Подведомственность дел арбитражному суду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:39, лекция

Краткое описание

Подведомственность или предметная компетенция - круг дел, отнесенных федеральным законом к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов. Общие правила о подведомственности дел арбитражному суду установлены ст. 27 АПК РФ, согласно которой арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов, подведомственность подразделяется на специальную и множественную.

Вложенные файлы: 1 файл

Семинар Арб проц вост.docx

— 124.24 Кб (Скачать файл)

Но еще  более важно подчеркнуть при  характеристике пересмотра в порядке  надзора, что теперь не всякое нарушение будет влечь за собой вмешательство Высшего Арбитражного Суда РФ, а лишь такое, которое нарушает единообразие в толковании и применении норм права либо публичные интересы или препятствует принятию законного решения по другому делу. Что касается проверки законности обжалованного судебного акта по широкому кругу оснований (см. ст.288 АПК), то это является задачей, которая должна решаться в кассационном, а не в надзорном порядке.

 

Цель реформирования надзорного пересмотра состоит в  том, чтобы главное внимание Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ сосредоточить  на обеспечении единства правоприменительной  практики арбитражных судов на всей территории государства. Одновременно с этим Кодекс содержит комплекс взаимосвязанных  процессуальных средств, направленных на повышение эффективности деятельности суда первой инстанции при широком  использовании апелляционного и  кассационного обжалования для  исправления судебных ошибок.

Производство  по надзорному пересмотру стало судебной процедурой, лишенной подвергавшихся обоснованной критике положений, связанных  с инициированием пересмотра по протестам  отдельных должностных лиц. Отказ от протестов на стадии надзорного пересмотра позволяет теперь с полным основанием утверждать, что последней национальной инстанцией, после которой возможно обращение в Европейский суд по правам человека, является Высший Арбитражный Суд РФ.

 

Отличит.признак

АПК 2002

АПК 1995

Условия пересмотра судебных актов 

когда иные возможности для проверки законности судебного акта исчерпаны  и осталось только единственное последнее  право обращения в высшую судебную инстанцию

заявление о надзорном пересмотре может быть подано после рассмотрения дела в апелляционном или кассационном порядке (см. ст.185

срок обращения о пересмотре судебного  акта

3 мес. со дня вступления в  законную силу последнего судебного  акта, принятого по делу

не был установлен

Субъекты обжалования

и иные лица, которым АПК предоставлено  такое право (в отношении которых  арбитражный суд принял судебный акт, затрагивающий их права и  обязанности)

такого положения нет

Срок, в течение которого рассматривается  заявление или представление

5 дней

не указывалось

Право истребования дела из арбитражного суда

по решению судьи, принявшего обращение  к производству

таким правом обладали только должностные  лица, наделенные правом принесения протеста

Условия, при наличии которых суд  может принять решение о приостановлении  исп-ния решения суда

дополнены:

- правилом о встречном  обеспечении,

- только по ходатайству  лица, по заявлению или представлению  которого возбуждено надзорное  производство

-

Срок действия приостановления

время до окончания производства в  порядке надзора, т.е. до принятия решения  об отказе в передаче дела в Президиум  или до рассмотрения дела Президиумом. Суд вправе установить и другой срок действия приостановления, но он по продолжительности  не может выходить за пределы надзорного производства.

не указывался

Последовательность и сроки рассм-ния  дел Президиумом ВАС РФ

- дела назначаются к слушанию  и рассматриваются в порядке  очередности их поступления в  Президиум Высшего Арбитражного  Суда РФ;

-если дело  не истребовалось в связи с  отсутствием к тому оснований  - в пределах одного месяца, в  который входит время нахождения  обращения в Высшем Арбитражном  Суде РФ;

- в случае истребования  дела из суда первой инстанции  месячный срок исчисляется со  дня поступления его в Высший  Арбитражный Суд РФ (ст.299)

Не предусм-сь, регулировались внутренними  актами ВАС РФ

Порядок формирования состава судей

содержащийся в информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N С1-7/ОУ-1190 "Об организации работы по распределению исковых заявлений  и дел между судебными составами  и судьями арбитражных судов"

закреплены в законе

Право составу судей, рассматривающему заявление или представление, передать дело для проверки в кассационном порядке

при наличии к тому необходимых  условий и если дело не рассматривалось  в кассационной инстанции

такого положения нет

Основания для пересмотра в порядке  надзора судебных актов

нарушении норм права, т.е. о несоблюдении закона в оспариваемых судебных актах (ст.304)

незаконность или необоснованность судебного акта (ст.188)


 

 

2. Полномочия Президиума Высшего  Арбитражного Суда РФ по пересмотру  судебных актов в порядке надзора.

 

Президиум Высшего  Арбитражного Суда РФ обладает широкими полномочиями при проверке законности судебных актов первой, апелляционной  и кассационной инстанций в рамках оснований, содержащихся в ст.304 АПК. Они определены в ст.305 АПК.

