Методы финансового анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 23:36, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы – исследовать методы анализа финансового состояния предприятия.
Объект исследования – ОАО «Сибирь». Предмет исследования – деятельность предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: определить цели, содержание и методы финансового анализа; рассмотреть основные параметры финансовой отчетности, используемой для финансового анализа предприятия; провести финансовый анализ сельскохозяйственного предприятия ОАО «Сибирь».

Вложенные файлы: 1 файл

1.3.docx

— 127.40 Кб (Скачать файл)

      1.2. Виды, формы и методы финансового  анализа

    Основная  цель финансового анализа – получение  ключевых, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину  финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений  в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

    В зависимости от конкретных задач  финансовый анализ может осуществляться в следующих видах:

    -          экспресс-анализ (предназначен для получения за 1-2 дня общего представления о финансовом положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности);

    -          комплексный финансовый анализ (предназначен для получения за 3-4 недели комплексной оценки финансового положении компании на базе форм внешней бухгалтерской отчетности, а также расшифровок статей отчетности, данных аналитического учета, результатов независимого аудита и др.);

    -          финансовый анализ как часть общего исследования бизнес-процессов компании (предназначен для получения комплексной оценки всех аспектов деятельности компании - производства, финансов, снабжения, сбыта и маркетинга, менеджмента, персонала и др.);

    -    ориентированный финансовый анализ (предназначен для решения приоритетной финансовой проблемы компании, например оптимизации дебиторской задолженности на базе как основных форм внешней бухгалтерской отчетности, так и расшифровок только тех статей отчетности, которые связаны с указанной проблемой);

    -          регулярный финансовый анализ (предназначен для постановки эффективного управления финансами компании на базе представления в определенные сроки, ежеквартально или ежемесячно, специальным образом обработанных результатов комплексного финансового анализа).

    В зависимости от заданных направлений  финансовый анализ может проводиться  в следующих формах:

    -          ретроспективный анализ (предназначен для анализа сложившихся тенденций и проблем финансового состояния компании; при этом мы считаем, что, как правило, бывает достаточно квартальной отчетности за последний отчетный год и отчетный период текущего года);

    -          план-фактный анализ (требуется для оценки и выявления причин отклонений отчетных показателей от плановых);

    -          перспективный анализ (необходим для экспертизы финансовых планов, их обоснованности и достоверности с позиций текущего состояния и имеющегося потенциала).

      Исходной  базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых  должен восстановить все основные аспекты  хозяйственной деятельности и совершенных  операций в обобщенной форме, то есть, с необходимой для анализа  степенью агрегирования.

      Практика  финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить следующие:

    -          горизонтальный анализ;

    -          вертикальный анализ;

    -          трендовый анализ;

    -          метод финансовых коэффифиентов;

    -          сравнительный анализ;

    -          факторный анализ.

    Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

      Вертикальный (структурный) анализ – определение  структуры итоговых финансовых показателей  с выявлением влияния каждой позиции  отчетности на результат в целом.

      Трендовый анализ – сравнение каждой позиции  отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть, основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных  влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью  тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

      Анализ  относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.   

      Сравнительный (пространственный) анализ – это  как внутрихозяйственное сравнение  по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так  и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

      Факторный анализ – это анализ влияния отдельных  факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных  или стохатических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

    Основываясь на данных о прошлой деятельности предприятия, финансовый анализ направлен  на снижение неопределенности относительно его будущего состояния.

      Результаты  анализа финансового состояния  предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних, так и внешних  по отношению к предприятию - менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов.

    Для внутренних пользователей, к которым  в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового  анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений  о корректировке финансовой политики предприятия.

      Для внешних пользователей - партнеров, инвесторов и кредиторов - информация о предприятии необходима для  принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).

    Между внутренним и внешним финансовым анализом существуют определенные отличия.

    Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия  и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При  этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей. При  выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового  анализа чаще всего находятся  в состоянии выбора - с каким  из исследуемых предприятий устанавливать или продолжать взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать.

