Организация управления инновационной деятельностью на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2012 в 14:02, курсовая работа

Краткое описание

Проводимая в стране экономическая реформа позволяет каждому предприятию создать собственный механизм управления, базирующийся на мотивации деятельности различных социальных групп (предпринимателей, менеджеров, специалистов и непосредственных участников производственного процесса - рабочих), на экономической самостоятельности и созидательных возможностях организационного потенциала.
Цель работы: рассмотреть роль инновационных технологий в совершенствовании управления фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Понятие и сущность инновационной деятельности 5
1.2. Роль инновационной деятельности в управлении 10
1.3. Основные этапы инновационного процесса 14
1.4. Система внутрифирменного планирования инноваций 18
2. Оценка, анализ и диагностика инновационной деятельности ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» 22
2.1. Краткая экономическая характеристика завода 22
2.2 Анализ организационной структуры управления 24
2.3 Анализ основных технико-экономических показателей 24
2.4. Анализ себестоимости продукции 25
2.5. Анализ ценовой политики предприятия 29
2.6. SWOT – анализ 30
2.7. Оценка деятельности предприятия в области инноваций 31
3. Разработка предложений по совершенствованию управления ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» на основе инновационной деятельности 34
3.1. Внедрение современных методов разработки конструкторской документации 34
3.2.Кадровое планирование – инновации в сфере управления персоналом 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Оксане.docx

— 126.95 Кб (Скачать файл)

За анализируемый период наблюдается рост объема производства. На протяжении всего периода растет и производительность труда, и средняя  заработная плата по предприятию. Однако помимо позитивных тенденций, анализ технико-экономических показателей выявил и негативные итоги работы трех лет предприятия (2007-2009гг.) Это в первую очередь снижение на протяжении всех трех лет дифференциала – за три года он снизился с 39,8% до 0,5%. Причиной этому является понижательная тенденция экономической рентабельности. Кроме этого негативного итога работы за анализируемый период можно обнаружить снижение из года в год численности персонала, хотя и незначительное. Однако если эта тенденция сохранится, предприятие может ощутить потери персонала в снижении производительности труда, объема производства, размера выручки и в конечном итоге прибыли и рентабельности.

Обобщая вышесказанное, можно  сделать вывод о том, что в  целом на предприятии за анализируемый  период наблюдается относительно стабильно  удовлетворительное финансовое состояние.

2.4 Анализ себестоимости продукции

Анализ себестоимости  продукции за2007-2009 годы представлен  в таблицах 2.2…2.6

Таблица2.2 - Затраты на производство продукции (работ, услуг) за 2007 – 2009 год, тыс.руб.

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

Объем производства

11764000

12051000

46050000

Себестоимость продукции

11361000

11835000

40548000

Затраты на 1000 руб.продукции

966000

982000

921000


Из таблицы видно, что  затраты на производство продукции  в 2008г связаны с низкими темпами  роста объемов производства а  так же обусловлено общими конъюнктурными изменениями: рост цен на энергоносители, темпами инфляции, ростом заработной платы и т.д.

Таблица 2.3 - Материальные затраты за 2007-2009 год, тыс. руб.

Статьи затрат

Год

2007

2008

2009

1 Сырье и материалы

2230000

1349000

1498000

2.Покупные комплектующие  изделия и полуфабрикаты

1614000

3158000

30753000

3 Работы и услуги производственного  характера, выполненные другими организациями

441000

291000

112000

4 Топливо

39000

37000

32000

5 Электроэнергия

568000

528000

634000

6 Теплоэнергия

94000

104000

188000

7 Прочие материальные затраты

12000

7000

-

Итого:

4998000

5474000

33217000


Таблица 2.4 - Материальные затраты на 1 руб. товарной продукции

2008 год

2009 год

Товарная

продукция, тыс. руб.

Материальные затраты

Товарная продукция, тыс. руб.

Материальные затраты

тыс. руб.

На 1 руб. ТП

тыс. руб.

На 1 руб. ТП

12051000

5467000

0,453

46050000

33217000

0,721


Материальные затраты  на 1 руб. товарной продукции за 2009 год по сравнению с 2008 годом увеличились на 607,61%. В абсолютном выражении материальные затраты за 2009 год по сравнению с 2008 годом увеличились на 27750 млн.руб..

