Виды кризисов, антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:13, курс лекций

Краткое описание

В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции.docx

— 214.30 Кб (Скачать файл)

 

После Второй мировой войны  в 1948–1949 гг. разразился локальный экономический  кризис, затронувший Канаду и США. Очередные экономические кризисы  в капиталистических странах  происходили в 1953 и 1954, 1957 и 1958 гг. Самым  глубоким в послевоенный период был  экономический кризис 1973–1975 гг., который  коснулся всех капиталистических стран  и характеризовался резким ростом уровня инфляции. Его отличительная особенность  – сочетание с серьезными структурными кризисами во всех секторах производства и в финансовой системе.

6. Причины экономических  кризисов 

 

Отсутствует единая точка  зрения относительно причин экономических  кризисов. Они, как правило, различаются  в зависимости от периода их возникновения  и страны развертывания кризисных  процессов. Например, одной из самых  распространенных причин экономических  кризисов является научно-технический  прогресс. Активная часть основного  капитала устаревала в течение 10–12 лет. Это требовало ее обновления, что служило предпосылкой экономического роста. Последующие сокращения циклов (с 10–11 лет в XIX в. до 7–8 лет в предвоенные  и 4–5 лет в послевоенные годы XX в.) связываются с уменьшением сроков обновления основного капитала под  влиянием НТП в современном мире.

 

К. Маркс полагал, что причины  цикличности капиталистического воспроизводства  – в самой природе капитализма, непосредственно в противоречиях  между собственниками средств производства и наемными работниками.

 

Представители неоклассической  школы видят различные предпосылки  кризисов в экономике, не связывая их с противоречиями между собственниками средств производства и наемными рабочими.

 

Последовательной представительницей теории недопотребления была Джоан  Робинсон, лидер левого кейнсианства. Лекарством от кризисов считалось стимулирование потребления.

 

Ближе к позиции К.Маркса экономисты, полагающие, что причина  кризисов – отсутствие правильных пропорций между отраслями, хозяйствующими субъектами.

 

Теория неравновесия сочетается с теорией кризисов как порождения внешних условий – политических, демографических, природных. Ф. фон  Хайек считал, что кризисы перепроизводства возникают изза избыточного финансирования со стороны государства.

 

Согласно психологической  теории кризиса И. Шумпетера, на каждой фазе экономического цикла у населения формируется свое отношение к инвестициям.

 

Экономической наукой к настоящему времени разработан целый ряд  концепций экономических циклов. П. Самуэльсон, например, отмечает следующие: денежную теорию, которая выделяет в качестве причины цикла экспансию банковского кредита; теорию нововведений, объясняющую цикл использованием в производстве важных нововведений (И. А. Шумпетер, Х. Хансен); психологическую теорию, трактующую фазы циклов как следствие пессимистического и оптимистического настроения у людей (А. С. Пигу); теорию недопотребления, согласно которой циклы возникают при слишком большой доле дохода, идущей на сбережения, по сравнению с потреблением (Д. А. Гобсон, Р. Фостер и др.); теорию чрезмерного инвестирования, сторонники которой полагают, что источником спада может стать в большей степени излишнее, чем малое вложение средств (Ф. Хайек, Л. Мизес и др.); теорию солнечных пятен – погоды, урожая (У. С. Джевонс).

 

Заслуживает внимания точка  зрения ряда отечественных ученых-экономистов, которые выделяют три этапа в  изменении взглядов на экономические  циклы.

 

Первый этап охватывает период с начала XVIII в. до середины 1930-х гг. XX. Тогда доминировали концепции, утверждающие, что кризисы в экономике или  вообще не возникают в условиях рынка (Дж. С. Милль, Ж.Б. Сэй, Д. Рикардо), либо возникают случайно и рыночная экономика способна самостоятельно их преодолевать (Ж.Ш. Сисмонди, Р. Родбертус, К. Каутский).

 

Второй этап охватывает период с середины 1930-х до середины 1960-х  гг. Выделение этого периода связано  с исследованиями Дж. М. Кейнса и с его выводом о том, что капиталистический рынок содержит различные виды монополий и может включать разную степень воздействия государства.

 

Как средство наиболее безболезненного  выхода из кризиса Дж. М. Кейнс предложил обеспечить обязательное государственное регулирование экономики.

 

Третий этап продолжается с середины 1960-х г. до настоящего времени.

 

Особенности данного периода.

 

1. Большое внимание уделяется  разграничению экзогенных (внутренних) и эндогенных (внешних) причин  цикличности рыночной экономики,  причем именно эндогенным факторам  стало уделяться преимущественное  внимание.

