Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:21, лекция
Знания основ безопасности жизнедеятельности опираются на ряд нормативно-правовых документов Украины:
Конституция Украины; 2) Закон «О гражданской обороне Украины»; 3) Закон Украины «Об охране труда»; 4) Закон Украины «Об охране здоровья»; 5) Закон Украины «О пожарной безопасности»; 6) Законы Украины о безопасности дорожного движения; 7) Закон Украины об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения; 8) Закон Украины об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности; 9) КЗОТ; 10) Концепция защиты населения и территорий в случае угрозы и возникновения ЧС и др.
1. Определение, цели и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности».
2. История развития БЖД в обществе.
3. Основные понятия курса «Безопасность жизнедеятельности». Таксономия опасностей.
4. Понятие «Чрезвычайное происшествие».
5. Риск как фактор опасности.
5. При артериальном кровотечении из раны кровоостанавливающий жгут следует наложить непосредственно выше раны, после чего транспортные шины фиксируют так, чтобы, во-первых, жгут был хорошо видно, во-вторых, чтобы при необходимости его можно было снять, не в нарушение иммобилизаций конечности.
6. Шина перед наложением должна быть подогнанная по размеру и форме поврежденной конечности и отмоделирована так, чтобы конечность была фиксирована в средне-физиологическом положении, которое обеспечивает максимальное расслабление мышц.
7. Проволочная лестничная или фанерная шина перед применением должна устилать заранее приготовленной ватно-марлевой прокладкой, а при предоставлении помощи на поле боя или месте события следует использовать подручный материал (например, траву или сено). Это предотвратит болевым ощущением от сдавливания мягких тканей и образования пролежней, а в холодное время года - возникновение контактных отморожений. Между шиной и костными выступлениями (косточки, выростки, гребни подвздошных костей) помещают ватно-марлевые подушечки или другие мягкие прокладки.
8. При осуществлении транспортной иммобилизации следует обездвижить по крайней мере две смежных с поврежденными сегментами конечности сустава, а при переломах бедренных и плечевых костей − три.
9. Транспортные шины фиксируют к поврежденной конечности равномерными турами марлевого или бязевого бинта. При этом бинтование не должно быть тугим, чтобы не нарушить кровообращения в конечности. В местах, где бинт может легче сползти, следует перекрестить туров бинта крепить швами или булавками. Для фиксации шины Дитерихса используют косынки, и поясных ремни, брюк.
10. В холодное время года иммобилизованная конечность должна быть утепленная.
Транспортная иммобилизация является могучим средством профилактики травматического шока, ранних инфекционных осложнений и вторичных кровотечений. Следует помнить, что обезболивание и иммобилизация предоставляют и выражен психотерапевтический эффект.
СРЕДСТВА ТРАНСПОРТНОЙ ИММОБИЛИЗАЦИИ
Средства транспортной иммобилизации (шины, аппараты и др.) по принципу действия подразделяют на две группы: фиксационные (удерживающие поврежденную часть тела в определенном положении) и екстензионные (что растягивают, дистракционные). Они стандартны (готовые, такие, которые выпускаются промышленностью), нестандартены (используемые в отдельных лечебных учреждениях или ведомствах, которые не выпускаются промышленностью и что не входят в набор стандартных шин), и импровизированы (примитивные, такие, которые изготовляются на месте события из подручных материалов при отсутствии других средств иммобилизации, чаще при предоставлении само- и взаимопомощь).
Стандартные (готовые, табельные) шины, которыми обеспечиваются медицинские учреждения и пункты первой помощи, универсальные (для шинирования любой части тела) и специальные, − для фиксации какой-то одной конечности или участка тела.
Импровизированные средства (шины и др.) транспортной иммобилизации обычно используются в качестве фиксационные, но могут изготовляться, хотя и редко, и как дистракционниє. Медицинские работники должны владеть методами наложения импровизированных (подручных) средств транспортной иммобилизации. Для этого могут быть использованы деревянные предметы, дощечки, рельсы, оселки, картон, щепотки хвороста, лыжи, палки, тростини, зонтика, предметы обихода, труда (лопать), мешочки с песком и др. Так, иммобилизацию плеча и предплечья можно проводить в вынужденных случаях с помощью дощечек, косынки и галстука; предплечье − делением гимнастерки, рубашки, дощечки, ремня, майки; переломов бедра − с помощью рельсов; стопы − дощечек и так далее При переломах костей таза у потерпевших проводят прибинтовывание нижних конечностей друг к другу в области коленных суставов с подкладыванием на носилки под колени валика из одежды и других материалов.
