Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего процесс конституционного контроля в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.изучить теоретические аспекты Конституционного Суда РФ как органа конституционного контроля;
2. рассмотреть основные полномочия Конституционного Суда РФ;
3.изучить историю формирования конституционного контроля;
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты Конституционного суда РФ как органа конституционного контроля
1.1. Истоки зарождения Конституционного контроля в РФ…………….5
1.2. Функции Конституционного суда…………………………………..10
Глава 2. Основные полномочия Конституционного суда РФ как органа конституционного контроля
2.1. Структура и организация деятельности Конституционного суда РФ............................................................................................................................14
2.2. Принципы деятельности Конституционного суда РФ……………..26
Заключение………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………33
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты Конституционного суда РФ как органа конституционного контроля
1.1. Истоки зарождения Конституционного контроля в РФ…………….5
1.2. Функции Конституционного суда…………………………………..10
Глава 2. Основные полномочия Конституционного суда РФ как органа конституционного контроля
2.1. Структура и организация
деятельности Конституционного суда РФ............................
2.2. Принципы деятельности Конституционного суда РФ……………..26
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………33
Введение
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, прежде всего в выявлении правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений. Практически конституционный контроль возник там и тогда, где и когда начали появляться законы, именуемые конституциями. Как и другие законы, конституции нуждались в гарантиях их реального исполнения всеми в условиях конкретных государств. Конституционный контроль и Конституционный Суд осуществляется согласно своих полномочий.
Сегодня, в соответствии с новой Конституцией и Федеральным Конституционным Законом «О Конституционном Суде РФ», Суд является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Исходя из этого, тема курсовой работы является актуальной.
Степень изученности проблемы. В теме курсовой работы сыграли основную роль, такие авторы как
Целью курсовой работы является анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего процесс конституционного контроля в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.изучить теоретические аспекты Конституционного Суда РФ как органа конституционного контроля;
2. рассмотреть основные полномочия Конституционного Суда РФ;
3.изучить историю формирования конституционного контроля;
4.выявить основные функции и
принципы образования
В современной России проблемы конституционного контроля оказались в сфере повышенного научного внимания. В течение нескольких последних лет по этой теме переведены книги, отражающие зарубежный опыт, проведены сравнительно-правовые исследования, вышли работы с анализом отечественного опыта конституционного контроля и надзора.
Предметом исследования курсовой работы являются: общественные отношения, которые складываются в сфере конституционного контроля, объектом является правовое закрепление властных полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, как органа конституционного контроля в России.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты конституционного суда РФ как органа конституционного контроля.
1.1. Истоки зарождения конституционного контроля в РФ.
Дадим определение конституционного суда и конституционного контроля РФ. Конституционный суд – это прежде всего судебный орган конституционного контроля, который автономно и свободно осуществляет судебную власть с помощью конституционного судопроизводства. Так в 1991 г. был сформирован конституционно-правовой институт - Конституционный Суд. Он является судебным органом конституционного контроля. Самые первые и значимые попытки имели место быть в СССР. Во время СССР в 1989 г. были созваны депутаты, где они приняли создать Комитет конституционного надзора. Один из научных деятелей высказывался по этому поводу, что учреждение Конституционного Суда РФ является стремлением к демократическим перестройкам, конституционно-правовой защите суверенитета РФ; к последовательной реализации идей правового государства, принципа разделения властей и образования сильной судебной власти, защита прав и свобод граждан и другие субъекты права.
Что касается конституционного контроля, то это некий вид правоохранительной деятельности в государственной власти, который заключается в проверке соответствия законов и иных нормативных актов Конституции РФ. 1
После преобразования СССР появилась основная проблема конституционного контроля в Российской Федерации. Естественно юридической базой могла быть Конституция СССР. В то время в 1924 г. образовался орган, который выполнял функцию контролирования соблюдения Конституции СССР под наименованием Верховный Суд СССР.
Активность Верховного Суда СССР в зоне конституционного контроля существенно снизилась и в итоге исчезла. Так в 1936 г. Конституции СССР не говорилось и не упоминалось о конституционном контроле, исполняемом судами.
