Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 08:48, реферат

Краткое описание

Цель исследования: определение влияния вредных привычек на организм подростка и организация их профилактики в школе.
Задачи исследования:
1). Изучить и проанализировать литературу по затронутой проблеме.
2). Выяснить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.
3). Проанализировать результаты экспериментально - практической работы и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.

Содержание

Введение
Раздел 1. Общая психофизиологическая характеристика развития организма подростков и влияние вредных привычек на его развитие
1.1 Психофизиологические особенности развития детского организма
1.2 История возникновения вредных привычек
1.3 Влияние вредных привычек на развитие подростков
1.4 Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни
Раздел II. Педагогические возможности школы в выявлении и профилактике вредных привычек
2.1 Организация профилактической работы в школе
2.2 Организация экспериментально - практической работы и её результат
2.2.1 Методы исследования
Заключение
Библиография

Вложенные файлы: 1 файл

кусов.docx

— 114.07 Кб (Скачать файл)

Алкоголь - это тоже бесструктурная форма управления жизнью и здоровьем  нации, но только используется она не для выживания нашего народа, а  для его уничтожения параллельно  с наживой на его глупости. Причём, делается это на глазах - в буквальном и в переносном смыслах - средствами массовой информации и рекламой как  желательный элемент новой и  свободной жизни (телекино, шоу и  т.п.) [14].

Особенно пагубное воздействие  оказывает алкоголизм на здоровье подростков. В России средний возраст употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года [25,13].

Алкоголь, попадая в организм подростка, быстро разносится кровью и  концентрируется в мозгу. Вследствие повышенной рефлекторной возбудимости даже небольшая доза спиртного вызывает у детей бурную реакцию, тяжёлые  симптомы отравления. При систематическом  поступлении алкоголя в детский  организм страдает не только нервная  система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется  с алкогольной нагрузкой, и происходит её перерождение. Страдают органы внутренней секреции, прежде всего щитовидная железа, гипофиз, надпочечники. В результате на фоне алкогольной интоксикации у пристрастившихся к спиртным напиткам подростков может развиться сахарный диабет, нарушение половых функций и т.д. Особенно ранима нервная система, головной мозг ребёнка [28,77].

В последнее время участились случаи, когда дети в стадии алкогольного состояния попадают в больницы, это  вызвано сильными отравлениями алкоголем, и тем, что подростки из неблагополучных  семей употребляют суррогаты, спиртосодержащие жидкости и алкоголь низкого качества.

Нужно отметить, что случаи смерти детей от спиртных напитков не столь уж и редки.

Статистика страшная, поэтому  возникает серьёзный вопрос по профилактике употребления алкоголя среди подростков.

"Детский подростковый  алкоголизм" - этот термин постепенно  входит в нашу речь. Алкоголь  оказывает сильное влияние на  поступки молодых людей.

В последнее время большой  проблемой стала проблема распространения  наркотиков среди подростков. Опросы, проведённые в крупных российских городах, показывают, что сегодня  каждый третий школьник 13-16 лет знаком с одурманивающими препаратами  не понаслышке. Резко снижается возрастная планка начала их употребления. Пятая  часть несовершеннолетних потребителей наркотиков составляют девушки.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в своем докладе в 1981 году определила наркотики в широком  смысле как "химическое вещество, или  смесь веществ, отличное от необходимых  для нормальной жизнедеятельности (подобно пище), приём которого влечет за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры".

Эксперты Всемирной организации  здравоохранения признают, что их определение наркотиков очень широко. Для научно-исследовательских и  практических целей следует разделить  все вещества, подпадающие под  определение на категории. Фармакологи  делают свои классификации, в основе которых лежат основные свойства наркотиков, относящиеся к их клинической  структуре и способам употребления. Наркотики классифицируются по следующим  принципам [24,149]:

1. По происхождению. Например, опиаты производятся из опиумного  мака, выращиваемого на плантациях. В состав чистых (не синтетических)  опиатов входят такие вещества, как морфий и кодеин. Героин, полусинтетический  наркотик, относиться к группе  опиатов. Поскольку в данной  классификации нас интересует  только источник полученного  наркотика, то в одну группу  войдут наркотики с различным  химическим действием.

