Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:36, курсовая работа
Перед тем, как непосредственно рассматривать признаки проблемного обучения, необходимо дать определение понятию проблемное обучение. Существуют серьезные расхождения в толковании «проблемного обучение». Самые разнообразные формулировки, абсолютно несовпадающие подходы можно найти в публикациях. Среди разнообразия определений наибольшее признание получило определение М.И. Махмутова. Под проблемным обучением он понимает такой тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система выводов построена на принципе проблемности и целеполагании.
Необходимо различать проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация означает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное. Затем проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу. Задача появляется из проблемной ситуации, тесно связана с ней, но отличается от нее. В проблемной ситуации берет свое начало процесс мышления. Он начинается с анализа самой этой проблемной ситуации. В результате ее анализа возникает, формируется задача, проблема.
Мышление – это искание и открытие нового. В тех случаях, где можно обойтись старыми, уже известными способами действия, прежними знаниями и навыками, проблемной ситуации не возникает и потому мышление попросту не требуется. Потребность в мыслительной деятельности исчезает и в тех случаях, когда ученик хорошо овладел новым способом решения определенных задач или примеров, но вынужден снова и снова решать эти однотипные, уже ставшие известными ему задачи и примеры. Не всякая ситуация является проблемной, то есть вызывающей мышление [11, c. 2-6].
Возникновение задачи, в отличие от проблемной ситуации, означает, что теперь удалось хотя бы предварительно и приблизительно разобрать данное известное и неизвестное искомое. Этот разбор выступает в словесной формулировке задачи. Например, в учебной задаче более или менее четко фиксированы ее исходные условия (что дано, что известно) и требование, вопрос (что требуется доказать, найти, определить, вычислить). Тем самым в порядке лишь первого приближения и совсем приблизительно определяет искомое.
По ходу решения задачи, то есть по мере выявления все новых и все более существенных ее условий и требований, все в большей степени определяется искомое. Его характеристики становятся все более содержательными и четкими. Окончательное решение задачи означает, что искомое выявлено, найдено, определено в полной мере. Если бы неизвестное целиком и полностью было определено уже в начальной формулировке задачи, то есть в формулировке ее исходных условий и требований, то не было бы никакой необходимости его искать. Оно сразу же стало бы известным, то есть не возникло бы никакой задачи, требующей мышления для ее решения. И наоборот, если бы не было первоначальной формулировки задачи, намечающей, в какой области надо искать неизвестное, то есть в минимальной степени предвосхищающей искомое, то тогда это последнее было бы просто невозможно найти. Не оказалось бы никаких предварительных данных, зацепок и наметок для его поисков. Проблемная ситуация не порождала бы ничего, кроме чувства недоумения и растерянности [22].
Необходимо рассмотреть существующие правила, которые нужны при создании проблемной ситуации перед учащимися.
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соблюдать следующие основные условия:
1. Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся. Они должны быть достаточными для понимания условий задания, достигаемой конечной цели и путей его выполнения.
2. Неизвестное, которое нужно открыть для выполнения поставленного задания, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия.
3. Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.
Правило второе. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям. Степень трудности предлагаемого проблемного задания можно оценивать по двум главным показателям:
1) по степени новизны подлежащего усвоению учебного материала;
2) по степени его обобщенности.
Чем большими интеллектуальными возможностями обладает учащийся, тем большей степени новизны и тем большей степени обобщенности могут быть те подлежащие усвоению знания и способы действия, необходимость в которых возникает при выполнении проблемного задания.
Правило третье. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала. Однако при отсутствии у учащихся достаточных сведений об изучаемом явлении или некоторых элементарных способов действия первым этапом в обучении будет этап сообщения учащимися таких сведений или обучение их таким действиям, которые необходимы для создания проблемной ситуации.
Следует различать учебный материал, необходимый для постановки проблемного задания, и тот учебный материал, который усваивается после постановки проблемного задания, после возникновения у учащегося потребности в этом учебном материале.