Советские конституции не представляли большой роли в существовании населения, на протяжении всех 75 лет Советской власти, они свободно могли быть обойдены. В 1936 и 1977 гг. было проведено пышное торжество по случаю их принятия, которые сопровождались оркестрованными ритуалами, контролировавшимися политической верхушкой, стремившейся, помимо этого, продемонстрировать силу своего контроля. К примеру, если некоторые положения этих конституций могли быть интерпретированы как угрожающие институтам существующего режима, то по неписаным правилам советской политики аналогичные «угрозы» не имели возможности быть реализованными и открыто обсуждаться.
К 80-ому году снова возникла заинтересованность к конституционному контролю. Это произошло из-за начала поиска путей формирования того, что принято именовать правовым государством. М. Горбачев был удостоверен в том, что большинство государственных структур не подлежат преобразованию. Он начал прогнозировать замену их новыми для своего населения. М. Горбачев питал надежды, что общество поддержит его стремления к попытке сделать политику государства наиболее эффективной, а экономику не менее результативней.
Поэтому, можно сказать, что Конституция сыграла значительную роль в политической власти. Прежде всего, она сформировала новые структуры, которые приобрели определенную власть, а также возникали угрозы для традиционного пути проведения советской политики. С появлением СССР института президентской власти в 1990 году сам смысл конституционных структур значительно приумножилось
Когда ввели институт президентской власти, несмотря на набор конституционных поправок, коммунистическая партия потеряла свою официальную монополию на политическую власть. На советской политической арене возникла настоящая конституционная политика и уже не столь формально.
В тот момент 70-х гг. появилась идея самостоятельного органа конституционного контроля, можно сказать, что во время преобразования появились условия, те или иные предложения аналогичного рода могли встретить основательный и довольно положительный отзыв.
Был принят закон «О конституционном надзоре в СССР» 23 декабря 1989 года. Также сформировался Комитет конституционного надзора, т.е. квазисудебный орган, относительно прикрепленный к парламенту. Данный комитет действовал не более двух лет. Его юрисдикция была ограничена, а область его влияния пребывала более сужено впоследствии протестов со стороны республик. Глядя на все эти запреты новый институт, притянул к себе существенный интерес, как в Союзе, так и за рубежом. Такой вид института имеет право на высокую оценку за свои решения сравнительно предохранения и защиты общественных и политических прав. Здесь очень важно подчеркнуть такой фактор, что Комитет прервал практику издания секретных законодательных актов, влияющих на права граждан; постановил, что ограничения свободы выбора места жительства, вытекающие из положений закона, регламентирующих прописку, нарушали Конституцию и международные соглашения о правах человека; отменил указ президента СССР, запрещавший проведение демонстраций в центре Москвы; осознал что принудительное лечение лиц, страдающих наркоманией или алкоголизмом, нарушало Конституцию и международные соглашения о правах человека.
Ввергнутый в водоворот чрезвычайно важных вопросов, связанных с попытками центра сохранить свои позиции в отношении республик, стремившихся к большей автономности, если не к полной независимости, Комитет занял сторону центра, что безусловно нанесло урон его репутации в определенных кругах. Однако, в те времена вероятно, можно было предположить, что Комитет начнет оказывать влияние совсем иначе, т.к. Конституция СССР не была отменена.
