Виды кризисов, антикризисное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 21:13, курс лекций

Краткое описание

В трудах ученых-экономистов отсутствует единая точка зрения на кризисы в развитии различных систем. В России доминировала точка зрения, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, для которого характерны только «трудности роста». Другие ученые-экономисты считают, что понятие «кризис» применима только к макроэкономическому уровню, а для микроуровня более подходят менее острые проблемы, которые вызваны неэффективной системой производства и управления.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции.docx

— 214.30 Кб (Скачать файл)

 

Следующим этапом будет являться анализ функционирования системы продаж и маркетинга организации.

 

Технология антикризисного управления должна учитывать конкретные обстоятельства, являться результатом  искусства управления и важнейшим  фактором, обеспечивающим его успех.

8. Аналитическая основа  государственного регулирования  кризисной ситуации 

 

Выявить и обозначить причины  подъема производства, колебаний  конъюнктуры, стагнации и нестабильности – такова цель исследовательской  деятельности менеджера, государственного аппарата управления.

 

Это главное условие для  выработки и осуществления мер  по государственному регулированию  кризисных ситуаций. Проблемы регулирования  развития народного хозяйства широко обсуждались и в СССР.

 

Однако само понятие «регулирование»  применялось больше для обозначения  государственной экономической  политики. Например, государственное  регулирование заработной платы  выражалось в утверждении тарифных ставок и должностных окладов  работникам, введении тех или иных систем оплаты труда.

 

В принципе, централизованное планирование и управление было не чем иным, как формой государственного регулирования при осуществлении  социально-экономической политики КПСС.

 

Но государственное регулирование  в директивно-плановой экономике  и государственное регулирование  в рыночной экономике как понятия  имеют различия. В дальнейшем изложении  мы будем исходить из следующего рабочего определения: регулирование – это  функция управления, обеспечивающая равновесное состояние институциональных  образований экономической системы.

 

Поиск условий распространения  инноваций. Инновации могут быть нужными и ненужными, а также  преждевременными, когда условия  социально-экономических систем не готовы к их восприятию.

 

В этой связи очень важен  вопрос об условиях и предпосылках внедрения инноваций.

 

Определение различий между  локальными и глобальными изменениями. Необходимо уметь проводить различие между дополнительными инновациями  в рамках существующей логики нововведений и структурными изменениями, затрагивающими саму эту логику.

 

Переход от одного способа  регулирования к другому совершается  путем смены поколений, и это  относится как к занятому кадровому  персоналу, так и к используемым зданиям, сооружениям, оборудованию.

 

Установление структурной  совместимости одновременно совершающихся  изменений. Это вытекает из самой  логики процесса регулирования кризисных  ситуаций.

9. Роль государства в  антикризисном управлении 

 

Анализ итогов реформ в  современной России показывает, что  усилия государства должны сосредоточиваться  на поиске путей, направленных на максимальное использование имеющегося научно-технического и производственного потенциала, сохранение человеческого капитала, обеспечение широкой социальной поддержки реформ. Должны разрабатываться  конкретные методы проведения активной институциональной, промышленной и  социальной политики.

 

Центральная теоретическая  проблема развития – баланс государства  и рынка. Вопрос сейчас не стоит концептуально: вмешиваться или нет государственной  власти в сферу экономики. Мировой  опыт подтверждает, что рынок не может развиваться в вакууме, он нуждается в правовой и регулирующей основе.

 

Государство формирует такую  основу для развития, защищая и  охраняя права собственности, создавая правовые и другие регулирующие системы, содействуя эффективной предпринимательской  деятельности граждан и сохранению окружающей среды. Воздействие государства  может осуществляться в виде регулирования  частной активности, принимать форму  финансовой поддержки или трансфертов  и т. п. Возникает вопрос определения  границ государственного регулирования, т. е. «осязаемых» признаков выхода из кризиса.