 

2. Определилась позиция  ряда ученыхэкономистов, согласно которой государство в развитых странах далеко не всегда стремится к антикризисному регулированию, сглаживанию циклических колебаний и к стабилизации экономического равновесия, а провоцирует и поддерживает цикличность.

7. Фазы цикла и виды  экономических кризисов 

 

Классический цикл общественного  воспроизводства состоит из четырех  фаз. Первая фаза – кризис (спад). Происходит сокращение объема производства и деловой  активности, затоваривание, падение  цен, резко увеличивается количество банкротств, растет безработица. При  этом в отраслях, производящих предметы повседневного спроса, производство сокращается в сравнительно меньших  масштабах, в то же время потребители  могут полностью отказаться от покупки  оборудования, бытовой техники, предметов  роскоши. Соответственно падение производства в металлургии, тяжелом машиностроении и т. п., бывает, как правило, гораздо большим, чем в легкой и пищевой промышленности. Также если в высокомонополизированных отраслях в период кризиса цены удерживаются на прежнем уровне при значительном уменьшении предложения, то в отраслях с интенсивной конкуренцией отмечается резкое снижение цен при незначительном сжатии товарного предложения, т. е. монополии с гораздо меньшими издержками могут пережить кризис.

 

Вторая – депрессия (стагнация). Она представляет собой фазу продолжительностью от 6 месяцев до трех лет адаптации  хозяйствующего субъекта к новым  условиям, фазу движения системы к  новому равновесию. Уверенность собственника медленно восстанавливается, он не рискует  крупными суммами, цены и условия хозяйствования стабилизируются.

 

Третья – оживление, восстановление. Растут инвестиции, цены, объемы выпуска  продукции, процентные ставки, снижается  безработица. Оживление начинается с отраслей, выпускающих станки, оборудование. Создаются новые предприятия. Затем начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем.

 

Четвертая – подъем (бум). Это фаза, характеризующаяся активизацией инновационной деятельности, возникновением новых товаров и компаний, резким ростом инвестиций, курсов ценных бумаг, процентных ставок, цен и зарплаты, а также затовариванием складских  помещений готовой продукцией. Подъем уже формирует базу для нового повторяющегося кризиса.

 

Первоначальным «толчком» (причиной) кризиса является сжатие совокупного потребления, а затем  начинается стагнация, рост безработицы, снижение доходов, уменьшение расходов и спроса.

 

С учетом многообразия причин (возбудителей) возникновения циклов развития учеными-экономистами предлагаются следующие разновидности циклов: циклы Кондратьева, длинноволновые циклы, длительностью 40–60 лет: их основная предпосылка – научно-технический  прогресс и инновационная деятельность. Циклы Кузнеца: их продолжительность  ограничивается примерно 20 годами, а  определяющими факторами являются изменения в отраслевой структуре  и структуре воспроизводства. Циклы  Джаглера периодичностью 7—11 лет, являющиеся итогом взаимодействия многообразных денежнокредитных факторов. Циклы Китчина продолжительностью 3–5 лет порождаются динамикой запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях. Частные хозяйственные циклы, охватывающие период от одного до 12 лет и существующие в связи с колебаниями инвестиционной активности.

 

После Кейнса западная экономическая мысль согласилась с выводами о цикличности социально-экономического развития и продолжила исследование структур и причин циклов, усиленно ищет пути и способы нивелирования негативных последствий влияния фаз спада на развитие социально-экономической системы.

 

Итак, во-первых, цикличность  – это многомерное явление, которое  носит общемировой характер. Более  того, в специфических проявлениях  цикличность присутствовала и в  условиях директивно-плановой экономики. Во-вторых, цикличность в целом  может также рассматриваться  как своеобразная форма обеспечения  поступательного развития экономики  в условиях рыночных отношений. В-третьих, развитие социально-экономической  системы происходит не по кругу, а  по спирали, цикличность признается формой прогрессивного развития общества. В-четвертых, необходимо углублять  объективные знания о циклах, их причинах и находить эффективные  средства для сглаживания их отрицательных  последствий. Однако есть и другая точка  зрения: циклы и кризисы – результат  особенностей внутреннего развития каждой страны.

 

Циклы бывают регулярные, или  периодические, повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Регулярные кризисы перепроизводства дают начало новому циклу. К нерегулярным экономическим  кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кризис не начинает новый цикл, а приостанавливает стадии оживления или роста. Он слабее периодического и, как правило, носит локальный характер.

 

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какуюлибо сферу общественного воспроизводства. Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Структурный кризис является нарушением закона пропорционального развития системы.

 

Он вызывается серьезными диспропорциями между отраслями, с  одной стороны, и выпуском важнейших  видов продукции в натуральном  выражении, необходимых для сбалансированного  развития – с другой.

