Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 23:01, реферат
Как наука генетика возникла на рубеже XIX и XX веков. Официальной датой ее рождения считается 1900 год, когда трое ботаников — К. Корренс (Германия), Г. де Фриз (Голландия) и Э. Чермак (Австрия) независимо друг от друга обнаружили определенные закономерности в передаче наследственных признаков.
1. Введение
2. Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей
3. Геном человека
4. Генная инженерия
5. Природа интеллектуальных способностей
6. Задатки – как природные предпосылки врожденных способностей
7. Одаренность
8. Генотип человека.
9. Гигантский потенциал
Заключение
Список используемой литературы
Любая человеческая деятельность имеет сложную систему и для ее успешного решения недостаточно одного какого-либо качества, если даже оно достигло очень высокого уровня развития. Способности человека к определенной деятельности представляют собой общность психических качеств, также имеющих сложную структуру. Она является различной для разных ее видов и определяется требованиями конкретной деятельности.
7.Одаренность
Общие способности, которые обеспечивают
относительную легкость и продуктивность
в овладении знаниями в различных
видах деятельности, нередко называют
одаренностью. Одаренность может
проявляться в различной
По мнению выдающегося российского генетика В. П. Эфроимсона2, гениальность - это тяжкий дар, выпадающий примерно одному из тысячи и развивающийся в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Гениальность - высшая степень творческих проявлений и способностей личности, самый высокий уровень интеллектуальной и творческой жизнедеятельности. Гениальный человек никогда не копирует кого-то, никогда не опускается до имитации, он всегда оригинален в своих творческих импульсах и их реализации.
Одаренные люди проявляют громадное
усердие и усидчивость в
Определенные различия в одаренности обнаруживаются в основном в направлении интересов. Одни имеют успех в математике, другие - в истории, третьи - общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в определенной деятельности. Структура способности к определенной деятельности состоит из свойств которые занимают ведущее положение, и те свойства, которые являются вспомогательными. Например, ведущими свойствами в структуре изобразительных способностей будут высокая природная зрительная чувствительность. Это чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма. Сенсомоторные свойства - это высокоразвитая образная память. К вспомогательным же свойствам относятся свойства художественного воображения, эмоциональная настройка, эмоциональное отношение к тому, что изображаешь. Ведущие и вспомогательные свойства способностей образуют общность, которые обеспечивают деятельности успешность. Соотношение ведущих и вспомогательных свойств в конкретной способности различается у разных людей и в зависимости от того, какое свойство является ведущим, определяются необходимые вспомогательные способности и специфика деятельности, ее результат. Человек может обладать различным сочетанием особенностей, даже в рамках одной и той же деятельности, которые позволят ему выполнять ее успешно, компенсируя недостатки.
Заниматься какой либо деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден заниматься определенной деятельностью, он опираясь на сильные стороны своей личности, сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей. Компенсация может осуществляться через формирование определенного стиля деятельности, через приобретаемые знания или умения, или, либо через другую, более развитую в нем способность. Недостающая способность может быть компенсирована высокоразвитыми у данного человека способностями в очень широких пределах.
Возможность компенсации одних способностей при помощи развития других имеет существенное место, развивается имеющийся внутренний потенциал каждого человека, открываются новые пути к определению профессии и совершенствования в ней. Однако, проблема точного определения сферы трудовой деятельности, несмотря на возможности компенсации, в наибольшей степени соответствующей задаткам человека, остается чрезвычайно актуальной
В современной жизни достаточно широкое применение находит измерение уровня интеллектуальных способностей. На основании тестирования делаются прогнозы развития интеллекта, пригодности человека к профессиональной деятельности и дальнейшему обучению. Как известно, сегодня отдел кадров практически каждой фирмы или предприятия использует методы тестирования способностей при приеме на работу. Интеллектуальным тестированием как инструментом успешно пользуется психология. В современной психологии упрочился именно измерительный подход к выявлению и оценке выраженных способностей.
8. Генотип человека.
Генотип человека содержит около 100 тысяч генов, функционирующих как единая взаимосвязанная система, в которой любой ген находится в сложном взаимодействии со всеми другими. Характер этих взаимодействий связан с физико-химическими свойствами отдельных атомов и групп атомов, входящих в структуру ДНК (электроотрицательность, потенциал ионизации, электроно-донорная или протон донорная способность, структура электронных облаков, возможность передавать электронные эффекты вдоль всей цепочки углеводного остова и т.д.). К сожалению, сегодня не построена даже принципиальная модель этих процессов, и теоретическая генетика вынуждена во многом использовать эмпирические данные. Идентифицирована всего лишь небольшая часть всех имеющихся в генотипе генов.
