5 этап –
сбор фактического материала. Прежде
чем осуществлять сбор необходимой
информации, нужно научиться хорошо
владеть выбранными методиками.
Для этого полезно проверить
их на объекте, не входящем
в исследование (пилотажное, пробное
исследование), что позволит учесть
проблемы, как самой методики, так
и работы с ней. После этого
проводятся необходимые процедуры
по сбору первичной информации,
учитываются этические критерии
при работе с людьми, обращается
внимание на правильное и точное
применение методик, что повышает
объективность результатов.
Сбор фактического
материала осуществляется, как правило,
в процессе производственной и научно-исследовательской
практики и является ответственным этапом
подготовки курсовой работы. Ее качество,
объективность выводов во многом будут
зависеть от того, насколько правильно
и полно подобран и проанализирован фактический
материал.
Изучение многих
(порой противоречивых) фактов, их сопоставление
и анализ позволяет выявить закономерности,
основные тенденции развития исследуемого
явления, его логические взаимосвязи,
а также экономическое и правовое значение.
Приводимые факты и цифровой материал
должны быть достоверны.
В работе студенту
необходимо выявить и изложить основные
тенденции изучаемых процессов, подкрепить
их наиболее типичными примерами и цифровыми
расчетами, а также обосновать применяемые
методы исследования и выбрать наиболее
эффективные методы математического анализа.
6 этап –
обработка результатов исследования
и их интерпретация. На этом
этапе проводят обработку собранных
материалов, пользуясь существующими
в данной области науки методами
(статистический анализ, графическое,
математическое и иное моделирование
и др.). Полученные данные группируют,
представляя в виде таблиц, графиков
и диаграмм.
Теоретическая
интерпретация – самый ответственный
шаг в деятельности исследователя. Для
этого он должен иметь хорошую теоретическую
подготовку по соответствующей дисциплине.
Именно на этом этапе исследователь вновь
возвращается к гипотезе, выясняет степень
ее подтверждения или не подтверждения.
Полный анализ
полученных результатов позволяет сформулировать
практические рекомендации по данной
проблеме.
Систематизация,
анализ и обработка фактического материала
предлагают широкое использование в курсовой
работе таблиц, диаграмм, графиков, схем,
которые не только содействуют наглядности
приводимого на страницах работы материала,
но и убедительно раскрывают суть исследуемых
явлений.
Сбор и обработка
фактического материала являются самым
трудоемким этапом в подготовке курсовых
работ, поэтому этот этап должен быть под
особым вниманием студента и научного
руководителя.
В целях ускорения обработки и систематизации
фактического материала рекомендуется
широко использовать современную вычислительную
технику с соответствующими статистическими
программами (например, Excel, SPSS, STATISTICA и
др.). На этом заканчивается само
исследование и начинается его оформление
Вопрос № 3. Научные и изобретательские
общественные организации.
Научная организация — организация (учреждение, предприятие),
выполняющая научные исследования и разработки
(ИР) в качестве основной деятельности
либо имеющая в своем составе подразделения,
основной деятельностью которых является
выполнение ИР, независимо от ее принадлежности
к той или иной отрасли экономики, организационно-правовой
формы и формы собственности.
В России в практике статистического
наблюдения за выполнением ИР в качестве отчетной
единицы всегда выступает организация
(учреждение, предприятие), находящаяся
на самостоятельном балансе и пользующаяся
правами юридического лица. Если выполнение
ИР — основная деятельность отчитывающейся
организации, то она является как отчетной
единицей, так и единицей наблюдения. В
ином случае единицами наблюдения выступают
входящие в состав организации специализированные
подразделения, основная функция которых— проведение
ИР.
В соответствии с рекомендациями «Руководства
Фраскати», в отечественной статистике принята
классификация научных организаций по
секторам науки и типам организаций.
В государственном секторе работают организации федеральных министерств
и ведомств (включая Российскую академию
наук (РАН) и отраслевые академии), организации
органов управления республик, краев,
областей, Москвы, Санкт-Петербурга и организации
местных (муниципальных) органов управления.