2. По воздействию. В  одну группу попадут наркотики  со схожими действиями на организм. Например, как марихуана, так и  атропин вызывают учащение пульса  и сухость во рту. Поэтому  марихуану можно назвать атропиноподобным  наркотиком.

3. По терапевтическому  использованию. Обращается внимание  на то, для изменения каких  процессов в организме используется  данное вещество. Например, амфитамины  называются наркотиками, подавляющими  аппетит. Следует заметить, что  при использовании наркотиков  их терапевтическое воздействие  может совсем не приниматься  во внимание. При использовании  амфитаминов не в медицинских  целях в расчет принимается  их возбуждающее воздействие.  Точно так же морфий используется  в медицине, как мощное обезболивающее, но наркоманы принимают его потому, что он вызывает эйфорию.

4. По части организма,  на которую действует наркотик. Кокаин - стимулянт, так как оказывает  на центральную нервную систему  возбуждающее действие. Такая классификация  вполне подходит для наркотиков, оказывающих воздействие на разные  органы. Например, кокаин, стимулирующий  нервную систему, так же имеет  анестезирующее действие. Более  того, очень различные по химическому  строению и способу действия  наркотики могут влиять на  одну и ту же часть организма.

5. По химическому строению. Например, барбитураты (фенобарбитал, амитал, секонол и другие) - синтетические  вещества, полученные на основе  барбитуратовой кислоты и различающиеся  реагирующими с ней веществами.

6. По механизму воздействия.  В принципе, такая классификация  хороша, но механизм действия  некоторых наркотиков до сих  пор неизвестен.

7. По названию на сленге, данному в определенной субкультуре  или на черном рынке.

На какие бы группы мы не подразделяли наркотики, все они  наносят большой вред организму  подростков. Дети - наркоманы плохо  учатся или не учатся совсем, рано умирают, так как они заболевают, и ничто  их уже не может спасти, так как  наркомания почти не излечима.

Психоактивные наркотики  оказывают действие на настроение, сознание и поведение. Психоактивные  наркотики занимают главное место, потому что подростки в основном употребляют именно их, и они часто  создают серьезные проблемы. К  сожалению, исторически сложилось, что ни усилия профессионалов, ни направленное финансирование не смогли сделать запрещение наркотиков основной общественной задачей. Причины этого не определены, но существует два возможных объяснения. Одно из них то, что затраченные  в прошлом усилия на предотвращение злоупотреблений принесли только весьма скромные результаты. Второе объяснение этого в том, что в настоящее  время злоупотребление различными веществами особенно заметно и находит  более быстрый отклик в людских  и финансовых ресурсах.

В последние годы в России значительно возросло количество людей, употребляющих наркотики. По данным МИНЗДРАВА РФ, на конец 2000 года в  наркологических диспансерах состояли на учёте около 270 тысяч человек, злоупотребляющих наркотическими средствами. Количество состоящих на учёте больных  наркоманией возросло за последние 10 лет в 10 раз [25, 13].

Особую тревогу вызывает резкое "омоложение" контингента  больных наркоманией. В России средний  возраст начала приобщения к наркотикам снизился сейчас среди мальчиков  до 14,2 лет, а среди девочек до 14,6 лет [25,13].

Хотя профилактике всегда уделялось меньше внимания, чем лечению, сейчас наступил период, когда изучение и развитие предотвращения находится  на подъеме. Возможно, самым значительным фактором, вызвавшим это изменение, является связь проблемы наркомании с проблемой СПИДа. Лица, употребляющие  наркотики внутривенно, составляют вторую по численности группу инфицированных ВИЧ в США и Европе. Кроме  того, влияние наркотиков в ряде случаев может провоцировать  беспорядочные половые связи, увеличивающие риск заражения СПИДом.91% зарегистрированных в 2000 году ВИЧ - инфицированных - наркоманы [25,14].

Таким образом, употребление наркотиков в подростковом возрасте часто приводит к хроническому гепатиту, СПИДу, способствует развитию слабоумия. У подростка очень быстро формируется  зависимость от любого наркотика  и психоактивного вещества. Кроме  того, злоупотребление наркотиками  требует больших денег, наркотическая  зависимость толкает подростков на преступления ради денег на очередную  дозу наркотического вещества.