По результатам рассмотрения дела о пересмотре судебного акта в порядке надзора Президиум  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе:

1) оставить оспариваемый  судебный акт без изменения,  а заявление или представление  без удовлетворения;

2) отменить судебный  акт полностью или в части  и передать дело на новое  рассмотрение в арбитражный суд,  судебный акт которого отменен  или изменен. При направлении  дела на новое рассмотрение  Президиум Высшего Арбитражного  Суда Российской Федерации может  указать на необходимость рассмотрения  дела в ином составе суда;

3) отменить судебный  акт полностью или в части  и принять новый судебный акт,  не передавая дело на новое  рассмотрение;

4) отменить судебный  акт полностью или в части  и прекратить производство по  делу или оставить иск без  рассмотрения полностью или в  части;

5) оставить без  изменения один из ранее принятых  по делу судебных актов;

6) присудить компенсацию  за нарушение права на судопроизводство  в разумный срок или отказать  в ее присуждении.

 

Президиум может не согласиться с доводами, содержащимися в заявлении или представлении, и с теми мотивами, которые приведены в определении о направлении дела для пересмотра в порядке надзора, принятом составом судей в соответствии с ч.4 ст.299 и ст.300 АПК. В этом случае он отказывает в удовлетворении заявления или представлении и признает оспариваемый судебный акт соответствующим закону, оставляя его без изменения. Этот вывод Президиум делает, если не находит оснований для надзорного пересмотра.

Президиум вправе отменить судебный акт любой нижестоящей инстанции полностью или частично и направить дело в ту инстанцию, судебный акт которой подвергся пересмотру. Поскольку Президиум проверяет только вопросы права и не вторгается в сферу деятельности судов первой и апелляционной инстанций в части установления фактических обстоятельств, он вправе действовать, но при этом не нарушая ограничений, установленных в ч.4 ст.305 АПК.

Возвращая дело в нижестоящую  инстанцию, Президиум вправе дать указание о том, чтобы новое рассмотрение проводилось в ином составе судей.

Президиуму предоставлено  право при наличии определенных условий отменить оспариваемый судебный акт и принять новое решение, не направляя дело на новое рассмотрение. Но это право ограничено определенными рамками:

1) обстоятельства дела, основанные на проверенных доказательствах, которым судами первой и апелляционной инстанций дана надлежащая оценка, остаются неизмененными;

2) участвующие в деле лица должны присутствовать в заседании Президиума и использовать свое право быть выслушанными, т.е. иметь возможность дать соответствующие пояснения.

Принятие нового решения  обусловлено только одним: когда  нижестоящие инстанции допустили  такое неправильное применение закона, которое в соответствии со ст.304 является основанием для надзорного пересмотра судебного акта.

Президиум отменяет судебный акт полностью или частично и прекращает производство по делу при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в ст.150 АПК, за исключением отказа от иска, исходя из ограничения, установленного ч.2 ст.49 АПК.

Президиум также может отменить или частично изменить судебный акт и соответственно оставить иск без рассмотрения с соблюдением требований гл. 17 АПК. 
Прекращение производства по делу или оставление иска без рассмотрения в надзорной инстанции может быть только при наличии оснований, содержащихся в ст.304 АПК. 
Исходя из того, что Президиум может столкнуться с ситуацией, когда по делу состоялись судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций, в законе предусмотрено положение, когда оставляется без изменения один из ранее принятых по делу судебных актов.

При отмене или изменении  судебного акта Президиум, принимая такое решение, обязан сослаться  на одно или несколько оснований, содержащихся в ст.304 АПК. 
Роль Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ как высшего судебного органа государства по делам, отнесенным к подведомственности арбитражных судов, заключается в обеспечении единства судебной практики путем единообразного применения закона при рассмотрении конкретных дел. Поэтому его указания, которые даны при отмене судебного акта, являются обязательными для всех инстанций арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, в части, касающейся понимания смысла и значения конкретных правовых норм, подлежащих применению при новом судебном рассмотрении.

Обязательность указаний Президиума ограничена определенными  пределами, которые содержатся в  законе. Эти ограничения касаются вопросов, находящихся исключительно  в ведении суда первой и апелляционной  инстанций. Президиум не может вторгаться в доказательственную базу и считать  установленными фактические обстоятельства, которые этими инстанциями признаны недоказанными или неустановленными. Президиум не обладает полномочиями предписывать суду, каким доказательствам  при новом рассмотрении дела следует  отдать предпочтение и какие из них  при оценке принять во внимание или  отвергнуть. Поэтому лишь суд, обладающий правом устанавливать все значимые для правильного рассмотрения дела факты, проделав эту работу, может  определить, какая норма материального  права подлежит применению и соответственно какой судебный акт будет этим судом принят.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.20 и ч.З ст.21 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах  в Российской Федерации" председательствует на заседании Президиума Высшего  Арбитражного Суда РФ Председатель Высшего  Арбитражного Суда РФ или в его  отсутствие заместитель Председателя, который подписывает принимаемое  Президиумом постановление.

