Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 22:36, курсовая работа
Перед тем, как непосредственно рассматривать признаки проблемного обучения, необходимо дать определение понятию проблемное обучение. Существуют серьезные расхождения в толковании «проблемного обучение». Самые разнообразные формулировки, абсолютно несовпадающие подходы можно найти в публикациях. Среди разнообразия определений наибольшее признание получило определение М.И. Махмутова. Под проблемным обучением он понимает такой тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система выводов построена на принципе проблемности и целеполагании.
Для контроля лексических и орфографических навыков можно использовать различные тесты проблемного характера. Например:
c – 6 key: caviar
c – 6 custom
s – 5 space
s – 7 science
s – 9 spaceship
s – 9 scientist
s – 10 scientific
Данный тест позволяет регулировать уровень проблемности: слабому ученику можно объяснить, что s или c – это первая буква слова, а цифра – количество букв в нем; сильный ученик должен об этом догадаться сам.
При работе над грамматическим материалом также применяют проблемные задания для того, чтобы активизировать восприятие нового материала и поставить учащихся в роль исследователей.
Например, после объяснения способа образования времени the Past Continuous Tense, ученикам даётся следующее задание на самостоятельное выявление правил его употребления:
Read and compare: (Прочитай и сравни: в каких случаях употребляется the Past
Past simple |
Past continuous |
He played tennis yesterday. |
He was playing tennis at 4 o'clock yesterday |
He read this book 3 weeks ago. |
When I came he was reading a book. |
Проблемное изложение возможно применять при изучении времен. Исходя из названия времени, учащимся предлагается вывести формулу образования, а также попробовать спрогнозировать случаи его употребления, что облегчает запоминание и делает сам процесс более интересным. Случаи употребления времени можно вводить при помощи контекста, где учащиеся ставятся в роль исследователей и сами выводят правило, опираясь на предоставленный материал. Доля помощи учителя регулирует уровень проблемности [25].
Следующая проблемная задача поможет учащимся разобраться в употреблении предлогов of и from с глаголом to make.
| |
OF |
FROM |
This table is made of wood. |
Cheese is made from milk. |
The watch is made of gold. |
Sour cream is made from milk. |
Учащимся предлагается догадаться, в зависимости от каких условий мы употребляем эти два предлога (Если вещество или материал, из которого изготовлен предмет, изменил свои физические свойства, используется предлог from, если нет - of). Для облегчения задачи можно использовать наводящие вопросы. Действительно, наблюдается значительное повышение познавательной активности, т.к. употребление разных предлогов в одной и той же ситуации "сделан из" кажется абсурдным и вызывает естественный вопрос "почему?".
Исследования в области подростковых интересов показали, что большинство современных детей не любят читать. Естественно, что перед учителями встаёт вопрос, как разбудить интерес, какими методами приобщить учащихся к чтению на иностранном языке. В данной ситуации может помочь проблемный подход, так как он способствует развитию способности к прогнозированию, творческого воображения и повышает мотивацию [13].
Большие трудности вызывают у учащихся задания на аудирование, так как им тяжело воспринимать иноязычную речь на слух, без зрительной опоры. Их внимание отключается, и результатом является полное отсутствие интереса и мотивации к таким занятиям. Продуктивность подобного рода работы очень низкая.
Для стимулирования познавательной активности, которая селективно направлена на получение определенной информации, можно использовать так называемые "предвопросы" (forequestions) при восприятии иноязычного текста на слух или при чтении [14]. Это позволяет сконцентрировать внимание учащихся.
Например: при изучении темы «Путешествия» в 11 классе учащимся предлагается прослушать текст A Drive In a Motor Car(Поездка на автомобиле) и выполнить два задания:
а) из предложенных предложений выберите те, которые соответствуют содержанию текста;
б) вспомните, в каких предложениях текста употребляются новые слова.
