Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:10, дипломная работа
Проводимые реформы в Российской Федерации затронули все сферы жизни общества, прежде всего экономическую и политическую. В самом общем виде цель реформ может быть сформулирована как создание максимально благоприятных условий для жизни и деятельности граждан России. Эта большая и, на первый взгляд, абстрактная цель может быть разделена на ряд более конкретных и понятных целей и вполне достижима при решении некоторых ключевых задач.
В частности, как показывает исторический опыт, условием экономического роста является развитие экономической инициативы, причем не только частной, а инициативы всех возможных субъектов экономической деятельности, то есть представителей и государственного, и муниципального, и коллективного, и частного секторов экономики.
Введение
Глава I. Основные положения по реформированию унитарных предприятий
1.1. Цель, задачи и направления реформирования унитарного предприятия
1.2. Виды и типы реструктурирования, направленные на изменение масштаба предприятия
1.2.1. Расширение масштаба предприятия
1.2.2. Сокращение масштаба предприятия
1.3. Виды и типы реструктурирования собственности и корпоративного контроля
1.3.1. Изменение состава собственников
1.3.2. Изменение структуры собственников
1.3.3. Реструктуризация кредиторской задолженности
1.4. Виды и типы реструктурирования внутренней структуры предприятия
1.4.1. Реструктуризация организационной структуры
1.4.2. Реструктуризация производственной структуры
Глава II. Основные алгоритмы реформирования предприятий при их сокращении
2.1. Организация процесса реформирования унитарных предприятий в регионе
2.2. Алгоритм реструктуризации путем выделения
2.3. Алгоритм реструктуризации путем разделения
2.4. Алгоритм реструктуризации путем передачи части имущества в безвозмездное пользование
2.5. Алгоритм реструктуризации путем консервации имущества
Глава III. Разработка проекта программы финансового оздоровления и реструктуризации ГУП ОЭМЗ "Рекорд"
3.1 Общая характеристика реформируемого предприятия
3.2. План реформирования и финансового оздоровления государственного унитарного предприятия ОЭМЗ "Рекорд"
3.3. Оценка экономической эффективности вариантов реструктурирования и выбор его окончательного варианта
Заключение
Список литературы
В процессе реализации предлагаемых мероприятий по финансовому оздоровлению предприятия незагруженными остаются 40% производственных мощностей. Их простой занижает финансовые показатели завода. В связи с этим в целях поиска альтернативных вариантов их использования предлагается три варианта реструктурирования предприятия:
Выбор одного из них должен основываться на экономическом анализе и социальной эффективности.
3.3. Оценка
экономической эффективности
В качестве основы для оценки эффективности предложенных вариантов реструктурирования предприятия примем размер поступлений в региональный бюджет г.Москвы.
1 вариант
– инвестиционный проект (организация
совместного предприятия на
Процедура выделения части основных фондов во вновь образованное хозяйственное общество необходима по следующим причинам:
Согласно Гражданскому кодексу РФ реорганизация государственного унитарного предприятия ОЭМЗ “Рекорд” осуществляется с согласия собственника имущества – субъекта Федерации. Т.е. данная процедура должна пройти все необходимые согласования с Департаментом государственного и муниципального имущества, Департаментом науки и промышленной политики, которому подчинено предприятие, и утверждена Главой субъекта Федерации – премьером Правительства г.Москвы.
Создание совместного предприятия осуществляется на следующих условиях:
Организационно-правовая форма образуемого хозяйственного общества – закрытое акционерное общество.
ГУП ОЭМЗ “Рекорд” передает совместному предприятию в уставной фонд помещения и другие необходимые основные фонды для установки нового оборудования и осуществления производственной деятельности на сумму 1335 тыс. рублей. Передача основных фондов осуществляется по разделительному балансу и оформляется передаточным актом.
Инвестор передает совместному предприятию в уставной фонд денежные средства, эквивалентные сумме переданных предприятием основных фондов.
Проведение эмиссии акций совместного предприятия и закрепление их в равных долях (50/50) в собственности субъекта федерации и инвестора. Акции, закрепленные в собственности субъекта федерации передаются в управление Департаменту государственного и муниципального имущества.
Совместное предприятие приобретает необходимую для осуществления производства конструкторскую и техническую документацию, оборудование, а также сырье и материалы на 3 месяца работы. Оно также осуществляет монтаж приобретенного оборудования.
Привлечение инвесторов к осуществлению проекта осуществляется на конкурсной основе. Выбор инвестора должен происходить на условиях выполнения следующих основных требований:
Производственные мощности монтируются и вводятся в действие поэтапно в процессе освоения технологического процесса:
Планируемая фондоотдача нового производства составит 58 копеек с каждого вложенного в основные фонды рубля.
