Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2015 в 06:34, курс лекций
Краткое описание
1Научно- технический прогресс и инженерная деятельность. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП) — поступательное и взаимосвязанное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Под воздействием роста и усложнения общественных потребностей научно-технический прогресс ускоряется, что позволяет поставить все более могущественные природные силы и ресурсы на службу человеку, превратить производство в технологический процесс целенаправленного применения данных естественных и других наук.
1Научно- технический прогресс
и инженерная деятельность.
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
ПРОГРЕСС (НТП) — поступательное и взаимосвязанное
развитие науки и техники, характерное
для крупного машинного производства.
Под воздействием роста и усложнения общественных
потребностей научно-технический прогресс
ускоряется, что позволяет поставить все
более могущественные природные силы
и ресурсы на службу человеку, превратить
производство в технологический процесс
целенаправленного применения данных
естественных и других наук.
Непрерывность
НТП зависит прежде всего от развития
фундаментальных исследований, открывающих
новые свойства и законы природы и общества,
а также от прикладных исследований и
опытно-конструкторских разработок, позволяющих
воплотить научные идеи в новую технику
и технологию. Научно-технический прогресс
осуществляется в двух взаимообусловленных
формах: 1) эволюционной, означающей сравнительно
медленное и частичное совершенствование
традиционных основ науки и техники; 2)
революционной, протекающей в виде научно-технической
революции, которая порождает принципиально
новую технику и технологию, вызывает
коренное преобразование производительных,
сил общества. При капитализме научно-технический
прогресс осуществляется в интересах
буржуазии, используется ею для усиления
эксплуатации пролетариата, в милитаристских
и человеконенавистнических целях, вызывает
массовую безработицу.
В условиях
социализма научно-технический прогресс
способствует динамичному развитию производительных
сил и неуклонному повышению благосостояния
народа. XXVII съезд КПСС поставил задачу
всемерного ускорения НТП как решающего
средства качественного преобразования
производительных сил, перевода экономики
на рельсы всесторонней интенсификации,
решительного улучшения качества продукции.
На период до 2000 г. намечены меры, позволяющие
путем эффективного использования присущих
социализму форм и методов осуществления
НТП вывести народное хозяйство страны
на передовые рубежи науки, техники и технологии.
Осуществляется глубокая техническая
реконструкция народного хозяйства на
основе современных научно-технических
достижений.
Ведущую роль
в ускорении НТП играет машиностроение,
обеспечивающее внедрение техники новых
поколений, принципиально новых технологий.
Более быстрое развитие получают отрасли,
от которых зависит реализация крупных
комплексных программ по стратегическим
направлениям НТП и техническое обновление
производства. Усиливается интеграция
науки и производства, возникают новые
эффективные формы их взаимодействия,
улучшается организация и сокращаются
сроки разработки и освоения в народном
хозяйстве технических новинок, научных
открытий и изобретений.
В результате
ускорения научно-технического прогресса
более полно реализуется историческое
призвание социализма — поставить на
службу коммунистическому строительству
достижения передовой науки, самую совершенную
и могучую технику, возрастающую силу
творческого коллективного труда.
Задачи ускорения
НТП осуществляются посредством единой
технической политики, перестройки структурной
политики и инвестиционной политики (см.
также Научно-техническая революция).
ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
это самостоятельный специфический вид
технической деятельности всех научных
и практических работников, занятых в
сфере материального производства, который
выделился на определенном этаперазвития
общества из технической деятельности
и стал основным источником технического
прогресса. Можно выделить следующие этапы
развития инженерной деятельности: 1) праинженерный
– время строительства крупных и сложныхсооружений
древности; 2) прединженерный – период
мануфактуры, этап становления инженерной
деятельности в социальном плане (конец
XVIII – начало XIX вв.); 3) период развития
инженерной деятельности на основе системы
машин итехнических наук; 4) современный
этап, который связан с переходом к информационной
технологии. Вместе с усложнением производственных
процессов инженерная деятельность дифференцировалась
на инженерно-исследовательскую, инженерно-конструкторскую
и инженерно-технологическую. Деятельность
инженера в отличие от деятельности других
слоев интеллигенции (педагогов, врачей,
актеров, композиторов и др.) по своей роли
в общественном производствеявляется
производительным трудом, непосредственно
участвующим в создании национального
дохода. Тем самым инженеры выполняют
одну из обособившихся функций совокупного
работника. Именно практическая направленность
инженерной и вообще всей технической
деятельности давала повод «интеллектуалам»
смотреть на нее свысока. Техническая
деятельность не пользовалась особой
славой еще в древности. Критика технической
деятельности оказывается столь же древней,
как и сама эта деятельность (миф о разрушении
Богом Вавилонской башне; миф о прикованном
к кавказским скалам Прометее; миф об упавшем
с небес Икаре). Архимед считал сооружение
машин занятием, не заслуживающим ни трудов,
ни внимания (большинство из них появилось
на свет как бы попутно, в виде забав). Отношение
к технической деятельности принципиально
не изменилось и в период средневековья,
когда эта деятельность часто воспринималась
как нечто магическое. Средневековое ремесло
уподоблялось ритуалу, воспроизводящему
соответствующий миф. В средневековой
Европе технические нововведения, приемы
и методы интегрировались в сословный
мир цехов. В эпоху Возрождения сформировалось
иное отношение к инженеру и его деятельности.