С позиции проблемного подхода этих заданий явно недостаточно. До предъявления текста можно предложить учащимся «предвопрос»: прослушайте текст и скажите, почему девушка надела перчатки и повязала шарф на голову (мода того времени).
Стимулировать речевые действия при этом помогают следующие задания. Перед прочтением или прослушиванием текста учащимся предлагаются следующие вопросы:
- по названию текста попробуйте
спрогнозировать содержание
- каков возраст героев рассказа;
- место и время действия.
Предположения варьируются касаемо места действия, но учащиеся сходятся в определении возраста героев - молодые люди, времени года – лето.
Далее вводятся слова, необходимые для понимания текста – collide (столкнуться), crash (врезаться), windscreen (ветровое стекло) и др. Учащиеся уточняют свои догадки – в тексте будет упоминание об аварии и ее причина – дождь. Таким образом, учащиеся внимательно слушают рассказ, чтобы проверить свои догадки, которые не подтверждаются – время года зима, а причина аварии – неопытность водителя.
Мотивировать потребность высказаться можно при помощи послетекстовых вопросов. Проблемность заключается в том, что вопросы напрямую не связаны с текстом. В данном случае это следующие вопросы:
- каковы были правила и
- каковы, по вашему мнению, причины автомобильных аварий в наши дни;
- каковы, на ваш взгляд, последствия
появления огромного
В соответствии с темой рассказа это также могут быть вопросы о защите животных или о загрязнении окружающей среды, вопросы этикета, нравственности:
- как вы лично можете защитить животных;
- что вы можете уже сейчас
предпринять для
- как вести себя в театре;
- как поступить в ситуации выбора.
Активизировать мыслительную и речевую деятельность помогают и другие элементы проблемного обучения [12, c. 2-6]:
- пересказ от лица неодушевленного героя или животного (например: от лица собаки главного героя, которая не принимает активного участия в событиях рассказа);
- переработка диалога в монолог и наоборот;
Уровень проблемности можно регулировать: сильным ученикам способ выполнения задания не объясняется, а слабым можно дать некоторые подсказки либо примеры.
- вопросы о недостающей информации (например: какой информации, по вашему мнению, в тексте не хватает, что бы вы добавили в текст, если бы были автором данного учебника – при изучении англо-говорящих стан);
- личностно значимые вопросы (автомобиль вашей мечты). Такие вопросы пробуждают желание выразить себя и являются мощным стимулом к потребности высказаться;
- придумайте окончание рассказа. Подключается воображение и ученик, сталкиваясь с недостаточностью знаний, испытывает в них потребность и предпринимает самостоятельный поиск. Например, домашним заданием после прослушивания текста “Worse Than a Small Child” было сочинение окончания рассказа.
Мотивировать учащихся, повысить познавательную активность позволяет работа над измененным текстом, при этом возможно индивидуализировать и дифференцировать задания, меняя степень сложности. Например: при работе над текстом “SwanLake” в 8 классе трем группам учащихся предлагаются три варианта одного и того же текста, в одном из которых части текста переставлены, в другом пропущены слова, в третьем не хватает предложений, которые нужно составить из приведенных после текста слов. В результате переработки текста у учащихся всех групп должен получиться один и тот же вариант. Это задание позволяет добиться включенности учащихся в занятие, реализовать воспитательные цели, научить работать в группе, слушать и слышать товарища, принимать другую точку зрения, осуществить взаимоконтроль и активизировать мыслительную деятельность учащихся, направленную на применение полученных знаний лексики и грамматики в новой ситуации [19].
Tакой вид работы способствует не только развитию творческого мышления на уроках иностранного языка, но и повышают мотивацию его изучения, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к текстам. С одной стороны, он позволяет совершенствовать грамматические и лексические навыки, с другой, активизирует мышление, задействует воображение, и эффект от такого рода заданий гораздо выше, чем от заданий репродуктивного характера [15, c. 6-10].