Науке известны гены-модификаторы, отвечающие за морфологию и видовые признаки, гены-регуляторы биохимических процессов, гены дифференцировки, которые дают команды, когда у зародыша развиваться тем или иным органам. Наука уже создала своего рода «таблицу Менделеева» из идентифицированных генов.
Количество всевозможных сочетаний генов в зиготах определяется числом 2 23, и появление у зародыша тех или иных свойств предков является довольно случайным и в естественных условиях непредсказуемым. Огромное многообразие всевозможных комбинаций генов исключает появление хотя бы двух генетически идентичных людей (за исключением однояйцевых близнецов).
Гены отличаются высокой устойчивостью к внешним воздействиям и способны оставаться неизменными на протяжении многих поколений. Каждый из нас в своей генетической программе хранит память о всех ступенях развития живого вещества. И вместе с тем, под воздействием изменяющихся факторов окружающей среды или при стечении случайных обстоятельств спонтанно могут появляться мутации, сохраняться и передаваться потомству. С каждым поколением человек все более отягощается грузом отрицательной наследственности, вероятность проявления которой повышается с ухудшением качества окружающей среды.
Несмотря на способность генетического кода, снимающую случайные шумы и повреждения, время от времени различные виды повреждений генов реализуются в отдельных индивидах. Эти изменения могут быть наследственными и особенно ярко проявиться при наличии большого числа родственных браков, при которых вероятность повторения повреждения возрастает. Во время генных мутаций происходят искажения одного или нескольких генов, как правило, в периоды репликации (удвоения) ДНК. Искажение генов половых хромосом происходит в результате изменения различных факторов внутриклеточной среды и при соответствующих условиях может передаваться по наследству. Сегодня известно свыше трех тысяч генетических нарушений. Природа многих из них до сих опростается неизвестной. Например, у четырех человек из ста есть наследственная предрасположенность к заиканию, причем у мужчин она встречается в четыре раза чаще, чем у женщин. Дальтонизмом страдает около 45% мужчин и около 1% женщин, гемофилией страдают только мужчины, хотя женщины являются носительницами повреждённого гена.
Хромосомные нарушения связаны с искажением хромосом в процессе образования гамет. Эти искажения могут быть нескольких типов. Повреждения внутри аутосомных хромосом (1-22) связаны с различными аномалиями. эмбрионы с нарушениями в хромосомах 1-15 погибают до рождения, либо рождаются нежизнеспособными. Дети с повреждениями в хромосомах 15-18 рождаются физическими уродствами и пониженным интеллектом. Лишняя хромосома в паре 21обуславливает болезнь Дауна. Сегодня достаточно хорошо изучены нарушения в половых хромосомах (23). Наличие лишней Х-хромосомы приводит к синдрому Клайнфельтера у мужчин (характерный женский тип телосложения, умственная отсталость, бесплодие), наличие лишней Y- хромосомы порождает высокую степень агрессивности. Исследования в колониях жесткого режима показали, что их обитатели в 30% случаев страдают именно этим дефектом. Иногда при типично мужском сочетании в половых хромосомах (ХY)рождается женщина. Очень часто такой тип встречается среди спортсменок или деловых женщин. К третьей группе относятся многофакторные болезни с наследственной предрасположенностью (алкоголизм, ишемия, диабет и др.). При неблагоприятных условиях эта предрасположенность реализуется. Искажения немолекулярном уровне могут произойти под действием физических (различные типы излучений, гипертермия и гипотермия), химических (пестициды, тяжелые металлы, некоторые лекарственные препараты, алкоголь и др.), биологических (вирусы и возбудители, вакцины) и других мутагенов и связаны с повышением частоты врождённых пороков развития.
Но наряду с такими людьми появляются люди гениальные[1], с незаурядными способностями, значительно превышающими способности среднего человека. Число общепризнанных гениев в Европе и Северной Америке за исторически обозримое время исчисляется, по мнению многих независимых экспертов, в 400–500 человек. Что сближает этих столь разных людей между собой?
В современной науке термин «гениальность» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врождённую способность к продуктивной деятельности в той или иной области; гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одарённости, а связан с созданием качественно новых творений. Деятельность гения реализуется в определенном историческом контексте жизни человеческого общества, из которой гений черпает материал для своего творчества". Четко разграничивает гении и таланты формула: «Гений делает то, что должен, талант — то, что может». Формула подразумевает подвластность гения той задаче, которую ставит перед ним его внутренняя сущность, его подчиненность своему творчеству, неизбежность напряжения им всех своих сил для достижения поставленной цели, для решения поставленной задачи. Может ли в основе этой последней особенности лежать какое-либо физиологическое свойство, определяемое чисто генетически?
