Постнатальный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 19:40, курсовая работа

Краткое описание

Акт рождения можно рассматривать как диалектический скачок в развитии данной особи, которая из одной среды с ее постоянными условиями, свойственными утробе матери, попадает в другую среду с ее постоянно меняющимися факторами внешнего мира.
Особое значение в патогенезе жизненно важных функций новорожденного в период постнатальной адаптации имеют изменения как и других систем, так и сердечно-сосудистой системы.
Cердце и кровеносные сосуды образуют замкнутую систему, по которой кровь движется благодаря ритмичным сокращениям сердечной мышцы. Кровеносные сосуды представлены артериями, несущими кровь от сердца, венами, по которым кровь течет к сердцу, и микроциркуляторным руслом.

Содержание

Введение
1. Общее понятие постнатального периода……………………………4
1.1 Критические периоды постнатального развития…………………...4
2.Общая характеристика сердечно - сосудистой системы…………….6
3.Анатомо-физиологические особенности сердечно - сосудистой системы у детей……………………………………………………………………10
3.1.Развитие сердца………………………………………………………10
3.2. Строение сердца у детей……………………………………………12
3.3. Размеры и масса сердца у детей…………………………………….13
3.4. Форма сердца у детей………………………………………………..13
3.5. Положение сердца у детей………………………………………….14
3.6. Проводящая система сердца у детей……………………………….15
3.7. Нервная регуляция сердечно - сосудистой системы у детей……...16
3.8. Кровеносные сосуды у детей………………………………………..17
3.9. Артерии у детей……………………………………………………....17
4. Возрастные особенности регуляции сердечно-сосудистой системы в постнатальном периоде……………………………………………………..20
5.Болезни и лечение сердечно - сосудистой системы у детей………….22
Выводы…… ………………………………………………………………....34
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая-Анатомия.docx

— 67.17 Кб (Скачать файл)

Тахикардия. Учащение сердечных сокращений — тахикардия — возникает под воздействием различных внешних факторов (эмоциональные нагрузки положительные и отрицательные, физическое напряжение и др.), при повышении температуры тела, применении ряда лекарств (адреналина, атропина, кофеина и др.), при миокардитах, анемиях (малокровии) и других заболеваниях.  
          Симптомы. Характерной жалобой при развитии тахикардии является сердцебиение.  
         Лечение. Лечение тахикардии зависит от основного заболевания. Для уточнения характера тахикардии необходимо сделать электрокардиограмму.

Пароксизмальная тахикардия. Пароксизмальная тахикардия возникает в виде приступов резко учащенного сердцебиения, длящихся от нескольких минут до часов.

Симптомы. В начале приступа дети жалуются на неприятные ощущения и боли в области сердца, резкую слабость, головокружение, сердцебиение, тошноту. Грудные дети в начале приступа беспокойны. Затем становятся вялыми, появляются одышка, кашель, судороги, холодный пот, обморок. Оканчивается приступ внезапно, но может неоднократно повторяться в течение суток.  
        Лечение. Во время приступа ребенка надо успокоить, дать выпить настойку валерианы, корвалол из расчета по 2 капли на год жизни. У детей старшего возраста можно попытаться прекратить приступ, дав проглотить твердые кусочки хлеба, выпить маленькими глотками холодную воду, вызвать рвоту. При неэффективности этих средств необходима срочная госпитализация. Такой ребенок должен систематически наблюдаться врачом-кардиологом.

Брадикардия. Урежение сердечного ритма — брадикардия — наблюдается при вегетодистонии, болезнях печени, желудка, отеке мозга и др. Урежение сердечного ритма часто встречается у хорошо тренированных спортсменов. Брадикардия может быть и врожденной.

Симптомы. Обычно при брадикардии ребенок ни на что не жалуется, но если заболевание резко выражено, появляются головные боли и головокружение. При редком ритме возникает приступ слабости, потери сознания, судорог (приступ Морганья—Адамса—Стокса), при продолжительном приступе — остановка дыхания. Причина приступов — плохое кровоснабжение мозга вследствие брадикардии.

Лечение. Если есть подозрение на брадикардию, ребенку необходимо сделать электрокардиограмму, чтобы выяснить ее характер (синусовая брадикардия, полная предсердно-желудочковая блокада, др.)  и проконсультировать у кардиолога.

Экстрасистолия. Экстрасистолия — нарушение сердечного ритма, заключающееся в преждевременном сокращении всего сердца или отдельных его частей, вызванном патологическим раздражением.  
Экстрасистолы делятся на органические и функциональные.

Органические экстрасистолы появляются при заболеваниях сердечной мышцы  — миокардитах, миокардиодистрофиях, кардиосклерозе.

Функциональные (неврогенные) экстрасистолы наблюдаются у детей с практически здоровым сердцем, у невропатов, легковозбудимых. Причинами их также могут быть неадекватные физические нагрузки.

Приобретенные пороки сердца. Пороки сердца — стойкие нарушения в строении сердца, изменяющие его функцию. Приобретенные пороки сердца развиваются в результате заболеваний сердца ребенка и характеризуются нарушением клапанного аппарата.

Недостаточность двустворчатого (митрального) клапана. Недостаточность двустворчатого (митрального) клапана возникает в тех случаях, когда митральный клапан во время систолы (сокращения) левого желудочка не закрывает полностью отверстие между предсердием и желудочком. Вследствие этого происходит обратный ток крови из желудочка в левое предсердие.

Причины. Наиболее частой причиной возникновения недостаточности митрального клапана является ревматический эндокардит, но порок может возникнуть и при других заболеваниях (болезни Морфана и др.).

