Организация процесса разработки управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 08:38, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность данной темы может быть объяснена появлением в последние годы большого числа организаций, принципиально отличный от старых по принципам своего функционирования. Одной из важнейших особенностей современной рыночной экономики является увеличение числа крупных и даже гигантских компаний, в таких условиях значимость управленческого решения резко возрастает. В отличие от организаций старого типа в современных организациях большое количество руководителей высшего и среднего управленческого звена.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……..
Глава 1. Теоретические основы принятия управленческих решений…………..
1.1. Общая характеристика управленческих решений………….…………
1.2. Эффективность и качество управленческих решений…………………. ..
Глава 2. Пути улучшения качества управленческого решения………………….
Заключение………………………………………………………………………..
Литература………………………………………………………………..………..

Вложенные файлы: 1 файл

Организация разработки управленческого решения.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

Отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно, когда это известно еще на стадии разработки решений, могут делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной.

Качество управленческого решения определяет в значительной мере конечный результат и эффективность выполнения задач управления. Оно  (качество управленческого решения) зависит от ряда факторов:

  1. качества исходной информации, определяемого ее достоверностью, достаточностью, защищенностью от помех и ошибок, формой представления (Известно, что точность результатов расчета не может быть выше точности, используемой для расчета информации);
  2. оптимального или рационального характера принимаемого решения;
  3. своевременности принимаемых решений, определяемой скоростью их разработки, принятия, передачи и организации исполнения;
  4. соответствия принимаемых решений действующему механизму управления и базирующихся на нем методов управления;
  5. квалификации кадров, осуществляющих разработку, принятие решений и организацию их исполнения;
  6. готовности управляемой системы к исполнению принятых решений.

Кроме того, чтобы быть качественным, управляющее решение должно быть устойчивым по эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных и гибким - предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, будут переводить управленческое решение из разряда эффективных в число неэффективных.

Итак, управленческие решения принимаются определенными полномочными субъектами и всегда направлены на изменение, совершенствование, рационализацию внешних и внутренних отношений организации. Регулируют различные вопросы, связанные с процессом управленческой деятельности, которая всегда предполагает значительную ответственность управленцев.

Последние должны обладать определенными качествами: компетентность, профессионализм, опыт, предусмотрительность, уравновешенность, способность реагировать на изменяющиеся процессы и объективно подходить к анализу и решению возникающих ситуаций; рациональное отношение к нововведениям.

Если управленческое решение принимается коллегиально полномочными  субъектами, то необходима согласованность процесса. Эффективность управленческого решения определяется полнотой регулирования ситуации или разрешения проблемы. Но это только общий подход. Более подробно об этом будет сказано в следующем параграфе.

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Эффективность и качество управленческих решений

 

В изученной нами литературе понятие эффективности управленческих решений трактуется неоднозначно. Ряд авторов считает, что оно практически полностью совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако нельзя игнорировать тот факт, что управление производством имеет свои специфические характеристики эффективности, которые выражаются определенным набором показателей, имеющих количественное выражение. Однако нельзя отрицать, что эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства.

Эффективность управляемого объекта рассматривается в качестве главного критерия результативности управления. Проблема эффективности -составная часть использования управленческого потенциала, т.е. совокупности всех ресурсов системы управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах: в форме затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления; характера управленческого труда; эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей.

Целесообразно рассматривать эффективность как результативность функционирования системы и процесса управления, как результат взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

На эффективность принятия решений менеджером влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определённую работу; средства производства; социальные аспекты персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.

Таким образом, эффективность управления - один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления, на первый взгляд, можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такой подход является упрощенным и не дает точных результатов, так как целью управляющего воздействия не всегда является прибыль. Кроме того, оценка эффективности по полученной прибыли скрывает роль управления в достижении конечного результата. Результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим, прибыль же часто выступает как опосредованный результат. Сложность возникает и в том, что затраты на управление не всегда можно достаточно чётко выделить.

Понятие «эффективность решений» можно рассматривать как эффективность разработки решения и эффективность реализации управленческих решений, что соответствует двум стадиям процесса принятия управленческих решений. На каждом из них могут использоваться свои подходы к оценке и показатели эффективности.

Эффективность в общем виде - результативность чего-либо (производства, управления, труда). В экономической теории различают два вида эффективности: экономическую и социальную. Экономическая эффективность характеризуется отношением полученного результата к затратам.

