Физиология высшей нервной деятельности как наука. История развития. Методология изучения физиологии ВНД и сенсорных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:14, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь.
Вопрос 2. Составьте краткий конспект об истории развития концепции рефлекса.

Вложенные файлы: 1 файл

Самостоятельная работа Ильхамии Салаховой.docx

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Заучить учебный материал в его внешней форме (его звучание, его зрительно или двигательно  воспринимаемую форму и т. д.) и  надолго удержать его в памяти можно:

а) при наличии большой  пластичности нервной системы, благодаря  чему уже после одного или нескольких повторений образуются и закрепляются требуемые прочные связи; чаще всего это можно наблюдать у лиц, обладающих выдающейся механической памятью;

б) путём многократного  повторения изучаемого материала, благодаря  чему укрепляются слабые вначале  нервные связи и проторяются  необходимые пути между отдельными участками коры больших полушарий  головного мозга, играющие роль в  запоминании данного изучаемого материала.

Многократное повторение заучиваемого материала (в форме  повторного прочтения, просмотра или  многократного повторения движений) является основным приёмом механического  заучивания. Эти повторения, однако, имеют в механической памяти примитивную  форму. Они состоят в абсолютно  точном и неизменном воспроизведении  заучиваемого материала в образах  первой сигнальной системы и служат цели закрепления соответствующих  нервных связей в результате суммационного  действия этих повторений.

Учебный материал, заученный  механически, воспроизводится по памяти в тех же самых словах и движениях, которые имели место при заучивании. Если при заучивании были какие-либо ошибки в расстановке слов или  в их произношении, они будут воспроизведены и при ответе. Заученное механически  физическое упражнение будет и воспроизводиться точно в той же форме. Если при  этом будут несколько изменены условия, при которых выполняется упражнение (другая расстановка снарядов, выполнение движения не в зале, а на площадке и т. д.), ученик, механически заучивший  упражнение, с трудом приспосабливается  к этим изменённым условиям, и упражнение у него не удаётся.

Преднамеренное применение приёмов механической памяти при  заучивании учебного материала, требующего сознательного усвоения, получило в  педагогической практике название «зазубривания».

Логическая память, в отличие  от механической, направлена на запоминание  не внешней формы, а самого смысла изучаемого материала. Она сопровождается предварительной работой мышления: учебный материал, который подлежит логическому запоминанию, подвергается предварительному анализу, расчленяется на составляющие его части, среди которых выделяются наиболее важные и существенные; выясняется, в какой связи эти части находятся друг с другом, и таким образом познаётся самая суть подлежащего запоминанию материала.

Результаты этой мыслительной работы оформляются в виде словесных  формулировок, чертежей, схем, которые  отражают в сознании ученика не столько  внешнюю форму предмета или явления (они часто бывают совсем не сходны с внешней формой подлежащего  заучиванию материала), сколько его  смысл. Опираясь на деятельность мышления, логическая память имеет своей физиологической  основой нервные связи во второй сигнальной системе (конечно, с опорой на первосигнальные связи). При этом учебный материал, заученный с  помощью логической памяти, воспроизводится  не путём механического точного  повторения слов книги или учителя, а всегда в форме самостоятельного осмысленного изложения.

Логическая память отличается от механической и особенностями  воспроизведения. Поскольку при  логическом запоминании внимание обращено на смысл учебного материала, а не на его внешнюю форму, то форма, в  которой воспроизводится этот материал при воспоминании, не повторяет в  деталях и точно той формы, в которой этот материал предъявлялся, и может меняться при повторном  воспроизведении заученного материала.

Так, владея материалом по вопросу  о сущности исторического процесса и обусловленности сознания человека его общественным бытием, учитель  выражает эти свои знания в разных случаях разными словами, хотя всегда говорит об одном и том же: в  одних словах и на одних примерах он разъясняет эту мысль учащимся X класса, но, конечно, подберёт другие слова и другие примеры, когда  тот же самый вопрос ему придётся разъяснять в IV классе. В том и  в другом случае он будет, однако, опираться  на сохранившееся у него благодаря логической памяти понимание истинного смысла данного вопроса.