Симптомы заболевания. Небольшая митральная недостаточность длительное время не отражается на самочувствии ребенка, и только тяжелая физическая нагрузка может вызвать появление одышки, сердцебиения.При большой величине забрасываемой крови из левого желудочка в левое предсердие общее состояние ребенка нарушается, появляются одышка, сердцебиение вначале при небольшой физической нагрузке, затем и в покое, отеки ног, кашель.

Лечение. Ребенок должен находиться под постоянным наблюдением врача-кардиолога, который определяет лечебную тактику — только наблюдение за ребенком; лечение основного заболевания и (или) недостаточности кровообращения; оперативное лечение порока.

Недостаточность кровообращения. Недостаточность кровообращения — состояние организма, при котором система кровообращения не может обеспечить полноценного кровоснабжения органов и тканей из-за нарушения сокращения сердечной мышцы и (или) в результате изменения тонуса сосудов.  
Острая слабость сердечной мышцы может возникнуть при токсическом ее повреждении (при гриппе, пневмонии, кишечной инфекции и др.), при развитии миокардита (воспаления сердечной мышцы), при перегрузках сердечной мышцы в результате пороков сердца и др.

Механическое препятствие для  работы сердца появляется, если в околосердечной сумке накапливается много жидкости (при перикардите, травме сердца).

Недостаточность кровообращения может  быть острой (развиться в течение  нескольких минут, часов, дней) или хронической.У детей раннего возраста клинические проявления недостаточности    кровообращения имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать, чтобы своевременно распознать заболевание.  
          Симптомы заболевания. Основным и самым ранним признаком недостаточности кровообращения является одышка, которая возникает при физическом напряжении — крике, беспокойстве, кормлении. Ребенок плохо берет грудь, кричит при прикладывании к груди или вяло сосет, засыпает у груди, сосет с перерывами и длительно (до 30 минут и более).

Отеки у детей раннего возраста наблюдаются редко и всегда свидетельствуют  о тяжелой степени недостаточности  кровообращения. Сердечная астма (острая сердечная недостаточность)возникает внезапно в виде приступа удушья. Ребенок становится очень беспокойным, мечется в постели. Кожа бледно-синеватая, покрыта холодным потом. Состояние ребенка быстро ухудшается, дыхание становится шумным, клокочущим, появляется кашель с выделением пенистой мокроты. Если своевременно не оказать ребенку помощь, то наступают потеря сознания, судороги и возможен даже неблагоприятный исход.

Лечение недостаточности кровообращения осуществляет врач-кардиолог. Используется довольно большой арсенал лекарственных средств, среди которых ведущее место занимают сердечные гликозиды (дигоксин и др.).

При лечении сердечными гликозидами  необходимо тщательно следить за состоянием больного, чтобы не пропустить начальных признаков лекарственной  интоксикации, так как это возможно даже при идеально подобранной дозе при наличии повышенной индивидуальной чувствительности больного к данному  препарату.

У детей дошкольного и школьного  возраста признаками развития недостаточности  кровообращения являются: одышка вначале  при физической нагрузке, затем в  покое, появление синевы вокруг рта, учащение сердцебиения, отеки на ногах, одутловатость лица.

Начальными симптомами интоксикации являются брадикардия (урежение пульса), появление аритмии, ухудшение самочувствия, сонливость, вялость, тошнота, иногда рвота.  
При появлении признаков интоксикации Необходимо уменьшить дозу препарата или отменить его, дать ребенку продукты, содержащие калий (изюм, курага и др.). Необходима срочная консультация лечащего врача для решения вопроса о дальнейшей тактике лечения больного.

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

В ходе работы были изучены следующие вопросы:

  1. Общее понятие постнатального периода.
  2. Изучили  критические периоды постнатального развития
  3. Дали общую характеристику сердечно - сосудистой системы
  4. Изучили анатомо-физиологические особенности сердечно - сосудистой системы у  детей (Развитие сердца, строение сердца у детей, размеры и масса сердца у детей, форма сердца у детей и т.д.)
  5. Рассмотрели возрастные особенности регуляции сердечно-сосудистой системы в   постнатальном периоде.
  6. Изучили болезни и лечение  сердечно - сосудистой системы у детей.

Сердечно - сосудистая система выполняет функции транспорта крови, а вместе с нею питательных веществ и энергетических материалов к органам и тканям. От органов и тканей по кровеносным сосудам с кровью транспортируются продукты обмена веществ. Поэтому она является самой важной системой в организме человека.

Особое внимание нужно обратить  на профилактику сердечно-сосудистой системы именно с детского возроста, когда закладываются основы образа жизни. В семье и в школе нужно прививать детям здоровый образ жизни, чтобы предупредить у них появление привычек, являющихся фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний (курение, переедание, низкая физическая активность и т.д.).     Физические нагрузки (спорт, физическая работа, активный образ жизни) тренируют, укрепляют не только скелетную мускулатуру, но и сердце, его миокард, делают его более выносливым, легко приспосабливающимся к любым нагрузкам.

 

Список  литературы

1. Аникин О.В. Физиология человека. – М., 1997г

2. Курепина М. М., Ожигова А. П., Никитина А. А. - Анатомия человека.2003.

3.Лысенков Н.К., Бушкович В.И.. Анатомия человека. — СПб: Гиппократ, 2001. — 704 с

4. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. Москва-1972. 227с.

5.Миловзорова М.С. Анатомия и физиология человека, изд. Медицина, Москва, 1972.-277 с.

6.Матюшонок М.Т.- Анатомия, физиология и гигиена младшего школьника. Изд. 2-е, исправл. и допол. Минск, «Вышэйшая школа», 1968. 484 с.

7. М.Г. Привеса. . Н.К. Лысенков, В.И. Бушкович. Анатомия человека-9-е изд. - М.: Медицина, 1985. - 672 с.

Информация о работе Постнатальный период