В последующем критика Комитета конституционного надзора акцентировала свое внимание на дефицитах в тщательном обосновании суждений и том факте, что какие-то постановления Комитета, по сути, остались невыполненными. Усилие Комитета заключалось в том, что показав свою нейтральность, потерпела крушение, порой его члены стали заявлять по существенным политическим вопросам за границами Комитета. Соответственно Комитет конституционного надзора являлся одной из главных попыток образования учреждения после 70 лет неизменного внушения. Можно отметить, что независимый орган конституционного контроля был обязательным и представлял настоящую угрозу убеждениям и принципам Советской системы. Были разработаны проекты соглашений о формировании обновленного Союза учреждение Конституционного Суда, как продолжателя Комитета конституционного надзора. Данная тема имела спорный характер, и до распада СССР было издано постановление об образовании РСФСР своего Конституционного Суда. Была введена поправка конституционного положения 15 декабря 1990 года в Конституции РФ, которая представлялась основным фундаментом деятельности Конституционного Суда РФ. Также 12 июля 1991 года был введен Закон о Конституционном Суде. Этот закон охватывал множество положений, упорядочивающий структурный порядок и организацию деятельности суда. Имелись определенные нормы по сравнению с другими странами, там они были такими явными, что не было такой надобности в законодательном закреплении.2
Основа деятельности Конституционного суда не было быстрым. Так в 1991 году были назначены 13 и 15 судей, где они не могли придти к одной точке зрения по поводу двух оставшихся кандидатов, поэтому они обязаны были избрать на следующем Съезде. После прошло два года и два вакантных места остались незанятыми. Приступить к работе закон дает право суду начать при наличии 2/3 его состава. В августе 1991 года, после принятия поправки к Конституции, 13 судей принесли присягу, остановившись свой взор на выборе В.Д. Зорькина, избрали его своим председателем.
Таким образом, деятельность Конституционного суда, как в РФ, так и за рубежом проходила через призму «дела КПСС». Помимо дела коммунистической партии, немаловажной акцией Конституционного Суда бесспорно было решение, предоставляющее негативную правовую оценку отдельным влияниям президента Ельцина. В январе 1992 года, было принято первое и, несомненно, важное решение, где суд объявил неконституционным Указ президента об объединении министерств безопасности и внутренних дел. Свою точку зрения суд обозначил в том, что указ нарушил принцип разделения властей, потому что исполнительная власть не имеет в распоряжении организовывать министерства или реорганизовывать исполнительные структуры государства. Конституционный суд во второй половине 1992 г. проанализировал дело о конституционности Указов Президента России о прекращении деятельности КПСС. Следовательно, в 1993 г. Указ Президента РФ №2288 Закон от 12 июля 1991 г. аннулирован и работа над проектом нового Закона о Конституционном Суде РФ существенно активизировалась. Вслед за тем этот проект после одобрения Федеральным Собранием и подписания Президентом РФ 21 июля 1994 г. стал федеральным конституционным законом, в котором приняты все важнейшие вопросы организации, и деятельности суда в целом он состоит из 115 статей, переходных положений, касающихся вступления закона в силу.
1.2. Функции Конституционного суда
Конституционный Суд в РФ появился в 1992 году, хотя свою деятельность основывал ещё в СССР. В наше время, в соответствии с новой Конституцией и Законом о Конституционном Суде, Суд является судебным органом конституционного контроля, автономно и самостоятельно осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Функции в деятельности Конституционного Суда выполняют важную роль в РФ. Для этого выделим основные функции Конституционного Суда, такие как:
-трактовка Конституции РФ;
-конституционный контроль;
-правотворчество.
По ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» выявлено семь групп полномочий Конституционного Суда РФ. Рассмотрим каждую группу в отдельности.
Насколько известно во многих зарубежных стран, не включая Францию, имеются правовые основы для обсуждения судами различных споров. Главное подчеркнуть, что процедура конфликтных ситуаций о компетенции государственных органов может придавать этим постановлениям однозначный и политически ярко выраженный характер. Так, к примеру, в отличие от США, где все решения Верховного Суда попадают под формулу «конкретного судебного дела». Можно представить себе с формально- правовой позиции деятельность конституционного суда как посредника между другими органами, совершенно устанавливающего содержание их конституционных долгов и проверяющего конституционность их решений. Хотя такое ведение не применяется в политической практике зарубежных стран. Очевидно, что различные политические споры, разногласия в государственной системе оказывается в перечень дел, которые могут рассматриваться в конституционном суде, но данный путь не является важным. Поэтому существенную значимость принимают сами партии и группы интересов. В процессе политического разногласия интерпретируется