Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:54, курсовая работа
Актуальность исследования экономического анализа в системе планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия определяется тем, что экономический анализ очень тесно связан с планированием и управлением производством. Анализ финансово-хозяйственной деятельности является одной из составляющих частей грамотного управления бизнесом. Осуществление хозяйственной и финансовой деятельности в условиях рыночных отношений всегда сопряжено с определенным риском. Поэтому принятию любого решения финансового характера предшествуют планирование и аналитические расчеты [9]. В анализе широко используются плановые материалы, поэтому необходимо знать методику планирования производства анализируемого предприятия. Роль и значимость планирования вообще и финансового в частности можно достаточно легко обосновать с различных позиций, поэтому дискуссии о том, нужен план или нет, в настоящее время вряд ли уместны; более того, в условиях естественного динамичного развития экономики, стохастичности рынка и постоянно нарастающей конкурентной борьбы роль этой функции по крайней мере не уменьшается [15]. Применение планирования создает следующие важные преимущества: делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий; проясняет возникающие проблемы; стимулирует менеджеров к реализации принятых решений; улучшает координацию действий в организации; создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров; увеличивает возможности в обеспечении организации необходимой информацией; способствует более рациональному распределению ресурсов; улучшает контроль в организации
Введение ……………………………………………………….…………..
3
1. теоретические аспекты планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………………..
6
1.1 Общая характеристика планирования……………………………………..
6
1.2 Бюджетирование (сметное планирование) как система планирования деятельности организации…………………………………………………….
17
1.3 Значение анализа финансово-хозяйственной деятельности для планирования…………………………………………………………………..
24
1.4 Оценка эффективности системы внутрифирменного планирования на предприятиях……………………………………………………………………
29
2. Общая характеристика предприятия ООО «Дуэт» и существующей на нем системы планирования финансово-хозяйственной деятельности………………
35
2.1 Общая характеристика предприятия ООО «Дуэт»……………………..
35
2.2 Анализ существующей системы планирования на предприятии ООО «Дуэт»…………………………………………………………………………..
44
3. Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Дуэт» и направления совершенствования планирования………………………...
49
3.1 Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Дуэт» …………………………………………………………………………..
49
3.2 Совершенствование планирования - как элемент развития предприятия ООО «Дуэт» ……………………………………………………………………
63
Заключение……………………………………………………………….
68
Список литературы………………………………………………….
69
Внедрение системы
бюджетирования - сложный организационный
процесс, трансформирующий функции
многих подразделений и
Важно в самом начале планирования установить цели составления бюджета, определить, составление каких документов будет наилучшим образом отвечать этим целям, распределить обязанности между сотрудниками, выбрать свою философию планирования. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам деятельности организации.
Процесс внедрения бюджетирования на организации включает следующие этапы: изучение внутренней и внешней документации организации, ее структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.; поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды организации в процесс бюджетирования; разработка плана внедрения бюджетирования; пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов; разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети организации; создание информационной компьютерной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности организации; создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования; обучение персонала [17, c.97].
Бюджетирование (сметное планирование) - это процесс планирования будущей деятельности организации, результаты которого оформляются системой бюджетов. Бюджетирование предполагает создание технологии планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов.
Бюджет - это план деятельности организации за определенный период, выраженный в денежной форме, который выполняет ряд важных функций:
Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. К числу основных задач бюджетирования относится следующее: обеспечение текущего планирования; обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений организации; обоснование затрат организации; создание базы для оценки и контроля планов организации; исполнение требований законов и контрактов.
При составлении бюджетов следует опираться на документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности. Производить бюджетирование без применения вычислительных средств (локальной компьютерной сети) и соответствующего программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности [17, c.98].
Процесс бюджетирования имеет порядок, в котором можно выделить определенные этапы.
I. Определение главного фактора бюджетирования, то есть фактора, который ограничивает деятельность организации в краткосрочном периоде. Обычно таким фактором является предельный объем продаж, определяемый текущим рыночным спросом. Таким фактором могут быть также производственные мощности организации, наличие квалифицированных трудовых ресурсов или редких материалов и др. Весь дальнейший процесс бюджетирования будет строиться с учетом выбранного главного фактора.
II. Разработка ключевого бюджета, т.е. бюджета по выбранному главному фактору. Чаще всего это бюджет продаж. Его построение включает детальное планирование физического объема продаж, цен и выручки по всем видам товаров.