К первому типу учебного материала относятся фактические сведения, описания процессов, а также необходимые умения. Ко второму типу учебного материала относятся общие закономерности, общие способы действия, общие условия выполнения усваиваемых действий.
Правило четвертое. Учебные задачи, вопросы и практические задания могут служить в качестве проблемных заданий. Вопрос, поставленный учителем, не составляет сам по себе проблемной ситуации. Вопрос может быть показателем проблемной ситуации в том случае, когда он возникает у учащегося при выполнении поставленного перед ним практического или теоретического задания.
Формулирование вопроса учителем должно соответствовать тому реальному вопросу, который возникает у учащегося. В том случае, когда учитель формулирует вопрос, не соответствующий тому реальному вопросу, который возник у учащегося, такой вопрос не отвечает условиям проблемного обучения.
Правило пятое. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Так, проблемная ситуация может быть вызвана с помощью теоретического проблемного задания, требующего объяснить или предсказать определенные события, процессы или действия. В этом случае постановке теоретического задания должны предшествовать демонстрация, описание или сообщение необходимых фактов.
Проблемная ситуация может быть создана с помощью практического задания. При этом проблемная ситуация возникает в результате того, что поставленное учебное задание не может быть выполнено учеником. Невозможность его выполнения с помощью известных учащемуся способов вызывает проблемную ситуацию, центральным звеном которой становится потребность в новом неизвестном способе действия, в неизвестной новой закономерности.
Правило шестое. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты. Такое фиксирование проблемной ситуации учителем подчеркивает учебный характер предлагаемого ученику проблемного задания и определяет область поиска требуемого неизвестного. Оно завершает этап создания проблемной ситуации и является необходимым переходным звеном к объяснению учебного материала, требуемого созданной проблемной ситуацией [10, c. 5-9].
Для правильного построения проблемной ситуации необходимо использовать приведённые выше правила. С их помощью можно построить учебный процесс таким образом, что при выполнении практического или теоретического задания учащийся может открыть новые знания или действия, важным критерием является и то, что проблемное задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
2.2 Типы проблемных заданий
Объем информации, поступающей извне, увеличивается с каждым годом, поэтому репродуктивный способ освоения знаний становится неэффективным, на что указывают современные учителя-практики. Перед учителем стоит задача научить учащихся думать, находить проблему и пути ее решения, творчески применять материал, адаптировать его к разным ситуациям, использовать в новых условиях ранее полученные знания. Для этого на уроках рекомендуется применять элементы проблемного обучения, которые можно использовать как при введении нового учебного материала, так и при его отработке и контроле знаний, умений навыков.
Задания учебника довольно редко являются проблемными. Но по мере желания можно внести элемент проблемности практически в любое задание и в любой вид деятельности.
Невозможно освоить иностранный язык без знания лексики. При изучении лексики часто применяются лингвистические задачи, целью которых является не непосредственное овладение речевой деятельностью, а усвоение языковых форм и их значений [12] .
Введение новой лексики рекомендуется осуществлять в классе, причем делать упор на запоминание слова и усвоение способов его употребления уже на уроке, чтобы избежать перегрузки учащихся домашним заданием. Лексика вводится тремя блоками:
1) интернациональные слова - слова или выражения, употребляющиеся во многих языках с одним и тем же значением. Интернациональные и созвучные словам родного языка лексические единицы вводятся таким образом, чтобы развивать языковую догадку и облегчить запоминание слова. Обязательно отрабатываются все возможные производные от данного слова, что позволяет применить изученный материала в новых условиях. Например: industry, official.
2) слова,
о значении которых можно
Здесь работа идет именно в области словообразования. По словообразовательным элементам учащиеся определяют принадлежность слова к какой-либо части речи, прогнозируют иные возможные производные, а затем догадываются о значении слова, исходя из знакомого корня либо контекста, предоставляемого учителем.