В предпринимательском секторе —
отраслевые научно-исследовательские институты (НИИ),
конструкторские, проектно-конструкторские,
технологические организации, проектные
и проектно-изыскательские организации,
промышленные предприятия, опытные базы
и т. д.
В секторе высшего образования —
университеты и другие высшие учебные
заведения(вузы), НИИ (Центры), конструкторские,
проектно-конструкторские организации,
опытные (экспериментальные) предприятия,
подведомственные вузам и/или Госкомвузу
России, клиники, госпитали, другие медицинские
учреждения при вузах и т. д.
В частном (некоммерческом) секторе—
добровольные научные и профессиональные
бесприбыльные общества и ассоциации,
общественные организации, благотворительные
фонды и т. п.
В законодательстве РФ (Федеральный закон о науке и государственной
научно-технической политике от
23.08.96№127-Ф3) научной организацией признается юридическое
лицо независимо от организационно-правовой
формы и формы собственности, а также общественное
объединение научных работников, осуществляющее
в качестве основной научную и/или научно-техническую
деятельность, подготовку научных работников
и действующее в соответствии с учредительными
документами научной организации.
Научные организации подразделяются
на научно-исследовательские и научные
организации, образовательные учреждения
высшего профессионального образования,
опытно-конструкторские, проектно-конструкторские,
проектно-технологические и иные организации,
осуществляющие научную и/или научно-техническую
деятельность. Они действуют на основании
государственной аккредитации и на основе
свидетельства об аккредитации имеют
право на налоговые и другие льготы.
Для того чтобы называться научной организацией,
необходимо пройти государственную аккредитацию,
осуществляемую Правительством РФ и Министерством
науки и технологий Российской Федерации.
Научной организации, которая
имеет уникальное опытно-экспериментальное
оборудование, располагает научными работниками
и специалистами высокой квалификации
и научная и (или) научно-техническая деятельность
которой получила международное признание,
может присваиваться статус государственного
научного центра.
Научно-технический прогресс на тепловозоремонтных
предприятиях неразрывно связан с изобретательским
и рационализаторским движением. В социалистическом
хозяйстве имеются самые благоприятные
условия для вовлечения в изобретательскую
и рационализаторскую работу широких
масс трудящихся. Еще в 1918 г. В. И. Ленин
писал: «У нас есть материал и в природных
богатствах, и в запасе человеческих сил,
и в прекрасном размахе, который дала народному
творчеству великая революция,- чтобы
создать действительно могучую и обильную
Русь».
Самым высоким уровнем творческого созидания
в области научно-технического прогресса
является открытие. Открытием признается
установление неизвестных ранее объективно
существующих закономерностей, свойств
и явлений материального мира, вносящих
коренные изменения в уровень познаний.
Изобретением признается новое, обладающее
существенным отличием техническое решение
задачи в любой отрасли народного хозяйства,
социально-культурного строительства
или обороны страны, дающее положительный
эффект.
Рационализаторским предложением считается
техническое решение, обладающее относительной
новизной в области усовершенствования
применяемой техники, выпускаемой продукции,
технологии производства, способов контроля
и исследования, охраны труда, или предложение,
позволяющее повысить производительность
труда, более эффективно использовать
энергетические ресурсы, оборудование,
материалы, улучшить условия труда.
Рационализаторское предложение признается
полезным, если его использование на данном
предприятии позволяет получить экономический,
технический или иной положительный эффект.
После вынесения решения о признании предложения
рационализаторским и о принятии его к
использованию автору предложения (или
соавторам) выдается удостоверение на
рационализаторское предложение, которое
подтверждает признание предложения рационализаторским,
дату его подачи и авторство на рационализаторское
предложение. Основанные на этом удостоверении
права автора действуют в пределах того
предприятия, которое выдало удостоверение.
Изобретатели и рационализаторы имеют
право на вознаграждение в соответствии
с Инструкцией о порядке выплаты вознаграждения
за открытия, изобретения и рационализаторские
предложения.
Размер выплачиваемых вознаграждений
определяется по шкале, приведенной в
Инструкции.