То же самое (но только в  несколько менее сложной форме) имеет место при логической памяти и на движения. Когда приходится изучать сложное физическое упражнение, например оборот на перекладине, спортсмен  старается понять сущность этого  упражнения. Он не запоминает его только в наглядных образах по законам  ассоциативных связей, а выделяет в этом упражнении замах и другие его части, понимает их назначение, узнаёт, почему он должен подтянуться  на руках и согнуть ноги в коленях  при приближении к горизонтальному  положению (тело делается короче, и, по законам качающегося маятника, при  подтягивании его движение убыстряется), почему он должен прекратить мышечные усилия и продолжать движение по инерции  при переходе через верхнее вертикальное положение, и т. д.

Всё это он должен понять и уметь объяснить, потому что  без этих знаний не сможет правильно  выполнить упражнение и преодолеть ошибки, которые при этом делает. Однако эти полученные знания он может  и должен уметь изложить своими словами, а не теми, которые прочитаны им в учебнике по методике гимнастики.

Логическая память не может  ограничиться только анализом материала, его пониманием и оформлением  этого понимания в тех или  других словах; она нуждается и  в повторении заучиваемого материала. Эти повторения являются необходимой  составной частью процесса логического  заучивания, так как без них  полученные знания не закрепляются в  памяти. Однако при логической памяти повторения носят иной характер, чем  при механической.

Там они направлены на закрепление  одних и тех же связей без каких-либо изменений, почему в каждом повторении совершенно точно воспроизводится  один и тот же материал (одни и  те же и в той же последовательности слова стихотворения или одни и те же элементы движений, например при упражнении с булавами); в  противном случае механическая память не достигает своей цели. При логическом же запоминании материалом повторения служит смысл изучаемого материала (текст учебника, те или иные движения), который в каждом отдельном случае воспроизведения может быть выражен в иных словах и разъяснён на иных примерах.

При логическом запоминании  полезно при каждом повторении варьировать  слова и примеры, в которых  повторяется заучиваемый материал, пользуясь при этом схемами, планами, чертежами, в которых отображается смысл материала и соотношение  частей, его составляющих.

Логическая память продуктивнее механической. Большое значение при  этом имеет то, что она опирается  на многочисленные и многообразные  связи. Материал, заученный с помощью  логической памяти, сохраняется иногда на всю жизнь, тогда как механическое заучивание сопровождается быстрым  забыванием, если только не применяется  подкрепление образовавшихся первичных  связей в виде систематических повторений. Некоторые опыты показывают, что  логически заученный материал сохраняется  в памяти во много раз лучше, чем  аналогичный материал, закреплённый только с помощью механической памяти.

 

Вопрос 4. Как правильно  заучивать материал?

 

Каждый человек в своей  жизни проходил определенный этап, когда нужно было учиться чему-то. Начинается у всех с детского сада, потом школа, институт, курсы повышения  квалификации и многое другое.

Ни для кого не секрет, что во время учебы всем приходится учить какую-то информацию, а потом  сдавать экзамены или зачеты. Но проблема в том, что далеко не всегда, получается, запомнить определенный материал. Давайте поговорим о  том, как лучше учить. Ведь, как  и в других областях, здесь тоже нужно знать некоторые правила. И не только знать, но и следовать  им.

Способы заучивания

   - Прежде всего,  создаете себе мотивацию. Вам  нужно придумать себе какую-то  награду, которая вас ждет в  случае успешного завершения  дела. Мысленно нарисуйте ситуацию, в которой вы стоите перед  экзаменаторами и уверенным голосом  отвечаете на все поставленные  вопросы.

   - Выберите для  учебы определенное время и  старайтесь ни на что не  отвлекаться. Пусть личная жизнь,  проблемы и заботы отойдут  на второй план. Сосредоточьтесь  только на поставленной цели. Не поддавайтесь никаким искушениям.

   - После того, как  все необходимые условия по  подготовке будут приняты, можно  приступать к учебе.

   - Для того чтобы  запомнить информацию ее нужно  осмыслить и понять. Запомните,  зубрить не нужно. Лучше просто  понять и переработать весь  заданный материал. Если вы расскажите  преподавателям весь материал  своими словами, то он поймет, что вы не зубрили тему полночи,  а действительно разбирали ее  и поняли.