 

Задачи

Задача 1  

ООО «Атлант» обратилось  в Высший Арбитражный  Суд РФ с заявлением о пересмотре дела в порядке надзора. Судьей Высшего  Арбитражного Суда РФ было вынесено определение  о возвращении заявления, поскольку  нарушение закона судами первой и  апелляционной инстанции, принявшими оспариваемые судебные акты, на которые  ссылается заявитель, не привели  к существенному ущемлению его  прав и законных интересов.

Дайте оценку действиям суда.

 

Согласно  ч.2 ст.292 АПК РФ оспаривание судебного  акта в порядке надзора допускается, если судебным актом существенно  нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности в результате нарушения или неправильного  применения арбитражным судом, принявшим  оспариваемый судебный акт, норм материального  или процессуального права. В  соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17.07.2002 № 13-П существенным нарушением являются нарушения, имеющие  фундаментальный, принципиальный характер.

Ст.296 АПК РФ уст-ет основания  для возвращения заявления или  представления о пересмотре судебного  акта в порядке надзора, одним  из них является не соблюдение требований, предусмотренных статьями 292 и 294 АПК РФ.

Следовательно, действия суда законны в силу ст.296 АПК РФ.

 

 

Задача 2

12 февраля 2003 г. Высший Арбитражный Суд РФ вынес решение о признании недействующей инструкции Министерства по налогам и сборам РФ. 20 июня 2003 г. прокурор подал представление о пересмотре данного решения в порядке надзора в Высший Арбитражный Суд РФ. Одновременно им было подано ходатайство о восстановлении срока на подачу представления. Судьей Высшего Арбитражного Суда РФ было вынесено определение о возвращении представления, поскольку возможность восстановления срока на подачу представления о пересмотре в порядке надзора законом не предусмотрена.

Дайте оценку действиям  суда.

 

Ч.1 ст.181 уст-ет, что решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решения  Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в  арбитражный суд апелляционной  инстанции, если иное не предусмотрено  настоящим Кодексом. Если иное не предусмотрено  настоящим Кодексом, решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд  кассационной инстанции при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции  или суд апелляционной инстанции  отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. 
По условию задачи прокурор хочет опротестовать решение ВАС РФ, принятого им по 1ой инстанции, что не допускает АПК РФ.

Ч.4 ст.292 АПК  РФ уст-ет возможность рассмотрения судом восстан-я срока обжалования  суд.акта в порядке надзора, в  том числе и прокурору, если он подал соответствующее ходатайство не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта.

Прокурор  подал представление с ходатайством о восстановлении срока на подачу представления через 4 мес. после вступления в силу решения ВАС РФ.

Таким образом, суд верно решил возвратить представление  о пересмотре в порядке надзора, но неверно указал основание, верным было бы определение о возвращении представления  ввиду того, что решение ВАС РФ, принятого им по 1ой инстанции, не может быть обжаловано в силу ч.1 ст.181 АПК РФ.

 

 

Задача 3

3 ноября 2003 г. в ходе рассмотрения заявления о пересмотре дела в порядке надзора суд установил, что основания для изменения или отмены оспариваемого судебного акта в порядке надзора отсутствуют, однако имеются основания для проверки правильности применения норм материального и процессуального права в кассационной инстанции. При этом установлено, что оспариваемое постановление апелляционной инстанции вступило в законную силу 9 марта 2003 г. и в порядке кассационного производства не пересматривалось.

Какое решение должен принять  суд?

 

Ч.6 ст.299 АПК  РФ уст-ет, что в случае, если при рассмотрении заявления или представления будет установлено, что при отсутствии предусмотренных статьей 304 АПК оснований имеются иные основания для проверки правильности применения норм материального права или норм процессуального права, суд может направить дело на рассмотрение в арбитражный суд кассационной инстанции при условии, что данный судебный акт не пересматривался в порядке кассационного производства. Что и сделал суд по условиям задачи.

При этом надо полагать, что ВАС РФ может направить  дело в суд кассационной инстанции  независимо от того, был ли пропущен срок на подачу кассационной жалобы и  было ли заявителю отказано в его  восстановлении (ст. 276 АПК РФ: жалоба д.б.подана не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемых решения, постановления арбитражного суда), поскольку ч. 6 ст. 299 АПК РФ не связывает с этими обстоятельствами право суда направить дело в кассационную инстанцию.

В связи с  этим суд кассационной инстанции  не должен возвращать лицу, участвующему в деле, заявление (представление) о  пересмотре судебного акта в порядке  надзора, адресованное в ВАС РФ и  направленное последним в порядке  ч. 6 ст. 299 АПК РФ в суд кассационной инстанции, по основаниям, предусмотренным  в п. 2 ч. 1 ст. 281 АПК РФ, или оставлять  его без движения по правилам ст. 280 АПК РФ.

Информация о работе Подведомственность дел арбитражному суду