Виды кризисов, антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:13, курс лекций

Краткое описание

В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции.docx

— 214.30 Кб (Скачать файл)

 

4) развитие новых отношений  бюджетного федерализма.

 

Бюджетная политика в известной  мере реализует и общие цели, которые  стоят перед любой бюджетной  системой. Это концентрация и централизация  финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и  политических функций государства.

 

Глубина и продолжительность  кризиса в стране во многом порождены, во-первых, просчетами в выборе системы  и механизмов назревших преобразований; во-вторых, отсутствием четкой целевой  ориентации и, в-третьих, игнорированием мирового опыта регулирования экономики. В регионах напряженность финансовая нейтрализуется путем приватизации объектов государственной и муниципальной  собственности, объектов незавершенного строительства, пакетов акций, прав долгосрочной аренды земельных участков. Но нужны доходы от производства.

 

Механизм корректировки  денежных процессов сложен. Поэтому  главный акцент в монетарной политике делается на регулировании предложения  денег, т. е. на ускорении или замедлении темпов денежной эмиссии. Контроль за этими процессами носит не прямой, а косвенный характер.

 

В развитых странах денежная масса состоит преимущественно  из кредитных денег (банкнот, депозитов), т. е. денег, выпускаемых в обращение  по каналам кредита и регулируемых состоянием производства и конъюнктуры. Это означает, что инициаторами выпуска  или изъятия денег выступают  хозяйствующие субъекты. Ограничения  эмиссии денег: государство может  оказывать существенное влияние  на темпы роста денежной массы  и другие параметры денежного  оборота. В России ситуация иная. У  нас дефицит финансового капитала. Разработаны несколько программ выхода из кризисной ситуации. Первая – постепенно восстановить утраченные сбережения. Вторая – стимулировать  привлечение новых накоплений граждан  в банки и небанковские финансовые институты. Третья – привлечение  прямого и портфельного иностранного капитала и внешние заимствования. Четвертая – использование широко распространенной на Западе практики учета и переучета векселей.

 

Указанные способы регулирования  имеют как преимущества, так и  недостатки. Первый способ не ведет  к инфляции, но способствует росту  государственного долга. Кроме того, он практически не увеличивает финансовый капитал, так как восстановление сбережений людей осуществляется путем  размещения займов среди самого населения. Второй способ также не грозит инфляцией, но растягивает на продолжительный  срок процесс роста финансового  капитала. Это на годы сохранит проблему неплатежей, дефицита источников финансирования инвестиций в основной и оборотный  капитал. Третий способ может смягчить проблему, но он ставит в зависимость  финансирование экономики от конъюнктуры  мирового рынка. Четвертый способ у  нас в стране практически не действует.

 

Подавить истоки напряженности  и снизить остроту долгового  кризиса страны может только устойчивый экономический рост. Обеспечить его  в короткие сроки сложно, но можно, опираясь на инвестиционное развитие конкурентоспособной части реального  сектора экономики.

 

В первую очередь, это агропромышленный комплекс: переработка, торговля и от них вложения в сельское хозяйство. Сельское хозяйство должно получить средства от компаний, которые работают в сфере переработки и торговли.

 

Специфика ценового регулирования  обусловлена тем, что высокие (близкие  к мировым и даже превышающие  их) цены на ресурсы обусловлены  не столько монополизмом соответствующих  товаропроизводителей, сколько разросшейся  сферой промежуточных звеньев и  высокими налогами на ресурсы. С названными выше тесно связана проблема крайне незначительного участия бюджетной системы в поддержке и развитии экономики, отсутствия действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке.

 

Производство. Преодоление  кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения  уровня жизни населения страны. Обеспечить решение этой задачи может только государство. Никакой другой институт не в состоянии добиться необходимой  оптимизации структуры народного  хозяйства, внедрения достижений научнотехнического прогресса в производство, преодоления сырьевой направленности экспорта.

 

До последнего времени  политика государства сводилась  к следующему. Промышленная политика направлена на активный рост промышленного  производства за счет свертывания и  ликвидации неэффективных, не удовлетворяющих  требованиям рыночной экономики  производств, поддержки конкурентоспособных  производств и видов деятельности. С одной стороны, среди простаивающих  мощностей, безусловно, есть неэффективные, физически и морально устаревшие. Есть и такие, которые были остановлены  изза резкого удорожания сырья, материалов, энергии, разрыва хозяйственных связей, импортной экспансии, искусственного сокращения платежеспособного спроса.

