Морфологическая норма. Случаи ее нарушения. Местоимение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 16:48, реферат

Краткое описание

Изучение грамматики и одного из ее самостоятельных разделов –морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования в программы высших и средних учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей. На наш взгляд, такое внимание к изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском языке и случаев их нарушения обусловлено рядом объективных и субъективных причин, к которым можно отнести снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой категории студентов, школьников к чтению художественной и познавательной литературы, замена книжных источников знаний электронными аналогами и т. д..

Вложенные файлы: 1 файл

рус3.docx

— 19.98 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное  учреждение

среднего  профессионального образования

<<Колледжа  связи №54>>

 

 

 

 

 

 

                                                            

Реферат

Тема: Морфологическая норма. Случаи ее нарушения. Местоимение

 

 

 

 

 

 

                                                               Студента 1 курса , Группы : ИТС 9-4

                                                                                               Кумушкин. Е.П.

 

Москва 2013

Введение 

Изучение грамматики и  одного из ее самостоятельных разделов –морфологии в наше время не утрачивает своей актуальности при обучении в вузе. Наоборот, курсы по изучению русского языка и культуры речи, риторики вводятся Министерством образования  в программы высших и средних  учебных заведений по подготовке будущих специалистов как технического, так и гуманитарного профилей. На наш взгляд, такое внимание к  изучению языка, к проблеме соблюдения морфологических норм в русском  языке и случаев их нарушения  обусловлено рядом объективных  и субъективных причин, к которым  можно отнести снижение общего уровня грамотности населения, и особенно молодежи, потеря интереса у некоторой  категории студентов, школьников к  чтению художественной и познавательной литературы, замена книжных источников знаний электронными аналогами и  т. д.. Однако “каждый человек должен точно, кратко и красочно выражать свои мысли”. “Нет ни одной области человеческих знаний, человеческой деятельности, для  которых плохая, запутанная”, безграмотная “профессиональная или бытовая  речь исполнителя была бы благом”. Кроме того, в течение последних  лет готовится реформа русского языка. Очевидно, что новый свод правил определит и новые морфологические  нормы для всех частей речи, включая  местоимения. В центре внимания данной работы будет проблема морфологических  норм русского языка и случаев  их нарушения при употреблении в  устной и письменной речи местоимений. Для детального изучения этого вопроса  в первую очередь необходимо определить само понятие морфологии, выявить  ее задачи, а также определить, что  является предметом ее изучения, каковы исторические корни данного вопроса. Затем следует выяснить, что такое  местоимение, каково значение этой части  речи, какие существуют лексико-семантические  разряды местоимений, каковы морфологические  нормы употребления и правописания местоимений, случаи их нарушения. Морфология – учение о частях речи В любом  учебнике или пособии по русскому языку обязательно имеется раздел, посвященный морфологии. Так что  же такое морфология, каким образом  она соотносится с грамматикой? В словаре иностранных слов  эти термины переводятся с  латинского, на который в свою очередь  были переведены с греческого. Морфология (греч. morphe - ‘форма’, logos - ‘слово, понятие, учение’). Грамма (греч. gramma – письменный знак, черта, линия). Грамматика – раздел языкознания, изучающий строй слова и предложения в языке и состоящий соответственно из двух частей: морфологии и синтаксиса. Одним из определений понятия морфологии является следующее: “Морфология – раздел науки о языке, в котором изучаются части речи и формы их изменения” (7, 67). Другое определение гласит, что морфология “является самостоятельным разделом общего учения о грамматическом строе русского языка и непосредственно изучает грамматические классы и разряды слов с присущими им грамматическими значениями и грамматическими формами” Сравнив приведенные определения, приходим к выводу, что морфология – это учение о частях речи, словообразовании и словоизменении. К задачам морфологии относят следующие: 1) оценка слова как единицы грамматической системы русского языка; 2) установление принципов грамматической классификации слов; 3) выявление грамматических классов и разрядов слов на основе указанных принципов; 4) описание общих и частных грамматических значений, свойственных отдельным классам слов, и определение систем (парадигм), реализующих указанные грамматические значения . Таким образом, предметом морфологии является учение о частях речи, а также их функциях в грамматическом строе русского языка. Из истории вопроса Исторические корни морфологии уходят во времена М.В. Ломоносова.  Одним из первых истоков научной разработки теории частей речи считаются его грамматические воззрения. В своей “Российской грамматике” (1756) М.В.Ломоносов выделял “осмь частей знаменательных: 1) имя для называния вещей, 2) местоимение для сокращения именований, 3) глагол для названия деяний,4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение, 5) наречие для краткого изображения обстоятельств, 6) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям,7) союз для изображения взаимности наших понятий, 8) междометие для краткого выявления движения духа” (2, 149). Современная классификация частей речи выделяет десять классов слов: существительное, местоимение-существительное, прилагательное, числительное, наречие, глагол, предлог, союз, частица, междометье. В качестве самостоятельной части речи в этой классификации выделяется местоимение- существительное (я, ты, мы, вы, он, кто, что, кто-либо, что-либо, и пр.); слова, являющиеся местоимениями-прилагательными ( мой, твой, свой, чей, который, и т.д.) Морфологическая норма Обратимся теперь к понятию морфологической нормы. Норма в широком смысле слова обозначает правило или руководящее начало. “Морфологическая норма регулирует словоизменение и словообразование”. При нарушении морфологических норм возникают речевые ошибки, которые связаны с употреблением разных частей речи. Возникновение ошибок обусловлено, прежде всего, “вариативностью норм в области морфологии” (там же, 18). В данной работе остановимся на морфологической норме и случаях ее нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений. Местоимение как часть речи Местоимение отличается от прочих частей речи тем, что не имеет своегопостоянного и устойчивого лексического значения; его значение изменчиво и зависит от значения того слова, на которое оно указывает или вместо которого употреблено. Поэтому местоимение можно определить как часть речи, которая передает обобщающее указание на предметы и признаки, но сама их не называет. В этом смысле местоимение определяется как часть речи, выступающая вместо существительного, прилагательного или числительного. У большинства авторов в качестве грамматических признаков местоимения выделяются: . постоянные – разряд, лицо (у личных); . непостоянные – падеж, род, число(если есть); . синтаксическая роль. К разрядам местоимений в «Курсе современного русского литературного языка» авторов А.М. Финкеля и Н.М. Баженова (5, 353) отнесены следующие: . Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. . Притяжательные: мой, наш, твой, ваш, их, его, ее (в значении притяжательных), свой. . Возвратные местоимения: себя, меня, тебя. . Вопросительные местоимения: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько. . Относительные: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько (употребляются для связи простых предложений в одно сложное). . Неопределенные: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кто-то, кто- либо, кто-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, сколько- то, сколько-нибудь. . Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. . Указательные: тот, этот, такой, таков, столько. . Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой. Важно правильное употребление местоимений в речи, для этого необходимо знать морфологические нормы. Ниже будут рассмотрены правила употребления местоимений по различным разрядам, а также ситуации нарушения морфологических норм. Употребление личных местоимений  Местоимение 3 лица (он, она, оно) обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное в форме того же рода и числа. Иногда эта связь местоимения с существительным определяется смыслом, а не порядком слов, например: Марью Ивановну снарядили, и через несколько дней она отправилась в дорогу с верной Палашей и с верным Савельичем. (А. Пушкин). Не вызывает сомнения, что местоимение она относится к существительному “Марья Ивановна”. Иногда неправильное соотношение местоимения с разными словами является источником неясности или двусмысленности, например: Внесены изменения в оба текста; они нуждаются в некоторых уточнениях. Непонятно, нуждаются в уточнениях тексты или добавления? Правильно построить предложение так: Внесены добавления в оба текста, которые нуждаются в некоторых уточнениях. Местоимение они не должно соотноситься с собирательными числительными, имеющими форму единственного числа.

