Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:14, контрольная работа
Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь.
Вопрос 2. Составьте краткий конспект об истории развития концепции рефлекса.
АСИММЕТРИЯ (от лат. asymmetria — несоразмерность) — характеристика системы, изменяющей свое исходное состояние (положение) в зависимости от пространственного переноса, поворота; а также систем, в которых проводится различение правого и левого.
Расщепленный мозг.
Левое полушарие мозга
управляет правой стороной тела, а
правое полушарие – левой. Это
означает, что ощущения, возникающие
с одной стороны тела, передаются
на противоположную сторону мозга.
У человека, в отличие от животных,
функции каждого полушария
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
Подсознание — область человеческой психики, отвечающая за безусловные рефлексы, а также за хранение и обработку поступающей информации.
Вопрос 2. Нарисуйте схему латеральной поверхности правого и левого полушарий и обозначьте речевые центры в доминантном и «неговорящем» полушарии.
Начиная с известных работ Поля Брока, утвердилось мнение, что у правшей центры речи находятся в левом полушарии, а у левшей — в правом.
Вопрос 3. Опишите развитие речи в онтогенезе. Обозначьте сенситивные периоды в развитии речи.
Исследуя этапы психического развития детей, Штерн впервые провел систематическое наблюдение за формированием речи. Выделив несколько периодов в этом процессе, он подчеркивал, что наиболее важен из них тот, который связан с открытием детьми значения слова, того, что каждый предмет имеет свое название (такое открытие ребенок делает примерно в полтора года). Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал потом отправной точкой для исследования речи практически у всех ученых, занимавшихся этой проблемой. Выделив пять основных этапов развития речи у детей, Штерн детально описал их, фактически разработав первые нормативы в развитии речи у детей до 5 лет. Он также выделил основные тенденции, определяющие это развитие, главными из которых являются переход от пассивной к активной речи и от слова к предложению.
А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
• 1-й — подготовительный — до 1 года;
• 2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
• 3-й — дошкольный — до 7 лет, для которого характерно развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов;
• 4-й — школьный, который связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.
Остановимся подробно на характеристике этих этапов. Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
Около 2 месяцев появляется гуление и к началу 3-го месяца— лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т. п.). Лепет — это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых. С 5 месяцев ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию. Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них). В возрасте 7—9 месяцев ребенок начинает повторять за взрослым, все более и более разнообразные сочетания звуков. С 10—11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный
(от одного года до 3 лет). С появлением
у ребенка первых слов заканчивается
подготовительный этап и начинается
этап становления активной речи. В
это время у ребенка появляется
особое внимание к артикуляции окружающих.
Он очень много и охотно повторяет
за говорящим и сам произносит
слова. При этом малыш путает звуки,
переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей. Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:
• к 1 г 6 мес.— 10—15 слов;
• к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!);
• к 3 годам— около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов!)
Значения слов становятся
все более определенными. К началу
3-го года жизни у ребенка начинает
формироваться грамматический строй
речи. Сначала ребенок выражает свои
желания, просьбы одним слвом. Потом
— примитивными фразами без согласования
(«Мама, пить мамуле Тата» — Мама,
дай Тате попить молока). Далее постепенно
появляются элементы согласования и
соподчинения слов в предложении. К
2 году дети практически овладевают
навыками употребления форм единственного
и множественного числа имен существительных,
времени и лица глаголов, используют
некоторые падежные окончания. В
это время понимание речи взрослого
значительно превосходит
Третий этап — дошкольный
(от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у
большинства детей еще
В этот период продолжается
быстрое увеличение словарного запаса.
Активный словарь ребенка к 4—6 годам
достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще
больше уточняются и во многом обогащаются.
Но часто дети еще неверно понимают
или используют слова, например по аналогии
с назначением предметов
К. Д. Ушинский придавал особое
значение чувству языка, которое, по
его словам, подсказывает ребенку
место ударения в слове, грамматический
оборот, способ сочетания слов в
предложении. Параллельно с развитием
словаря идет и развитие грамматического
строя речи. В дошкольный период
дети овладевают связной речью. После
трех лет происходит значительное усложнение
содержания речи ребенка, увеличивается
ее объем. Это ведет к усложнению
структуры предложений. По определению
А. Н. Гвоздева, к 3 годам у детей
оказываются сформированными
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет). Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Таким образом, говоря об этапах формирования речи ребенка, мы обращаемся к периодизации, предложенной А. Н. Леонтьевым, в которую включены подготовительный, преддошкольный, дошкольный и школьный этапы. В подготовительном этапе особенно важны условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). Преддошкольный этап представляет собой первоначальное овладение языком. На дошкольном этапе у ребенка формируется контекстная речь, а на школьном происходит сознательное усвоение речи.
Сенситивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам и видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.
Человеку никогда более так легко не удается овладеть определенными знаниями, так радостно учиться, как в соответствующий сенситивный период!
Сенситивные периоды длятся
определенное время и проходят безвозвратно
– независимо от того, удалось ли
ребенку полностью
№6.2
Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь:
Типы высшей нервной деятельности (ВНД) — совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.
Темперамент человека - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Сила нервных процессов - способность к возникновению адекватной реакции на сильный и сверхсильный раздражитель.
УРАВНОВЕШЕННОСТЬ - спокойствие, ровность характера, поведения.
ПОДВИЖНОСТЬ - одно из первичных свойств системы нервной, состоящее в способности быстро реагировать на изменения во внешней среде.