 

В широком смысле государственное  регулирование экономики, как правило, ограничено двумя видами – финансовым, в основе которого лежат кейнсианские теории, и кредитноденежным (монетаристским). При формировании рыночной модели хозяйствования должна быть создана двухуровневая система управления экономикой – на уровне государства, основанная на подчинении, и на уровне предприятий, базирующаяся на горизонтальных взаимоотношениях.

 

Современная мировая экономическая  мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций. Поиск  инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста. Это преобразования в области  отношений найма, которые могут  способствовать попыткам выхода за пределы  прежнего способа экономического роста, форм внутренней организации и конкуренции, к которым движутся предприятия, выявление сдвигов в потребностях, социальноэкономического прогресса.

 

Динамика выхода из кризиса, а затем и экономического роста  определяется не силой государства, а эффективность косвенного воздействия  и регулирования институциональных  форм в рыночной среде, стимулирования конкуренции, завершения структурной  перестройки экономики. За кризисом, представляющим собой разрушение всего устаревшего и ведущего к пересмотру прежних представлений, важно увидеть основы нового уровня развития национальной хозяйственной системы.

 

Эта функция государства  реализуется путем развития демократии, поддержания социально ориентированного характера реформ, осуществления  политики в интересах общества в  целом, а не какихлибо групп и элит. Речь идет об интеграции государственной власти в структурный механизм общества, предполагающий регулярную смену администраций в соответствии с волей избирателей и защищающий общество от монополизации власти. Решить эту задачу можно лишь при наличии государственного и общественного контроля за властью. Для приведения в действие социальных факторов, получения их максимальной отдачи необходимо обеспечить ряд условий: развитие законодательной базы и эффективных механизмов исполнения всеми законов, формирование механизмов, обеспечивающих разрешение социальных противоречий, поддержание экономической безопасности, политической стабильности, ориентации на правовую защиту личности, социализацию хозяйственной деятельности.

 

Во-первых, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации федеральная  собственность передается предприятиям на праве хозяйственного ведения, учреждениям  – на праве оперативного управления. Это прежде всего контроль за тем, как эта собственность используется, в отношении предприятий – эффективно или нет, учреждений – по назначению или нет. При умелой постановке дела появляется возможность мониторинга финансового состояния предприятия.

 

Во-вторых, это предприятия  с государственной долей в  уставном капитале. Они также являются объектами воздействия со стороны  государства путем включения  в органы управления этих предприятий  представителей государства.

 

Но институт представителей государства в органах управления предприятий не всегда оправданно формировать  только из государственных служащих – специалистов министерств и  ведомств, нужно, чтобы представитель  государства в органе управления предприятием был хорошим менеджером, владел методами исследования систем управления.

 

В-третьих, государство обладает недвижимым имуществом. Это золотой  фонд государственной собственности, который всегда в цене и должен постоянно эффективно функционировать. К сожалению, до последнего времени  распространенным действием остается избавление от недвижимости для покрытия дефицита бюджета. Между тем более  эффективным может быть путь регулирования  через систему национального  имущества, в организации использования  этого имущества на условиях аренды. Этот способ регулирования служит преградой  для превращения предприятий  в чисто имущественные объекты  с утратой ими производственных и хозяйственных функций и  массовыми увольнениями их работников. В-четвертых, с деятельностью государства  тесно связаны земельные отношения. В этой сфере действуют более сотни законодательных актов, которые нередко носят противоречивый характер и не способствуют эффективному развитию сельскохозяйственного производства. Наконец, в поле государственного регулирования находятся отношения собственности в регионах. Формально перевести недвижимость одной формы собственности в другую не является проблемой, добиться, чтобы на этой базе оптимально реализовывались интересы работника, предприятия и государства. На практике же превалирует передача федеральных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации в счет погашения долга государства их бюджетам, что связано с пониманием того, что предприятие – имущество, имеющее определенную стоимость.

10. Виды государственного  регулирования кризисных ситуаций 

 

Нормативно-законодательная  деятельность.