Местоимение кое-что (кое-кто) указывает на неизвестное слушающему, нов какой-то степени известное  говорящему. Например: Я кое-что скажу  по этому вопросу. Различие между местоимениями что-то и что-нибудь (кто-то и кто-нибудь) заключается в том, что частица - то придает значение “неизвестно что или кто”, а частица -нибудь придает значение “безразлично что или кто”. Например: Он знает что-то важное. Расскажи что-нибудь о себе. Неопределенные местоимения с частицей –нибудь можно употреблять при глаголе-сказуемом в форме будущего времени, повелительного или сослагательного наклонения, а также в вопросительных предложениях. Например: Мы обязательно увидим что-нибудь интересное. Если кто-нибудь будет искать меня, дайте мне знать. Вы что-нибудь ждете от меня? Местоимения с частицей –либо имеет более общее значение по сравнению с местоимениями с частицей -нибудь. Например: Попросить кого-нибудь (одного из неизвестных) – попросить кого-либо (любого из неизвестных) местоимений приводит к двусмысленности или нелепостям в тексте. Следует избегать подобных ошибок. правописание местоимений Рассмотрев в данной работе случаи правильного и ошибочного использования в речи местоимений, остановимся на их правописании. Обобщая материал, приведенный в различных пособиях и учебниках по русскому языку, среди основных правил выделим следующие: . При склонении местоимений чей, чья пишется мягкий знак: Им.п. чей портрет, чья книга Р.п. чьего портрета, чьей книги Д.п. чьему портрету, чьей книге и т.д. . Местоимения с приставкой кое- и частицами –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. . В отрицательных местоимениях под ударением пишется частица не, а без ударения – ни. Например: некого спросить, никого не спросить. . В отрицательных местоимениях не и ни являются приставками и пишутся слитно. При наличии предлога не и ни являются частицами и пишутся раздельно. Например: Не у кого спросить; ни с чем нельзя сравнить. . Сочетания никто иной (другой) и ничто иное (другое) употребляются в предложениях, где имеется отрицание. Например: никто иной не мог бы лучше сделать. Заключение Итак, опираясь на изученную литературу, в данной работе проделан анализ проблемы, заключающейся в использовании морфологических норм и случаев их нарушения, связанных с употреблением в речи местоимений. С этой целью была выявлена сущность понятия морфологии, определено, как соотносятся морфология и грамматика, каковы задачи морфологии как раздела языкознания, что является предметом ее изучения. В работе приведена историческая справка о первых научных разработках теории частей речи и дана их современная классификация. Дается понятие морфологической нормы, систематизированы случаи ее нарушения при использовании в речи местоимений по их разрядам. Опираясь на изложенный выше материал, приходим к выводу, что требование точности и ясности изложения, предъявляемое к тексту любого стиля речи возможно лишь при соблюдении определенных норм словоупотребления и правил грамматики. Морфологические нормы употребления в речи местоимений и их соблюдение позволяют избегать двусмысленностей, нелепостей и других речевых ошибок, дают возможность нам изъясняться точно, ясно выражать свои мысли. А умение говорить по-русски правильно необходимо всем, и особенно нам – будущим деловым людям, специалистам в области экономики.


Информация о работе Морфологическая норма. Случаи ее нарушения. Местоимение