Итак, вредные привычки имеют  медицинские последствия для  самого человека и его будущего потомства, они наносят вред семье, государству, обществу.

Большинство людей согласны с тем, что профилактика должна быть важным компонентом в современном  подходе к решению проблемы злоупотребления  различными веществами.

 

1.4 Роль физической  культуры и спорта в формировании  здорового образа жизни

 

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические  и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических  ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической  системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и  образом жизни.

По данным Б.Х. Ланда, здоровье нации - категория экономическая, политическая определяющая социальную стабильность. От него зависит трудовой потенциал  страны и ее обороноспособность. Только здоровые люди могут производить  материальные блага, успешно учиться  и стать работоспособными специалистами. Без них не возможен ни научно технический  прогресс, ни успехи в экономике  и других отраслях хозяйствования [8].

Из совокупности понятия "здоровый образ жизни", объединяющего  все сферы жизнедеятельности  личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной  составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество функций и охватывает все возрастные группы населения. Полифункциональный характер сферы проявляется в  том, что физическая культура и спорт - это развитие физических, эстетических и нравственных качеств человеческой личности, организация общественно-полезной деятельности, досуга населения, профилактика заболеваний, воспитание подрастающего  поколения, физическая и психоэмоциональная рекреация и реабилитация.

Физическая культура, являясь  одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в  учебе, на производстве, в быту, в  общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных  задач.

Огромный социальный потенциал  физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо  процветания России. Это наименее затратные и наиболее эффективные  средства форсированного морального и  физического оздоровления нации. Их основу составляют, прежде всего, добрая воля самого субъекта, морально-психологический  настрой личности, коллектива и общества.

Спорт высших достижений, олимпийский  спорт являются мощным импульсом  международного сотрудничества, формирования привлекательного образа страны на международной  арене. Победы российских спортсменов  способствуют росту патриотизма, гражданственности, укреплению морального духа населения  и гордости за страну, область, город, коллектив.

В современном мире существенно  нарастает осознание роли физической культуры как фактора совершенствования  природы человека и общества. Здоровый образ жизни в целом, физическая культура и спорт в частности, становятся социальным феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию сильного государства и  здорового общества.

Во многих зарубежных странах  физкультурно-оздоровительная и  спортивная деятельность органически  сочетает и соединяет усилия государства, его правительственных, общественных и частных организаций, учреждений и социальных институтов.

В мире наблюдается устойчивая тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта. Она проявляется:

в повышении роли государства  в поддержке развития физической культуры и спорта, общественных форм организации и деятельности в  этой сфере;

в широком использовании  физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укреплении здоровья населения;

в продлении активного  творческого долголетия людей;

в организации досуговой  деятельности и в профилактике асоциального поведения молодежи;

в использовании физкультуры  и спорта как важного компонента нравственного, эстетического и  интеллектуального развития учащейся молодежи;

в вовлечении в занятия  физической культурой и спортом  трудоспособного населения;

в использовании физической культуры и спорта в социальной и  физической адаптации инвалидов, детей-сирот;

в резком увеличении роста  доходов от спортивных зрелищ и спортивной индустрии;

в возрастающем объеме спортивного  телерадиовещания и роли телевидения  в развитии физической культуры и  спорта и в формировании здорового  образа жизни;

в развитии физкультурно-оздоровительной  и спортивной инфраструктуры с учетом интересов и потребностей населения;

в многообразии форм, методов  и средств, предлагаемых на рынке  физкультурно-оздоровительных и  спортивных услуг.

Особую сейчас тревогу  вызывает ухудшение здоровья детей  и подростков, половина которых имеет  хронические заболевания, причем недостаток двигательной активности провоцирует  у них болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем. По причине  низкого уровня состояния здоровья около 1 млн. детей школьного возраста сегодня полностью отлучены от занятий  физической культурой. Распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80%. Впервые за 40 лет врачи столкнулись  с проблемой гипотрофии юношей призывного возраста, что отражается на комплектовании Вооруженных сил здоровым контингентом.

Данные Госкомстата России свидетельствуют о том, что за последние 5 лет уровень первичной  заболеваемости вырос в стране на 12%, а общей заболеваемости - на 15%.

Информация о работе Влияние вредных привычек на организм подростков и организация их профилактики в школе