Основные этапы процесса реструктуризации предприятия ООО «ТРАНС ТУР»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является повышение эффективности деятельности туристической фирмы за счет реструктуризации.
В рамках поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи:
1. Рассмотреть теоретические вопросы реструктуризации предприятий, раскрыть понятие реструктуризации и его виды.
2. Охарактеризовать оценку возможностей финансового оздоровления фирмы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическая часть
1.1. Теоретико-методические основы реструктуризации предприятий в условиях экономического кризиса …………………………………….........5
1.2. Экономический кризис предприятия ………………..............................10
1.3. Понятие, необходимость и причины реструктуризации ……………...15
1.4. Порядок проведения реструктуризации...................................................17
2. Практическая часть
Комплексный анализ и оценка коммерческой деятельности туристической фирмы ООО «ТРАНС ТУР»…………………………………………………….20
2.1. Организационно-правовая и хозяйственная характеристика предприятия…………………………………………………………………...20
2.2. Анализ динамики эффективности финансово-экономических показателей предприятия……………………………………………………..23
2.3. Оценка факторов внутренней и внешней среды для учета уровня конкурентоспособности предприятия……………………………………….25
2.4. Разработка программы реструктуризации туристической фирмы ООО «ТРАНС ТУР»………………………………………………………………..29
2.5. Предложения по эффективной реструктуризации пакета услуг
Фирмы………………………………………………………………………….29
2.6. Оценка эффективности предлагаемых изменений……………………..35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая антикризисное управление предприятием.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

На предприятиях с ярко выраженным структурным кризисом степень распределения полномочий между руководителями среднего и низшего звеньев находится на очень низком уровне.

Связано это, как  правило, со сложившейся системой принятия решений на предприятиях и особенностями организационной культуры компании. 

Предприятие под  воздействием трансформации внешней и внутренней среды сталкивается с необходимостью изменения своих структуры и функций или,  что чаще,  комплексного изменения методов функционирования – так называемой реструктуризацией.

Реструктуризация предприятия  в условиях кризиса сводится к  тому, чтобы ликвидировать причины возникновения кризиса. Своевременная ликвидация причин,  вызвавших кризис стратегии, –  основа антикризисного управления,  которое строится на достоверной информации об изменениях внешнего окружения предприятия.

Информация при условии качественной оценки рисков позволяет использовать конкурентные преимущества,  предоставляемые внешней средой.  Отсутствие конкурентных преимуществ у предприятия в течение длительного времени неизбежно приведет к кризису предприятия и его банкротству.  Реструктуризация должна проводиться не только на находящихся в кризисном положении, но и на устойчивых предприятиях, характеризующихся благополучным состоянием и ориентирующихся на инновационное развитие. Реструктуризацию проводят не только для повышения платежеспособности, но и для достижения и поддержания конкурентоспособности бизнеса.

Процесс реструктуризации следует рассматривать как объективное  явление и целостный процесс.  Проектирование процессов реструктуризации становится все более актуальным для крупных предприятий, обеспечивающих ускорение научно-технического прогресса и развития производства.  Управление процессами реорганизации,  реструктуризации,  реконструкции и модернизации, проводимыми на уровне предприятия, приобретает большое значение для российских предприятий. Многие руководители осознают необходимость полного технического, экономического и финансового реструктурирования для повышения эффективности работы предприятий. В практике реструктуризации российских предприятий уже не новы такие приемы,  как выделение отдельных подразделений в качестве независимых производственных единиц и передача им функций самостоятельного управления, слияние с другими предприятиями или даже полная ликвидация.

Независимо от состояния  предприятия реструктуризация должна охватывать многие организационно-управленческие, финансовые и социальные аспекты деятельности предприятия с целью переориентировать все функции на рыночный механизм. 

 

1.2. Экономический кризис предприятия

Кризис в широком смысле, как смена повышательной тенденции понижательной, неотъемлемая характеристика рыночной экономики. Исходя из этого посыла, любое управление является антикризисным, а содержание и методы эффективного (обычного) и антикризисного управления не отличаются. Очевидно, что, отталкиваясь от него, сложно найти специфическое определение антикризисного управления. Следовательно, необходимо "заузить" понятие кризиса, для чего дифференцировать его фазы.

Фазы кризиса, отличающиеся содержанием, последствиями и необходимыми мерами по их устранению.

Первая - снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле). Следствием этого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращение источников и резервов развития. Решение проблемы может лежать как в области стратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация предприятия), так и тактического (снижение издержек, повышение производительности).

Вторая - убыточность производства. Следствием служит уменьшение резервных фондов предприятия (если таковые имеются - в противном случае сразу наступает третья фаза). Решение проблемы находится в области стратегического управления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия.

