Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 12:41, дипломная работа
Цель данной работы – рассмотреть особенности стратегии и тактики управления персоналом предприятия.
Для достижения данной цели в процессе работы необходимо решить ряд задач:
- раскрыть теоретические особенности стратегии и тактики управления персоналом;
- рассмотреть менеджмент персонала и эффективность производства;
Введение 3
1. Теоретические особенности стратегии и тактики управления персоналом 7
1.1 Менеджмент персонала и эффективность производства 7
1.2. Социально-экономическая эффективность кадровой работы 16
1.3 Методология управления персоналом в организации 30
2. Анализ управления персоналом в ООО «Бахетле» 38
2.1 Характеристика финансово-экономической деятельности ООО «Бахетле» 38
2.2 Управление персоналом в ООО «Бахетле» 49
2.3 Особенности стратегии и тактики управления персоналом в ООО «Бахетле» 55
3. Совершенствование управления персоналом в ООО «Бахетле» 63
3.1 Мероприятия по совершенствованию управления персоналом в ООО «Бахетле» 63
3.2 Внедрение мероприятий по совершенствованию управления персоналом в ООО «Бахетле» 86
Заключение 102
Список использованной литературы 106
Философия организации разрабатывается на основе следующих документов: Конституции (Основного Закона), Гражданского кодекса, Трудового кодекса, Декларации прав человека, Коллективного договора, религиозных писаний (Библии, Корана и др.), устава, опыта лучших организаций, стратегии кадровой политики страны и организации. При разработке философии организации необходимо учитывать: национальный состав работников, тип производства, вид собственности, отрасль народного хозяйства, численность работающих в организации, уровень благосостояния работников, культурный уровень персонала, личные взгляды руководителя.
Состав разделов документа «Философия организации»: цель и задачи организации, декларация прав работника, требования к поведению сотрудников, деловые и нравственные качества, условия труда и рабочее место, оплата и оценка труда, социальные блага, социальные гарантии, увлечения (хобби).
Следует отметить, что философия управления персоналом, а значит, и организации в различных странах имеет большие отличия.
Английская философия управления персоналом основывается на традиционных ценностях нации и теории человеческих отношений. Она предусматривает уважение личности работника, искреннюю доброжелательность, мотивацию работников и поощрение достижений, обеспечение высокого качества работ и услуг, систематическое повышение квалификации, гарантии достойного заработка.
Американская философия управления персоналом построена на традициях конкуренции и поощрения индивидуализма работников с четкой ориентацией на прибыль компании и зависимость личного дохода от нее. Характерна четкая постановка целей и задач, высокий уровень оплаты персонала, поощрение потребительских ценностей, высокий уровень демократии в обществе, социальные гарантии.
Японская философия управления персоналом основывается на традициях уважения к старшему, коллективизма, всеобщего согласия, вежливости и патернализма. Преобладает теория человеческих отношений и преданность идеалам фирмы, пожизненный наем сотрудников в крупных компаниях, постоянная ротация персонала, создание условий для эффективного коллективного труда. [34, с. 101]
Российская философия управления персоналом весьма многообразна и зависит от формы собственности, региональных и отраслевых особенностей и величины организации. Крупные организации (акционерные на базе государственных) сохраняют свои традиции четкой дисциплины, коллективизма, эффективности, повышения уровня жизни работников и сохранения социальных благ и гарантий сотрудников в новых условиях хозяйствования.
Организации малого бизнеса работают в условиях отсутствия четко сформулированной философии, достаточно жесткого и не всегда гуманного отношения к персоналу со стороны собственника и минимальной демократизации управления.
Концепция управления персоналом — система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Она включает: разработку методологии управления персоналом, формирование системы управления персоналом и разработку технологии управления персоналом.
Методология управления персоналом предполагает рассмотрение сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом.
Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений.
Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспечение социального развития организации, высвобождение персонала и др. Сюда же следует отнести вопросы взаимодействия руководителей организации с профсоюзами и службами занятости, управлениями безопасностью персонала.
Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.
Система управления персоналом организации — система, в которой реализуются функции управления персоналом. Она включает подсистему линейного руководства, а также ряд функциональных подсистем, специализирующихся на выполнении однородных функций.
Управление персоналом организации опирается не только на законы и закономерности, изучаемые различными науками, связанными с управлением (теория управления, экономическая кибернетика и др.), но и на закономерности, присущие только этому процессу.
Используя результаты исследования, проведенного ведущими экономистами, а также опыт построения системы управления персоналом ряда организаций, накопленный авторами, приведем основные закономерности, которые являются объективной основой предъявления требований к системе и технологии управления персоналом организации:
- соответствие системы
- системное формирование
- оптимальное сочетание
- пропорциональное сочетание
- пропорциональность
- необходимое разнообразие
- изменение состава и
- минимизация числа ступеней управления персоналом.
- взаимодействие
Необходимо различать принципы управления персоналом и принципы построения системы управления персоналом. [34, с. 118]
Принципы управления персоналом (ПУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом. Познавая принципы, люди открывают закономерности, ПУП отражают требования объективно действующих экономических законов и закономерностей, поэтому и сами являются объективными.
Принципы построения системы управления персоналом (ППСУП) — правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты подразделений управления персоналом при формировании системы управления персоналом организации. Они представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих экономических законов и закономерностей, присущих им общих черт, начал их действия. Принципы объективны, также как объективны экономические законы.
Методы управления персоналом (МУП) — способы воздействия на коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации. Наука и практика выработали три группы МУП: административные, экономические и социально-психологические.
2. Анализ управления персоналом в ООО «Бахетле»
2.1 Характеристика финансово-
История компании началась в 1991 г. с предприятия оптовой торговли продуктами питания. Следующий этап — открытие в декабре 1998 г. первого супермаркета в Казани с небольшим производством кулинарных изделий и салатов. Впоследствии он был дополнен кондитерским и мучным цехами.
