Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 22:29, курсовая работа
В 1993 г. государственное предприятие «Ленинградский мельничный комбинат» было акционировано, на его основе создано Акционерное общество открытого типа «Мельничный комбинат «Предпортовый»».
В 1997 г. инвестиционно-финансовая группа «Ленстройматериалы» стала крупнейшим акционером предприятия. В 2000 г. комбинату было возвращено первоначальное название «Петербургский мельничный комбинат» (с учетом изменившегося названия города).
В 2003 г. ОАО «Петербургский мельничный комбинат» вошел в состав крупнейшего на Северо-Западе России пищевого холдинга «АЛАДУШКИН Групп», который образовался в результате разделения инвестиционно-финансовой группы «Ленстройматериалы» на строительное и пищевое направления.
Государственный контроль за качеством зерна и крупы осуществляют территориальные управления Россельхознадзора, а за качеством муки – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
2.2.1.4. Технологические факторы:
Преимуществом технологических процессов нового поколения является использование многофункционального оборудования. Например, машина-комбинатор совмещает функции камнеотборника и концентратора.
Прогноз развития техники для крупяного производства предусматривает создание нового отечественного оборудования для универсальных технологий, которые будут экономичными и высокоэффективными. Целесообразно создать отечественное оборудование для нетрадиционных технологий глубокой и эффективной переработки зерна и вторичных сырьевых ресурсов по безотходным технологиям [4].
2.2.1.5. Международные факторы
Международным соглашением от 28 октября 2011 года утверждена Тарифная политика железных дорог государств-участников Содружества Независимых Государств на перевозки грузов в международном сообщении на 2012 фрахтовый год. Тарифная политика является международным договором межведомственного характера и действует в рамках Тарифного Соглашения железнодорожных администраций (Железных дорог) государств-участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1993 года [33].
Ставки Тарифной политики на 2012 фрахтовый год действуют с 1 января 2012 года по 31 декабря 2012 года включительно и установлены на базе Международного железнодорожного транзитного тарифа и Единого транзитного тарифа.
Наблюдается жесткая конкуренция с зарубежными поставщиками. Конкурентоспособность большинства российских продовольственных товаров на мировых рынках ограничена, но существуют отрасли, чья продукция может успешно конкурировать с импортной как на внутреннем, так и на внешнем рынке, например, макаронная отрасль.
Либерализация международной торговли привела к тому, что импорт продовольственных товаров и сырья для их производства стал для отечественных товаропроизводителей фактором конкуренции на внутреннем рынке [35].
Цены на продовольствие аналогично ценам на многие другие товары характеризуются множественностью в связи с наличием различных сортов, центров торговли, а также с разными сроками поставки.
Динамика мировых цен в значительной степени зависит от внешнеторговой политики, поскольку для продовольственных товаров характерны достаточно жесткая тарифная и нетарифная защита внутренних рынков и в промышленно развитых странах широкое субсидирование экспорта [36].
2.2.2. Анализ микросреды
2.2.2.1. Поставщики
Зерно поставляется железнодорожным транспортом практически из всех зернопроизводящих регионов России. В 2011 году ОАО «Петербургский мельничный комбинат» приобретал сырье в следующих регионах: Алтайский, Красноярский, Краснодарский, Ставропольский края, Новосибирская, Омская, Ростовская, Рязанская, Волгоградская, Тамбовская, Орловская, Тюменская области.
2.2.2.2. Потребители
Основными потребителями муки бестарного отпуска являются, как правило, крупные производственные предприятия хлебобулочной, кондитерской, макаронной промышленности и производители полуфабрикатов с использованием муки (пельмени, блины и др.). Муку в мешкотаре используют в основном средние и мелкие производители, а также сети общественного питания.
Территориально рынок продукции ОАО «Петербургский мельничный комбинат» для производственных потребителей (мука бестарного отпуска, мука в мешкотаре, мучные смеси) ограничивается в основном Санкт-Петербургом и Ленинградской областью. Территориальное ограничение обусловлено ценовыми и логистическими факторами, а также низкой степенью региональной концентрации мукомольного производства по России, т.е., как правило, в каждом регионе есть свое мукомольное производство.
Рынок фасованной продукции ОАО «Петербургский мельничный комбинат» для частного потребления, помимо Санкт-Петербурга и Ленинградской области, включает региональную дистрибуцию:
• Северо-Западный ФО: Новгородская область, Псковская область, Архангельская область, Вологодская область, Мурманская область, Республика Карелия, Республика Коми, Калининградская область.
• Южный ФО: Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область, Астраханская область, Волгоградская область.
• Центральный ФО: Московская область, Смоленская область, Ивановская область, Тульская область, Тверская область, Костромская область, Брянская область, Воронежская область, Белгородская область, Владимирская область, Тамбовская область, Курская область.