При отсутствии подручных средств можно прибегнуть к самой примитивной иммобилизации, использовав части тела, например, прибинтовывает поврежденную верхнюю конечность к туловищу, нижнюю, - к здоровой ноге. В необходимых случаях можно сделать импровизированный костыль, например из палки и ботинка, и даже носилки из палок и одежды.
Наиболее широкое приложение имеют стандартные шины: деревянные (фанерные, из картона), металлические (проволочные), пластмассовые, пневматические (надувные), а также носилки иммобилизующие (вакуумные).
К фанерным шинам относят нестандартную транспортную шину Еланского (для фиксации головного и, шейного отдела позвоночника), Дитерихса − оригинальную дистракционную шину (для иммобилизации при переломах бедра и смежных суставов), шину Белера (при переломах ключицы), отводную шину Созон-Ярошевича (для иммобилизации переломов плеча).
Наиболее широкое приложение для транспортной иммобилизации получила предложенная еще в 1887 г. универсальная проволочная шина Крамера. Современные металлические лестничные шины, в отличие от первичного варианта шины Крамера, являются рамкой в виде замкнутого прямоугольника из толстого (діаметром 4,0 мм) провода с натянутой в поперечном направлении (в виде лесенки) более тонкой (диаметр 1,5 мм) волокитой с шириной просвета между ними по 3 см. Они весят около 0,5 кг, имеют ширину 8 и 11 см, длину 60-80 и 110-120 см. В необходимых случаях их можно связать, нарастив одну шину другой, подогнув ненужную часть конца, использовать в качестве экстензионную, например, отводную шину, или абдукционную для плеча. После моделирования в соответствии с контурами тела налагается ватно-марлевая прокладка, к ней фиксируют поврежденную часть тела и прибинтовывают. Такие шины можно использовать также для увеличения прочности гипсовых повязок. Главные их достоинства: гибкость, что позволяет придавать любую форму тела, большая прочность, мягкость, простота наложения и удобство дезинфицирования.
Для транспортной и лечебной иммобилизации широко применяют шины из винипласта и других полимерных материалов. В связи с большими успехами химии перед средствами транспортной иммобилизации из пластмасс и полимерных материалов − большое будущее. За последние годы для транспортной иммобилизации стали широко применяться шины медицинские пневматические (ШМП). Пневматические шины являются объемными надувными устройствами из прозрачной двухслойной пластмассовой полимерной оболочки. Они состоят из камеры (двухслойной пластмассовой герметической оболочки), застежки-молнии и клапанного устройства с трубкой для нагнетания воздуха в камеру. ШМП выпускают в полиэтиленовых пакетах трех типоразмеров: для кисти и предплечья, стопы и голени, коленного сустава и бедра.
Техника их наложения. Открывают застежку-молнию, развернутую шину подводят под поврежденную конечность, и застежку молнию закрывают. Потом поворотом трубки против хода часовой стрелки открывают клапан воздухопроводного устройства, в шину надувают воздух ртом к упругому состоянию, которое приблизительно составляет 5,3 - 6,6 кПа (40-50 мм рт. ст.), и клапан закрывают. Для снятия шины выпускают воздух и открывают застежку-молнию.
У больных с тяжелыми, особенно множественными, повреждениями костей скелета с самой позитивной стороны зарекомендовали себя носилки иммобилизируюшие вакуумные, обеспечивающие надежную фиксацию всех участков тела как в положении, лежа, так и в положении полусидя.
Лекция № 5
ТЕМА: ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЯХ, НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ. НЕОТЛОЖНАЯ ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ТЯЖЕЛЫХ ТРАВМАХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ. РЕАНИМАЦИЯ.
План
1. Понятие реанимации.
2. Несчастные случаи и неотложные состояния.
3. Неотложная помощь при несчастных случаях.
Клиническая реаниматология (от лат. re − вновь, anima − жизнь) тесно связана с физиологией, патологической анатомией, хирургией, терапией и другими медицинскими специальностями. Ее задача − изучение механизмов тех процессов, которые происходят в организме при умирании, при развитии терминального состояния.
Установлено, что организм человека продолжает жить некоторое время и после остановки дыхания и сердечной деятельности, однако при этом прекращается поступление к клеткам кислорода, без которого невозможно существование живого организма. Различные ткани по-разному реагируют на отсутствие поступления к ним крови и кислорода, и гибель их происходит не в одно и то же время. Поэтому своевременное восстановление кровообращения и дыхания при помощи комплекса мероприятий, называемых реанимацией, может вывести больного из терминального состояния.