   - Учтите, что учить  материал лучше всего в вечернее  время или с утра. Но не забывайте  о перерывах между учебой. Во  время отдыха можно послушать  музыку, посмотреть комедийный фильм,  почитать журнал.

   - Помните о том,  что чем ярче важная часть  информации выделяется на фоне  другой, тем лучше. Для удобства  можете выделить все важные  аспекты маркером другого цвета.

   - Многих школьников  интересует, как правильно учить  экзаменационные билеты. Прежде  всего, нужно усвоить одну простую  истину, не учите выборочно, а  начинайте с первой страницы  и идите до конца. Прочтите  сначала вопрос, потом теорию  и так несколько раз. Через  день после того, как выучили  определенный билет, попробуйте  на него ответить по памяти. Если вы решили писать шпаргалки,  то пишите. Так как на малюсеньких  бумажках не поместиться весь  материал, то вам нужно будет  выделять самое основной. Таким  образом, вы хотите или нет,  но все равно запомните то, что писали.

Несколько условий успешного  запоминания.

• Много людей говорят, что у них просто плохая память и поэтому они не могут запомнить тот или иной материал, но это не так. Просто нужно проявлять интерес к тому, что вам нужно выучить.

Если в материале «сквозят»  чувства, то он очень легко запоминается.     Например, стихи о несчастной и  неразделенной любви, смешная баллада  и т. д.

• Очень важным условием успешного запоминания является, безусловно, понимание той информации, которую нужно усвоить. Если вам не ясна мысль, которую несет материал, то вы не усвоите его, а зазубрите. В результате вы не выучите что-то новое, которое отложится в памяти, а забудете все, что зазубрили буквально через пару дней.

• Нужно поставить себе цель выучить данный материал. Убедите самого себя, что это важно для вас, и пригодиться вам в жизни. Тогда все выученное непременно запомнится. Если же вы учите только для того, чтобы не получить двойку, то и информация не усваивается.

• Для того чтобы лучше запоминать правила, нужно самостоятельно их разобрать и придумать примеры. Когда человек соединяет запоминание с деятельностью, то и результат намного лучше.

• Очень важна так же и настойчивость. Проявив упорство и доведя начатое до конца, вы добьетесь прочного и полного запоминания.

   

Тема 8. Общие принципы управления ВНД и психическими процессами человека.

 

Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь:

 

Интегрирующая роль центральной нервной системы  - это соподчинение и объединение тканей и органов в центрально-периферическую систему, деятельность которой направлена на достижение полезного для организма приспособительного результата. Такое объединение становится возможным благодаря участию ЦНС в управлении опорно-двигательным аппаратом с помощью соматической нервной системы, благодаря регуляции функций всех тканей и внутренних органов с помощью вегетативной нервной и эндокринной систем, благодаря наличию обширнейших афферентных связей ЦНС со всеми соматическими и вегетативными эффекторами.

Нейронный ансамбль - совокупность нейронов, составляющих функциональную группу в высших отделах мозга.

Нервный центр - совокупность нервных клеток (Нейронов), более или менее строго локализованная в нервной системе и непременно участвующая в осуществлении рефлекса, в регуляции той или иной функции организма или одной из сторон этой функции. В простейших случаях Н. ц. состоит из нескольких нейронов, образующих обособленный узел (ганглий). Так, у некоторых раков биениями сердца руководит сердечный ганглий, состоящий из 9 нейронов. У высокоорганизованных животных Н. ц. входят в состав центральной нервной системы и могут состоять из многих тысяч и даже миллионов нейронов.

Нейрон-детектор — нервная клетка, избирательно реагирующая на определенные признаки сенсорные сложного раздражителя.

В нервной системе выделена особая группа клеток — модулирующих нейронов, которые сами не вызывают реакции, по регулируют активность других нейронов. Они образуют контакты с другими нейронами тина «синапс на синапсе». Модулирующие нейроны причастиы к регуляции болевой чувствительности.

Командный нейрон — это формальный нейрон со многими входами и многими выходами, выполняющий функцию генерации внешней реакции.

Информация о работе Физиология высшей нервной деятельности как наука. История развития. Методология изучения физиологии ВНД и сенсорных систем