Объем реализации выпущенной продукции принимается за 100%, т.к. продукция конкурентоспособна и инвестор участвует в проекте с готовой сбытовой сетью.
Срок возврата вложенных средств в инвестиционный проект составляет 14 месяцев.
Срок окупаемости – минимальный временной интервал, за пределами которого интегральный эффект становится и остается неотрицательным. Иными словами, это период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанные с инвестиционным проектом, покрываются суммарными доходами от его осуществления. Срок окупаемости рассчитывается с учетом дисконтирования.
В данном инвестиционном проекте за суммарные доходы принимается чистая прибыль, получаемая в процессе производственной деятельности. За ставку дисконтирования принимается ставка рефинансирования Центрального Банка России – 33% годовых. Таким образом дисконтируемый срок окупаемости инвестиционной проекта составляет 18 месяцев.
Укрупненные расчеты финансовых показателей приведены в следующей таблице 12.
Таблица 12
Прогноз финансовых результатов с учетом дисконтирования
Кварталы |
Итог | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
Доход от реализации |
928,73 |
2414,69 |
3714,90 |
3714,90 |
3714,90 |
3714,90 |
18203,01 |
Себестоимость продукции |
557,24 |
1448,81 |
2228,94 |
2228,94 |
2228,94 |
2228,94 |
10921,81 |
Налоги в т.ч. |
92,87 |
241,47 |
371,49 |
371,49 |
371,49 |
371,49 |
1820,30 |
налог на имущество |
42,70 |
42,70 |
42,70 |
42,70 |
42,70 |
42,70 |
256,20 |
Прибыль от реализации |
278,62 |
724,41 |
1114,47 |
1114,47 |
1114,47 |
1114,47 |
5460,90 |
Налог на прибыль в т.ч. |
97,52 |
253,54 |
390,06 |
390,06 |
390,06 |
390,06 |
1911,32 |
налог на прибыль в бюджет г. Москвы |
61,30 |
159,37 |
245,18 |
245,18 |
245,18 |
245,18 |
1201,40 |
Чистая прибыль |
181,10 |
470,86 |
724,41 |
724,41 |
724,41 |
724,41 |
3549,59 |
Чистая дисконтируемая прибыль |
168,62 |
408,21 |
584,75 |
544,46 |
506,94 |
472,02 |
2685,00 |
Для определения бюджетного эффекта от реструктуризации необходимо вычислить поступления в бюджет в период окупаемости инвестиционного проекта. Итоговая сумма поступления в бюджет с учетом реализации инвестиционного проекта, рассчитанная путем дисконтирования к 1 января года, следующего за годом подачи заявки на проведение реструктуризации, определяется по следующей формуле:
БПитог = БП0 + , где:
БПитог - итоговая сумма поступлений в бюджет с учетом реализации инвестиционного проекта, рассчитанная с учетом дисконтирования к 1 января года, следующего за годом подачи заявки на проведение реструктуризации;
БП0, БП1, БП2, ...БПn - поступления в бюджет в полные кварталы года, в процессе реализации инвестиционного проекта с момента реструктурирования унитарного предприятия.
СТ - ставка рефинансирования ЦБ РФ, действующая на дату подачи заявки на проведение реструктуризации (33%).
Таким образом сумма налоговых поступлений за период реализации инвестиционного проекта с учетом дисконтирования составит 2822,69 тыс. рублей. Из них на долю основных налоговых поступлений в бюджет г.Москвы (налог на имущество – 2%; налог на прибыль – 22%) придется 1109,81 тыс. рублей.
2 вариант
– продажа излишнего имущества
государственного унитарного
Продажа имущества целесообразана в том случае, если оно не представляет коммерческого или социального интереса для реализации городских программ.
Согласно Гражданскому кодексу РФ продажа имущества государственного унитарного предприятия, также осуществляется с согласия собственника имущества – субъекта Федерации г.Москвы. Т.е. продажа имущества должна пройти предварительные согласования с Департаментом государственного и муниципального имущества, вышестоящей организацией - Департаментом науки и промышленной политики, и утверждена Главой субъекта Федерации – премьером Правительства г.Москвы.
После прохождения всех необходимых согласований объявляется конкурс на продажу имущества. Право участия в таком конкурсе дает заявка на участие и залог в качестве гарантии платежеспособности покупателя.
Учитывая, что рыночная стоимость имущества может отклоняться от остаточной на 10-15%, то при благоприятных условиях имущество будет продано за 1535,25 тыс. рублей, а при не благоприятных условиях за 1201,5 тыс. рублей. Принимая во внимание, что основные фонды имеют значительный износ, реальная сумма, рассчитанная с помощью вероятностного анализа составит 1501,88 тыс. рублей.