 

Всю совокупность норм, через  которые осуществляется государственное  регулирование, можно разделить  на следующие группы: общесистемные  нормы, ориентирующие предприятие  на самоорганизацию; специальные нормы  – по сферам рыночной экономики; целевые  нормы – в соответствии с решаемыми  проблемами инвестиционной активности.

 

«Экономической Конституцией»  по праву называют Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Конкуренция  как элемент рыночной экономики  предполагает не только определенный динамизм, но и его обратную сторону  – застой производства.

 

Право против ограничения  конкуренции, обычно называемое «антимонопольным правом», является наряду с правом против недобросовестной конкуренции значительной областью антикризисного законодательства.

 

В современной практике понятие  «банкрот» введено в Указе  Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. «О мерах по поддержке  и оздоровлению несостоятельных  государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных  процедур».

 

В период приватизации государственной (муниципальной) собственности предполагалось запустить механизм банкротства  на основе нормативных актов, таких  как Указ Президента Российской Федерации  от 22 февраля 1993 г.

 

«О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий»; указы Президента Российской Федерации от 23.05.1994 г. «О реформе государственных предприятий», «О некоторых вопросах налоговой  политики», «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины», «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», от 2 июня 1994 г.

 

«О продаже государственных  предприятийдолжников»; постановление Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. Были приняты три варианта Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» – от 19.11.1992 г. № 32291, от 08.01.1998 г. № 6 ФЗ, от 26.10.2002 г. № 127 ФЗ.

 

В последней редакции данного  закона несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом неспособность юридического лица в полном объеме выплатить денежный долг кредиторам и (или) исполнить требования по уплате обязательных платежей (далее – банкротство).

 

Защита интересов государства  как собственника в отношении  федеральных предприятий, а также  предприятий смешанной формы  собственности была возложена на Федеральное управление по делам  несостоятельности (банкротства) при  Госкомимуществе России.

 

К числу важных нормативных  актов, направленных на преодоление  кризисных ситуаций в различных  сферах жизнедеятельности общества, следует отнести Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 1993 г. «О деятельности исполнительных органов  по преодолению кризиса власти», постановление Государственной  думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25.03.1994 г. «О кризисном  положении в российской науке», постановление  Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 7 апреля 1994 г. «О кризисе платежеспособности в экономике Российской Федерации», указы Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. «О мерах по преодолению кризисной ситуации на предприятиях текстильной и легкой промышленности» и от 14 июля 1996 г.

 

«Об ответственности должностных  лиц, допустивших обострение кризиса  в топливно-энергетическом комплексе  Приморского края» и др.

 

В условиях кризиса особое значение приобретает государственное  нормативное регулирование в  сфере социальных ценностей. Оно  требуется в связи с ростом опасных для здоровья и жизни  людей причин. Невозможно устранить  государство из таких социальных сфер как трудовые отношения, занятость, развитие домохозяйств. Оно осуществляется с помощью широкого арсенала законодательных  и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.

 

Анализ итогов реформ за прошедшие  годы показывает, что выход из кризиса  невозможен без создания социальной модели экономики, глубокого поворота к нуждам и потребностям человека, развития его способностей и творческого  потенциала. Закон, нормативноправовая деятельность государства должны максимально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства с его естественным назначением – служить удовлетворению потребностей людей.

 

Финансовое регулирование. Это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятий или  государства. В стране централизованные финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой и внебюджетными  фондами, которые обеспечивают их перераспределение  в соответствии с принятыми критериями и условиями.

 

Задачи и цели бюджетной  политики отражают особенности переживаемого  периода, а именно:

 

1) использование бюджетной  политики для реализации мероприятий  экономических реформ;

 

2) обеспечение минимальной  в условиях кризиса управляемости  экономики и экономического процесса в целом;

 

3) разрешение или смягчение  острых социальных противоречий, возникших в результате смены  общественного строя, а также  порожденных ходом реформ;

Информация о работе Виды кризисов, антикризисное управление