Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:52, дипломная работа
За последние годы ассортимент и объемы реализации колбасных изделий в РФ значительно выросли, и если ранее купить любую колбасу в дикую очередь считалось подарком судьбы, то теперь на продовольственном рынке Российской Федерации широко представлены разнообразные мясные продукты.
Сегодня можно уверенно констатировать – в мясной индустрии наметились существенные стабилизирующие тенденции. Основные направления по поддержанию устойчивого темпа развития, этого важнейшего сектора экономики АПК определено: задачи уже не выжить, а динамично развивать, наращивать объемы производства продукции (Р. Сидорчук, 2004).
Повышенным спросом у населения пользуются отечественные колбасные изделия. Именно их предпочитают покупать 98% россиян.
Важное место в этом занимает качество продукции. На сегодняшний день крупные производители мясопродукции, колбасных изделий поняли, что их прибыль напрямую связана с качеством изделий.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Обзор литературы………………………………………………………….....5
1.1 Подход к анализу потребительских предпочтений………………………5
1.2 Ассортимент колбасных изделий………………………………………..16
1.3 Характеристика сырья для производства колбасных изделий ………..18
1.4 Требования к сырью и вспомогательным материалам…………………25
1.5 Требования к готовой продукции………………………………………..26
2.Собственные исследования………………………………………………...29
2.1 Материал, методика и условия эксперимента…………………………..29
2.2 Результаты собственных исследований…………………………………38
2.2.1 Анализ потребительских предпочтений жителей г.Челябинска…….38
в отношении мясоколбасных изделий
2.2.2 Анализ ассортимента мясоколбасных изделий, вырабатываемых
Предприятием…………………………………………………………………40
2.2.3 Технология производства колбасных изделий на предприятии……..47
2.2.4 Товароведная оценка вареных колбас «Любительская» и
«Докторская»…………………………………………………………………..50
3. Организационно-экономический раздел………………………………......57
3.1 Общая характеристика предприятия…………………………..............57
3.2 Основные производственные ресурсы предприятия…………………61
3.3 Показатели экономической эффективности производства и
реализации продукции………………………………………………….67
3.4 Маркетинговые исследования продукции…………………………….72
Заключение…………………………………………………………………….76
Выводы и рекомендации по результатам работы……………………………80
Список использованной литературы………………………………………….85
Таблица 4 - Затраты на производство вареных колбас
Элемент затрат |
Сумма тыс. руб. |
В % к общему объему затрат | |||
2009 г. |
2010 г. |
Откл. +, - |
2009 г. |
2010 г. | |
Оплата труда |
134,1 |
169,9 |
+35,8 |
12,3 |
13,1 |
Отчисления от фонда оплаты труда |
34,9 |
44,1 |
+9,2 |
3,2 |
3,4 |
Материальные затраты |
812,4 |
993,7 |
+181,3 |
74,5 |
76,6 |
в т.ч. - сырье и материалы |
595,4 |
718,7 |
+123,3 |
54,6 |
55,4 |
- топливо |
104,7 |
128,4 |
+23,7 |
9,6 |
9,9 |
- электроэнергия |
63,2 |
86,9 |
+23,7 |
5,8 |
6,7 |
- вода |
49,1 |
59,7 |
+10,6 |
4,5 |
4,6 |
Амортизация основных средств |
60,0 |
59,7 |
-0,3 |
5,5 |
4,6 |
Прочие затраты |
49,1 |
29,9 |
-19,2 |
4,5 |
2,3 |
Полная себестоимость |
1090,5 |
1297,3 |
+206,8 |
100 |
100 |
Из данной таблицы видно,
что в 2010 г. по сравнению с 2009 г.
полная себестоимость
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Прибыль предприятия - это важнейший экономический показатель конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. От размера прибыли зависит финансовое состояние предприятия.
Прибыль (убыток) от реализации определяется как разность между доходом от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции. Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства (Л. И. Кравченко [14]).
Прибыль выполняет следующие функции:
1. Характеризует конечные
2. Является главным источником
финансирования затрат на
а) фонд развития производства;
б) фонд социального развития;
в) фонд премирования;
г) резервный фонд.
Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность.
Показатель рентабельности характеризует эффективность работы предприятия в целом, доходность направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Он более полно, чем прибыль, отражает окончательные результаты хозяйствования, потому что его величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами (И. В. Пичужкин [16]).
Рентабельность - это показатель эффективности единовременных и текущих затрат. Она определяется отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции. Динамика основных показателей эффективности производства вареных колбас – «Докторской» и «Экстра» на ИП Казанцева Т. В. представлена в таблице 5.
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение, «+», «-« | |
тыс. руб. |
% | |||
1. Выручка от реализации, тыс. руб. |
1320,1 |
1577,2 |
+257,1 |
+19,5 |
2. Полная себестоимость продук- |
1090,5 |
1297,3 |
+206,8 |
+19,0 |
3. Прибыль от реализации |
229,6 |
279,9 |
+50,3 |
+21,9 |
4. Уровень рентабельности, % |
21,0 |
21,6 |
+0,6 |
- |
Анализируя данные таблицы 5 видно, что за период 2009-2010 г.г. возросла выручка от реализации продукции на 257,1 тыс. руб. за счет увеличения спроса и соответственно объёма продаж продукции. Производственная себестоимость продукции увеличилась в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 206,8 тыс. руб. в связи с увеличением средней заработной платы работников, закупочных цен на сырьё, всё это привело к увеличению отпускных цен на вареные колбасы.
