Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 08:48, реферат
Цель исследования: определение влияния вредных привычек на организм подростка и организация их профилактики в школе.
Задачи исследования:
1). Изучить и проанализировать литературу по затронутой проблеме.
2). Выяснить причины, побуждающие подростков к злоупотреблению вредными привычками, рассмотреть возможности их профилактики.
3). Проанализировать результаты экспериментально - практической работы и дать рекомендации по использованию их в практике работы школы.
Введение
Раздел 1. Общая психофизиологическая характеристика развития организма подростков и влияние вредных привычек на его развитие
1.1 Психофизиологические особенности развития детского организма
1.2 История возникновения вредных привычек
1.3 Влияние вредных привычек на развитие подростков
1.4 Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни
Раздел II. Педагогические возможности школы в выявлении и профилактике вредных привычек
2.1 Организация профилактической работы в школе
2.2 Организация экспериментально - практической работы и её результат
2.2.1 Методы исследования
Заключение
Библиография
Класс |
Ухудшилась память |
Трудно включиться в работу |
Трудно сосредоточиться |
Другое |
6 |
1 |
1 | ||
7 |
1 |
2 | ||
8 |
2 |
|||
9 |
1 |
1 | ||
10 |
1 | |||
11 |
1 |
Учащиеся отмечают, что после курения трудно включится в работу и сосредоточиться на работу. Некоторые учащиеся ссылаются на другие причины, не называя их.
Мы также постарались выявить влияние курения на внешний вид обучающихся.
Класс |
Запах табака от одежды |
Запах изо рта |
Бледность лица |
Жёлтые зубы |
6 |
2 |
1 |
||
7 |
2 |
2 |
||
8 |
1 |
1 |
||
9 |
1 |
1 |
||
10 |
1 |
1 |
||
11 |
1 |
Влияние курения на свой внешний вид учащиеся видят в запахе от одежды, запахе изо рта, в бледности лица.
Курят ли в твоей семье? - данный вопрос был задан не случайно, так как мы знаем, что в семьях, где родители курят, факт, что и дети будут курить велик.
Класс |
Да |
Нет |
Иногда |
6 |
2 |
4 |
|
7 |
6 |
2 |
|
8 |
6 |
3 |
1 |
9 |
2 |
2 |
1 |
10 |
1 |
3 |
1 |
11 |
2 |
2 |
|
Всего |
19 |
16 |
3 |
В 19 случаях в семьях опрошенных курят постоянно, в трёх иногда. Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий запрет родителей, особенно в тех случаях, когда сами родители курят. В нашем случае родители курящих детей также в большинстве своём курят.
Мы попытались выяснить, кто проводил с детьми профилактическую работу.
Класс |
Друзья |
Семья |
Учителя |
Никто |
6 |
3 |
3 |
||
7 |
3 |
2 |
4 | |
8 |
5 |
2 |
3 | |
9 |
1 |
3 |
3 |
1 |
10 |
4 |
1 | ||
11 |
4 |
В 18 анкетах дан ответ, что с учащимися о вреде курения беседуют в семьях, в 14 - учителя, в 10 анкетах на данный вопрос дети ответили, что с ними не беседует никто. В 1 анкете был ответ на данный вопрос, что с ними о вреде курения беседуют друзья. В одном классе все учащиеся ответили на данный вопрос, что беседы учителями с ними о вреде курения не проводились.
Нравится ли тебе курящая компания? - интересно было узнать ответ на данный вопрос учащихся.
Класс |
Да |
Нет |
Безразлично |
6 |
5 |
1 | |
7 |
2 |
6 | |
8 |
5 |
5 | |
9 |
1 |
3 | |
10 |
4 |
1 | |
11 |
2 |
2 |
К курящим компаниям 19 человек из опрошенных относятся безразлично, 16 эти компании не нравятся.2 из опрошенных на данный вопрос не ответили. Сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Ответы на данный вопрос говорят о том, что школьники безразличны к тому, что в окружении их много курящих, следовательно, они могут число курящих увеличить.
Таким образом, мы выявили количество курящих учащихся, определили возраст, с которого учащиеся начали курить, причины начала курения, ощущения после курения, знания учащихся о влияния курения на их здоровье, отношение к курению в семьях. Мы пришли к выводу, что недостаточная работа по профилактике курения проводится в данном учебном заведении.