К инженеру стали относиться не просто
как к ремесленнику, технику, а как к творцу,
творящему подобно божественному творцу
новый мир, мир второй природы. С конца
XIX в. начинается резкая критика технического
засилья и идеализация прошлого. Чрезвычайно
противоречивую оценку инженерной деятельности
дает и современное общество, видя в ней
не только источник жизненных благ, но
и социального зла. Поэтому возникает
проблема ответственности инженерной
деятельности. В современной своей сущности
инженерная деятельность – это техническое
применение науки, направленное на производство
техники и удовлетворение общественных
технических потребностей. В процессе
деятельности инженера законы науки из
своей теоретической формы трансформируют
в технические принципы, которые находят
свое практическое применение. Эта деятельность
обладает определенной степенью риска,
которая считается неизбежной. С целью
обеспечения необходимой надежности создаваемых
технических средств и технологии создаются
методы и средства преодоления этого риска
путем установления определенных параметров,
стандартов и использования статистического
учета случаев возможных аварий. Поэтому
по своему характеру инженерная деятельность
является преимущественно духовной деятельностью
в сфере материального производства. Союз
немецких инженеров определил основные
ценностные критерии инженерной деятельности:
способность функционирования и надежность,
экономичность, благосостояние, здоровье,
безопасность, экологичность, качество
общества и развитие личности. Процесс
инженерной деятельности включает в себя:
определение потребности, выработку и
принятие решения, подготовку производства,
регулирование производства, удовлетворение
потребностей. Первой стадией технической
деятельности является изобретение, затем
– проектирование, в ходе которого идеальная
модель воплощается в рабочих чертежах,
затем – конструирование как материальное
воплощение изобретения в техническом
устройстве и, наконец, промышленное освоение
и внедрение в производство. Существенные
признаки инженерной деятельности: 1) это
деятельность в сфере материального производства
или деятельность, которая направлена
на решение задач материального производства;
2) это деятельность практическая, т.е.
имеет дело с реально существующими объектами
в отличие от теоретической или духовной,
где существуют мыслимые, идеальные объекты;
3) она разрешает противоречия между объектом
(природой) и субъектом (обществом), является процессом превращения
природного в социальное, естественного
в искусственное; 4) она занимает промежуточное
положение между теорией и практикой (труд
инженера является умственным трудом
в сфере материального производства).
2.Планирование
научного исследования.
Основные понятия:
проблема, предмет исследования, объект
исследования, гипотеза, методы исследования.
Научно-исследовательская работа чаще
всего включает практическую часть, т.е.
научное исследование. Любое исследование
предполагает предварительную работу,
цель которой – наметить общие контуры
исследования, его программу, а также примерные
сроки выполнения каждого этапа. Научно-исследовательская
деятельность предполагает следующие
этапы:
1 этап – определение проблемы, предмета
и объекта исследования.
2 этап – изучение литературы по проблеме,
уточнение основных понятий, предварительное
описание предмета исследования и окончательное
название работы.
3 этап – формулировка цели, задач и гипотезы
исследования.
4 этап – выбор методов исследования.
5 этап – сбор фактического материала.
6 этап – обработка результатов исследования
и их интерпретация.
Рассмотрим
данные этапы и исследовательскую деятельность
на каждом из них более подробно.
1 этап –
определение проблемы, предмета
и объекта исследования. В любом
исследовании постановка проблемы
является исходным пунктом.
Проблема –
это неизученные или слабоизученные особенности,
уровни, взаимосвязи каких-либо явлений,
представляющих интерес, как для науки,
так и для практики. Это вопрос, на который
необходимо найти ответ, требующий определенных
практических и теоретических действий.
В процессе
определения проблемы существует соблазн
охватить исследованием как можно более
широкий круг явлений, получить ответы
на все вопросы. Подобная ошибка распыляет
усилия исследователя, снижает качество
исследования, делает его поверхностным.
Следует ограничивать свои интересы решением
конкретной, актуальной проблемы.
Определение
проблемы исследования тесно связано
с выбором предмета и объекта исследования.
Предмет исследования
– это конкретная особенность, факт, явление,
рассмотрение и изучение которых необходимо
для решения проблемы исследования.
Объект исследования
– это то, что изучается; объектами исследования
могут быть люди, группы людей, организации,
физические объекты, психические феномены
и т.п.
