Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:14, контрольная работа
Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь.
Вопрос 2. Составьте краткий конспект об истории развития концепции рефлекса.
Заучить учебный материал в его внешней форме (его звучание, его зрительно или двигательно воспринимаемую форму и т. д.) и надолго удержать его в памяти можно:
а) при наличии большой пластичности нервной системы, благодаря чему уже после одного или нескольких повторений образуются и закрепляются требуемые прочные связи; чаще всего это можно наблюдать у лиц, обладающих выдающейся механической памятью;
б) путём многократного повторения изучаемого материала, благодаря чему укрепляются слабые вначале нервные связи и проторяются необходимые пути между отдельными участками коры больших полушарий головного мозга, играющие роль в запоминании данного изучаемого материала.
Многократное повторение заучиваемого материала (в форме повторного прочтения, просмотра или многократного повторения движений) является основным приёмом механического заучивания. Эти повторения, однако, имеют в механической памяти примитивную форму. Они состоят в абсолютно точном и неизменном воспроизведении заучиваемого материала в образах первой сигнальной системы и служат цели закрепления соответствующих нервных связей в результате суммационного действия этих повторений.
Учебный материал, заученный
механически, воспроизводится по памяти
в тех же самых словах и движениях,
которые имели место при
Преднамеренное применение приёмов механической памяти при заучивании учебного материала, требующего сознательного усвоения, получило в педагогической практике название «зазубривания».
Логическая память, в отличие
от механической, направлена на запоминание
не внешней формы, а самого смысла
изучаемого материала. Она сопровождается
предварительной работой
Результаты этой мыслительной работы оформляются в виде словесных формулировок, чертежей, схем, которые отражают в сознании ученика не столько внешнюю форму предмета или явления (они часто бывают совсем не сходны с внешней формой подлежащего заучиванию материала), сколько его смысл. Опираясь на деятельность мышления, логическая память имеет своей физиологической основой нервные связи во второй сигнальной системе (конечно, с опорой на первосигнальные связи). При этом учебный материал, заученный с помощью логической памяти, воспроизводится не путём механического точного повторения слов книги или учителя, а всегда в форме самостоятельного осмысленного изложения.
Логическая память отличается от механической и особенностями воспроизведения. Поскольку при логическом запоминании внимание обращено на смысл учебного материала, а не на его внешнюю форму, то форма, в которой воспроизводится этот материал при воспоминании, не повторяет в деталях и точно той формы, в которой этот материал предъявлялся, и может меняться при повторном воспроизведении заученного материала.
Так, владея материалом по вопросу о сущности исторического процесса и обусловленности сознания человека его общественным бытием, учитель выражает эти свои знания в разных случаях разными словами, хотя всегда говорит об одном и том же: в одних словах и на одних примерах он разъясняет эту мысль учащимся X класса, но, конечно, подберёт другие слова и другие примеры, когда тот же самый вопрос ему придётся разъяснять в IV классе. В том и в другом случае он будет, однако, опираться на сохранившееся у него благодаря логической памяти понимание истинного смысла данного вопроса.
То же самое (но только в
несколько менее сложной форме)
имеет место при логической памяти
и на движения. Когда приходится
изучать сложное физическое упражнение,
например оборот на перекладине, спортсмен
старается понять сущность этого
упражнения. Он не запоминает его только
в наглядных образах по законам
ассоциативных связей, а выделяет
в этом упражнении замах и другие
его части, понимает их назначение,
узнаёт, почему он должен подтянуться
на руках и согнуть ноги в коленях
при приближении к
Всё это он должен понять и уметь объяснить, потому что без этих знаний не сможет правильно выполнить упражнение и преодолеть ошибки, которые при этом делает. Однако эти полученные знания он может и должен уметь изложить своими словами, а не теми, которые прочитаны им в учебнике по методике гимнастики.
Логическая память не может ограничиться только анализом материала, его пониманием и оформлением этого понимания в тех или других словах; она нуждается и в повторении заучиваемого материала. Эти повторения являются необходимой составной частью процесса логического заучивания, так как без них полученные знания не закрепляются в памяти. Однако при логической памяти повторения носят иной характер, чем при механической.
Там они направлены на закрепление одних и тех же связей без каких-либо изменений, почему в каждом повторении совершенно точно воспроизводится один и тот же материал (одни и те же и в той же последовательности слова стихотворения или одни и те же элементы движений, например при упражнении с булавами); в противном случае механическая память не достигает своей цели. При логическом же запоминании материалом повторения служит смысл изучаемого материала (текст учебника, те или иные движения), который в каждом отдельном случае воспроизведения может быть выражен в иных словах и разъяснён на иных примерах.