Прибыль увеличилась на 50,3 тыс. руб. в результате роста объемов производства, а также реализационных цен на вареные колбасы – «Докторскую» и «Экстра». В целом производство данной продукции является прибыльным, доходным для предприятия, уровень рентабельности за анализируемый период увеличился на 0,6 % , это вызвано ростом выручки от реализации продукции в 2010 году на 19,5 %.
На изменение показателя прибыли от реализации оказали влияние следующие факторы: изменение объема производства продукции, изменение цены реализации и изменение себестоимости продукции. Проведем факторный анализ влияния этих показателей:
П = VРП * (Ц – С), (4)
где, П – прибыль от реализации продукции;
VПР – объем производства продукции в натуральных измерителях;
Ц – цена единицы продукции;
С – себестоимость единицы продукции.
Прирост (снижение) суммы прибыли (ΔП = П1 – П0) происходит за счет изменения:
- объема производства продукции в натуральных измерителях
ΔПVРП = ΔVРП * (Ц0 –С0); (5)
- цены реализации
ΔПЦ = VРП1 * ΔЦ; (6)
- себестоимости продукции
ΔПС = VРП1 * ( - ΔС ). (7)
В таблице 6 отразим исходные данные для проведения факторного анализа прибыли от реализации продукции.
Таблица 6 – Исходные данные для факторного анализа
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Отклонение, +/- |
Прибыль от реализации, тыс. руб. |
229,6 |
279,9 |
+50,3 |
Объем производства продукции в натуральных измерителях, т |
10,7 |
11,4 |
+0,7 |
Цена единицы продукции, руб. за 1 кг |
123,37 |
138,35 |
+14,98 |
Себестоимость единицы продукции, руб. за 1 кг |
101,92 |
113,80 |
+11,88 |
Увеличение суммы прибыли от производства и реализации вареных колбас на ИП Казанцева Т. В. на 50,3 тыс. руб. (ΔП = П1 – П0) происходит:
- за счет роста
объемов производства
ΔПVРП = ΔVРП * (Ц0 –С0) = 0,7 * (123,37 – 101,92) = 15,02 тыс. руб.;
- за счет роста цены реализации
ΔПЦ = VРП1 * ΔЦ = 11,4 * 14,98 = 170,77 тыс. руб.;
- за счет роста себестоимости продукции
ΔПС = VРП1 * ( - ΔС ) = 11,4 * (- 11,88) = - 135,43 тыс. руб.
Из данных расчетов видно, что решающее влияние на увеличение размеров прибыли оказал рост цены единицы продукции на 170,77 тыс. руб., а так же рост объема производства продукции на 15,02 тыс. руб., а увеличение себестоимости единицы продукции вызвало снижение величины прибыли на 135,43 тыс. руб.
3.4 Маркетинговые исследования продукции
Существуют несколько основных направлений маркетинговых исследований, каждое из которых имеет свой объект (см. рисунок 2).
Исследование рынка – систематический количественный и качественный анализ одного или совокупности рынков для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристиках конкурентной среды, ценах.
Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и других факторов.
В основном изучают следующие типы рынков: рынок потребителей, рынок производителей, рынок промежуточных продавцов, рынок государственных учреждений и международный рынок.
Маркетинговые исследования каждого типа рынка имеют свои особенности. Так, при исследовании рынка потребительских товаров чаще используются выборочные опросы, а при исследовании рынка средств производства имеется возможность опросить большую часть покупателей, уделяя основное внимание изучению их требований. (Л. И. Кравченко [17]).
Исследование конкурентов - исследование, предполагающее получение необходимых данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также нахождения возможности сотрудничества и кооперации с ними. Оно заключается в оценке состояния конкурентов, их позиции на рынке в сравнении с позицией самой фирмы. Это позволит фирме правильно оценить ситуацию и ее развитие, что дает возможность получить определенное конкурентное преимущество. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов, материальный, финансовый, трудовой потенциал, организация управления деятельностью.
Исследование потребителей позволяет выявить побудительные факторы, которыми руководствуется покупатель при выборе товара. В качестве объектов выступают индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, а также потребители-организации. Здесь разрабатывается классификация потребителей по общим признакам, моделируется поведение потребителей на рынке и прогнозируется ожидаемый спрос. Целью исследования является сегментация потребителя и выбор целевых сегментов рынка.
Исследование фирменной структуры рынка - это исследование, проводимое с целью получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии "присутствовать" на выбранных рынках. Объект исследования коммерческие, торговые и иные посредники, транспортно-экспедиторские, рекламные, страховые, юридические, финансовые, консультационные и другие компании и организации, создающие в совокупности маркетинговую инфраструктуру рынка.