От античности идет взгляд на гениальность как «божественный дар», как род иррационального вдохновения, «озарения свыше». Но где истоки гениальности? Говорят, безумие и гениальность — дети одной природы. Генетики усиленно ищут ген гениальности. Но есть ли такой ген? Скорее всего, отдельного гена нет. Есть лишь довольно малая вероятность уникального сочетания генов, которая отражает заложенные в человеке предпосылки стать гением. Сегодня эта вероятность оценивается учеными в 10-4.Но гений реализуется, лишь попадая в благоприятные условия, где эти предпосылки могут развиться до высокого уровня. Здесь вероятность еще ниже — 10-8.Благоприятная социальная среда способствует реализации природных задатков, неблагоприятная превращает потенциального гения в заурядность.
Проблема гениальности на генетическом уровне широко и всесторонне изучена в работах крупнейшего советского генетика и знатока истории В.П. Эфроимсона. Исследуя психику, творчество, жизнь и генеалогию некоторых выдающихся людей, он пришел к выводу, что гениальность — это некое пограничное состояние между «светом и тьмой», лезвие бритвы, тонкая грань между психическим расстройством и нормой. Примеров тому в истории человечества предостаточно.
Чем же отличается гений от других, даже, может быть, и очень способных людей? Прежде всего, уникальным сочетанием генов, возникшим из случайной комбинации генов его предков. Он наделен благодаря этому живым и любознательным умом, обостренностью ощущений, исключительной восприимчивостью окружающего мира, эмоциональной напряжённостью, ярко выраженным темпераментом. Обстоятельства могут выковать из индивида гения, если у индивида есть задатки от природы.
В благоприятных условиях среды, окружающей такого индивида, при наличии трудолюбия задатки развиваются в талант, в противном случае — в непризнанного гения, как правило, в конечном итоге деградирующую личность с разрушенной психикой. Дети, имея природные задатки, например, врожденный абсолютный музыкальный слух или пластичность движений, инстинктивно стремятся сами развивать эти задатки. Почему ребенку нравится выполнять ту или иную роль, почему у него склонности к тому или иному занятию? Взрослым — родителям, педагогам это нужно замечать и помогать ребенку реализовать свои возможности. Значение именно ранних воздействий, развивающих интеллект, доказывается тем, что 20% будущего интеллекта приобретается к концу1-го года жизни, 50% — к 4-м годам, 80% — к 8 годам, 92% — до 13 лет. Психоанализ, биология и генетика сходятся теперь в понимании того, что и творческие способности индивида зависят от условий, в которых он провел свои первые годы жизни. Шансы, представленные или отнятые в это время, определяют его последующую способность к образованию.
Стержень концепции Эфроимсона состоит в убеждении, что потенциальные и состоявшиеся таланты и гении имеют, как правило, в своем генотипе генетические факторы внутреннего «допинга», резко повышающие психическую и интеллектуальную активность на фоне тех или иных способностей. Описаны четыре зависимых от генов биохимических стимулятора: 1) гиперурикемия или повышенный уровень мочевой кислоты, дающий подагру; 2) высокое содержание андрогенов у женщин с синдромом Морриса; 3)повышенный уровень катехоламинов при синдроме Марфана; 4) циклическая стимуляция повышенной умственной активности при слабой форме маниакально-депрессивного психоза. Ученый призывает исследовать, как в разных ситуациях гены, стимулирующие творческую активность, зависимые от генотипа гормональные допинги определяли судьбу личностей в истории.
Исследуя феномен А. С. Пушкина, Эфроимсон изучил его генеалогическое древо до пятого колена, предрасположенности, характеры и наклонности всех его предков по материнской и отцовской линиям. По его наблюдениям, одаренность Пушкина развивалась на фоне ярко выражено циклотимии (склонности к быстрой смене спадов и подъемов настроения),унаследованной им от своих родителей — кровных родственников (предки отца и матери поэта в пятом колене были родными братьями). Периоды резкого возбуждения, аффекта, как правило, сопровождались резким подъемом творческой активности и продуктивности. Этому способствовали его природные задатки: феноменальная память, широкий кругозор, гибкость ума. Психиатры охарактеризовали такой тип как акцентуированную личность. В молодости повеса, донжуан, дуэлянт, он с возрастом стал более управлять своими страстями и направлять их в творческое русло. По воле случая поэт оказался наследником еще одного фактора психической стимуляции умственной активности. Известно, что его ближайшие родственники страдали подагрой, был склонен к ней и сам поэт. Заболевание это связано с увеличением в крови мочевой кислоты, по своим свойствами действию похожей на кофеин, большие дозы которого вызывают гипертермическую стимуляцию умственной активности[2].Как правило, обострение этой болезни происходит в осенний период. Эти факторы, соединившись в геноме Пушкина в их пограничном выражении, оказались стимуляторами его творческой деятельности, которые, воздействуя на необыкновенную природную одаренность поэта, дали человечеству гения с ярко выраженной цикличность в творчестве, максимум которой приходился в большинстве случаев на осенний период.
Информация о работе Генетическая программа развития человека