При логическом запоминании
полезно при каждом повторении варьировать
слова и примеры, в которых
повторяется заучиваемый
Логическая память продуктивнее механической. Большое значение при этом имеет то, что она опирается на многочисленные и многообразные связи. Материал, заученный с помощью логической памяти, сохраняется иногда на всю жизнь, тогда как механическое заучивание сопровождается быстрым забыванием, если только не применяется подкрепление образовавшихся первичных связей в виде систематических повторений. Некоторые опыты показывают, что логически заученный материал сохраняется в памяти во много раз лучше, чем аналогичный материал, закреплённый только с помощью механической памяти.
Вопрос 4. Как правильно заучивать материал?
Каждый человек в своей жизни проходил определенный этап, когда нужно было учиться чему-то. Начинается у всех с детского сада, потом школа, институт, курсы повышения квалификации и многое другое.
Ни для кого не секрет, что во время учебы всем приходится учить какую-то информацию, а потом сдавать экзамены или зачеты. Но проблема в том, что далеко не всегда, получается, запомнить определенный материал. Давайте поговорим о том, как лучше учить. Ведь, как и в других областях, здесь тоже нужно знать некоторые правила. И не только знать, но и следовать им.
Способы заучивания
- Прежде всего,
создаете себе мотивацию. Вам
нужно придумать себе какую-то
награду, которая вас ждет в
случае успешного завершения
дела. Мысленно нарисуйте ситуацию,
в которой вы стоите перед
экзаменаторами и уверенным
- Выберите для
учебы определенное время и
старайтесь ни на что не
отвлекаться. Пусть личная
- После того, как
все необходимые условия по
подготовке будут приняты,
- Для того чтобы
запомнить информацию ее нужно
осмыслить и понять. Запомните,
зубрить не нужно. Лучше
- Учтите, что учить
материал лучше всего в
- Помните о том,
что чем ярче важная часть
информации выделяется на фоне
другой, тем лучше. Для удобства
можете выделить все важные
аспекты маркером другого
- Многих школьников
интересует, как правильно учить
экзаменационные билеты. Прежде
всего, нужно усвоить одну
Несколько условий успешного запоминания.
• Много людей говорят, что у них просто плохая память и поэтому они не могут запомнить тот или иной материал, но это не так. Просто нужно проявлять интерес к тому, что вам нужно выучить.
Если в материале «сквозят» чувства, то он очень легко запоминается. Например, стихи о несчастной и неразделенной любви, смешная баллада и т. д.
• Очень важным условием успешного запоминания является, безусловно, понимание той информации, которую нужно усвоить. Если вам не ясна мысль, которую несет материал, то вы не усвоите его, а зазубрите. В результате вы не выучите что-то новое, которое отложится в памяти, а забудете все, что зазубрили буквально через пару дней.
• Нужно поставить себе цель выучить данный материал. Убедите самого себя, что это важно для вас, и пригодиться вам в жизни. Тогда все выученное непременно запомнится. Если же вы учите только для того, чтобы не получить двойку, то и информация не усваивается.
• Для того чтобы лучше запоминать правила, нужно самостоятельно их разобрать и придумать примеры. Когда человек соединяет запоминание с деятельностью, то и результат намного лучше.
• Очень важна так же и настойчивость. Проявив упорство и доведя начатое до конца, вы добьетесь прочного и полного запоминания.
Тема 8. Общие принципы управления ВНД и психическими процессами человека.
Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь:
Интегрирующая роль центральной нервной системы - это соподчинение и объединение тканей и органов в центрально-периферическую систему, деятельность которой направлена на достижение полезного для организма приспособительного результата. Такое объединение становится возможным благодаря участию ЦНС в управлении опорно-двигательным аппаратом с помощью соматической нервной системы, благодаря регуляции функций всех тканей и внутренних органов с помощью вегетативной нервной и эндокринной систем, благодаря наличию обширнейших афферентных связей ЦНС со всеми соматическими и вегетативными эффекторами.
Нейронный ансамбль - совокупность нейронов, составляющих функциональную группу в высших отделах мозга.
Нервный центр - совокупность нервных клеток (Нейронов), более или менее строго локализованная в нервной системе и непременно участвующая в осуществлении рефлекса, в регуляции той или иной функции организма или одной из сторон этой функции. В простейших случаях Н. ц. состоит из нескольких нейронов, образующих обособленный узел (ганглий). Так, у некоторых раков биениями сердца руководит сердечный ганглий, состоящий из 9 нейронов. У высокоорганизованных животных Н. ц. входят в состав центральной нервной системы и могут состоять из многих тысяч и даже миллионов нейронов.
Нейрон-детектор — нервная клетка, избирательно реагирующая на определенные признаки сенсорные сложного раздражителя.
В нервной системе выделена особая группа клеток — модулирующих нейронов, которые сами не вызывают реакции, по регулируют активность других нейронов. Они образуют контакты с другими нейронами тина «синапс на синапсе». Модулирующие нейроны причастиы к регуляции болевой чувствительности.
Командный нейрон — это формальный нейрон со многими входами и многими выходами, выполняющий функцию генерации внешней реакции.