Опрос показал, что впервые
знакомятся с сигаретой учащиеся
в первом - втором классах, но, поняв,
что курение оставляет
На вопросы второго теста (См. приложение № 5) отвечали ученики, которые курят. Он ставил перед собой следующие цели:
выявить отношение к курению в семьях;
желание учащихся бросить курить.
1. Знают ли родители, что вы курите? а) да; б) нет; в) догадываются.
Класс |
Да |
Нет |
Догадываются |
6 |
2 |
1 | |
7 |
2 |
1 | |
8 |
2 |
||
9 |
2 |
||
10 |
1 |
||
11 |
1 |
Как видим, большинство родителей (8 - 67%) знают, что их дети курят, не знают о пагубном увлечении детей - 2 - 16,5%, догадываются - 2 - 16,5%,. Интересно было слушать в устной беседе с учащимися, что родители некоторых учащихся даже разрешают курить им, не скрываясь от них, считая, что пусть лучше курят открыто, чем скрываются.
2. Как родители реагируют на курение? а) ругают; б) убеждают бросить курить; в) родителям безразлично.
Класс |
Ругают |
Убеждают бросить курить |
Родителям безразлично |
6 |
1 |
2 |
|
7 |
1 |
1 |
1 |
8 |
2 | ||
9 |
2 |
||
10 |
1 | ||
11 |
1 |
Как видим, 50%) родителей убеждают детей бросить курить, но настораживает, что есть такие семьи, которые к этой вредной привычке относятся безразлично - 33%.
3. Пробовали ли вы бросить курить? а) да; б) нет
Класс |
Да |
Нет |
6 |
3 |
|
7 |
2 |
|
8 |
1 |
1 |
9 |
1 |
1 |
10 |
1 |
|
11 |
1 |
Как видим, большинство учащихся пробовали бросить курить - 75%. К сожалению, у них это не получилось.
4. Хотели бы вы бросить курить? а) да; б) нет.
Класс |
Да |
Нет |
6 |
3 |
|
7 |
1 |
1 |
8 |
1 |
1 |
9 |
2 |
|
10 |
1 |
|
11 |
1 |
Как видим, у большинства учащихся (83%) есть желание навсегда избавиться от данной пагубной привычки. Стоит только им в этом помочь.
Раннее курение не может не сказаться на состоянии подростка на уроках физкультуры или при занятиях спортом, на его спортивных результатах.
С целью показа вреда, который наносит курение на организм подростка, нами было проведено несколько классных часов, на которых было показано пагубное воздействие на организм подростков курения.
Например, в 10 классе учащимся был показан на примерах вред, наносимый курением на здоровье ребёнка. (См. приложение № 6).
После данной беседы учащимся было предложено высказать своё отношение к курению. В беседе они показали, что впервые слышат приведённые примеры, тот, кто курит, отметили в своих выступлениях, что не задумываются о вреде, приносимом сигаретами, высказали желание отказаться от этой пагубной привычки.
В 9 классе была проведена индивидуальная беседа с курящими детьми, которая помогла ответить на вопрос, что мешает им бросить курить. (См. приложение № 7).
По результатам теста получилось, что один ученик относится к первой группе, он легко может отказаться от курения, другой ко второй, ему отказаться от курения труднее. Первый ученик после бесед действительно попробовал не курить.
В целях профилактики курения были проведёны классные часы для учащихся 6-11 класса. (См. приложение № 8).
Также в процессе работы были проанализированы результаты сдачи физических норм учащимися, которые курят и которые не курят.д.анный анализ показал, что у тех, кто не курит, они выше. На это акцентировалось внимание на уроках физической культуры, проводимых нами.
Данные беседы способствовали у ребят формированию желания бросить курить, так как многие из них хотели бы иметь высокие результаты.
С результатами анкетирования учащихся школы педагогический коллектив был ознакомлен на семинаре. Надеемся, что результаты анкетирования помогут спланировать профилактическую работу в данном учебном заведении.
Заключение
В ходе данной работы выяснены причины, толкающие подростков на злоупотребление вредными привычками, проанализирован вред никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье подростка. Также мы остановились на изучении вопросах профилактики вредных привычек в России и развитых странах мира. Важно на современном этапе развития общества формировать у учащихся здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни
формируется всеми сторонами
и проявлениями общества, связан с
личностно-мотивационным
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности. По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
оптимальный двигательный режим;
рациональное питание;
закаливание;
личная гигиена;
положительные эмоции.
Сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что “знания" взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье. Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное - профилактика. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможно в том случае, когда известны причины этого явления.
Что касается табакокурения,
то подавляющее большинство