 

Процесс реанимации потребует  серьезных организационных усилий и времени. В социальном аспекте  загрузка производственных фондов обеспечивает рост персонала, снижение безработицы  и преступности в стране.

 

С учетом сказанного государственное  регулирование в этой области  сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие  принципы: обеспечение учета интересов  всех участников ее осуществления; социальноэкономическая направленность; сочетание мер государственного регулирования и рыночных механизмов; создание благоприятных условий для снижения негативных последствий в ходе структурных преобразований, а затем и для повышения уровня жизни населения; адресный характер мероприятий; система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности; обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства и предотвращения дальнейшего разрушения научнопроизводственного и интеллектуального потенциала; широкое использование аренды, инвестиционных конкурсов продажи государственной собственности, лизинга.

 

Ключевым звеном промышленной политики выступает повышение роли научнотехнического прогресса. НТП и тенденции глобализации и интеграции, усиление конкуренции обусловливают стремительное расширение и обновление ассортимента продукции, ее техническое усложнение, повышение наукоемкости. Падение престижа науки ускорило отставание в инновационной сфере, обернулось неконкурентоспособностью большинства товаров и услуг, резким снижением объемов производства. Обобщение и осмысление специфических моделей поведения предприятий в кризисных условиях позволяет сделать такие выводы: антикризисное поведение предприятий отличается от действий, которые эффективны в стабильных условиях развития экономики; в промышленности уже созданы различные модели антикризисного менеджмента.

 

Перераспределение дохода. Социально-экономический  кризис сопровождается непропорциональным размещением капитала и труда, резким падением объемов производства в  государственном секторе экономики. А ведь из этого сектора в государственный  бюджет поступала основная часть  доходов, в этом же секторе очень  медленно сокращаются государственные  расходы. В результате расходы на социальные цели государство снижает  тогда, когда потребность в социальной защите, напротив, резко возрастает.

 

В таких условиях стратегия  социальной политики государства должна предусматривать регулирование  рыночных сил. Оно позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка, способствует организации процесса перераспределения доходов. В этой деятельности главным является предотвращение абсолютной бедности. Цель борьбы с  бедностью – обеспечить такие  условия, при которых ни один гражданин  и ни одна семья не оказались бы ниже определенного минимального уровня доходов или потребления.

 

Цель социального страхования  – оградить каждого гражданина от резкого снижения уровня жизни и  доходов. Цель выравнивания доходов  – обеспечить каждому человеку возможность  фактически перераспределять собственный  доход.

 

Таким образом, если не будет  действенной политика выравнивания доходов, могут возникнуть необратимые  последствия на личностном уровне, проявиться отрицательные тенденции  в формировании человеческого капитала.

 

Необходимость государственного финансирования медицинского обслуживания диктуется потребностью, с одной  стороны, производства общественных благ и, с другой – обеспечения широкого доступа населения к услугам  здравоохранения.

 

Между тем деятельность государства  в социальной сфере не достигает  запланированных результатов.

 

В основе социальнопсихологического дискомфорта и синдрома угасающего настроения населения – значительное снижение жизненного уровня. Наряду с этим, государственные органы предоставляют в распоряжение уполномоченных банков денежные ресурсы бюджета, раздают квоты и лицензии. Государство не предпринимает также серьезных усилий и для повышения социальной ответственности бизнеса. Под предлогом повышения конкурентоспособности предприятий фактически разрушена их социальнобытовая и культурная инфраструктура. Таким образом, направление изменений социальноэкономической ситуации в стране в последние годы находится в явном несоответствии с современными социальными целями.

 

Практически утрачены даже фрагментарные  элементы «государства благосостояния»  в социальной жизни советского периода. Это усугубляет экономические проблемы страны, затрудняет выход из кризиса. В ситуации кризиса особенно актуальна  интеграция рыночных отношений с  государственным воздействием на социальноэкономические процессы на всех уровнях – от федерального до муниципального. При этом возрастающая роль отводится институтам гражданского общества. Продолжая испытывать давление узкокорыстных интересов отдельных групп, государство пытается выполнять политические, экономические и социальные функции в общенациональных интересах и целях.

