Синтезируя различные
компоненты, управленческие решения выступают
способом постоянного
воздействия управляющей подсистемы на
управляемую - субъекта на объект управления.
Объект управленческих
решений – система отношений и вопросов,
для урегулирования, изменения
которых данные управленческие решения
принимаются6.
Управленческие
решения регулируют широкий круг
вопросов как внутреннего, так и внешнего
управления и принимаются по различным
основаниям7:
1) осуществление
текущих целей и задач управляющего
субъекта;
2) необходимость
изменений в самой организации
под влиянием как внешних так
и внутренних факторов;
3) решение возникшей
проблемы, требующей оперативного
или долговременного разрешения;
4) необходимость поиска
и выявления новых ресурсов деятельности
организации;
5) прогнозирование
и определение социально –
экономического развития;
6) разработка
программ и проектов, планирование,
стратегическое управление.
Управленческое решение – это фиксированный
управленческий акт, выраженный в письменной
или устной форме и реализуемый для решения
проблемной ситуации.
Принятие управленческого
решения – это процесс выбора разумной
альтернативы решения проблемы, являющийся
ключевым моментом в системе менеджмента.
Результаты реализации принятых управленческих
решений служат наиболее объективной
оценкой искусства руководителя.
Непосредственными результатами
управленческих решений являются изменения,
происходящие в процессе совместной деятельности людей, в комплексе
экономических и социальных показателей
производственно-хозяйственной деятельности
предприятий. Это обуславливает необходимость
рассмотрения основных положений теории
принятия решений и применения их в практической
деятельности руководителей.
В наиболее общем виде теория
принятия решений представляет собой
раздел науки управления, включающий исследование
проблем постановки цели и задачи,
определение критериев и показателей
информационного обеспечения вариантов
решения и их оптимизацию.
Необходимость применения
теории принятия решений в практической
деятельности руководителей обусловлена
следующими обстоятельствами:
- Анализ фактического состояния
объекта управления на основе контрольной
информации проводится по определенной
сумме параметров.
- Определение наличия отклонений
от программного состояния в настоящем
и возможности их возникновения в будущем,
устранение или предотвращение которых
требует управляющего воздействия. На
этом этапе необходимо принимать во внимание
прогнозную информацию о будущем состоянии
объекта управления и окружающей среды,
с тем, чтобы предвидеть возникновение
противоречия, предотвратить его усугубление
и появление конфликтной ситуации. В случае
отсутствия отклонения переходим к этапу
3, в случае наличия отклонения – к этапу 4.
- Если установлено, что по
сумме контролируемых параметров отклонений
нет, то при их отсутствии и по другим параметрам
процесс заканчивается. Если же отклонения
имеются или есть предпосылки их возникновения,
то следует вернуться к этапу 1.
- Анализ ситуации и определение
причин отклонений. При положительном
ответе на этапе 2 приступаем к изучению
ситуации и характеристике причин, вызвавших
отклонение. Для диагностического анализа
в ряде случаев целесообразно привлечь группу экспертов, сформированную из опытных
высококва-лифицированных специалистов.
- Причины, вызвавшие отклонение,
могут быть внутренними или внешними по
отношению к системе. Если установлено,
что причины отклонения внутренние, переходим
к этапу 7, в случае «нет» – к этапу 6.
- Устанавливаем, являются
ли причины отклонения внешними. В случае
«да» переходим к этапу 7, при отрицательном
ответе необходимо вернуться к этапу 4
и установить причины и характер отклонений.
- Этап определения стратегии
решения. Этот этап сложный и ответственный. Он включает постановку
цели, определение критериев достижения
цели, поиск средств и способов ее достижения.
Для определения главной
цели составляем полный перечень целей,
а затем на основе количественной и качественной
характеристик каждой из них выявляем приоритет какой-либо
одной.
Особое значение на данном
этапе имеет прогностическое обоснование
цели. Прогнозное исследование может быть
направлено как на определение реально
достижимой, отвечающей потребностям
общественного развития цели, так и на
поиск средств и способов достижения
поставленной цели.
- Оценка конкретной обстановки.
После разработки стратегии решения необходимо
провести оценку обстановки по кадрам,
ресурсам, технике, времени, технологии,
эффективности в настоящем с учетом тенденций
изменения этих условий в перспективе.
- Устанавливаем исходя из
информации, полученной на этапе 8, соответствует
ли выбор цели и способов ее достижения
реальной обстановке. В случае «нет» необходимо
вернуться к этапу 7 и вновь пересмотреть
стратегию решения, в случае «да» переходим к этапу 10.
- Подготовительный этап выработки
решения, определение круга должностных
лиц и функциональных подразделений, которые
необходимо включить в ход процесса, а
также ответственных за выполнение конкретных
работ и должностного лица соответствующей ступени
иерархии управления, имеющего право на
окончательное принятие решения. Результатом
подготовительного этапа должен быть
план работ по выработке решения.