3 вариант
– консервация излишнего
Процедура консервации также требует согласования с Департаментом государственного и муниципального имущества, вышестоящей организацией - Департаментом науки и промышленной политики, и утверждена Главой субъекта Федерации – премьером Правительства г.Москвы. После прохождения всех необходимых разрешительных процедур создается комиссия по консервации имущества. Она следит за соблюдением норм и правил по консервации основных фондов, организацией охраны имущества, составлением календарного плана проведения профилактических работ.
При консервации имущество переходит в запас субъекта Федерации и может быть расконсервировано в любой момент при наличии экономической или социальной целесообразности. Это означает, что оно может быть продано, сдано в аренду, внесено в качестве вклада в хозяйственное общество, передано другому унитарному предприятию.
Для бюджета в случае консервации никаких изменений не произойдет. Однако, изъяв имущество из оборота унитарного предприятия, субъект Федерации имеет больше возможностей в отношении дальнейшего его использования.
Таким образом из всех предложенных вариантов реструктурирования самым целесообразным является вариант организации на базе излишнего имущества унитарного предприятия совместного предприятия. Помимо дополнительных бюджетных поступлений этот вариант также привлекателен тем, что создаются дополнительные рабочие места, привлекаются инвестиции в производство, расширяется налогооблагаемая база и развивается производственная инфраструктура.
Вариант с продажей имущества менее привлекателен. Несмотря на то, что он обеспечивает единовременное получение средств, субъект Федерации теряет потенциальные производственные мощности. Кроме того, нет определенных гарантий того, как будет использоваться проданное имущество в дальнейшем, будут ли созданы рабочие места, расширена налогооблагаемая база.
Консервация имущества целесообразна в том случае, если первые два варианта не получат необходимых разрешений со стороны собственника имущества – субъекта Федерации г.Москвы. Это может произойти по следующим причинам: имущество является мобилизационным, имущество представляет собой ценность для города и т.п.
Заключение
В сложившейся социально-экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения имуществом, находящемся в собственности государства и муниципальных образований, усиления контроля за его использованием. Требуется создание стройной, экономически и логически выверенной системы критериев, в соответствии с которыми те или иные объекты выбираются для осуществления государственного или муниципального управления на базе жесткого, четко регламентированного механизма управления и контроля за собственностью.
Система управления государственной и муниципальной собственностью ставит своей целью увеличение доходов бюджета на основе эффективного управления собственностью и оптимизацию структуры собственности в интересах обеспечения предпосылок для экономического роста. Политика местных администраций должна быть направлена на использование предприятий в качестве инструмента для привлечения инвестиций и повышения их конкурентоспособности, а также улучшения финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия их реформированию и прекращению выполнения несвойственных им функций.
Решение поставленных задач осуществляется с помощью программ реформирования государственных и муниципальных предприятий на территории региона. В результате оптимизируется структура предприятий и собственности в целом, процессы управления ими, формируется экономическая специализация региона, реализуются социально-экономические программы.
В настоящее время наблюдается недостаток знаний у руководителей администраций субъектов Федерации и муниципальных образований в области управления собственностью и, в частности, реформирования и реструктуризации унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Усугубляет данное положение отсутствие необходимого количества научных и методических материалов, способных помочь им в этом направлении деятельности. Содержание дипломного проекта раскрывает часть механизмов реструктурирования предприятий, которые могут быть практически применены в деятельности по управлению экономическим развитием территории. Разработанная классификация показывает возможные варианты реструктурирования унитарных предприятий, которые можно комбинировать в зависимости от финансового состояния самого предприятия, а также целей и задач его реформирования.
Анализ опыта работы российских регионов по реформированию и ре-структурированию унитарных предприятий показал необходимость создания постоянно действующей структуры, связывающей органы управления имуществом субъекта Федерации (муниципального образования) и профессиональные консалтинговые фирмы. Данная структура позволит восполнить недостаток опыта Администрации области (муниципального образования) за счет привлечения специалистов из аккредитованных фирм для разработки полного комплекта документов в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, создание подобной структуры позволит осуществлять комплексный контроль за проведением реформирования унитарных предприятий. Это приведет к сокращению до минимума потерей производственных связей, прозрачности использования финансовой помощи, повышению эффективности социально-экономической политики региона (муниципального образования).
Перечень механизмов реструктурирования унитарных предприятий не исчерпывается изложенными в данной дипломной работе. Выбор конкретного из них должен осуществляться на основе экономической целесообразности и социальной эффективности исходя из интересов собственника имущества - субъекта Федерации или муниципального образования.
Предложенные методы оценки эффективности реструктурирования не являются универсальными. Эффективность реструктурирования унитарных предприятий может рассчитываться не только с позиции будущих поступлений в бюджет, но и с позиции развития инфраструктуры территории, социального эффекта (создание рабочих мест, экологическая безопасность и т.п.), интересов самого унитарного предприятия или его вышестоящего органа - отраслевого подразделения и т.д.