Сегодня в Казани работает 8 супермаркетов, 1 гипермаркет в крупнейшем в столице Татарстана семейном торговом центре «Мега», 2 магазина в Москве и по одному в Набережных Челнах и Нижнекамске. К 2010 г. планируется расширить сеть до 30 супермаркетов, 10 из которых будут в Москве. Кроме того, у «Бахетле» есть производственная база, где централизованно готовят продукты длительного хранения — замороженные пельмени, варенье, копченое мясо, сухую домашнюю лапшу. В 2006 г. открылся специализированный цех по выпечке татарских национальных сладостей — их реализуют не только в Казани, но и во многих других городах России.
Производство «Бахетле» частично обеспечено собственным сельскохозяйственным сырьем. в Нижнекамском районе Татарстана у компании есть свой агропромышленный комплекс «Бахетле—Агро», который объединил 7 крупнейших хозяйств района.
Торгово-производственная компания «Бахетле» признана одним из лучших предприятий республики, что подтверждают многочисленные Почетные грамоты Президента Республики Татарстан, Казанского городского Совета народных депутатов и Министерства торговли РТ.
Торгово-производственный комплекс "Бахетле" включает в себя восемь супермаркетов, один гипермаркет и производство продуктов питания и полуфабрикатов. Предприятие признано одним из лучших в Республике Татарстан, что подтверждают многочисленные почетные грамоты Президента Республики Татарстан, Городского Совета народных депутатов и Министерства Торговли РТ.
Торгово-производственная компания «Бахетле» является ведущей региональной сетью супермаркетов в Татарстане и объединяет под единой маркой 12 продуктовых супермаркетов, восемь из которых расположены в Казани, два - в Нижнекамске и Набережных Челнах, два – в Москве, а также сельскохозяйственное подразделение «Бахетле-Агро» и 7 совхозов Нижнекамского района. Группа «Бахетле» начала свою деятельность в 1991 году. Наиболее активно сеть развивалась с 2002 года по сегодняшний день – в этот период было открыто большинство из действующих в настоящий момент магазинов. К 2010 году Бахетле планирует открыть еще 18 магазинов, восемь из которых будут расположены в столице. Весной текущего года компания впервые вышла на долговой рынок, разместив облигаций в 1 млрд рублей, при этом ставка составила немногим более 11 %. На сегодняшний день совокупная торговая площадь сетей составляет 24,5 тыс.кв.м.
Наличие собственного производственного и агарного комплекса позволяет компании удерживать не только лидирующие позиции на рынке Татарстана, но и активно расширять свое присутствие на рынках торговых сетей Москвы и других крупных городов центральной части России. Производство осуществляется непосредственно в магазинах в специально оборудованных для этого цехах, что позволяет производить столько продукции, сколько требуется покупателям на текущий момент.
Помимо этого Бахетле ведет активную социальную работу по поддержке общеобразовательных школ и детских домов, а также реализует ряд благотворительных и социальных программ. В частности, при поддержке мэрии города Казань Группа «Бахетле» открыла в каждом районе города социальные столовые, которые обеспечивают бесплатными горячими обедами малообеспеченные семьи.
Показатели, характеризующие финансовое состояние ООО «Бахетле» за 2008 год представлены в таблице 2.1.1 (Приложение 1).
Показатели отношения суммы привлеченных средств к сумме капитала и резервов и отношения краткосрочных обязательств к капиталу и резервам являются индикаторами финансовой зависимости. Чем меньше эти показатели, тем меньше финансовый рычаг компании. Анализ этих показателей позволяет сделать вывод о высоком финансовом рычаге ООО «Бахетле». Это объясняется тем, что основным источником финансирования развития деятельности ООО «Бахетле» и расширения его активов являются заемные средства.
Основная деятельность ООО «Бахетле» связана с розничной торговлей и предполагает наличие значительной кредиторской задолженности ввиду приобретения товара с условием отсрочки платежа. Объем предоставляемых кредитов, своевременное погашение обязательств и выплата купонных доходов держателям облигаций, свидетельствует о положительной кредитной истории ООО «Бахетле» и характеризует его как надежного заемщика.
В анализируемом отчетном периоде ООО «Бахетле» не имело просроченной задолженности.
Показатель оборачиваемости дебиторской задолженности отражает скорость, с которой покупатели (дебиторы) расплачиваются по своим обязательствам перед компанией, и рассчитывается как отношение выручки от реализации к средней сумме дебиторской задолженности.
Основным видом деятельности ООО «Бахетле» является розничная торговля продовольственными, сопутствующими товарами и алькогольной продукцией в магазинах или иных торговых площадях под маркой «Бахетле».
Изменения размера выручки (доходов) ООО «Бахетле» от основной хозяйственной деятельности на 10 и более процентов по сравнению с соответствующим предыдущим отчетным периодом представлены в таблице 2.1.2.
Таблица 2.1.2 Изменения размера выручки (доходов) ООО «Бахетле»
Наименование показателя |
Отчетный период | |
2008 |
2009 | |
Выручка |
840 133 |
1 328 527 |
Изменение размера выручки ООО «Бахетле», % |
+58,13 % (к 2008 г.) |
Рис. 2.1.1 Изменение размеров выручки в ООО «Бахетле»
Причины изменения размера выручки (доходов) ООО «Бахетле» от основной хозяйственной деятельности (видов деятельности, предусмотренных законодательством Российской Федерации) на 10 и более процентов по сравнению с соответствующим предыдущим отчетным периодом: Причинами увеличения товарооборота послужили:
Информация о работе Стратегия и тактика управления персоналом организации