценах составила 106969 тыс. руб., следовательно планируемый товарооборот Рn, тыс. руб., будет равен:
Рn = 106969 1,02 1,25 = 136385,47.
Таким образом, прогнозируемый товарооборот на 2006 год планирует повыситься по сравнению с предыдущими годами, что обеспечит эффективную работу торгового предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова».
Минимальный уровень цены (Цм) определяется по формуле:
, (2.3.3)
где С - издержки производства по данному изделию, тыс. руб.;
П - минимально приемлемая доля прибыли в цене.
Рассчитаем минимальный уровень цены в 2006 г. для зимних сапог и осенних ботинок, используя формулу 3.3 и данные таблицы 3.1:
,
Уровень цены с учетом инфляции определяется по формуле:
, (2.3.4)
где Ц1, Ц0 - цена товара в момент соответственно фактической его поставки покупателю и в момент заключения договора о поставке, тыс. руб.;
А, Б и В-доли в себестоимости товара (в момент заключения договора о поставке) соответственно расходов на покупку материалов и сырья, заработной платы и прочих расходов (А+Б+В=1);
а0, а1 - средняя цена покупных материалов и сырья в моменты заключения договора и фактической поставки товара, тыс. руб.;
б0, б1 - средняя заработная плата соответственно в момент заключения договора и фактической поставки товара, тыс. руб.
На основании формулы 3.4 и данных таблицы 3.1, рассчитаем уровень цены в 2006 г. для зимних сапог и осенних ботинок с учетом инфляции:
тыс. руб.,
тыс. руб.
Таким образом, с учетом инфляции прогнозируемая минимальная цена в 2006 г. зимних сапог и осенних ботинок увеличится на 0,1 тыс. руб. и 0,02 тыс. руб. соответственно.
На основании полученных данных, рассчитаем уровень цены в 2007-2010 гг. для зимних сапог и осенних ботинок с учетом инфляции:
тыс. руб.,
тыс. руб.,
тыс. руб.,
тыс. руб.
Полученный прогноз объемов продаж дает представление о той доле рынка, которую предприятию ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» предполагается завоевать своей продукцией.
С помощью прогнозного отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде. Прогноз отчета о прибылях и убытках на 2010-2012 гг. представлен в таблице 2.10.
Таким образом, из таблицы 2.10 видно, что на предприятии ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» прогнозируется отсутствие отвлеченных средств; при этом прогноз налога на прибыль на столь долгий срок в сложившихся условиях постоянных перемен законодательных и нормативных актов, а также самого бухгалтерского учета - весьма ненадежен.
Таблица 2.10. Прогноз отчета о прибылях и убытках на 2010-2012 гг.
Показатели |
Прогнозируемый период |
|||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
||
А |
1 |
2 |
3 |
|
1. Выручка от реализации продукции (за минусом НДС и акцизов), тыс. руб. |
136385,5 |
147924,2 |
161344 |
|
2. Себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. |
88650,6 |
95411,1 |
103260,2 |
|
3. Коммерческие расходы, тыс. руб. |
7092 |
7544 |
8067,2 |
|
4. Управленческие расходы, тыс. руб. |
3955,2 |
4141,9 |
4517,6 |
|
5. Прибыль (убыток) от реализации (ст. 1 - - ст. 2 - ст. 3 - ст. 4), тыс. руб. |
36687,7 |
40827,2 |
45499 |
|
6. Проценты к получению, тыс. руб. |
2045,8 |
1627,2 |
1613,4 |
|
7. Проценты к уплате, тыс. руб. |
3955,2 |
3994 |
4195 |
|
8. Доходы от участия в других организация, тыс. руб. |
6137,8 |
6656,6 |
7260,5 |
|
9. Прочие операционные доходы, тыс. руб. |
955 |
1035,5 |
1129,4 |
|
10. Прочие операционные расходы, тыс. руб. |
8925 |
9615,1 |
10487,4 |
|
11. Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности (ст. 5 + ст. 6 - - ст. 7 + ст. 8 + ст. 9 - ст. 10), тыс. руб. |
32946,1 |
36537,4 |
40819,9 |
|
12. Прочие внереализационные доходы, тыс. руб. |
1275 |
1331,3 |
1387,6 |
|
13. Прочие внереализационные расходы, тыс. руб. |
9516,6 |
10206,8 |
11292,5 |
|
14. Прибыль (убыток) планового периода (ст. 11 + ст. 12 - ст. 13), тыс. руб. |
24704,5 |
27661,9 |
30915 |
|
15. Налог на прибыль, тыс. руб. |
5929,1 |
6638,9 |
7419,6 |
|
16. Нераспределенная прибыль (убытки) планового периода (ст. 14 - ст. 15 - ст. 16), тыс. руб. |
5929,1 |
6638,9 |
7419,6 |
|
По мере реализации заложенных в текущем плане мероприятий регистрируются фактические результаты деятельности предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова». При этом план является результатом планирования, в то время как отчет о фактических величинах показывает реальное положение предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова», что необходимо его руководству для выработки решений по снижению себестоимости продукции.
