Законодательные и нормативные основы обеспечения безопасности труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:03, контрольная работа

Краткое описание

Статья 37 Конституции РФ гласит: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Содержание

Правовые нормы, регулирующие взаимоотношения между работодателем и работником………………………………………………………………………..3
Режим труда и отдыха……………………………………………………………7
Правовые нормы, регулирующие труд женщин, подростков и лиц с пониженной трудоспособностью………………………………………………11
Виды компенсаций за работу во вредных условиях:
4.1Сокращение продолжительности рабочего времени……………...………14
4.2 Предоставление дополнительных отпусков……………………………....15
4.3 Оплата по повышенным тарифным ставкам; доплата за отклонение от нормальных условий труда…………………………………………………….16
4.4 Предоставление лечебно-профилактического питания…………………..16
4.5 Сокращение пенсионного возраста………………………………………..18
4.6 Выдача спецодежды, спецобуви и СИЗ……………………………….......19
5. Надзор и контроль за безопасностью труда:
5.1 Вневедомственный контроль за безопасностью труда…………………...20
5.2 Внутриведомственный контроль за безопасностью труда……………….25
5.2 Общественный контроль за безопасностью труда………………………..25
Список литературы……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

готовая работа.docx

— 47.54 Кб (Скачать файл)

ФЗ “О трудовых пенсиях  в РФ” (ст. 28 “Сохранение права  на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан”) предусматривает  досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных  и муниципальных учреждениях  для детей; лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения, лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в  государственных и муниципальных  театрах или театрально - зрелищных  организациях (в зависимости от характера  такой деятельности) и другим категориям работников.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное  назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” утверждены постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516 и постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555.

Выдача спецодежды, спецобуви и СИЗ

Согласно статье 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить:

«Приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной  одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих  и обезвреживающих средств в  соответствии с установленными нормами  работникам, занятым на работах с  вредными и (или) опасными условиями  труда, а также на работах, выполняемых  в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».

Правила обеспечения работников спецсредствами утверждены Постановлением Министерства труда Российской Федерации  от 18 декабря 1998 года №51 «Об утверждении  правил обеспечения работников специальной  одеждой, специальной обувью и другими  средствами индивидуальной защиты».

Нормы смывающих и обеззараживающих средств и порядок их выдачи утверждены Постановлением Министерства труда  Российской Федерации от 4 июля 2003 года №45 «Об утверждении норм бесплатной выдачи работникам смывающих и обеззараживающих средств, порядка и условий их выдачи».

Выдача специальной одежды и обуви осуществляется в соответствии нормами, утвержденными Постановлением Министерства труда Российской Федерации  от 30 декабря 1997 года №69 «Об утверждении  типовых норм бесплатной выдачи специальной  одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики».

 

 

Надзор и контроль за безопасностью труда

 Государственный  надзор и контроль за безопасностью  труда

Государственный надзор и  контроль за соблюдением трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда. Государственный надзор за соблюдением  правил по безопасному ведению работ  в отдельных отраслях и на некоторых  объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда  осуществляют специально уполномоченные органы – федеральные надзоры. Государственный  надзор за точным и единообразным  исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные  ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Федеральная инспекция  труда

Федеральная инспекция труда  – единая централизованная система  государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации.

Руководство деятельностью  федеральной инспекции труда  осуществляет главный государственный  инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра здравоохранения и социального  развития РФ.

Руководители государственных  инспекций труда – главные  государственные инспекторы труда  назначаются на должность и освобождаются  от должности Министром здравоохранения  и социального развития РФ.

Основными задачами органов  федеральной инспекции труда  являются:

  • обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
  • обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

Органы федеральной инспекции  труда осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными  союзами (их объединениями), объединениями  работодателей, другими организациями. Координация деятельности органов  государственного надзора и контроля и органов общественного контроля, осуществляемой профессиональными  союзами (их объединениями), по вопросам соблюдения законов и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового  права, осуществляется федеральной  инспекцией труда.

Государственный надзор за безопасным ведением работ  в промышленности

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному  ведению работ в отдельных  отраслях промышленности и на некоторых  объектах осуществляется специальным  органом, ведающим вопросами горного  и промышленного надзора в  Российской Федерации, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей  и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.

При исполнении обязанностей по надзору за безопасным ведением работ работники специального органа, ведающего вопросами горного  и промышленного надзора, независимы и подчиняются только закону.

Государственный энергетический надзор

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических  и теплоиспользующих установок, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами энергетического  надзора в Российской Федерации.