Критический уровень расстройства жизнедеятельности с катастрофическим падением АД, глубоким нарушением газообмена и метаболизма обобщенно именуется терминальным состоянием, а момент полной остановки кровообращения и дыхания – клинической смертью. Смерть – неизбежная стадия жизни. Смерть человека наступает не мгновенно ей предшествует переходное состояние – умирание или терминальное состояние (постепенное угасание жизненных функций), в котором выделяют три стадии.
Терминальные состояния могут быть следствием различных причин: шока, инфаркта миокарда, массивной кровопотери, закупорки дыхательных путей или асфиксии, электротравмы, утопления, заваливания землей и т. д. В терминальном состоянии выделяют три фазы, или стадии: 1) предагональное состояние; 2) агония; 3) клиническая смерть.
В предагональном состоянии сознание больного еще сохраняется, но оно спутано, больной становится заторможенным. Ослабевает сердечнососудистая деятельность, Артериальное давление падает до 60-70 мм.рт. ст, пульс резко учащается и становится нитевидным, дыхание поверхностное, затрудненное, кожные покровы бледные, пульс определяется на сонной бедренной артерии.
Во время агонии артериальное давление и пульс не определяются, глазные рефлексы (роговичный, реакция зрачка на свет) исчезают, дыхание приобретает характер заглатывания воздуха. Исчезает пульс на крупных артериях, определяются глухие сердечные тоны, на ЭКГ признаки гипоксии и нарушения сердечного ритма.
Клиническая смерть констатируется в момент полной остановки кровообращения, дыхания и выключения функциональной активности ЦНС продолжительность 3-5 мин.
Клиническая смерть − кратковременная переходная стадия между жизнью и смертью продолжительностью 3-5 мин. Дыхание и сердечная деятельность отсутствуют, зрачки расширены, кожные покровы холодные, рефлексов нет. В этот короткий период еще возможно восстановление жизненных функций при помощи реанимации. В более поздние сроки наступают необратимые изменения в тканях, и клиническая смерть переходит в биологическую, истинную. Клиническая смерть отличается от биологической отсутствием трупных пятен и окоченения.
При терминальном состоянии − независимо от его причины − в организме происходят общие изменения, без уяснения которых невозможно понять сущность и смысл методов реанимации. Эти изменения затрагивают все органы и системы организма (мозг, сердце, обмен веществ и т. д.) и возникают в одних органах раньше, в других − позже. Учитывая, что органы продолжают жить некоторое время даже после остановки дыхания и сердца, при своевременной реанимации удается добиться эффекта оживления больного.
Наиболее чувствительна к
Нарастающая гипоксия и нарушение функций мозга в терминальном состоянии приводят к расстройству деятельности сердечнососудистой системы. В предагональном периоде резко падает насосная функция сердца и уменьшается количество выбрасываемой им крови − так называемый сердечный выброс. Уменьшение кровоснабжения органов и особенно мозга ускоряет развитие необратимых изменений. Благодаря наличию в сердце собственной системы автоматизма его сокращения могут продолжаться довольно длительное время. Однако эти сокращения малоэффективны: наполнение пульса падает, он становится нитевидным; артериальное давление резко снижается, а затем перестает определяться. В дальнейшем значительно нарушается ритм сокращений сердца, и сердечная деятельность прекращается.
В начальной фазе терминального состояния − предагонии − дыхание учащается и углубляется. В период агонии наряду с падением артериального давления дыхание становится неравномерным, поверхностным и, наконец, совсем прекращается − наступает терминальная пауза.
В терминальном состоянии в организме наблюдаются резкие сдвиги в обмене веществ. Они выражаются, прежде всего, в снижении окислительных процессов, что приводит к накоплению в организме органических кислот (молочной и пировиноградной) и углекислоты. В результате нарушается кислотно-щелочное равновесие организма. В норме реакция крови и тканей организма нейтральная. Затухание окислительных процессов в период терминального состояния сдвигает реакцию в кислую сторону − возникает ацидоз.
После выхода организма из состояния клинической смерти вначале восстанавливается деятельность сердца, затем самостоятельное дыхание, и лишь в дальнейшем, когда исчезнут резкие изменения в обмене веществ и кислотно-щелочном состоянии, может восстановиться функция мозга. Период восстановления функции коры головного мозга наиболее продолжителен. Даже после кратковременной гипоксии и клинической смерти (менее минуты) сознание может длительно отсутствовать.