• Приволжский ФО: Кировская область, Самарская область, Пензенская область, Республика Татарстан, Республика Марий Эл, Нижегородская область, Республика Башкортостан, Республика Мордовия.
• Уральский ФО: Свердловская область, Алтайский край.
• Дальневосточный ФО: Приморский край, Амурская область.
• Сибирский ФО: Омская область, Новосибирская область.
Помимо этого, продукция ОАО «Петербургский мельничный комбинат» экспортируется в Беларусь, Грузию, Молдову, Абхазию, Казахстан, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Литву [1].
2.2.2.3. Конкуренты
(См. п. 2.1.1. «Число конкурентов и их относительная величина»).
2.2.2.4. Контактные аудитории
Контактными аудиториями ОАО «Петербургский мельничный комбинат», оказывающими различное влияние на деятельность предприятия, являются: Северо-Западный банк ОАО «Сбербанк России» и ЗАО «Вэб-инвест Банк» которое предоставило предприятию финансирование для приобретения ОАО «Ленинградский комбинат хлебопродуктов имени С.М.Кирова».
(См. п 1. «Общая характеристика предприятия»).
Компания разрабатывает и внедряет в производство новые направления, а также расширяет дистрибуции на европейской части территории России и осуществляет экспорт своей продукции в Ближнее и Дальнее Зарубежье.
2.3.2.1. Потенциальные внутренние сильные стороны предприятия
2.3.2.1.1. Основная компетентность:
• закупка, хранение, переработка и поставка зерна и продуктов его переработки;
• хранение и реализация товаров и продукции через торговую сеть населению и промышленным предприятиям.
2.3.2.1.2. Адекватные финансовые ресурсы. Акттивы компании на конец 2011 года составили 1 476 млн. руб.
2.3.2.1.3. Репутация у потребителей. Блинная мука «Аладушкин» – лидер потребительских предпочтений. Большой популярностью пользуется пшеничная хлебопекарная мука высшего сорта под торговыми марками «Предпортовая» и «Аладушкин», а также мука общего назначения под торговой маркой «Горница». Хлопья и каши «Ясно солнышко» считаются незаменимыми продуктами в рационе людей, следящих за здоровьем и ценящих свое время.
2.3.2.1.4. Известный лидер рынка. ОАО «Петербургский мельничный комбинат» в январе 2012 г. начало поставки в розничные сети смеси для выпечки домашнего хлеба под брендом «ХлебБург». Аладушкин групп планирует занять 50% рынка смесей для домашнего хлебопечения. Продукция комбината под торговыми марками «Аладушкин», «Ясно солнышко», «Предпортовая», «Горница» и др. занимает до 70% розничного рынка муки и более 50% рынка злаковых хлопьев Санкт-Петербурга и Ленинградской области (по данным компании). Кроме того, комбинат обеспечивает более 25% рынка производственного потребления муки в Санкт-Петербурге и области.
2.3.2.1.5. Защищенность от сильного конкурентного давления. Продукция ОАО «Петербургский мельничный комбинат» выделяется на фоне конкурентов широтой ассортимента по виду овсяных хлопьев (различный размер, толщина хлопьев, а также время приготовления).
Факторы конкурентоспособности ОАО «Петербургский мельничный комбинат»:
• Близость предприятия к крупным производственным потребителям продукции, а также к крупным потребительским рынкам (Санкт-Петербург).
• Качество и оперативность обслуживания.
• Возможность поставки муки бестарным способом, а также в различных форматах упаковки.
• Минимизация издержек в связи с большим объемом выпускаемой продукции.
• Стабильное высокое качество продукции с учётом возможностей выработки продукции в соответствии с индивидуальными требованиями производственных потребителей.
• Оптимальное ценообразование.
• Удобное логистическое рас положение (наличие ж/д путей, выезда на КАД).
• Широкий ассортимент продукции для потребительского рынка.
• Высокая лояльность потребителей к торговым маркам Комбината [1].
2.3.2.1.6. Продвижение товара. В конце 2011 года ОАО «Петербургский мельничный комбинат» первым на российском бакалейном рынке прошел сертификационный аудит на соответствие международному стандарту FSSC 22000, который является новейшей схемой сертификации для производителей продуктов питания на основе интеграции стандартов ISO 22000:2005 «Система менеджмента безопасности пищевых продуктов» и спецификации PAS 220. Система FSSC 22000 предназначена для изготовителей пищевых продуктов, которые поставляют или планируют поставлять свою продукцию крупным ритейлерам или глобальным пищевым компаниям. Сертификат FSSC 22000 обеспечивает клиентам ОАО «Петербургский мельничный комбинат» уверенность в качестве и безопасности продукции без дополнительных затрат [6].