      Внутренний  финансовый анализ отличается большей требовательностью к исходной информации. В большинстве случаев для него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и возникает необходимость использовать данные внутреннего управленческого учета. 
В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния предприятия и поиск решений, направленных на улучшение этого состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик.

      В отличие от внешнего, внутренний анализ не ограничивается рассмотрением предприятия  в целом, а практически всегда спускается до анализа отдельных  подразделений и направлений  деятельности предприятия, а также  видов продукции.

      В таблице 1 представлено сравнение двух подходов к финансовому анализу.   

Таблица 1

Различия между внешним и внутренним финансового анализа  

  ВНЕШНИЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННИЙ  АНАЛИЗ
Цель Оценка финансового  состояния (проблема выбора) Улучшение финансового  состояния
Исходные  данные Открытая (стандартная) бухгалтерская отчетность Любая информация, необходимая  для решения поставленной задачи
Методика Стандартная Любая, соответствующая  решению поставленной задачи
Акцент Сравнение с другими  предприятиями Выявление причинно-следственных связей
Объект исследования Предприятие в целом Предприятие, его  структурные подразделения, направления  деятельности, виды продукции

 

   

    Основными направлениями финансового анализа  являются:

    1.    Анализ структуры баланса.

  1. Анализ прибыльности деятельности предприятия и структуры производственных затрат.
  2. Анализ платежеспособности (ликвидности) и финансовой устойчивости предприятия.
  3. Анализ оборачиваемости капитала.
  4. Анализ рентабельности капитала.
  5. Анализ производительности труда.

    Основными источниками информации для финансового  анализа являются данные бухгалтерского и управленческого учета:

    §  данные об имуществе предприятия (активах) и источниках его образования (пассивах) на начало и конец исследуемого периода в виде аналитического баланса;

    §  данные о результатах деятельности предприятия за исследуемый период в виде аналитического отчета о прибылях и убытках.

    Традиционно и в особенности при проведении внешнего анализа в качестве исходной информации используется стандартный  бухгалтерский баланс (форма № 1). Данные об имуществе и источниках должны быть сбалансированы между собой.

      Активы  должны быть структурированы по их экономической природе (по принципу отнесения стоимости на производимую продукцию, срокам использования и  степени ликвидности).

    Данные  об источниках финансирования должны быть разделены по принципу собственности  и срокам привлечения.

    Форма аналитического баланса и финансовый анализ его показателей будет  подробно рассмотрен во 2 главе данной работы на примере баланса за 2002 года  ОАО «Сибирь».

      Таким образом, предметом изучения финансового  анализа являются финансовые ресурсы  и их потоки, основной целью –  оценка финансового состояния и  выявление возможностей эффективного функционирования предприятия, главной  задачей – эффективное управление финансовыми ресурсами предприятия.   

      1.3. Экономическое содержание отчетных  данных бухгалтерской отчетности

Прежде чем  приступать к выполнению каких-то расчетов и анализа с целью дальнейшего  применения в зависимости от полученного  результата, нужно составить четкое представление об исходной информационной базе: ее составе, содержании, структуре, принципах подготовки, экономической  интерпретации основных ее элементов, их взаимосвязи и т.п.

Очевидность экономической интерпретации некоторых  показателей отчетности конкретным пользователем определяется не только уровнем его аналитической подготовки, но и знанием формирования системы  показателей в бухгалтерском  учете, регулируемом методологией и  налоговым законодательством. Поэтому  необходимость понимания экономического содержания отчетных данных очевидна.

    1) Бухгалтерский баланс

Поскольку одно из предназначений бухгалтерского баланса  состоит в характеристике изменений  в финансовом состоянии предприятия  за отчетный период, он содержит две  колонки показателей – на начало года и конец периода (квартала, полугодия, 9 месяцев, года). В бухгалтерском  балансе активы и обязательства  должны представляться с подразделением в зависимости от срока обращения  на оборотные (краткосрочные) и внеоборотные (долгосрочные). Активы и обязательства представляются как оборотные (краткосрочные), если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как внеоборотные (долгосрочные).

Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, состоящую из Актива и Пассива, активная сторона баланса дает представление  об имуществе предприятия,  пассивная – о структуре источников его средств.

Информация о работе Методы финансового анализа