Продуманные
и четко сформулированные проблема, предмет
и объект исследования позволяют уже на
первом этапе исследования определить
объем и направленность предстоящей работы,
тематику литературы, с которой необходимо
познакомиться, заранее позаботиться
о методиках. Также это экономит время,
затрачиваемое на исследование.
2 этап –
изучение литературы по проблеме,
уточнение основных понятий, предварительное
описание предмета исследования
и окончательное название работы.
Цель этого этапа – выяснить,
что известно науке по изучаемой
проблеме, а что изучено слабо или совсем
не изучено. Это последнее и может составить
специфику проблемы исследования.
Кроме того,
исследователь часто сталкивается с проблемой
неопределенности или противоречивости
имеющихся в литературе понятий. В этом
случае трудно сравнивать результаты
разных исследований, если в них неоднозначно
употребляются одни и те же понятия. Для
нейтрализации этого факта исследователь
должен изучить литературу по данной проблеме,
чтобы быть в курсе той полемики, которая
ведется в литературе относительно интересующих
его понятий и теорий. Если однозначность
в определении понятий не удалась, приходится
принять одну из возможных точек зрения
и обязательно оговорить это в дипломной
работе.
Работа с литературой
должна начинаться еще в процессе выбора
темы. Она приобретает важнейшее значение
после согласования плана работы.
Студент, как
правило, подбирает требуемую литературу
самостоятельно. Роль научного руководителя
заключается в основном в рекомендациях
и советах по отбору источников.
При работе с
литературой в первую очередь изучается
специальная научная литература, а затем
периодические издания. При наличии нескольких
изданий по определенной проблеме целесообразно
избрать более позднее издание, отражающее
окончательно сложившуюся точку зрения.
Широта и полнота
изучения источников и литературы, умение
выделить необходимое, главное, сопоставление
и анализ различных фактических и статистических
данных – важнейший показатель качества
исследований студента и навыков работы
с литературой.
Изучение литературы
начинают с поисков соответствующих источников
в библиотечных каталогах и просмотра
библиографии прочитанных книг.
Выходные данные
литературных источников по теме исследования
можно записывать и составлять из них
картотеку, что позволит легко составить
перечень используемой литературы в дальнейшем.
Наиболее информативные
литературные источники по теме исследования
следует законспектировать, можно отметить
собственные мысли и идеи, возникающие
при прочтении литературы. На основании
конспектов и выписок из прочитанной литературы
осуществляют аналитическое описание
предмета исследования. Обычно его делают
в хронологической последовательности
литературных источников, это фиксирует
развитие представлений об изучаемой
проблеме. Обзор литературы заканчивается
выводами о том, что известно науке по
данной теме, что является спорным, что
составляет сферу научных интересов студента.
Сделанный обзор является черновым вариантом
1-й главы работы.
3 этап –
формулировка цели, задач и гипотезы
исследования. Анализ литературы
дает возможность сформулировать
цель и гипотезу исследования.
Цель исследования
– это решение, изучение того вопроса,
который составляет проблему исследования,
уточненную в процессе анализа соответствующей
литературы.
Гипотеза –
это логически обоснованное предположение
о структуре изучаемого предмета, о характере
и сущности связей между изучаемыми явлениями
и факторами, их детерминирующими.
Гипотеза определяет
главное направление поисков и исследования,
является основным методологическим инструментом,
организующим весь процесс исследования.
Формулирование
гипотезы исследования – задача довольно
сложная, требующая настойчивой и кропотливой
работы. Отсутствие гипотезы характеризует
отсутствие проблемы или крайнюю нечеткость
ее формулировки.
При формулировке
гипотезы следует соблюдать следующие
условия:
- гипотеза
не должна содержать понятий,
которые не уточнены;
- она должна
быть проверяема при помощи
имеющихся методик.
В результате
проверки гипотезу доказывают или опровергают.
Проверить гипотезу – значит проверить
те следствия, которые логически из нее
вытекают. Предположение, сформулированное
в гипотезе, носит вероятностный характер;
это означает, что сделанное предположение
справедливо лишь с определенной долей
вероятности. В ходе исследования необходимо
доказать достоверность вероятностного
предположения.
Задачи исследования
конкретизируют цель и служат для проверки
гипотезы. Задач выдвигается столько,
сколько необходимо для проверки гипотезы.
4 этап –
выбор методов исследования. Для
проверки выдвинутой гипотезы (или
нескольких гипотез) подбирают методы
и методики, адекватные задачам
исследования.
Методы исследования
– это инструмент исследователя. Они помогают
четко регламентировать процедуру исследования,
достаточно четко фиксировать изучаемые
явления, открывают путь к достижению
цели и позволяют экономить силы и время.
Однако не следует забывать, что методики
наиболее эффективны, когда ими пользуется
человек, способный творчески мыслить
и самостоятельно анализировать и синтезировать
полученный материал.
Успех исследования
повышается при сочетании различных методов,
что позволяет раскрыть различные стороны
изучаемого явления и обеспечить взаимопроверку
объективности получаемых результатов.