Например:careful (care + ful)
3) контекст, в котором употребляются новые слова. При постановке проблемной задачи на определение слова на основе контекста учащийся устанавливает связи между словами и другими элементами текста, анализирует текст, определяет место этого слова в контексте, в результате чего осуществляется непроизвольное запоминание.
Усложнить задачу можно, используя другой вариант проблемного изложения материала, а именно привести ряд незнакомых слов целиком. В этом списке предлагается найти слова, которые по звучанию или написанию напоминают русские. Так устанавливается связи между русскими и новыми английскими словами. Далее можно познакомить учащихся с примерами употребления слов в речи, уточняя таким образом их значение в английском языке.
Например: kingdom (n): a kingdom – kingdoms. A kingdom is a country ruled by a king or a queen. (Королевство: королевство – это страна, управляемая королем или королевой.) [21].
При закреплении и контроле лексического материала могут использоваться различные виды проблемных заданий такие как - анаграммы, закрытые тесты, задания на употребление лексических единиц в затрудненных условиях, а также задания на творческое применение изученного, например, составление рассказа с употреблением изученных слов, рекламного проспекта, заданий для одноклассников, причем задача тем сложнее, чем менее соотносится предложенная тема от набора изученной лексики. Подобные задания позволяют не только легко и быстро проконтролировать усвоение материала, но при этом повысить мотивацию и способствовать углублению познавательного интереса учащихся [23].
Например: анаграммы - Guess the words (Угадай слова).
mrah (harm)
lbsimopise (impossible)
torectp (protect)
macilt (
limd (mild)
yrotcaf (factory)
oselbisp (possible)
Задания на исправление ошибок в словах и предложениях. Например:
Correct my mistakes (Исправь ошибки).
a maild claimit
a posebl pleis but imposeble taim
Fektorys does a lot of ham.
To briv fresh air we mast protekt neitcher.
Учащиеся с удовольствием примеряют на себя роль учителя и в дальнейшем этот навык помогает им при само- и взаимоконтроле.
Упражнения на сопоставление, которые помогают учащимся догадаться о правилах употребления того или иного слова. Например:
Read and compare (Прочитай и сравни).
The water is clean. You can see little fishes swimming in it - Вода чистая. Можно видеть, как в ней плавают маленькие рыбки.
The sky is clear: there are
Lake Baikal is the biggest
При самостоятельном анализе данного контекста даже слабые ученики очень быстро дифференцируют данные синонимы, прочно усваивая правила их употребления. Это маленькое самостоятельное исследование активизирует познавательную деятельность, формирует познавательный интерес и повышает мотивацию. Каждый стремится первым докопаться до сути явления [24].
Fill in the gaps using the
1. Russia as every country has its own traditions and … . I … you know some of them, for example Maslenitsa. During this holiday people in towns and … cook … . Some prefer to eat them with …, others with … or … .
2. S. Korolev was a famous … . His … theories and discoveries changed a lot in the world of … and let Yuri Gagarin become the first man in the world who had a journey in … around the world on board the … "Vostok" on April, 12 1961.
The words:
space custom spaceship pancake
hope science caviar village
scientist sour
Уровень проблемности увеличивает тот факт, что слова к обеим ситуациям даны вместе и, прежде чем заполнять пробелы, необходимо выяснить, какие слова относятся к какой ситуации. Учащиеся должны подобрать не только подходящее по смыслу слово, но и включить его в наличную грамматическую структуру предложения. Сильным учащимся список слов можно не давать, т.е. каждый получает дифференцированное задание.
Тестовые задания.
Проблемный характер имеют тестовые задания, содержащие проблему, т.е. трудность, связанную с имеющимися различиями в тестируемом лингвистическом явлении в родном и иностранном языках. Примеры таких заданий (фонетические, лексические, грамматические тесты) содержатся в отечественных и зарубежных руководствах по лингвистическому тестированию [20].
Информация о работе Теоретические основы проблемного обучения