Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 22:35, курсовая работа
Цель исследования: изучение взаимосвязи доминирующего стиля менеджмента и социально-психологического климата коллектива.
Задачи исследования:
проанализировать литературу по изучаемой теме,
исследовать стили менеджмента с поставленной задачей выявления доминирующего стиля менеджмента у руководителей малых торговых предприятий,
изучить социально-психологический климат с поставленной задачей выявления социально-психологического климата в исследуемых предприятиях,
выявить взаимосвязь доминирующего стиля менеджмента и социально-психологического климата коллектива.
ВВЕДЕНИЕ….............................................................................................................3
1. СТИЛИ РУКОВОДСТВА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ………………………………………………………….……..5
Исследования стилей руководства в отечественной и зарубежной литературе..........................................................................................................5
1.2. Социально-психологический климат в коллективе как объект
исследования..............................................................................................................13
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЭФФЕКТИВНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ………………………………………………………………..17
2.1 Личность руководителя…………………………………………………… ….17
2.2 Формирование эффективного стиля руководства. Стили руководства, используемые американскими и японскими менеджерами..................................25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................36
Как видно из представленных А.А. Русалиновой параметров стиля, они касаются ряда существенных моментов взаимодействия руководителя с группой и во всевозможных взаимосочетаниях способны образовывать самые разнообразные стилевые паттерны.8 Причем, на наш взгляд, подобный многомерный ход вполне уместен при исследовании эффективности руководства разными по специфике деятельности группами, включая спортивные. Наряду с указанными выше четырьмя основными линиями исследования стилей руководства можно назвать еще несколько дополнительных, побочных аспектов изучения этой проблемы. Один из них связан с выделением факторов, влияющих на формирование стиля руководства. В обстоятельном обзоре Н.В. Ревенко к числу таких факторов относятся:
Еще один аспект анализа проблемы – изучение динамики стилей руководства коллективом. Как известно, магистральная тенденция здесь была намечена еще А.С. Макаренко, который дал принципиальную схему динамики педагогического управления коллективом, охарактеризовав ее как «путь от диктаторского требования организатора до свободного требования каждой личности от себя на фоне требований коллектива»9. Напомним, что предложенная им схема включает 3 стадии: на первой из них педагог единолично, «авторитарно» руководит коллективом; на второй – воспитательные воздействия на коллектив осуществляются педагогом совместно с активом; наконец, на третьей стадии по мере единения, сплочения коллектива воспитательные требования начинают предъявляться всем коллективом, становящимся подлинным субъектом воспитания (А.С. Макаренко назвал этот этап стадией, «когда требует коллектив»). Нетрудно заметить, что, по современной терминологии, описанный А.С. Макаренко процесс может быть охарактеризован как своеобразное движение руководителя в стилевом континууме «автократ – демократ» в соответствии с определенными стадиями развития группы.
В дальнейшем вопрос о динамике стилей руководства в той или иной мере затрагивался многими авторами, однако конкретной эмпирической разработки он, к сожалению, не получил. Поэтому, останавливаясь на психологических факторах эффективности управления, исследователи, как правило, не идут дальше общих рассуждений о необходимости проявления руководителем гибкости, умения «переключаться» в зависимости от ситуации и уровня развития группы с одного стиля на другой и т.п., хотя заметим, что прикладная значимость данного вопроса достаточно велика. Правда, справедливости ради следует подчеркнуть, что и разработка таксономии групповых ситуаций, и выявление реальных стадий группового развития также являются весьма «узкими местами» в исследовании многообразных аспектов групповой психологии.
Итак, подведем некоторые
итоги краткого обзора основных тенденций
исследования эффективности стилей
руководства. Анализ показывает, что
за десятилетия активного изучения
проблемы первоначальная схема К. Левина
претерпела значительные изменения. К
числу наиболее перспективных результатов
в этой области могут быть отнесены
попытки создания вероятностных
моделей эффективности
1.2 Социально-психологический климат в коллективе как объект исследования
Важным показателем состояния
психологии организации является социально-психологический
климат. Именно он выступает внешним
проявлением различных
В отечественной психологии
ученые приступили к изучению социально-психологического
климата сравнительно недавно, под
влиянием потребностей практики 70-80-х
годов. Само это понятие у разных
отечественных исследователей носило
различные названия, хотя большинство
вкладывали в них один и тот
же смысл. В отечественной литературе
встречаются следующие термины:
"психологическая атмосфера";
"морально-психологическая
На сегодняшний день существует
более сотни определений
- сплоченность как степень
единства действий членов
- взаимная совместимость
как вероятность
- состояние уровня
Признаками благоприятного социально-психологического климата являются:
- высокая требовательность и доверие членов организации приятель к другу,
- доброжелательная и деловая критика,
-свободное выражение собственного мнения членами организации при обсуждении всех вопросов групповой жизни,
-удовлетворенность принадлежностью к организации,
- высокая степень взаимопомощи,
- достаточная информированность членов организации обо всех аспектах ее внутренней жизни.
Несколько слов об менеджменте
социально-психологическим
- менеджмент процессом
формирования содержательных
- оптимальный подбор, расстановка,
обучение и периодическая
- комплектование первичных
коллективов с учетом фактора
психологической совместимости,
- опора на наиболее авторитетных, активных членов коллектива,
- предупреждение и разрешение межличностных конфликтов.
По мнению Б.Д. Парыгина, одной
из наиболее точных индикаторов социально-
Изучение социально-
Говоря о влиянии стиля руководства на социально-психологический климат, нужно подчеркнуть, что нет и не может быть заведомо лучших и худших стилей руководства коллективом. Все зависит от множества объективных факторов существования коллектива, определяющих его жизнедеятельность. Стиль руководства - один из субъективных факторов, способный в определенных условиях определять формирование социально-психологического климата.
Глава 2. Психологический портрет эффективного руководителя.
2.1 Личность руководителя
Личность руководителя можно представить в виде трех групп характеристик, которые составляют: биографические характеристики, способности и черты личности. К биографическим характеристикам относятся:
Возраст руководителя. Проблема
возрастного предела для
Однако не следует думать, что только зрелый возраст (а значит и опыт) дает право его владельцу рассчитывать на высокий пост. История показывает, что у начала создания крупнейших компаний стояли очень молодые люди. А. Морите, основателю и многолетнему руководителю всемирно известной «Сони корпорейшн», в день учреждения фирмы было всего 25 лет. И таких примеров немало. Таким образом, возраст руководителя не может быть ни преимуществом, ни помехой для того, чтобы эффективно управлять. Зависимость между возрастом и эффективностью руководства так и остается не определенной. Пол руководителя. Данная характеристика привлекает в последнее время все большее внимание со стороны исследователей, которые пытаются объяснить различие между мужским и женским поведением в роли руководителя. Особый интерес и множество публикаций в различных изданиях посвящены модели женского поведения. Это объясняется тем, что в жизни современного общества трудно найти область, в которой женщина не играла бы важной, если даже не главной роли. Женщины занимают посты президента, премьер министра, руководителя крупной политической партии, дипломата, бизнесмена и даже министра обороны.
Но исследователи отмечают,
что в отдельных видах
Информация о работе Выбор оптимального стиля руководства в организации