Научить ученика применять уже усвоенный материал в новой ситуации, повысить мотивацию, создать креативную ситуацию на уроке помогут проблемные задачи на стимулирование высказываний в определенной ситуации общения, когда учащийся при этом должен комбинировать, объединять языковой материал, полученный в процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника.
Одним из самых популярных методов в современной методике является метод драматизации диалогов, так как позволяет оживить урок, а также проявить скрытые таланты, например актерские. Этот метод решает задачу обучения говорению, позволяет создать креативную ситуацию на уроке, развивает творческое мышление учащихся [16, c. 7]. Для решения поставленной задачи учащиеся должны продумать структуру диалога, портрет персонажей, реквизит, вжиться в роль. Чтобы повысить уровень проблемности, можно попросить представить диалог от лица противоположного пола, от имени неодушевленного предмета, изменить место, тему, время разговора. Это позволяет добиться не просто зазубренное воспроизведение, а игру на зрителя, стремление донести идею всеми возможными способами, выйти из затруднительной ситуации.
Например: при изучении темы Health (Здоровье) можно предложить участникам творчески переработать и драматизировать диалог учебника – A Visit to a Doctor (Визит к врачу). Итогом задания могут стать красочные театрализованные сценки: учащиеся перевоплотятся в пациентов с различными заболеваниями и специалистов разного профиля [27].
Использовать
проблемные задания можно на разных этапах
обучения. Для начинающего этапа (младшие
классы) применяютсяпоисково-игровые
- найдите различия между
- найдите путь на карте. Расскажите как вы дошли до школы;
- составьте картинку. Опишите героя.
Для среднего
звена подойдут познавательно-
- выберите из текста информацию, оформите ее в таблицу, составьте по таблице рассказ;
- составьте рассказ/диалог по схеме;
- составьте вопросы по таблице, составьте диалог по таблице,
Проблемность задания можно регулировать, учащимся будет проще работать, если определить тему диалога или действующих лиц.
Такие задания способствуют повышению интереса к предмету и способствуют развитию логического и творческого мышления школьников.
2.3 Пример урока английского языка с использованием проблемных заданий
Класс: 6
Речевые функции:
Цели:
Практические – введение и закрепление новой лексики по теме: "Which job is good?".
Воспитательные – воспитывать умение работать в парах, самостоятельно, воспитывать уважительное отношение к различным видам профессиональной деятельности.
Развивающие - развитие способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию, развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля.
Общеобразовательная- обеспечить в ходе урока усвоение правил, понятий; создать условия для отработки навыков и умений в чтении письме, говорении, восприятии речи на слух; расширить общий и филологический кругозор учащихся.
Задачи:
Языковой и речевой материал:
- новый: новые лексические единицы по теме “My job”.
- для повторения: тренировка ранее изученных фонетических явлений.
Оснащение урока: мультимедиа проектор, экран, ноутбук, аудиозапись рифмовки, мультимедиа презентация по теме урока, иллюстративная наглядность по теме “Профессии”.
Этап урока |
Задача урока |
Содержание урока |
Время (мин.) | |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика | |||
1.Организационный момент. |
Введение учащихся в атмосферу иноязычного общения |
Good morning! Boys and girls! I am glad to see you! What day is it today? What season is it now? What date is it today? What is the weather like today? How are you today? Well, children, you are students and I am a teacher …and … What is this man? |
Good morning! Today is… It is… Todаy is… The weather is nice. He is a cobbler… |
2 |
2.Фоне- тическая зарядка. |
Тренировка фонетических явлений. |
Let’s train our tongue. Please, listen and then repeat after me! Cobbler, cobbler, mend my shoe, Get it done by half past two Stitch it up and stitch it down And then I’ll give you half a crown. |
Повторяют за учителем, затем рассказывают индивидуально (2-3 учащихся) |
3 |
3.Создание проблемной ситуации. |
Определение проблемы урока. |
This man is a “Cobbler”. Please, suppose what this man is? ( учитель показывает на другого персонажи иллюстрации и предлагает выбор из ответов “king, lawyer, postman”) Well! Do you want to be a cobbler or a king? Why? Is it a good or a bad job? You can answer in Russian. What is the problem (topic) of our lesson ? (если учащиеся затрудняются, то предлагается составить проблемный вопрос из следующих слов:
is, Which, job, good, a? Why? Today we are to learn new words and phrases on the topic, we are to read a text and answer the questions. We are going to learn new facts about exotic jobs. |
He is a king.
