Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 11:11, курсовая работа
В условиях становления и развития в России рыночных отношений, ориентируемых на соблюдение экономических интересов хозяйствующих субъектов, возрастает значение качества и информативной емкости учетной информации. Разделение бухгалтерского учета на финансовый и управленческий, функционирование управленческой бухгалтерии позволяют организации в современных условиях использовать наиболее эффективные формы и методы производственного учета, контроля и управления затратами на всех уровнях производственного процесса
Введение
В условиях становления и
Информация, получаемая в системе управленческого
учета, представляет все особенности организации
коммерческого предприятия, она полностью
раскрывает экономические, технические
и технологические особенности производственных
процессов и возможности производства,
сложившиеся внутрипроизводственные
отношения, используемые ресурсы, финансовые
возможности. Подобная учетная информация
должна обеспечивать создание действенной
системы контроля и управления деятельностью
предприятия. Переориентация всего учетного
процесса на удовлетворение интересов
управления связано с решением задач обеспечения
эффективного управления производством,
выявлением и минимизацией издержек как
на этапе производства, так и на этапе
заготовления ресурсов и реализации выпущенной
продукции, выполненных работ, оказанных
услуг.
В современных условиях развития производственных
отношений система внутрипроизводственного
учета и контроля интегрирует в единую
систему управленческого учета. Формирование
такой системы для каждого российского
предприятия является важным элементом
повышения конкурентоспособности и эффективности
производственной деятельности.
Актуальность исследуемой темы обусловлена
тем, что управленческий учет является
сравнительно новым видом учета для отечественных
предприятий. Создание
и освоение на практике новых нетрадиционных
систем получения информации о затратах
и результатах деятельности, применение
новых подходов и методов оценки и контроля
обеспечивают возможность решения многих
задач эффективного управления современным
предприятием.
Основным объектом управленческого учета
являются, осуществляемые предприятием
затраты, при этом одной из форм планирования,
широко применяемой в системе управленческого
учета, является формирование «гибких
бюджетов», обеспечивающих возможность
расчета размера статей затрат для разных
уровней выручки в диапазоне возможных
значений (под диапазоном возможных значений
подразумевается совокупность уровней
выручки, с которыми организация предполагает
работать в данном временном периоде)
и определения отклонений бюджетных данных
от фактических, вызванных изменением
объема выручки по сравнению с первоначально
прогнозируемым.
Целью работы является анализ
возможностей использования гибких бюджетов
в качестве инструмента планирования
и управления в рамках системы управленческого
учета.
Для достижения поставленной цели в работе
определены следующие задачи:
1) Раскрыть роль бюджета как
информационной базы в системе управленческого
учета.
2) Проанализировать технологию
разработки гибких бюджетов;
3) На примере общества с ограниченной
ответственностью «Абель МЦ» проанализировать
принципы формирования и виды разрабатываемых
бюджетов.
4) Предложить механизм использования
гибких бюджетов в рамках системы управленческого
учета.
В качестве базы исследования было избрано
ООО «Абель МЦ».
Источником послужила финансовая информация
о деятельности организации, сводные бюджеты
и другие документы, отражающие особенности функционирования
систем бухгалтерского и управленческого
учета.
Раздел 1 Управленческий учет, его сущность и организация. Бюджетирование в системе управленческого учета.
1.1. Понятие управленческого учета
Сегодня большинство предпринимателей воспринимают бухгалтерский учет как "белую" составляющую учета, которая ведется исключительно для контролирующих и налоговых органов. При этом практически все предприниматели ведут "на коленке" свой "черный" учет, позволяющий им в определенной мере контролировать и оценивать финансовые и товарные потоки предприятия, рассчитывая их эффективность. Такая "двойная" форма учета на предприятии была приемлема на заре предпринимательской деятельности, когда основной целью бизнеса в подавляющем большинстве случаев считался положительный поток наличности в настоящий момент и чем больше, тем лучше. Однако это не дает дополнительных возможностей для развития бизнеса и контроля над ним.