8. Кризисы государственного  управления: причины, последствия,  преодоление 

 

Государственная власть, будучи по своей сущности социальной, публичной, общественной, прошла вместе с обществом  сложный путь развития, принимая различные  формы. Институт власти как понятие  означает образование:

 

1) не естественноприродным образом возникшее, а специально создаваемое людьми;

 

2) в силу появления какихлибо общих, публичных потребностей, интересов и для их удовлетворения;

 

3) на основе официальных  политических (публичных) правовых  решений, нормативных актов;

 

4) имеющего возможность  оказывать властноуправляющее воздействие на общество, отдельные социальные группы, отношения и процессы.

 

Орган государственного управления – учрежденная в установленном (официальном, юридическом) порядке  структура, выполняющая от имени  государства какуюлибо его функцию в соответствии со своим назначением, обладающее организационным единством, собственной компетенцией (кругом вопросов, которые входят в его ведение), полномочиями (совокупностью прав и обязанностей), которые он должен реализовывать и за пределы которых не должен выходить в своей деятельности. Органом государственного управления может быть должностное лицо или специализированная структура, уполномоченные государством на реализацию властноуправленческих функций.

 

Органы государственного управления представляют собой совокупность всех субъектов государственно-управленческой деятельности, включая субъекты государственной  власти. Они создаются как рабочий  механизм представительной, исполнительной и судебной властей, т. е. государственный  аппарат, обеспечивающий их лучшую организацию  и функционирование. Важно подчеркнуть, что государственная власть и  органы государственной власти –  не одно и то же. Механизмом выявления  воли большинства являются референдумы  по важнейшим государственным проблемам, демократические выборы.

 

Ресурсы государственной  власти могут быть также финансовыми, экономическими, природными, демографическими, социальными, информационными, идеологическими, силовыми. В арсенале важнейших ресурсов государственной власти – право, дающее возможность управляющего воздействия, знание и компетентность, определяющие способность лиц, облеченных властными полномочиями, принимать решения. Ресурсы позволяют поощрять и наказывать, стимулировать и принуждать, убеждать и использовать все приемы, все средства для властвования. Таким образом, государственная власть и управление как способ ее реализации – это:

 

1) право и обязанность  государственных органов воздействовать  на всю совокупность социально-экономических  взаимоотношений в стране;

 

2) система органов государственной  власти;

 

3) деятельность лиц, облеченных  соответствующими властными полномочиями.

 

Кризис государственного управления – это особая форма  политической системы общества, органов  государственной власти, сопровождающаяся нестабильностью, снижением уровня управляемости социальноэкономическими процессами, разбалансированностью политических институтов, обострением политических конфликтов, нарастанием противоречий в обществе.

 

Сущностными признаками кризиса  государственного управления являются следующие: обострение экономических  и социальных конфликтов; неспособность  государственной власти управлять  разрастающимися конфликтами, регулировать социальноэкономические процессы и отношения прежними традиционными методами. Кризис государственного управления развивается поэтапно.

 

Первый, начальный этап характеризуется  многочисленными конфликтами в  обществе. Второй этап – развитие конфликтных  ситуаций в обществе до такой степени, когда они уже не могут быть разрешены путем компромиссов и  отражают функциональное расстройство механизмов деятельности государственной  власти, общественных институтов, несоответствие структур, форм и методов управления изменившимся социально-экономическим  условиям. Третий этап – развитие и  обострение кризиса, включающие распад существующих политических структур и  ведущие к рассеянию, обесцениванию  государственной власти, утрате властными  органами своего сущностного качества – оказывать управляющее воздействие  на общественные процессы. В переходный период развития общества в качестве основной конфликтной доминанты  выступает всеобъемлющий социальнополитический конфликт, пронизывающий все важнейшие сферы общественной жизни.

 

Суть переходного периода  в том, что на встречных курсах протекают два процесса – демонтаж традиционных государственных институтов, привычек и стереотипов в реализации властных функций, с одной стороны, и наращивание совершенно новых, нетрадиционных институциональных  структур, а также правил и норм политического поведения – с  другой. Переходный период означает также  и глобальный поворот, когда в  экономическом и политическом пространстве одновременно сосуществуют носители разных, подчас противоположных интересов  и ценностей. Это и обнаруживается в конфликтах. Специфика социально-политических конфликтов переходного периода  заключается в том, что если в  условиях общественной стабильности они  носят преимущественно горизонтальный характер (борьба в рамках режима), то в переходный период – вертикальный – борьба против режима, за установление нового.

Информация о работе Виды кризисов, антикризисное управление