Поскольку переменные затраты зависят от объема выпуска продукции, то в целях контроля за расходованием наличных финансовых ресурсов необходимо оперативное планирование переменных затрат.
Так как при планировании можно опираться на фактические данные отчетного периода, то планируемая сумма переменных затрат может быть рассчитана следующим образом:
, (2.3.5)
где СПЛ - планируемая сумма переменных затрат в денежном выражении, тыс. руб.;
СФ - фактическая сумма переменных затрат в отчетном периоде, тыс. руб.;
ВПЛ - плановый объем выпуска в натуральном выражении, шт.;
ВФ - фактический объем выпуска в отчетном периоде в натуральном выражении, шт.
На основании данных таблицы приложения 6 и отчета о прибылях и убытках рассчитаем планируемую сумму переменных затрат, учитывая, что фактический объем выпуска зимних сапог в 2011 г. составил - 31420 шт., осенних ботинок - 17780 шт. При этом плановый объем выпуска зимних сапог в 2010 г. составил - 31248 шт., осенних ботинок - 30570 шт.
Таким образом, планируемая сумма переменных затрат в 2006 г. на зимние сапоги и осенние ботинки составила соответственно:
тыс. руб.
тыс. руб.
Таким образом, общая сумма переменных затрат составит 7144,13 тыс. руб.
Далее определим безубыточный объем продаж и зоны безопасности предприятия. Безубыточность - это такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции - это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Определить их уровень можно графическим и аналитическим способами. Для этого представим все необходимые для расчета данные в виде таблицы (табл. 2.11).
Таблица 2.11. Экономическая характеристика планируемых показателей деятельности предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» на 2010 г.
Показатели |
Ед. измер. |
Тип продукции |
||
Зимние сапоги |
Осенние ботинки |
|||
А |
1 |
2 |
3 |
|
Производственная мощность предпри-ятия |
Шт. |
31248 |
30570 |
|
Цена изделия (Ц) |
Тыс. руб. |
2,49 |
2,04 |
|
Выручка от реализации (В) |
Тыс. руб. |
77807,52 |
62362,8 |
|
Постоянные затраты (А) |
Тыс. руб. |
1977,6 |
1977,6 |
|
Переменные затраты - на единицу продукции (b) |
Тыс. руб. |
0,106 |
0,125 |
|
- на весь выпуск продукции (Зпер) |
Тыс. руб. |
3318,93 |
3825,2 |
|
Прибыль от реализации продукции (П) |
Тыс. руб. |
20365,1 |
16322,6 |
|
Маржинальный доход (МД=В-Зпер) |
Тыс. руб. |
74488,59 |
58537,6 |
|
Доля маржинального дохода в выручке (Дмд) |
- |
0,96 |
0,94 |
|
Для определения безубыточного объема продаж (Т) в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:
. (2.3.6)
Определим безубыточный объем продаж зимних сапог и осенних ботинок в 2010 г.:
тыс. руб. и тыс. руб.
Для одного вида продукции безубыточный объем продаж можно определить в натуральном выражении:
. (2.3.7)
Таким образом, безубыточный объем продаж зимних сапог и осенних ботинок в натуральном выражении в 2010 г. составит:
шт. и шт.
Для расчета безубыточного объема продаж в процентах к максимальной производственной мощности, которая принимается за 100%, может быть использована формула
. (2.3.8)
Безубыточный объем продаж зимних сапог и осенних ботинок в процентах к максимальной производственной мощности в 2010 г. составит:
и
По полученным данным видно, при каком объеме реализации продукции предприятие ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» получит прибыль, а при каком ее не будет. Также определена точка безубыточного объема реализации продукции, в которой затраты будут равны выручке от реализации продукции, ниже которой производство будет убыточным.
В данном случае критическая точка расположена на уровне 2,65% возможного объема реализации зимних сапог и на 3,38% возможного объема реализации осенних ботинок. Если пакеты заказов на продукцию предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» будут больше 2,65% и 3,38% соответственно от его производственной мощности, то будет прибыль. Иначе предприятие ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» будет иметь убытки и может стать банкротом.
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж - зона безопасности. Если предприятие ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова» полностью использует свою производственную мощность, выпустит и реализует 31248 зимних сапог и 30570 осенних ботинок, то зона безопасности (запас финансовой прочности) составит 96% и 94% соответственно. Зона безопасности показывает, на сколько процентов фактический объем продаж выше критического, при котором рентабельность равна нулю.
Приведенные графики и аналитические расчеты свидетельствуют о том, что безубыточный объем продаж и зона безопасности зависят от суммы постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен реализовать продукции нужно меньше, чтобы получить необходимую сумму выручки для компенсации постоянных затрат предприятия, и наоборот, при снижении уровня цен безубыточный объем реализации возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности.
Таким образом, снижение себестоимости продукции является актуальным вопросом для предприятия ЗАО «Московская обувная фабрика им. Г.В. Муханова». Поэтому помимо проведенных расчетов планируемых объема выпуска продукции и ее себестоимости, рассчитаем основные резервы по увеличению выпуска продукции и резервы, непосредственно влияющие на снижение себестоимости продукции.
Информация о работе Методологические основы понятия себестоимости продукции