I want to be a King.
It is a good job. (учащиеся могут ответить по-русски).
Which job is good? Why? |
5 |
4.Этап введения. |
Изучение новых лексических единиц по теме “ My job”. |
Look at this boy! He is from our school. He is in the 11th form. He doesn’t know anything about his future job. He asks a lot of questions. The word “job” is associated with several questions. So let’s play a little! Please, suppose what profession I mean. (Выделенные слова являются новыми ЛЕ. В данном упражнении идет презентация ЛЕ через языковую догадку и перевод (3 слова). С названиями профессий учащиеся познакомились на прошлом уроке) What is a person? Where does he work?” A person works on a farm A person works at a hospital A person works at a bank A person who earns much money . … |
It’s a farmer.
Doctor / nurse Accountant Businessman |
10 |
5.Этап речевой практики. |
Развитие навыков устной речи по теме с использованием новых лексических единиц |
What kind of job is a beefeater? You can answer in Russian. We need new words to describe this job. Repeat the words after me (фонетическая отработка новых лексических единиц) Guess the meaning of the words! (при семантизации используется языковая догадка, перевод). Write down the translation of the words on these sheets of paper.
Let’s speak about different jobs ! Групповая работа: (группа состоит из 3 человек, каждой группе раздается иллюстративная наглядность с изображением человека определенной профессии) Let’s imagine the following situation! You are a family. You are a father, you are a mother, you are their son. |
Учащиеся записывают перевод слов самостоятельно, проверка осуществляется фронтально.
Ученик 1 ( a son /a daughter) I want to be a doctor. Ученик2 (a mother) It is a good job (использует положительные характеристики данной профессии) Ученик 3 ( a father) It is a bad job. (использует отрицательные характеристики данной профессии) |
10 |
6. Решение проблемного вопроса на основе нового языкового материала |
Построение высказываний на основе нового языкового материала. |
Well, look at this picture ? Do you know this woman? Who is she? Where does she work? What is she? Do you like her job? Why? What kind of job is it?)
In our region there are a lot of people who are good at their profession! Let’s speak about them. |
This is Elizabeth II. At a palace. the English Queen Yes, I do. / No, I don’t. It is exotic, rare, important. (высказывание строится с помощью визуальной опоры) •Who is this? •Where does she work? •What is she ? •What kind of job is it? It is ….) She works at … She is … It is …… Далее высказывание строится без опор. |
5 |
7.Итог урока |
Подведение итогов урока. |
And now can you answer the question: Which job is good? Which job is good for you? And why? Please, explain! Учитель: To be a king or a cobbler depends on you. You should choose your future profession wisely. “The world is full of a number of things, I’m sure we should all be as happy as kings! R. L. Stevenson. |
Ученик: (строит высказывание на основании опоры): A doctor is a good job for me. A doctor works at a hospital. It is an excellent and important job. Далее высказывания строятся без опоры.
|
5 |
8.Выставление отметок, самооценивание. |
Учитель выставляет отметки и комментирует работу учащихся. |
Oцените свою работу, выберите красный квадрат – “все понял отлично”, желтый – “все понял хорошо”, зеленый – “нужно стараться, не все понятно”) |
3 | |
9.Домашнее задание. |
Your home task is to write about your parents’ profession. |
2 | ||
10. Подведение итогов |
The lesson is over. You have done your work well. I’ll be glad to see you again. Goodbye!
|
2 |
Информация о работе Теоретические основы проблемного обучения