Третья - истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятие направляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенного воспроизводства. Реструктуризация уже не может быть использована для решения проблемы, так как отсутствуют средства на ее проведение. Нужны оперативные меры по стабилизации финансового положения предприятия и изысканию средств на проведение реструктуризации. В случае непринятия таких мер или их неудачи кризис переходит в четвертую фазу.

Четвертая - неплатежеспособность. Предприятие достигло того критического порога, когда нет средств профинансировать даже сокращенное воспроизводство и (или) платить по предыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и (или) банкротства. Необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия и поддержанию производственного процесса.1

Таким образом, для третьей и четвертой фаз характерны нестандартные, экстремальные условия функционирования предприятия, требующие срочных вынужденных мер. Ключевым моментом здесь является наступление или приближение неплатежеспособности. Именно эта ситуация, по нашему мнению, и должна быть объектом антикризисного управления. Остановимся на определении неплатежеспособности подробнее.

Экономическая формула кризиса. Итак, здесь рассматривается кризис как непосредственную угрозу выживания предприятия. Здесь имеется два аспекта - внешний и внутренний. Внешний заключается в способности предприятия мобилизовать необходимый объем оборотных средств для выполнения своих обязательств перед кредиторами - выплаты и обслуживания долгов.

Внутренний - в способности обеспечить объем оборотных средств, требуемых для ведения хозяйственной деятельности. Поддержание величины оборотных средств на соответствующем уровне осуществляется за счет денежных и эквивалентных им ресурсов предприятия. Таким образом, в экономическом смысле кризис означает, дефицит денежных средств для поддержания текущей хозяйственной (производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах.

Текущая финансовая потребность в оборотных средствах (ТФП) определяется как сумма предстоящих на момент расчета формулы выплат по возврату долгов (включая проценты по ним), а также штрафов и пени (в случае просроченных платежей) за планируемый период. Покрывается денежными средствами или приемлемыми для кредиторов по содержанию и условиям взаимозачетными операциями.2

Текущая хозяйственная потребность в оборотных средствах (ТХП) представляет собой разницу между суммой производственных и непроизводственных расходов на планируемый период, с одной стороны, и объемом производственных запасов предприятия в пределах размеров, предусмотренных сметой, с другой. Иными словами, если по смете месячный расход сырья А составляет 10 млн. руб., тогда как на складе его имеется лишь на 8 млн., то ТХП составляет 2 млн. руб. Если же сырья на складе на 12 млн., то потребность в оборотных средствах отсутствует ("отрицательной" потребности при этом не возникает). Определение порогового значения ТХП, невозможность обеспечения которого является критическим, зависит от отраслевой принадлежности и других особенностей предприятия. Объем постоянных (накладных) расходов также не может служить однозначным критерием порогового значения потребности в оборотных средствах, поскольку может быть скорректирован. ТХП покрывается денежными средствами или приемлемыми для предприятия по содержанию и условиям взаимозачетными операциями (т.е. поставкой в нужные сроки по приемлемой цене именно тех товаров и услуг, на которые и были бы потрачены денежные средства предприятия).

Денежные средства - собственно денежные и эквивалентные им средства (в настоящее время до 85% всех расчетов осуществляется взаимозачетными схемами). Именно сумма денежных средств является показательной для определения кризисного состояния предприятия.

Во-первых, каждая взаимозачетная операция может быть достаточно легко приведена к денежной оценке (с учетом стоимостных и временных потерь). Во-вторых, конкретные краткосрочные активы сильно отличаются по степени ликвидности. Так, дебиторская задолженность может быть безнадежной независимо от формальных сроков и обязательств по ее погашению, а запасы готовой продукции - мертвым грузом. При этом их наличие никак не обеспечивает реальной платежеспособности предприятия, которую в конечном итоге определяют именно денежные средства.

Уточним понятие "денежные средства" - это величина покрытия потребности предприятия в оборотных средствах за конкретный период времени неденежными видами краткосрочных активов предприятия. Например, если партия готовой продукции стоимостью 100 млн. руб. будет в течение месяца путем взаимозачета обменена на сырье для производства на сумму 90 млн., то она являются месячным эквивалентом денежных средств в размере 90 млн. руб.

Таким образом, стандартная логика экономического и финансового расчета здесь неприменима. При расчете денежных и эквивалентных им средств предприятия принципиальное значение имеют два фактора - структура потребностей предприятия (сырье, материалы, денежные средства) и время, в течение которого эти потребности должны быть удовлетворены.

Фактор времени. Время всегда имеет экономическую цену, однако в условиях кризиса она рассчитывается на совершенно иных основаниях, чем, скажем, при анализе инвестиционного проекта. Так, просроченный платеж на сумму 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) через 3 мес. может обернуться обвалом всех обязательств предприятия, даже тех, которые должны быть погашены через несколько лет. Это обстоятельство определяет цену каждого дня из этих 90, т.е. возникает своего рода "релятивистский эффект".