Авторское свидетельство выдается лицу,
сделавшему изобретение, и является документом,
удостоверяющим признание предложения
изобретением, авторство, приоритет изобретения,
закрепляющий за автором права и льготы,
предусмотренные законодательством, и
наделяющий государство правом монопольного
использования и распоряжения изобретением.
Соответственно оформленная заявка на
авторское свидетельство подается изобретателем
в Государственный комитет по делам изобретений
и открытий, где она подвергается исследованию
на наличие в предполагаемом изобретении
существенной новизны и полезности. По
истечении установленного срока подавший
заявку получает авторское свидетельство
или мотивированный отказ в выдаче его,
если предмет изобретения не установлен.
Патент - это документ, удостоверяющий
признание предложения изобретением,
приоритет изобретателя, авторство на
изобретение и исключительное право патентообладателя
на изобретение, т. е. изобретение не может
быть использовано без согласия автора.
Каждой стране предоставляется право
продавать лицензии (право на использование
патента) или безвозмездно передавать
право на изобретение. В странах социалистического
содружества широко используется обмен
патентами на взаимовыгодных условиях.
Договор или иной документ о выдаче лицензии
или об отпуске патента регистрируется
в Государственном комитете по делам изобретений
и открытий, который осуществляет общее
руководство развитием изобретательства
и рационализации в стране. Всю работу
по массовому изобретательству и рационализации
Комитет проводит при участии Всесоюзного
общества изобретателей и рационализаторов
(ВОИР).
На каждом предприятии создается бюро
(отдел) по изобретательству и рационализации
(БРИЗ). Задачи, функции и права БРИЗов
определяются действующим законодательством
об изобретательстве и рационализации
и Положением о БРИЗах.
Развитие изобретательства и рационализации
на предприятии во многом зависит от организационной
работы БРИЗа. Необходимо, чтобы этот отдел
был укомплектован квалифицированными
работниками, обладающими не только техническими,
но и правовыми знаниями, поскольку решение
правовых вопросов в деятельности БРИЗа
занимает большое место и должно быть
обеспечено строгое соблюдение норм законодательства.
4. Основные этапы НИ
Научное исследование – процесс изучения
и познания действительности, связей между
отдельными явлениями окружающей среды
и их закономерностей. Познание является
сложным процессом сознанию людей. Оно,
по сути, представляет собой движение
к более точным и полным знаниям. Этот
путь возможно пройти при помощи научных
исследований. В области прикладных наук
или техники выделяют этапы научного исследования, которые необходимо
последовательно проходить в ходе изучения
определенных проблем. Чаще всего выделяют
семь последовательных ступеней, каждая
из которых характеризует этапы научного
исследования. В кратком варианте структура
и этапы научного исследования выглядят
так. Прежде всего, необходимо определиться
с проблемой. Данный этап заключается не просто в поиске проблемы,
а в четкой и точной формулировке задач
исследования, поскольку от этого в значительной
степени зависит ход и эффективность всего
исследования. На этом этапе требуется
собрать и обработать исходную информацию, продумать методы и средства решения
задач.
На втором этапе необходимо
выдвинуть, а затем обосновать первоначальную
гипотезу. Обычно выработка гипотезы проводится
на основе сформулированных задач и анализа
собранной изначальной информации. Гипотеза
может иметь не один вариант, из них затем
нужно выбрать наиболее целесообразный.
Для уточнения гипотезы рабочего порядка проводятся
эксперименты, позволяющие более полно
изучить объект. Третий этап - теоретическое
исследование. Оно заключается в синтезе
и анализе основных закономерностей, которые
дают фундаментальные науки по отношению
к исследуемому объекту. На этом этапе происходит дальнейшее
добывание с помощью аппарата разных наук дополнительных, новых, еще
не известных закономерностей. Целью исследования
на уровне теории является обобщение явлений,
их связей, получение большей информации
для обоснования рабочей гипотезы. Экспериментальные
исследования продолжают теоретический
этап. Эксперимент как поставленный научно
опыт, является наиболее сложной и трудоемкой
частью исследования. Его цели могут быть различными, поскольку
зависят они от характера всего исследования,
а также последовательности его проведения.