 

Государственное регулирование  призвано открывать простор, стимулировать  позитивные социальные процессы, ограничивать и парализовывать возможные антисоциальные последствия игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

Лекция № 3. Банкротство  предприятий 

1. Признаки и порядок  установления банкротства предприятия 

 

В современных условиях такое  понятие как «банкротство предприятий» встречается довольно часто. Это  связано с активной реформаторской деятельностью государства в  сфере экономики, высокой степенью конкурентной борьбы и повышенной концентрацией  рынка. Поэтому очень важно знать, что такое банкротство и каковы его основные признаки.

 

Если рассматривать Федеральный  закон о несостоятельности (банкротстве), то это понятие можно охарактеризовать так: «…несостоятельность (банкротство) – это неспособность должника, объявленная им самостоятельно или  признанная арбитражным судом, удовлетворить  требования кредиторов, связанные с  денежными обязательствами, а также  неспособность выплатить обязательные платежи». Если говорить о банкротстве  какоголибо юридического лица, то о его наличии можно говорить в том случае, если это юридическое лицо неспособно выполнить свои денежные обязательства и выплатить обязательные платежи при условии, что прошло три месяца с момента наступления даты исполнения этих обязанностей и платежей. В подобной ситуации осуществляется прекращение текущей финансовой деятельности предприятия-должника, которое может обратиться в арбитражный суд.

 

Фактически предприятие  можно считать банкротом лишь после установления факта его  финансовой несостоятельности арбитражным  судом. Кроме того, предприятие само может объявить о своем банкротстве  официальным путем или о ликвидации, происходящей в процессе конкурсного  производства. Целью такого производства является удовлетворение требований кредиторов предприятия и объявление этого  предприятия свободным от всякой задолженности.

 

Нужно отметить тот факт, что не всякое юридическое лицо может  считаться банкротом. Прежде всего сюда следует относить те лица, которые согласно ст. 50 п. 2 Гражданского кодекса являются коммерческими организациями. Это различные кооперативы, государственные и муниципальные предприятия, фонды и т. д.

 

Немаловажным является и  еще один факт. Как видно из определения  банкротства, одним из основных признаков  несостоятельности предприятия  является его неспособность удовлетворить  требования кредиторов. Следовательно, в случае неуплаты пени, штрафов, неустоек, предприятие не может считаться  банкротом.

 

Для того чтобы установить признаки банкротства, рассматриваются  суммы долга за товары, выполненные  работы и предоставленные услуги, суммы займов с учетом процентных ставок, подлежащих уплате должником, размер обязательных платежей без учета  установленных законодательством  штрафов и иных финансовых санкций.

 

Несостоятельность (банкротство) в зависимости от условий может  быть:

 

1) непредвиденной – такое  банкротство возникает вследствие  острой кризисной ситуации на  предприятии, вызванной различными  обстоятельствами: стихийными бедствиями, политической нестабильностью в  стране, банкротство должников, ухудшение  общей экономической ситуации  и т. д. В подобных случаях  государство, как правило, должно  приходить на помощь предприятию  по преодолению кризиса;

 

2) ложной – ее еще  можно назвать «вызванной». Должники  прибегают к сокрытию собственного  имущества и средств с целью избежания уплаты долгов кредиторам. Такие действия предусматривают уголовную ответственность;

 

3) неосторожной – наступает  вследствие неэффективной и нерациональной  деятельности, а также осуществления  различных рискованных операций. Наиболее распространенный вид банкротства. Его особенностью является то, что наступает не сразу, а постепенно, т. е. существует возможность для его предвидения и прогнозирования. Для этого необходимо регулярно осуществлять анализ состояния предприятия, в первую очередь финансового.

 

Говоря о порядке установления банкротства важно подчеркнуть  следующее. Само объявление юридического лица несостоятельным является простой  процедурой, которая обычно происходит после суда. Однако ей предшествует достаточно сложная работа, в которой  есть свои обязательные условия: это  обязательное наличие как минимум  двух сторон процесса (должника и кредитора), наличие самого факта банкротства (несостоятельности) и признание  арбитражным судом или же кредиторами  предприятия банкротом.

Информация о работе Виды кризисов, антикризисное управление