Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 14:36, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ действующего законодательства Российской Федерации, определяющего процесс конституционного контроля в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.изучить теоретические аспекты Конституционного Суда РФ как органа конституционного контроля;
2. рассмотреть основные полномочия Конституционного Суда РФ;
3.изучить историю формирования конституционного контроля;
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты Конституционного суда РФ как органа конституционного контроля
1.1. Истоки зарождения Конституционного контроля в РФ…………….5
1.2. Функции Конституционного суда…………………………………..10
Глава 2. Основные полномочия Конституционного суда РФ как органа конституционного контроля
2.1. Структура и организация деятельности Конституционного суда РФ............................................................................................................................14
2.2. Принципы деятельности Конституционного суда РФ……………..26
Заключение………………………………………………………………31
Список использованной литературы…………………………………33
как конституционный конфликт. Основными характеристиками являются предусмотрительность при анализе разногласий между государственными органами всеми заинтересованными субъектами. Были представлены значительные усилия на блокирование политических споров, но сам процесс протекал по-разному. Важно знать, что это было заложено в концепции создателей Конституционного Совета. Лишь только в ФРГ использование Федерального Конституционного Суда принялось правилом в поисках выхода из конфликтов в рамках федерального государственного аппарата либо конфликтов между федерацией и землями. Хотя в этом государстве Конституционный суд сберегает выдержанность и не сокращает своих прав до рамок разбора всех политических вопросов.
Вследствие этого существуют обширный круг разнообразия отдельных конституционных судов, которые довольно таки трудно истолковать в качестве нужных участников в процессе разрешения политических споров, и именно это является главной их особенностью по сравнению с положением Верховного Суда США.4 Иначе говоря, к конституционным судам относится роль возможного посредника в политических спорах. Нужно иметь в виду, что, в конце концов, при принятии произвольного политического решения оно не должно выходить за рамки конституции. Акцентируется внимание на сам характер существования конституционного суда. Суть состоит в возможности его применения, а т.е. обязана удерживать участников процесса управления от действий, которые могли бы противоречить Конституции РФ. Результаты практики конституционных судов могут придавать им высокий престиж в общественном мнении. Данные суды считаются органами, гарантирующими конституционную законность и защищающими гражданина от политически конъюнктурных действий партий. Вместе с тем получение поддержки конституционного суда в связи введенных в действие законов или иных действий является, несомненно, политически заманчивым для их создателей подобно тому, как решение суда о противоречии конституции может быть выгодно для их противников.
Имелись такие страны, когда авторитет суда еще не совсем зафиксировался, его постановления могут стать одним из аргументов, доказывающих важность оцененных им норм либо действий. Следовательно, положение Конституционного Суда определено его политическим авторитетом, например, как, степенью убеждения, удерживающегося в общественном мнении и в политических кругах. Чем сильнее будет убеждение, что решениям суда необходимо подчиняться, тем рискованнее будет игнорировать его мнение и тем больше шансов получит суд в укреплении своей позиции. Очевидно, не так уж и легкая задача добиться высокой авторитетности, но есть исключения: Конституционные Суды ФРГ, Австрии, Франции и Италии. Сама позиция Конституционного Суда зависит и от способностей политических партий к самостоятельному дозволению появляющихся споров, разногласий. Слабость партийной системы может основывать такую ситуацию, когда суд становится на позицию посредника, что закрепляет его независимость и престиж. При всем этом, Конституционный Суд имеет такую возможность стимулировать или даже «принуждать» другие органы предпринимать установленные воздействия, которые эти органы ранее не могли осуществлять по собственной инициативе из-за блокировки противоположных политических взглядов.
Глава 2. Основные полномочия Конституционного суда РФ как органа конституционного контроля.
2.1. Структура и организация деятельности Конституционного суда РФ.
С 21 июля 1994 года по ст. 1 Федерального конституционного закона было сказано «О Конституционном Суде РФ». Имелось ввиду, что «Конституционный Суд Российской Федерации – является судебным органом конституционного контроля, автономно и свободно исполняющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства».5
Организация деятельности полномочия, порядок Конституционного Суда РФ обусловливаются Конституцией РФ. В главе 7 ст. 125 Конституция РФ «Судебная власть» отдает предпочтение Конституционному Суду, в которой определяются основные полномочия этого органа. В порядке других статей, посвященных федеральным судам вообще, содержится значительное количество конституционных норм, посвященных основным принципам деятельности и порядку формирования Конституционного Суда РФ.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод гражданина, обеспечения верховенства и истинного действия Конституции Российской Федерации на всей территории РФ Конституционный Суд дает право:
1) разрешать дела в соответствии Конституции РФ на основе:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ. На практике, это является наиболее используемым полномочием Конституционного Суда;
б) уставов, конституций республик, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, относящихся к вопросам ведения органов государственной власти РФ и общему ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ. Такой вид полномочия представляет собой существенный федеративный характер российского государства и проблем продолжающейся стихийной суверенизации, войны законов.
в) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации;
г) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
2) дает право разрешать споры о компетенции:
а) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
б) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации;
в) между федеральными органами государственной власти;
3) по претензиям за нарушение конституционных прав и свобод граждан и по требованиям судов проверяется конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) предоставляет трактовку Конституции РФ. В 1993 году, когда была принята Конституция РФ, тогда впервые данная функция была зафиксирована за Конституционным Судом РФ. Как известно, на практике это сказалось не безрезультатно;
5) предоставляет право на заключение о соблюдении поставленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного серьезного правонарушения. Такой вид полномочия является новшеством в Конституционном Суде, которого не имелось по прежней Конституции;
6) выступает с законодательной
инициативой по вопросам
7) исполняет другие полномочия, которые дает право Конституции РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами. Поэтому можно пользоваться правами, которые предоставляют на основе статьи 11 Конституции РФ договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. В случае, если эти права не возражают его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля. 6
Необходимо знать, что в законе РФ такая оговорка, что Конституционный Суд обязан разрешать лишь только вопросы права. В 1992-1993 гг. была направлена данная оговорка против вероятных рецидивов вовлечения Конституционного Суда в политические акции. В результате важно подчеркнуть, что в давнишнем законе ст. 1 часть 3 было вписано: «Конституционный Суд РСФСР не подвергает рассмотрению политические вопросы». Хотя такой закон не помешал суду делать обратное.
Рассмотрим более подробно структуру деятельности Конституционного суда РФ, такие как:
Во-первых, статус судьи Конституционного Суда РФ. На основе статьи 125 Конституции РФ 1993 г. Конституционный Суд РФ заключается из 19 судей, которые назначаются на должность Советом Федерации по мнению Президента РФ. Чуть ранее в 1994 году Конституционный Суд состоял из 15 судей, тем не менее действительно было выбрано 13 членов. Это происходило благодаря политическим причинам, иначе говоря, необходимо было «разбавить» состав Конституционного Суда новыми.
Насколько известно в 1994 г. существовал закон «О Конституционном Суде РФ», в котором оговаривалось, что «Конституционный Суд РФ вправе реализовывать свою деятельность при присутствии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей». Также есть такой факт, что сам статус судей Конституционного Суда практически не различается от статуса судей других высших судов. По статье 128 Конституции РФ утверждается идентичный порядок назначения судей трех высших судов.
При назначении судьи Конституционного Суда, им может быть назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с совершенным статусом, зарекомендовав себя, он обязан иметь высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 15 лет. Это самые необходимые критерии при выборе судьи. Также всяческие предложения в выборе кандидатов на должность судьи Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами Совета и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ и иными. Сам вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ обязан быть рассмотрен не позднее 14 дней с поры получения представления Президента РФ. Потенциальный кандидат назначается на должность судьи тайным голосованием. При окончательном отборе на должность судьи Конституционного Суда РФ выбирается та личность, которая набирает при голосовании большинство голосов. Также судья Конституционного Суда РФ, срок полномочий которого подошел к концу, продолжает выполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи. Председатель Совета Федерации в порядке, определенном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ. Присяга звучит следующим образом: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более».7
Законом устанавливается целый ряд так называемых несовместимостей. Судья Конституционного Суда не может быть членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, также быть предпринимателем, иной оплачиваемой деятельностью. Помимо этого он имеет право заниматься преподавательской, научной деятельностью, естественно такого рода занятий не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда и отсутствовать на заседании. Судья Конституционного Суда РФ не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах. В Конституции Суда РФ судья не может принадлежать к политическим партиям, финансировать их, оказывать помощь, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и др. Помимо всего этого судья Конституционного Суда РФ не имеет права высказывать свою точку зрения, где рассматривается дело. Надо сказать, что это положение трудновыполнимо, т.к. предметом рассмотрения в Конституционном Суде может стать любой из весьма широкого круга вопросов.
Должность судьи
Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется семьдесят лет.
Независимость судьи Конституционного Суда обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленными Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» порядком прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности.
Материальные гарантии
независимости судьи
Можно отметить, что Закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» по новому интерпретирует понятие несменяемости судей. Это означает то, что несменяемость полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ». По моему мнению, это неправильно.8
Судья Конституционного Суда пользуется неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления. Судья Конституционного Суда, личность которого не могла быть известна в момент задержания, по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению.
Практические все судьи Конституционного Суда РФ пользуются равными правами. Они имеют право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым в пленарных заседаниях Конституционного Суда или в заседаниях его палаты, в состав которой он входит.