Растущая конкуренция заставляет управленцев задумываться о более тщательном анализе текущей деятельности предприятия, планировании бюджета, контроле затрат и дополнительном – за персоналом – все это с целью повышения эффективности бизнеса. Развивается рынок купли-продажи готового бизнеса, растет "текучесть" управленческих кадров, владельцы бизнеса предъявляют более жесткие требования к эффективности – во всех этих случаях необходима четкая, представленная в стандартной форме информация, на основе которой оперативно, без какой-либо дополнительной обработки можно было бы принять правильные управленческие решения. Именно этим целям служит управленческий учет – методология и форма сбора, обработки, хранения и своевременного предоставления в "нужные руки" объективной, понятной и необходимой информации.
Управленческий учет – система сбора и группировки финансовой и нефинансовой информации, на основе которой менеджеры принимают решения для достижения целей организации.
Колин Друри в книге "Управленческий и производственный учет" определяет управленческий учет как предоставление руководителям организации "информации, на основе которой они могут обоснованно принимать решения и повышать эффективность и производительность текущих операций. Информация по управленческому учету позволяет измерять экономические показатели операционных структур организации, действующих децентрализованно, таких как ее отдельные подразделения, цехи и отделы. Управленческая отчетность является в полной мере факультативной, то есть такая информация готовится только в том случае, если предполагается, что выгоды от нее будут выше расходов на ее подготовку".
Необходимость принятия управленческих решений, связанных с функционированием и развитием бизнеса, рано или поздно заставляет руководителя предприятия задуматься о создании такой системы учета и отчетности, которая позволила бы ему без проблем и, желательно, не покидая кабинета, решать несколько задач:
– получать необходимую для принятия стратегических решений информацию о своем бизнесе в финансовых и натуральных показателях;
– следить за финансовыми последствиями управленческих решений;
– наблюдать за эффективностью деятельности как всего предприятия, так и каждого структурного подразделения, а в некоторых случаях оценивать и эффективность отдельных операций.
Управленческий учет на предприятии – это развернутая система учета и обработки информации, включающая в себя элементы математического анализа.
Система управленческого учета – это "система управления организацией, предполагающая реализацию управленческих функций в отношении:
– совокупности процессов, составляющих деятельность организации;
– участвующих в процессах структурных единиц организации;
– используемых в процессах ресурсов;
– показателей, отражающих характеристики всех других категорий объектов управления, для достижения текущих и стратегических целей организации".
Основа управленческого учета – структурированная информация, собираемая и анализируемая в мониторинговом режиме. Хорошо известно, что поиск и анализ данных – одна из прямых обязанностей службы маркетинга. Но очень часто маркетологи ограничиваются сбором только внешней информации – о конкурентной среде, ценах на отраслевом рынке и т. д.
Цель управленческого учета – так называемый внутренний маркетинг, подразумевающий кропотливую работу по изучению самого предприятия. С его помощью можно составить полную картину финансово-экономического состояния компании в любой момент времени, выяснить запас ее прочности, определить потенциал и перспективы развития.
В управленческом учете формируется информация для выполнения следующих трех основных целей:
1. Составление периодической (рутинной) внутренней отчетности для управленческих решений. Она обеспечивает информацией решения, принимаемые с определенной степенью регулярности. Например, в нефтяных компаниях ежедневно принимаются решения по установлению розничных цен на продукцию. Ежедневные отчеты о валовой прибыли от продажи бензина являются одним из примеров информации, на основании которой принимаются решения по ценообразованию в компании. В системе контроля затрат в компании используются еженедельные отчеты о затратах (включая статьи, связанные оплатой труда и расходом энергии) по каждому из подразделений.
2. Составление нерегулярных (специальных) отчетов для управленческих решений. В них формируется информация для обеспечения решений в ситуациях, которые возникают без определенной периодичности или представляют собой прецедент. Так решение об использовании системы анализа деятельности основывается на анализе данных о затратах, специально собранных для принятия именно этого решения. Например: организация, занимающаяся производством потребительских товаров, может создать специальную учетную систему для управления затратами, возникающими при появлении внешнего брака.