Социальная эффективность выражает степень удовлетворения спроса населения (потребителей, заказчиков) на товары, услуги.

Чаще всего эффективность оценивается на качественном уровне и выражается динамикой объемных и качественных показателей: производства продукции, товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли и других, отражающих результаты деятельности коллектива предприятия в целом. При этом, как правило, не выделяется эффективность поэтапная (разработки и реализации решений).

Качество управленческого решения - это совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретного потребителя (конкретных потребителей) и обеспечивающих реальность его реализации. Наилучший вариант решения какой-либо проблемы на любом из уровней менеджмента называют оптимальным решением а процесс поиска такового оптимизацией8.

Сложность и взаимозависимость огромного количества технических, организационных, социально- экономических и других аспектов управления предприятием в условиях рыночной экономики приводят к тому, что процесс принятия управленческого решения становится крайне трудоёмким, и неизбежно требует изучения десятков и даже сотен разнообразных факторов. Как следствие, процесс принятия решений не представляется эффективным без применения математических методов.

 Однако, следует  сказать, что математический аппарат не всегда будет панацеей, на которую следует рассчитывать при принятии абсолютно всех управленческих решений. Многие факторы, определяющие или влияющие на выбор решения, по своей природе не поддаются количественной характеристике, другие - практически не могут быть измерены. Все это сделало необходимой разработку специальных методов, процесс принятия управленческих решений в сложных технических, организационных, экономических задачах (методы исследования операций, экспертные оценки и др.).

К параметрам качества управленческого решения относятся:

- показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности  проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;

- степень риска вложения  инвестиций;

- вероятность реализации  решения по показателям качества, затрат и сроков;

- степень адекватности (или степень точности прогноза) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.

После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры проблемы («вход системы») и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.

После уточнения требований к принимаемому решению ("выхода"), уточнения факторов "внешней среды", влияющих на качество и эффективность решения, отработки параметров проблемы («входа системы») следует смоделировать технологию принятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработке решения. Если качество исходной информации для решения проблемы ("входа") оценивается на "удовлетворительно", то при любом уровне качества "процесса принятия решения" в системе качество принятого решения («выхода») будет "удовлетворительным".

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:

- применение к разработке  управленческого решения научных подходов менеджмента;

- изучение влияния экономических  законов на эффективность управленческого решения;

- обеспечение лица, принимающего  решение, качественной информацией, характеризующей параметры "выхода", "входа", "внешней среды" и "процесса" системы разработки решения;

- применение методов  функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;

- структуризация проблемы  и построение дерева целей;

- обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;

- обеспечение многовариантности  решений;

- правовая обоснованность  принимаемого решения;

- автоматизация процесса  сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

- разработка и функционирование  системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

- наличие механизма  реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решении по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решении на основе автоматизации системы менеджмента.

Одним из важных факторов, влияющих на качество управленческих решений, является число ярусов в организации, увеличение которых ведёт к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость. Этот же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект решения. Это и обуславливает постоянное стремление сократить число ярусов управления (уровней).

К оценке эффективности решений подходят и с позиции практика -критерий истины. С этим трудно не согласиться, хотя, с другой стороны, научно обоснованные проекты решений могут по разным причинам игнорироваться практикой. И это явление, к сожалению, не столь редкое в хозяйственной жизни. Не случайно, например, утвердилось мнение, что к моделированию как методу разработки решений проявляется страх пользователей, так как порой уровень методов моделирования превосходит уровень знаний лиц, принимающих решение. Очевидно, с течением времени сложность практического использования экономико-математических методов утратит свою значимость, чему способствует широкая компьютеризация сферы управления.

Таким образом, соединяя показатели качества и эффективности можно сказать, что в состав качественных показателей эффективности разработки управленческих решений могут быть включены:

  • своевременность представления проекта решения;
  • степень научной обоснованности решений (использование научных 
    методов разработки, современных подходов);
  • много вариантность расчетов;
  • применение технических средств;
  • ориентация на изучение и использование прогрессивного 
    отечественного и зарубежного опыта;
  • расходы, связанные с разработкой проектов решений;
  • численность занятых в разработке решений (специалистов, 
    привлеченных работников предприятия);
  • стоимость и сроки реализации проекта;
  • количество соисполнителей на этапе разработки решений;
  • использование внешних консультантов в ходе разработки вариантов 
    решений;
  • степень риска в реализации решений и др.

Информация о работе Организация процесса разработки управленческих решений