Таким образом, темпы роста  материальных затрат в абсолютном выражении увеличились больше, чем темпы роста объема производства продукции. Рентабельность производства за 2009г составила 8,6 % .что на 6,8 пункта выше чем в 2008 г. что явилось результатом проведения мероприятий по экономии топливно-энергетических ресурсов, по снижению материалоемкости за счет применения более прогрессивных технологий, снижения потерь от брака.

Затраты по работам и услугам  производственного характера, выполненных другими организациями за 2009 год составили 112000 тыс.руб. (производился ремонт и обслуживание приборов, обслуживание охранно-пожарной сигнализации, производился текущий ремонт зданий).

Затраты по топливу за 2009 год уменьшились по сравнению  с соответствующим периодом 2008года на 5000 тыс. руб. Расходы на теплоэнергию за 2009 год возросли по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 84000 тыс. руб. Это связано с увеличением тарифов на теплоэнергию. Расходы на электроэнергию в стоимостном выражении за 2009 год по сравнению с соответствующим периодом 2008 года возросли на 106000 тыс. руб. Однако в натуральном выражении по электроэнергии получена экономия в размере 316 тыс.кВт/часов. Рост затрат по этой статье связан с ростом тарифов на электроэнергию и высокими темпами роста объемов производства.

Удельный вес затрат на электроэнергию в общем объеме товарной продукции за 2009 год составил – 1,8%.

За 2009 год прочие материальные затраты по сравнению с соответствующим периодом2008 года увеличились на 7000 тыс. руб. (увеличение ставки экологического налога).

Таблица 2.5 - Расходы на оплату труда за 2008 - 2009 год, тыс. руб.

Показатели

2008 год

2009 год

Темп роста, %

Расходы на оплату труда

3285000

3781000

115,1


Расходы на оплату труда  увеличились в связи с увеличением  объема производства. Соответственно росту заработной платы пропорционально возросли отчисления на социальные нужды.

Амортизационные отчисления возросли за 2009 год по сравнению  с 2008 годом на 42,2%, или на 174 млн. руб. Это связано с тем, что увеличилась остаточная стоимость основных фондов в результате переоценки основных фондов на 01.01.2009 года (15468 млн. руб.), приобретением основных средств за 2009 год на сумму 711 млн. руб., а выбытие основных средств за 2009 год составило 3991 млн. руб.

Таблица 2.6 - Прочие затраты по предприятию, тыс. руб.

Показатели

2008 год

2009год

Темпы роста, %

Прочие затраты

589000

1408000

239


Прочие затраты за 2009 год  возросли в меньшей степени, чем  объемы производства товарной продукции (239%) и затраты на производство продукции в целом (382,0%). Это говорит о том, что удельный вес прочих затрат в общем объеме затрат на производство продукции снизился.

Платежи по страхованию увеличились  в связи с обязательным государственным страхованием.

Начисленные налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг увеличились на 12,3% в связи с увеличением фонда заработной платы.

Согласно данным предприятия, себестоимость товарной продукции  в 2009 году составила 40548 млн. руб., в 2010 году планируется 47669 млн. руб.

Для достижения проектного уровня себестоимости товарной продукции в 2010 году на предприятии планируется ряд организационно-технических мероприятий, направленных на снижение издержек производства и, как следствие, себестоимости:

  • снизить материалоемкость продукции. Снижение материальных затрат планируется достичь за счет снижения в производстве технологических потерь;
  • снизить трудоемкость изделий за счет увеличения объема производства и совершенствования технологии производства;
  • снизить уровень энергоемкости продукции за счет увеличения объема производства, рационального использования и экономии топлива и энергии и организационно-технических мероприятий;
  • сократить норму технологических потерь и исключить сверхнормативные потери за счет организационно-технических мероприятий;
  • внедрить новые технологии и приобрести оборудование для технического перевооружения.

 

2.5 Анализ ценовой политики предприятия

Ценовая политика формируются  исходя из плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию продукции, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, определяемой с учетом качества продукции и конъюнктуры рынка.