3. Составление внешней отчетности, предназначенной для инвесторов, органов государственной власти и других пользователей. В ряде случаев информация полученная от внешней отчетности может использоваться менеджерами сторонних организаций для принятия решений, например руководством потенциального поставщика для принятия решения о риске продажи в кредит, а не за наличный расчет.
Информация для каждой из рассмотренных основных целей может быть сформирована в системе учета и представлена различными способами. Идеальная база данных состоит из многочисленных детализированных микрокомплектов информации, которые могут использоваться для обеспечения множества задач. Финансовые менеджеры обрабатывают информацию с учетом практических потребностей различных внешних и внутренних пользователей.
Перечислим характеристики качественной информации:
– Информация должна быть, полной и оперативной. Но эти требования противоречат друг другу. Чем более оперативна информация, тем менее она полна. Чтобы согласовать это противоречие нужно иметь организационно-штатную структуру, должностные инструкции, прописанный документооборот, соответствующую систему мотивации, планирование и разумное использование принципа существенности.
– Доступность. Информация должна быть понятна пользователю, иначе он не сможет ее использовать.
– Надежность или достоверность информации. Информация должна отражать реальное положение дел в организации, а не представляться в виде обязательных официальных отчетов, которые содержат весьма поверхностную информацию. По этому параметру принципиально важно опираться только на первичные данные как в финансовом учете, так и в управленческом. Здесь вопрос достоверности решается одинаково.
– Сопоставимость. Представляемые отчеты и информация, содержащаяся в них должна быть сравнима с прошлыми отчетами. Также необходимо, чтобы выполнялось условие сравнимости внутренней отчетности компании с отчетностью конкурентов и информацией, содержащейся в нормативных документах. Наконец, итоговые отчеты, поступающие из систем производственного, бухгалтерского, управленческого и финансового учета, должны быть сопоставимы между собой.
1.2 Отличия управленческого учета от бухгалтерского учета.
Управленческий учёт внедряется именно для повышения эффективности управления предприятием, а не для отчёта перед контролирующими инстанциями, например налоговой инспекцией. Это принципиальное отличие. Поэтому нельзя поручать вести управленческий учёт бухгалтерии. Эту работу должен возглавлять планово-экономический отдел или финансовый директор компании. Бухгалтерский и управленческий учет используют разные подходы и служат для различных целей.
Основные отличия управленческого учета от бухгалтерского представлены в таблице.
Таблица 11
Отличия управленческого учета от бухгалтерского учета.
Критерии |
Управленческий учет |
Бухгалтерский учет |
Потребители информации |
Руководители компании |
Государственные органы, партнеры по бизнесу |
Свобода выбора |
Полная свобода в определении схемы учета |
Учет организуется строго в рамках инструкций и положений |
Количество учетных систем, используемых на практике |
Целесообразно использовать только одну систему |
Как правило, ведется двойная бухгалтерия |
Измерители |
Любая удобная единица |
Рубли и натуральные единицы |
Группировка затрат |
По "дереву" затрат |
По статьям |
Основной объект учета |
Предприятие и его подразделения |
Предприятие в целом |
Точность показателей |
Допускается использование приблизительных величин |
Требуется абсолютная точность |
Обязательность ведения |
По мере необходимости |
Ведение обязательно |
Задача управленческого учета – полное отражение всех хозяйственных операций предприятия, включая те, которые не отражаются в бухгалтерском учете, и предоставление руководству предприятия оперативного доступа к этой информации.
В системе управленческого учета осуществляется консолидация данных, полученных из разнородных информационных систем предприятия, таких, как бухгалтерия и кассаво-складская система, а также из разного рода внутренних отчетов, таких, как сейфовые листы, отчеты менеджеров и т.п.
В управленческом учете, как правило, содержатся дополнительные данные обо всех операциях, необходимые для эффективного управления предприятием.
Информация о работе Управленческий учет и система бюджетирования