- После подготовительного
этапа следует информационный. На этом
этапе осуществляются поиск, сбор и обработка
необходимой для принятия решения информации.
- Анализируем, достаточно
ли собранной информации для принятия
решения. В случае «нет» переходим к этапу
13, в случае «да» – к этапу 14.
- Устанавливаем возможность
получения дополнительной информации. В случае
«да» – возврат к этапу 11, в случае «нет»
переходим к этапу 14.
- Уточнение прогноза результата.
На основании всей собранной информации
уточняем объективные условия и возможности достижения цели, а также
анализируем возможные изменения в ходе
этого процесса и их влияние на конечный
результат.
- Выработка экспертных рекомендаций
по элементам решения. В ходе рассматриваемого
процесса неоднократно прибегаем к рекомендациям
экспертов, что вызвано, во-первых, наличием
неформализуемых ситуаций, явлений и факторов,
влияющих на них, во-вторых, желанием, повысить
эффективность формальных методов (область
применения которых ограничена), сочетая
их с эвристическими. Вместе с тем привлечение
экспертов позволяет при необходимости
получать дополнительную информацию посредством
усреднения мнений высококвалифицированных
специалистов.
- Выработка решения. Изучив
особенности ситуации, определив главную
цель и всесторонне оценив обстановку на
основании полной, достоверной и своевременной
информации, осуществляем разработку
возможных вариантов решения, их оценку
и сравнение. Возможные альтернативы решения
удобнее всего разрабатывать при помощи
моделирования.
В случае неформализуемости ситуации
или в условиях дефицита времени альтернативы
решения можно успешно разрабатывать
при помощи эвристических методов (методы
Дельфи, консенсуса, мозговой атаки).
Возможные варианты решения оцениваются
по соответствующим критериям оптимальности и эффективности. Альтернативы
следует сравнивать с учетом последствий
(экономических, социальных и т.п.) для
каждого варианта решения. В результате
сравнения и оценки альтернатив выбираем
наилучшее решение.
- Выработанный проект решения
следует всесторонне обсудить на специальном
совещании при участии представителей
общественных организаций, непосредственных
разработчиков проекта решения, высококвалифицированных
специалистов и производственников. Цель
обсуждения – внесение замечаний и дополнений
к представленному проекту решения, а также анализ того, найден ли наилучший вариант. В случае «да», приняв к сведению высказанные замечания и дополнения к решению, переходим к этапу 19, в случае «нет» – к этапу 18.
- На этом этапе следует установить, возможны ли дополнительные варианты решения. При положительном ответе – возврат к этапу 16, при отрицательном переходим к этапу 19.
- Принятие решения. На этом
этапе руководитель единолично или коллегиально
(совместно с представителями общественных организаций и специалистами)
анализирует решение, приложенные к нему
материалы и выбирает окончательный вариант.
Принятое решение фиксируется и оформляется
соответствующими документами, в которых
указываются: цель решения; перечень мероприятий,
подлежащих реализации; ответственные
за выполнение этих мероприятий; сроки
реализации решения и т.д.
- На основании приказа или
распоряжения разрабатывается план реализации
принятого решения, что рекомендуется
делать при помощи сетевой матрицы. Для
этого нужно составить перечень работ и указать,
кто, как, когда, с кем, где и в какой последовательности
должен выполнять определенный этап. После
этого перед каждым участником ставится
конкретная задача: (а) – (ж).
- Документальное оформление
задач.
- Этап организации выполнения решения включает пропаганду
и разъяснение решения, координацию его
осуществления, оперативное регулирование
и корректировку: (а) – (г). Для обеспечения эффективной реализации решения рекомендуется прогнозировать ход выполнения принятой программы действий, факторы, способствующие
и препятствующие достижению цели.
- Выполнение решения контролируется
по промежуточным и конечным результатам
и срокам выполнения программы реализации.
Полученная информация в ходе выполнения
решения периодически обрабатывается
в целях прогнозирования выполнения программы в течение следующего отрезка времени. Прогнозные данные анализируются с учетом заданных ограничений и других контролируемых параметров.
- На основании информации,
полученной на этапе 23, определяется наличие
отклонений. В случае «нет» процесс
заканчивается, в случае «да» переходим
к этапу 25.
- Определяем, насколько выявленные
отклонения серьезны (с точки зрения предъявленных
к программе требований и ограничений)
и нужны ли дополнительные решения. При
ответе «нет» следует вернуться к этапу 22
и ограничиться простой корректировкой.
При наличии серьезных отклонений, требующих
воздействия на систему, возникает необходимость
возобновить процесс с этапа 1 для выработки
и реализации дополнительного решения.