На предприятии постоянно проводится оперативный анализ и контроль за использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства стали, соблюдением смет расходов по обслуживанию производства и управлению. Это позволяет выявить неиспользованные резервы, механизм снижения непроизводительных расходов и потерь от брака и в конечном итоге обеспечивает методичную согласованность планирования и учета.

Для того, чтобы рассчитать себестоимость продукции, необходимо определить все затраты, которые имеют место в процессе производства.

Для завоевания лидирующих позиций на рынке завод ведет  сильную ценовую политику. Стратегия ценообразования строится на основе потребительского спроса, т.е. цена на продукцию устанавливается дифференцированно, в зависимости от цен конкурентов, потребности на рынке и ряда других факторов.

Предприятие использует следующую ценовую политику:

  • постоянное отслеживание цен конкурентов и установление собственных цен на территориальных рынках;
  • внедрение системы скидок и льгот на продукцию в зависимости от вида и сроков оплаты за продукцию предприятия;
  • предоставление льгот для дилеров по ценам и срокам оплаты за продукцию.

Основными направлениями  ценовой политики являются:

1) обеспечение конкурентоспособности  выпускаемой продукции в вопросах ценообразования как на внутреннем рынке так и на внешнем;

2) снижение себестоимости  производства оборудования до  уровня рыночных цен, при обеспечении требуемого качества;

3) осуществление анализа  и обоснования цен, определение  цены продажи исходя из рыночных цен на аналогичный товар в данном сегменте рынка;

4) внедрение системы скидок  и льгот на продукцию предприятия  не только в зависимости от  вида оплаты, но и в зависимости  от объемов продаж и сроков  оплаты;

5) улучшение потребительских  свойств своего товара при сохранении прежней цены.

2.6 SWOT – Анализ

SWOT – анализ – это  анализ сильных и слабых сторон  предприятия, оценка его возможностей  и угроз. Возможности определяются, как нечто дающее предприятию  шанс сделать для улучшения  деятельности предприятия. Угроза – это то, что может нанести предприятию ущерб, лишить ее существующих преимуществ.

Таблица 2.7 - SWOT – анализ завода им. А. К. Серова»

Сильные стороны

v Хорошая репутация у покупателей

v Долгосрочное сотрудничество с поставщиками и потребителями

v Использование современных технологий производства (реконструкция)

v Постоянное совершенствование всех процессов производства

v Систематическое обучение и повышение квалификации персонала всех уровней

v Устойчивое финансовое состояние

v Высокая платежеспособность

v Хорошая (сильная) социальная защищенность работников

Слабые стороны

v Невыгодное географическое положение

v Нестабильность энергообеспечение (нехватка в связи с запуском новых производственных мощностей)

v Зависимость от поставщиков сырья и материалов

Возможности

v Расширение сортамента

v Рост спроса на продукцию

v Рост доли рынка

Угрозы

v Повышение цен на сырье, повышение себестоимости.

v Потеря клиентов

v Активность конкурентов


2.7 Оценка деятельности предприятия в области инноваций

Одним из интереснейших управленческих феноменов нового столетия становится особая форма научно-технического сотрудничества крупных промышленных предприятий (корпораций), научных и учебных учреждений, мелких инновационных фирм, обслуживающих сферу НИОКР организаций – научно-промышленные конгломераты, то есть технопарки.

Ярким примером такой формы  научно-производственного сотрудничества является успешно функционирующий консорциум, созданный по инициативе ООО «УГМК-холдинг», в который входят: ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» (Серов, Россия), Уральский Федеральный университет (Екатеринбург, Россия), «SIAD MI» (Бергамо, Италия), «DANIELI» (Буттрио, Италия).

Создание этого консорциума  было вызвано реконструкцией сталеплавильного комплекса ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова». В результате создания консорциума стало возможным проектирование, изготовление и апробирование новой наукоемкой продукции - дуговой сталеплавильной печи, установки внепечной обработки стали «печь-ковш», воздухоразделительной установки и др. оборудования, освоение технологии плавки в установке «печь-ковш» и технологии выработки продуктов разделения воздуха.

Информация о работе Организация управления инновационной деятельностью на предприятии