При проведении указанных  в части первой настоящей статьи мероприятий работники специального органа, ведающего вопросами энергетического  надзора, независимы и подчиняются  только закону.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями  санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических  норм и правил осуществляется специальным  органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического  надзора в Российской Федерации.

Работники специального органа, ведающего вопросами санитарно-эпидемиологического  надзора, при осуществлении надзора  за соблюдением организациями перечисленных  в части первой настоящей статьи норм и правил независимы и подчиняются  только закону.

Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью

Государственный надзор за соблюдением правил ядерной и  радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в Российской Федерации.

Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о  нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.

Работники специального органа, ведающего вопросами надзора  за ядерной и радиационной безопасностью, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью  независимы и подчиняются только закону.

Государственный пожарный надзор

Государственный пожарный надзор – специальный вид государственной  надзорной деятельности, осуществляемый должностными лицами органов управления и подразделениями Государственной  противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ.

Государственная противопожарная  служба создана с целью защиты жизни и здоровья людей, имущества, организаций от пожаров, осуществления  надзора за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Государственную противопожарную  службу возглавляет Начальник Главного управления, который является по должности  главным государственным инспектором  РФ по пожарному надзору, а его  заместители и начальник Специального управления – заместителями главного государственного инспектора РФ по пожарному  надзору.

Начальник управления (отдела) Государственной противопожарной  службы является по должности главным  государственным инспектором субъекта РФ по пожарному надзору, а его  заместители – заместителями  главного государственного инспектора субъекта РФ по пожарному надзору.

В систему Государственной  противопожарной службы входят:

  • главное управление Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел РФ;
  • управления (отделы) Государственной противопожарной службы министерств внутренних дел субъектов РФ;
  • пожарно-технические научно-исследовательские учреждения и учебные заведения;
  • специальные подразделения Государственной противопожарной службы и их органов управления.

Основными задачами Государственной  противопожарной службы являются:

  • организация разработки о осуществления государственных мер, нормативного регулирования в области пожарной безопасности;
  • организация и осуществление государственного пожарного надзора в РФ;
  • организация и осуществление охраны населенных пунктов, организаций, крестьянских хозяйств, иных юридических лиц от пожаров, выполнение других услуг в области пожарной безопасности;
  • обеспечение и осуществление тушения пожаров;
  • разработка и организация осуществления единой научно-технической политики в области пожарной безопасности;
  • осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для пожарной охраны.

Государственная экспертиза условий труда

Согласно статье 21 ФЗ «Об  основах охраны труда в РФ»  Государственная экспертиза условий  труда осуществляется Всероссийской  государственной экспертизой условий  труда и государственными экспертизами условий труда субъектов РФ.

Задачами государственной  экспертизы условий труда являются контроль за:

  • условиями и охраной труда на производстве;
  • качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • правильностью предоставления компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;

а также

  • организует разработку методик, критериев, показателей и нормативов по условиям труда;
  • организует проведение сертификации работ по охране труда;
  • участвует в рассмотрении разногласий между работодателями и работниками организаций по предоставлению компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.

Заключение государственной  экспертизы условий труда является обязательным основанием для рассмотрения судом вопроса о ликвидации организации  или подразделения при выявлении  нарушения требований охраны труда.

Внутриведомственный контроль за безопасностью труда

Внутриведомственный контроль  за охраной труда ведут службы охраны труда министерств, ведомств, ассоциаций, концернов. На предприятиях, в учреждениях и организациях этот контроль осуществляют также соответствующие службы, а при их отсутствии — инженеры по охране труда либо лица, на которых возложено выполнение этих обязанностей. Кроме того, этот вид контроля осуществляют руководители подразделений, участков.

 Общественный  контроль за безопасностью труда

Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов  работников в области охраны труда  осуществляется профессиональными  союзами и иными уполномоченными  работниками представительными  органами, которые вправе создавать  в этих целях собственные инспекции, а также избирать уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда  профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Профессиональные союзы  в лице их соответствующих органов  и иные уполномоченные работниками  представительные органы имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства об охране труда;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций об условиях и охране труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • предъявлять требования о приостановлении работ в случаях угрозы жизни и здоровью работников;
  • осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению представлений об устранении выявленных нарушений требований охраны труда;
  • осуществлять проверку условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в установленном Правительством Российской Федерации порядке;
  • обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении требований охраны труда, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

Информация о работе Законодательные и нормативные основы обеспечения безопасности труда