Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:36, курсовая работа
Перед тем, как непосредственно рассматривать признаки проблемного обучения, необходимо дать определение понятию проблемное обучение. Существуют серьезные расхождения в толковании «проблемного обучение». Самые разнообразные формулировки, абсолютно несовпадающие подходы можно найти в публикациях. Среди разнообразия определений наибольшее признание получило определение М.И. Махмутова. Под проблемным обучением он понимает такой тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система выводов построена на принципе проблемности и целеполагании.
Заключение
Проблемное обучение должно быть развивающим, в котором самостоятельное усвоение знаний путем решения учебных проблем, путем открытий сочетается с репродуктивным усвоением знаний, излагаемых учителем. Ученик не может и не должен повторять весь исторический путь развития человеческого знания. Но принципы этого развития и обобщенные способы действия он должен повторить для того, чтобы усвоить их выработать у себя способы творческой деятельности.
Обучение не может считаться развивающим, если не используются закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация).
Несомненно, не всякий материал может служить основой для создания проблемной ситуации. Проблемное обучение может быть лишь там, где та или иная проблема возникает в самом процессе изучения жизненно важных вопросов, таит в себе известную новизну в её раскрытии, допускает различные трактовки и способы решения.
Проблемное обучение называется не потому, что весь учебный материал учащиеся усваивают только путем самостоятельного решения проблем и «открытия» новых понятий. Организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а систематическое решение учебных проблем – характерный признак этого типа обучения [18]. Проблемное обучение способствует развитию творческой познавательной деятельности и развитию интеллекта учащихся. Это тип обучения с большим развивающим потенциалом.
Организация проблемного обучения в практике имеет определённые сложности. Основные трудности, связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах учебных заведений, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных познавательных задач, диалоговых конструкций, а также недостаточной подготовленностью педагога к организации проблемного обучения.
Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно-воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.
Проблемное обучение доступно практически всем. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения и так далее.
Проблемное обучение обладает рядом достоинств. Проблемное обучение при правильной его организации способствует развитию умственных сил обучаемых; самостоятельности; развитию творческого мышления. Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое и логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).
Проблемное обучение вооружает методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.
Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не экономично - требует больших затрат времени.
Наиболее целесообразно применять проблемное обучение не отдельно, а совместно с традиционным.
Рассмотрев в данной курсовой работе основные аспекты реализации проблемного обучения в качестве педагогической технологии, можно сделать следующие выводы:
1. Проблемное обучение – это обучение, при котором педагог ставит перед учениками проблему и организует процесс её решения.
2. Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся.
3. Существуют принципы основных способов создания проблемных ситуаций, а также правила создания проблемных ситуаций.
4. Решение учебной проблемы есть результат активного мыслительного процесса.
5. Проблемное обучение сочетает в себе индивидуальную и коллективную формы работы учащихся.
6. Проблемное обучение доступно практически всем учащимся.
В заключение следует отметить, что проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно положительный результат в обучении и воспитании.
Список использованных источников
1 Сафонова, В.В. Проблемные задания на уроках английского языка в школе: учебное пособие / В.В. Сафонова – 3-е изд. - М.: Еврошкола, 2001. - 271 с.
2 Бабанский, Ю.К. Проблемное обучение, как средство повышения эффективности обучения школьников / Ю.К. Бабанский. - 2-е изд. – Ростов на Дону Наука, 1970. - 89 с.
3 Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / В.Т. Кудрявцев - М.: Знание, 1991. - 80 с.
4 Вилькеев, Д.В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения основным наукам в школе / Д.В. Вилькеев. – М.: Казань, 1967. – 80 с.
5 Людмилов, В.В. Проблемное обучение / В.В. Людмилов. – М.: Знание, 2000. – 180 с.
6 Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / И.М. Махмутов. – М.: Казань, 1972. – 551 с.
7 Ильницкая, И.А. Проблемные задания как приём обучения иностранному языку / И.А. Ильницкая. – Минск, 1994. – 40 с.
8 Меркулова, И.И. Проблемные задания в обучении чтению / И.И. Меркулова. – Казань, 2005. – 76 с.
9 Верчасов, В.М. Проблемное обучение в высшей школе / В.М. Верчасов. – Киев, 2005. – 370 с.
10 Лернер, И.Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер. - Минск, 2005. - 183 с.
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. - Ростов н/Д., 2003. - 182 с.
Г.В. Ейгер. - М.: Наука, 1985.- 608 с.
В.Я. Платов. - М., 1991. – 20 с.
вое сентября- №2, 2002. – 15 с.
Кульневич, Т. П. Лакоценнина. — Воронеж, 2001. – 20 с.
18 Колесник, Л.И. Проблематизация учебного текста и заданий к нему (на материале обучения чтению на иностранном языке): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.02 / Л.И. Колесник. – Н.Новгород, 2004. – 80 с.
19 Ситаров, В.А. Проблемное обучение
как одно из направлений
20 Сарбашева, З.М., Курданова, Х.М. Проблемное обучение в процессе индивидуализации обучения / З.М. Сарбашева, Х.М. Курданова. – Вестник Томского педагогического университета. - №7. - 2009. – 48 с.
21 Мочалова, Н.М. Методы проблемного обучения и границы их
Применения / Н.М. Мочалова. - Казань, 1979. 70 с.
22 Дорно, И.В. Проблемное обучение в школе / И.В. Дорно. - М., 1983. – 60 с.
23 Матюшкин, А.М. Актуальные проблемы проблемного обучения: учеб. Пособие / А.М. Матюшкин. — М.: Педагогика, 1972. — 307 с.
24 Вяткин, Л.Г. Методика проблемного обучения / Л.Г. Вяткин. – Саратов, изд-во СГУ, 1971. – 40 с.
25 Ейгер, Г.В., Рапопорт, И.А. Проблемные задачи в обучении иностранным языкам / Г.В. Ейгер, И.А. Рапопорт. Иностранные языки в школе. № 5-6. – 1992 – 22 с.
26 Солтовская, Т.Н., Юрчишина, Г.В. Приемы обучения проблемно - поисковому чтению на английском языке / Т.Н. Солтовская, Г.В. Юрчишина. Иностранные языки в школе. №2. – 2006 – 32 с.
27 Габдуллина, М.Г. Разработка проблемных заданий в процессе преподавания литературы на английском языке / М.Г. Габдуллина. Иностранные языки в школе. №4. – 2005. – 73 с.
Информация о работе Теоретические основы проблемного обучения