Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 15:14, контрольная работа
Вопрос 1. Поясните термины и запишите их в свой словарь.
Вопрос 2. Составьте краткий конспект об истории развития концепции рефлекса.
Сновиде́ние — субъективное восприятие образов (зрительных, слуховых, тактильных и прочих), возникающих в сознании спящего человека (предположительно, и некоторых других млекопитающих).
Нарколепсия (от греч. nárke — оцепенение и lepsis — приступ), заболевание, основным признаком которого являются приступы непреодолимой сонливости.
Летаргия (др.-греч. λήθη — «забвение», и ἀργία — «бездействие») — болезненное состояние, похожее на сон и характеризующееся неподвижностью, отсутствием реакций на внешнее раздражение и резким снижением интенсивности всех внешних признаков жизни (т. н. «малая жизнь», «мнимая смерть»).
Сомнамбули́зм (от лат. somnus — сон и ambulo — хожу, брожу, Снохождение, устар. Лунатизм) — лунатизм, болезненное состояние, при котором люди совершают какие-либо действия, находясь в состоянии сна.
Гипноз - это разлитое запредельное торможение коры головного мозга вследствие сильного раздражителя.
Факторы, влияющие на сон
Сон является точным показателем
эмоционального состояния человека,
состояния его психической
Физическая нагрузка. Результатом проведенных исследований влияния физической нагрузки на сон является установление ряда факторов:1. Прежде всего, обнаруживается увеличение продолжительности и углубление сна, главным образом, за счет увеличения дельта-сна 2. Выраженность сдвигов структуры сна зависит от времени проведения нагрузки: чем ближе к моменту засыпания была нагрузка, тем выраженнее были сдвиги в структуре сна. 3. Наибольшие сдвиги определяются в I цикле сна. Следовательно, сон выполняет определенную адаптивную роль при воздействии физической нагрузки, при этом наибольшее значение имеет дельта-сон. Адаптивные процессы происходят и в состоянии бодрствования, о чем свидетельствуют результаты применения дневной физической нагрузки.
Умственная нагрузка. Умственная нагрузка проводилась после рабочего дня, начиная с 18 ч, и продолжалась 4,5-5 ч. Она включала в себя ряд психометрических тестов, которые проводились в определенной последовательности. После этого предлагался стандартный текст на 18 страницах. Испытуемые после ознакомления с ним должны были написать два изложения: первое включало 10 предложений по 10 слов в каждом, и второе составляло 20 предложений, точно отражающих содержание отрывка. Нагрузка включала в себя сумму процессов внимания, памяти, эмоций, элементы творчества, т. е. основных слагаемых в интеллектуальной деятельности.
Тест показал, что вечерняя умственная нагрузка, сопровождающаяся чувством утомления, вызывает негрубые, но достаточно отчетливые изменения в последующем сне. Они не носят однозначного характера, но свидетельствуют о вовлечении эмоциональных систем, оценке испытуемым результатов своей деятельности.
Эмоциональный стресс. Проведенное исследование заключалось в том, что за 2 часа до начала сна создавалась эмоциональная ситуация ,в ходе которой вызывалась отрицательная реакция. В результате исследований обнаружены значительные изменения в структуре сна.. Увеличились активационные показатели, отмечалось больше переходов в состояние бодрствования и в дремоту. Эффективность сна снизилась.
Влияние алкоголя. Изменения, связанные с принятием алкоголя, во многом зависят от дозы алкоголя, индивидуальной толерантности, времени приема. После приема этилового спирта наступало состояние легкой эйфории, неприятные ощущения при засыпании отсутствовали, сон оценивался как достаточно хороший, состояние после пробуждения не отличалось от обычного.
Вопрос 2. Нарисуйте
схему организации
Вопрос 3. Опишите структуру ориентировочного рефлекса.
Структура ориентировочного
рефлекса: 1. Первая фаза – выражается
в прекращении текущей
Вопрос 4. Какова роль потребностей, мотивации и эмоции в организации поведения? Объясните их механизмы.
Потребность в новизне
лежит в основе ориентировочно-
Одной из природных предпосылок обучения, тонкие физиологические механизмы которой пока неизвестны, является потребность в компетентности. Она проявляется в стремлении повторять одно и то же действие до полного успеха его исполнения, и обнаруживается в поведении высших животных и нередко маленьких детей. Адаптивный смысл этой потребности очевиден: ее удовлетворение создает основу для овладения инструментальными навыками, т.е. основу для обучения в самом широком смысле этого слова.
Потребность преодоления ("рефлекс
свободы", по определению И.П. Павлова)
возникает при наличии
С точки зрения эволюционной
физиологии перечисленные социальные
и идеальные потребности должны
иметь свое представительство и
в мотивационно-потребностной
Потребность, перерастая в мотивацию, активирует ЦНС и другие системы организма. При этом она выступает как энергетический фактор ("слепая сила", по И.П. Павлову), побуждающий организм к определенному поведению.
Особый вопрос заключается
в том, каков механизм перерастания
потребности в мотивацию. В отношении
некоторых биологических
В результате непрерывно идущего обмена веществ эти константы могут смещаться. Их отклонение от требуемого уровня приводит к включению механизмов саморегуляции, которые обеспечивают возвращение констант к исходному уровню. В каких-то пределах эти отклонения могут быть компенсированы за счет внутренних ресурсов. Однако внутренние возможности ограничены. В таком случае в организме активизируются процессы, направленные на получение необходимых веществ извне. Именно этот момент, характеризующий, например, изменение важной константы в крови, можно рассматривать как возникновение потребности. По мере истощения внутренних ресурсов происходит постепенное нарастание потребности. По достижении некоторого порогового значения потребность приводит к развитию мотивационного возбуждения, которое должно привести к удовлетворению потребности за счет внешних источников.
Возбуждение мотивационных
подкорковых центров
По определению, эмоции — особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственных субъективных переживаний (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций. Сопровождая практически любые проявления жизненной активности человека, эмоции служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение потребностей.
По критерию длительности
эмоциональных явлений
Изучение физиологических
механизмов эмоций — многосторонний
процесс, который включает эксперименты
на животных, связанные с раздражением
и разрушением отдельных
Электрическая стимуляция мозга.
Стимуляция разных отделов мозга
через вживленные электроды нередко
вызывает эмоциональные переживания
у пациентов, а также своеобразные
изменения поведения у
Разрушение мозга. Частично
влияние повреждения разных отделов
мозга было проанализировано выше,
когда рассматривалась проблема
морфофизиологического
Диагностика эмоциональных
переживаний. Физиологические проявления
эмоциональных переживаний
Изучение мимики лица. По выражению лица человека нередко можно определить, какие чувства он переживает. Особенности мимики при переживании эмоций получили название лицевой экспрессии. В работах П. Экмана была разработана особая техника идентификации эмоций по выражению лица.
Электрическая активность кожи
(ЭАК), измеряемая с поверхности ладони,
широко используется в качестве индикатора
эмоциональных состояний
Реакции сердечно-сосудистой
системы. Изменения деятельности сердца,
вне зависимости от того, идет ли
речь об урежении или учащении сердечных
сокращений, служат наиболее надежными
объективными показателями степени
эмоционального напряжения у человека
по сравнению с другими
Электроэнцефалографические
(ЭЭГ) показатели эмоций. Экспериментальные
исследования свидетельствуют о
том, что можно выделить ЭЭГ показатели
эмоционального напряжения. Установлено,
что для состояния покоя