Цена времени учитывается в стандартных процедурах дисконтирования, применяемых в финансовых расчетах. Эти процедуры основаны на уменьшении величины будущего денежного потока на некоторую величину, находящуюся в степенной зависимости от продолжительности ожидания поступления средств и ставки дисконтирования. Последняя учитывает темпы инфляции и плату за инвестиционный риск. Ее величина является ключевым аспектом фактора времени. Для экономик развитых стран характерны дисконтные ставки в 5-7%.Думается, что величина ставки дисконтирования в первую очередь связана с периодом возможного предвидения экономической ситуации. Чем он короче, тем она выше. Условие стабильности позволяет достаточно далеко прогнозировать экономическую ситуацию. Между тем для кризисного предприятия период предвидения ограничен моментом принятия арбитражным судом решения по процессу о банкротстве. Впрочем, вопросы цены времени являются предметом отдельного рассмотрения.3

Другой важный, в том числе с психологической точки зрения, аспект фактора времени в условиях кризиса заключается в том, что у "падающего" предприятия нет будущего. Если через 3 мес. предприятие окажется ответчиком по арбитражному процессу о банкротстве, то любые планы приобретают абстрактный характер. Если предприятие преодолеет кризис, тогда у него появится будущее, причем значительно отличающееся от "докризисного", которым необходимо пожертвовать для спасения.

Для выхода из экономического кризиса в развитых странах предпринимают  реструктуризацию предприятия.

 

1.3. Понятие, необходимость и причины реструктуризации

В переводе с  английского "реструктуризация" (restructuring) - это перестройка структуры чего-либо. Латинское слово структура (structura) означает порядок, расположение, строение. Если рассматривать компанию как сложную систему, подверженную влиянию факторов внешнего окружения и внутренней среды, то термину "реструктуризация компании" можно дать следующее определение: Реструктуризация компании - это изменение структуры компании (иными словами порядка, расположения ее элементов), а также элементов, формирующих ее бизнес, под влиянием факторов либо внешней, либо внутренней среды (Рисунок 1). Реструктуризация предприятия включает: совершенствование структуры и функций управления, преодоление отставания в технико-технологических аспектах деятельности, совершенствование финансово-экономической политики и достижение на этой основе повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции (услуг), роста производительности труда, снижения издержек производства, улучшения финансово-экономических результатов деятельности.

Основной причиной, почему компании стремятся к реструктуризации в условиях экономического кризиса и не только, обычно является низкая эффективность их деятельности, которая выражается в неудовлетворительных финансовых показателях, в нехватке оборотных средств, в высоком уровне дебиторской и кредиторской задолженности4. Впрочем, и успешные компании часто проводят структурные преобразования. Ведь любая модификация масштабов бизнеса или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления и проведения реструктуризационных программ. С какими целями проводится реструктуризация? Традиционно собственники и менеджмент компании преследуют две цели: это повышение конкурентоспособности компании с последующим увеличением ее стоимости.

 

Рисунок1

Факторы внешней и внутренней среды, влияющие на деятельность компании

На сегодняшний  день международная практика и опыт проведения реструктуризации в России свидетельствуют о том, что реструктуризация - это одна из сложнейших управленческих задач. Она не является единовременным изменением в структуре капитала или в производстве. Это процесс, который должен учитывать множество ограничений и специфику той компании, в которой он проводится. Следовательно, проводить его необходимо, уже имея четкие цели, концепцию реструктуризации, понимание каждого из ее этапов и методов, с помощью которых необходимо действовать. Основной причиной, по которой проводится реструктуризация предприятия, обычно является низкая эффективность работы компании, вызванная несоответствием бизнеса изменяющимся требованиям рынка. Следствием подобной ситуации становятся неудовлетворительные финансовые показатели, нехватка оборотных средств, высокий уровень дебиторской и кредиторской задолженности. Главные «болезни» предприятий, нуждающихся в реструктуризации: слишком высокая концентрация полномочий и ответственности высшего руководства, что приводит к демотивации менеджеров среднего звена; непрозрачная система учета, которая не позволяет определить успешно работающие и откровенно неэффективные структурные бизнес-единицы и службы; слишком громоздкая организационная структура, не обеспечивающая динамизм в развитии бизнеса; избыточность структуры имущественного комплекса, зачастую доставшегося в наследство от социалистического предприятия. Особенно часто подобные проблемы возникают у государственных предприятий, которые за последние 10 лет сократили объемы бизнеса иногда в десятки раз, а структуру и систему управления сохранили в неизменном виде. Необходимость в реструктуризации может возникнуть и у вполне успешных компаний. Так, любая модификация масштабов бизнеса или рыночных условий требует адекватного изменения системы управления. И дальновидные руководители проводят преобразования, не дожидаясь снижения эффективности бизнеса.5

Информация о работе Основные этапы процесса реструктуризации предприятия ООО «ТРАНС ТУР»