III. Разработка функциональных, или операционных бюджетов, т.е. бюджетов, направленных на обеспечение выполнения ключевого бюджета. В первую очередь это бюджет производства. Его построение осуществляется исходя из объема продаж, наличия запасов на начало периода и минимального уровня запасов готовых товаров, который организация поддерживает в соответствии со своей внутренней политикой.
Для каждого вида товаров и для каждого периода (месяца, квартала) планируемый объем производства определяется по формуле (1):
Планируемый объем производства |
= |
Планируемый объем продаж |
+ |
Требуемые запасы на конец периода |
– |
Запасы на начало периода |
(1) |
Бюджет производства строится только в количественном выражении (без стоимостного). На основе бюджета производства разрабатываются: бюджет трудовых затрат в количественном (человеко-часы) и стоимостном выражении; бюджет расходования материалов - в количественном выражении.
Далее строится бюджет закупки материалов с учетом данных бюджета расходования материалов, объема запасов материалов на начало периода и требуемого для поддержания уровня запасов материалов.
После этого составляются бюджеты накладных расходов. Переменные накладные расходы планируются следующим образом: производственные – на основе данных об объеме производства; коммерческие – на основе данных об объеме продаж. Отдельно осуществляется бюджетирование постоянных накладных расходов.
Следующим шагом является определение ожидаемого притока денежных средств, с учетом планируемого объема продаж и схемы расчетов с покупателями; и ожидаемого оттока денежных средств, с учетом плана приобретения производственных ресурсов и схемы расчетов с поставщиками. В результате выясняется, существует ли вероятность дефицита денежных средств для обеспечения текущей деятельности, и определяется потребность организации в краткосрочном финансировании.
IV. Построение генерального бюджета, который включает:
Для построения планируемого отчета о прибылях и убытках используются бюджеты продаж, производства, отдельных видов затрат.
Таким образом, формирование бюджета – это процесс формирования финансовых показателей деятельности организации, оформленных в основные операционные и бюджетные документы, который условно можно разделить на две составные части: подготовка операционного бюджета и подготовка основных бюджетных документов.
Последовательность
Рисунок 2 - Схема формирования основного бюджета
Данная схема описывает логическую последовательность процесса бюджетирования [17, c.100].
Бюджеты могут
быть недостижимыми, если недостижимы
поставленные маркетинговые и
Важнейшей частью именно долгосрочного анализа является экономическое прогнозирование, смысл которого на уровне предприятия состоит в том, чтобы смоделировать будущее состояние предприятия, то есть его активы и обязательства (баланс) и его финансовые результаты (отчет о финансовых результатах и их использовании). Будущие активы/ресурсы и обязательства предприятия и его финансовые результаты равняются переходящему сальдо на начало момента прогнозирования (например, за первый квартал текущего года) + прогнозируемые показатели (объем требуемых ресурсов, требуемые привлеченные/заемные источники финансирования для приобретения этих ресурсов, будущие затраты и поступления) [23]. Через построение прогнозного бюджета осуществляется моделирование будущего состояния предприятия.
Рисунок 3 - Прогнозный бюджет предприятия
Прогнозный бюджет состоит из двух частей: операционного бюджета; финансового бюджета. Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от операций. Цель финансового бюджета - смоделировать ресурсное обеспечение (объем необходимых инвестиций в основной и оборотный капитал) и источники финансирования приобретаемых ресурсов [23].
Планирование представляет
собой процесс разработки и принятия
целевых установок
Возможностью риска
при планировании обусловлена роль
анализа финансово-
Что касается текущего планирования, то ошибки и недочеты могут быть здесь быстро урегулированы (если система контроля и анализа четко отлажена). Вытекающими последствиями этих ошибок могут стать понижение оплаты труда работников или недостача денежных ресурсов.
В среднесрочном и стратегическом планировании дело обстоит гораздо серьезнее. Если выбраны не те виды деятельности, то предприятие может оказаться в некотором тупике. В случае же значительных капиталовложений в эти запланированные направления предприятие может прийти к банкротству.
Экспертиза планирования и анализа всех видов планов и их этапов – тот мост, который приведет компанию к успешной деятельности [8].
Существует несколько видов анализа процесса планирования:
Осмысление, понимание
информации о ходе выполнения плана,
результатах хозяйственной
Информация о работе Экономический анализ в системе планирования финансово-хозяйственной деятельности