В случае стандартного хода и порядка
проведения исследования, опытная часть
(эксперимент) проводят после стадии теоретического
изучения проблемы. В таком случае эксперимент,
как правило, подтверждает результаты
теоретических гипотез. Иногда после проведения
эксперимента, гипотезы опровергаются.
В ряде случает порядок проведения исследования
меняется. Случается, что третий и четвертый
этапы научного исследования меняются
местами. Тогда эксперимент может предшествовать
теоретической части. Такая последовательность
характерна для поисковых исследований,
когда теоретическая база является недостаточной
для выдвижения гипотез. В таком случае
теория призвана обобщать результаты
экспериментальных исследований. Анализ
результатов и их сопоставление. Этот этап подразумевает необходимость
сравнить теоретический и экспериментальный
этапы научного исследования для окончательного
подтверждения гипотезы и дальнейшего
формулирования выводов и вытекающих
из нее следствий. Иногда результат бывает
и отрицательным, тогда гипотезу приходится
отвергать. Окончательные выводы. Подводятся
итоги, формулируются выводы и их соответствие
изначально поставленной задаче. Освоение
результатов. Этот этап характерен для
технических работ. Он является подготовкой
к промышленной реализации результатов
исследования. К этим семи шагам сводятся основные этапы научного
исследования, которые необходимо пройти от рабочей
гипотезы до внедрения результатов исследования
в жизнь
5.Общая классификация
методов научных исследований;
общенаучные методы.
В структуре общенаучных методов
и приемов чаще всего выделяют три уровня:
- методы эмпирического исследования;
- методы теоретического познания;
- общелогические методы и приемы
исследования.
I. МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
Наблюдение— целенаправленное
пассивное изучение предметов, опирающееся
в основном на данные органов чувств. В
ходе наблюдения мы получаем знания не
только о внешних сторонах объекта познания,
но и — в качестве конечной цели — о его
существенных свойствах и отношениях.
Наблюдение может быть непосредственным
и опосредованным различными приборами
и другими техническими устройствами.
По мере развития науки оно становится
все более сложным и опосредованным. Основные
требования к научному наблюдению: однозначность
замысла (что именно наблюдается); возможность
контроля путем либо повторного наблюдения,
либо с помощью других методов (например,
эксперимента). Важным моментом наблюдения
является интерпретация его результатов
— расшифровка показаний приборов и т.
п.
Эксперимент - активное и целенаправленное
вмешательство в протекание изучаемого
процесса, соответствующее изменение
исследуемого объекта или его воспроизведение
в специально созданных и контролируемых
условиях, определяемых целями эксперимента,
В его ходе изучаемый объект изолируется
от влияния побочных, затемняющих его
сущность обстоятельств и представляется
в «чистом виде».
Основные особенности эксперимента:
а) более активное (чем при наблюдении)
отношение к объекту исследования, вплоть
до его изменения и преобразования; б)
возможность контроля за поведением объекта
и проверки результатов; в) многократная
воспроизводимость изучаемого объекта
по желанию исследователя; г) возможность
обнаружения таких свойств явлений, которые
не наблюдаются в естественных условиях.
Виды (типы) экспериментов весьма
разнообразны. Так, по своим функциям выделяют
исследовательские (поисковые), проверочные
(контрольные), воспроизводящие эксперименты.
По характеру объектов различают физические,
химические, биологические, социальные
и т. п. Существуют эксперименты качественные
и количественные. Широкое распространение
в современной науке получил мысленный
эксперимент — система мыслительных процедур,
проводимых над идеализированными объектами.
Сравнение — познавательная
операция, выявляющая сходство или различие
объектов (либо ступеней развития одного
и того же объекта), т.е. их тождество и
различия. Оно имеет смысл только в совокупности
однородных предметов, образующих класс.
Сравнение предметов в классе осуществляется
по признакам, существенным для данного
рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые
по одному признаку, могут быть несравнимы
по другому.