Данный «типовой» алгоритм процесса выработки
и реализации управленческих решений,
оставляя в полной мере простор для творчества
менеджера, позволяет систематизировать
решения, упорядочить, подчинить их определенному
логическому плану, а также значительно
облегчает контроль и координацию действий
исполнителей. Алгоритм может стать основой
при составлении структурно-информационных
схем процесса и программ решения на компьютере.
На его базе удобно разрабатывать более
детальный перечень работ и операций для
планирования процесса и осуществления
других организационных мероприятий,
в частности для организации индивидуальной
работы руководителя. Важно отметить,
что данный алгоритм в практике управления
должен применяться творчески, с учетом
сложности и значимости решаемой проблемы
и таких факторов, как срочность и возможность
получения опытных данных.
Для того чтобы быть эффективным,
т.е. достигать некоторых поставленных
целей, решение должно удовлетворять ряду
требований:
- быть реальным, т.е. исходить
из достижимых целей, реально располагаемых ресурсов и времени
(поэтому решение должно содержать цели,
декомпозицию (расчленение) цели на задачи,
оценку располагаемых и потребных ресурсов,
сценарий достижения целей в результате
решения задач и другие элементы соответствующей
направленности);
- содержать механизм реализации,
т.е. содержание решения должно включать
разделы, охватывающие организацию, стимуляцию,
контроль при реализации решений;
- быть устойчивым по эффективности
к возможным ошибкам в определении исходных
данных (робастным);
- готовиться, приниматься и выполняться
в реальном масштабе времени тех процессов,
которыми управляют с учетом возможных
скоростей развития нештатных, аварийных
ситуаций (иногда это важнейшее требование
пытаются игнорировать. Рассматривается
только управление в штатных ситуациях);
- быть реализуемыми, то есть
не содержать положений, которые сорвут
исполнение в результате порождаемых
им конфликтов (Например, несоответствие
функций подразделений применяемым технологиям
порождает в организационно-производственной системе (ОПС0 линейно-функциональный
конфликт);
- быть гибким, то есть изменять
цель и(или) алгоритм достижения цели при
изменении внешних или внутренних условий,
содержать описание состояний объекта
управления, внешней среды, при которых
выполнение решения должно быть приостановлено и
начата разработка нового решения;
- предусматривать возможность
верификации и контроля исполнения.
Цели и задачи должны быть
реальными, соотноситься с располагаемыми
ресурсами и их видами для решения конкретных задач, а также теми способами
и технологиями, которые предполагается
применять. Это предполагает использование
различных видов нормирования при прогнозировании
и планировании решений.
Решение будет реализуемым, если оно
предусматривает:
- организацию;
- стимулирование (мотивацию);
- контроль выполнения.
Организация выполнения решения
может включать два аспекта.
Во-первых, это организация
новой системы при решении крупной новой
проблемы. В этом случае может использоваться
метод функционально-логического проектирования
структур организационно-производственных
систем.
Во-вторых, это изменение функций, структуры,
параметров уже существующей системы.
В частности, важно избежать в организационно-производственной
системе линейно-функционального конфликта,
орождаемого несоответствием административного
деления организационно-производствен-ной
системы и используемых технологий. При
этом происходит перераспределение функций
подразделений, их специализации и, соответственно,
власти, ответственности, ролей отдельных
менеджеров в организационно-производственной
системе, со всеми вытекающим отсюда последствиями.
Более подробно этот вопрос рассматривается
в разделах, посвященных проектированию
организационных структур, власти, лидерству
и конфликтам в организации.
Стимулирование исполнения
решения тоже может быть двояким:
- общеорганизационным;
- целевым.
Общеорганизационным стимулированием
называют стимулирование, обеспечиваемое
фактом работы в данной организации на
данной должности, с соответствующими
ей материальным вознаграждением, социальным
статусом, возможностью к самореализации.
Угроза потери должности может обеспечивать
выполнение решения до тех пор, пока соответствующие
этой должности факторы здоровья (загрузка,
вознаграждение, безопасность и т.п.) находятся
в приемлемом для данной категории менеджеров диапазоне. При выходе факторов
здоровья за пределы названного диапазона
общеорганизационной мотивации становится
недостаточно. Поэтому при разработке
решения, во-первых, необходимо проверить,
является ли достаточным уровень общеорганизационного
стимулирования, и, если это не так, предусмотреть
целевые меры и выделить на это соответствующие
ресурсы. При этом в качестве мотивирующих
ресурсов могут использоваться не только
материальные, но и моральные стимулы,
а также ожидание карьерного роста. Например,
в период социализма, при разработке новых
авиационных комплексов ключевые участники
проекта знали, что, в случае успеха, их
ждут продвижение в научной сфере (например,
через лимиты по званиям: «академик, доктор,
кандидат технических наук», продвижение
по административной лестнице и т.д.).