Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 16:21, лекция
Знания основ безопасности жизнедеятельности опираются на ряд нормативно-правовых документов Украины:
Конституция Украины; 2) Закон «О гражданской обороне Украины»; 3) Закон Украины «Об охране труда»; 4) Закон Украины «Об охране здоровья»; 5) Закон Украины «О пожарной безопасности»; 6) Законы Украины о безопасности дорожного движения; 7) Закон Украины об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения; 8) Закон Украины об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности; 9) КЗОТ; 10) Концепция защиты населения и территорий в случае угрозы и возникновения ЧС и др.
1. Определение, цели и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности».
2. История развития БЖД в обществе.
3. Основные понятия курса «Безопасность жизнедеятельности». Таксономия опасностей.
4. Понятие «Чрезвычайное происшествие».
5. Риск как фактор опасности.
Следует помнить, что грубое проведение наружного массажа сердца может привести к тяжелым осложнениям − переломам ребер с повреждением легких и сердца. При сильном давлении на мечевидный отросток грудины может произойти разрыв желудка и печени. Особую осторожность следует проявлять при проведении массажа у детей и пожилых людей.
Если через 30-40 мин от начала массажа сердца, искусственного дыхания и медикаментозной терапии сердечная деятельность не восстанавливается, зрачки остаются широкими, реакция на свет отсутствует, можно считать, что в организме наступили необратимые изменения и гибель мозга, и реанимацию целесообразно прекратить. При появлении явных признаков смерти реанимация может быть прекращена раньше.
При некоторых тяжелых заболеваниях и травматических повреждениях (злокачественные опухоли с метастазами, тяжелая травма черепа с размозжением головного мозга) реанимация не будет иметь смысла, и ее не следует начинать. В остальных случаях внезапной смерти всегда остается надежда на оживление больного, и для этого должны быть приняты все возможные меры.
Транспортировка больного с остановкой дыхания и сердечных сокращений может быть проведена лишь после восстановления сердечной деятельности и дыхания или в специализированной машине «скорой помощи», в которой можно продолжить реанимационные мероприятия.
Следует помнить, что проводить оживление нужно немедленно после прекращения дыхания и сердечной деятельности. Реанимацией в более поздние сроки (позже, чем через 5 мин) можно восстановить дыхание и сердечную деятельность, но нормальная деятельность головного мозга не возобновится.
Основные реанимационные мероприятия у детей.
У новорожденных и грудных детей самые частые причины остановки кровообращения − синдром внезапной смерти новорожденных, легочные заболевания (пневмония, острый бронхоспазм), обструкция дыхательных путей, утопление, сепсис, неврологические заболевания.
У детей первых лет жизни (старше 1 года) основная причина остановки кровообращения − травмы, чаще всего в результате автомобильных аварий (особенно если не используются ремни безопасности), пешеходные травмы (когда ребенок выбегает на проезжую часть), велосипедные травмы (особенно травмы головы), утопление, ожоги и огнестрельные ранения.
У детей основные реанимационные мероприятия проводят примерно по той же схеме, что и у взрослых, однако есть некоторые особенности:
• Если реаниматор действует в одиночку, он проводит основные реанимационные мероприятия вплоть до приезда реанимационной бригады.
• При проведении ИВЛ у детей до 6 мес реаниматор обхватывает ртом одновременно рот и нос ребенка. У детей старше 6 мес дыхание производят «рот-ко-рту», а нос ребенка зажимают большим и указательным пальцами.
• Проходимость дыхательных путей обеспечивают, поднимая подбородок или выдвигая вперед нижнюю челюсть ребенка. Воздух вдувают медленно (в течение 1-1,5 с), в паузах реаниматор глубоко дышит, чтобы максимально повысить содержание кислорода и уменьшить концентрацию углекислого газа в выдыхаемом воздухе.
• При отсутствии самостоятельного дыхания у ребенка первых лет жизни самое важное реанимационное мероприятие − это ИВЛ. Необходима осторожность в отношении давления и объема каждой порции воздуха (эти показатели значительно варьируют в зависимости от возраста ребенка и сопротивления дыхательных путей). Объем каждого вдувания считают адекватным, если он вызывает спокойный подъем грудной клетки. Темп ИВЛ для детей первых лет жизни − 20 дыхательных движений в 1 мин.
Выявление обструкции дыхательных путей. Если при ИВЛ грудная клетка не поднимается, это указывает на необходимость большего дыхательного объема (или большего давления) либо на обструкцию дыхательных путей. Поскольку самая частая причина обструкции − неполное открытие дыхательных путей, следует осторожно изменить положение головы реанимируемого (если нет оснований подозревать травму шейного отдела позвоночника), а затем вновь попытаться провести ИВЛ.
Оценка кровообращения. Проверять пульс у детей младше одного года рекомендуется на плечевой артерии, а у детей старше одного года − на сонной артерии.
Непрямой массаж сердца. Грудным детям надавливают средним и безымянным пальцами на нижнюю треть грудины (приблизительно на толщину одного пальца ниже уровня сосков); другую руку реаниматор использует для поддержания головы ребенка в положении, обеспечивающем проходимость дыхательных путей. Глубина вдавливания грудины − от 1,5 до 2,5 см, частота надавливаний − 100 раз в минуту.
Детям в возрасте 1-8 лет надавливают на нижнюю треть грудины (приблизительно на толщину пальца выше мечевидного отростка) проксимальной частью ладони. Глубина вдавливания грудины − от 2,5 до 4 см, частота надавливаний − не менее 100 раз в минуту.
Отношение частоты надавливаний к темпу ИВЛ для детей первых лет жизни поддерживают на уровне 5:1 − независимо от того, сколько человек участвует в реанимации. Состояние ребенка повторно оценивают через 1 мин после начала реанимации, а затем − каждые 2-3 мин.
Вслед за медикаментозной
стимуляцией переходят к
Асфиксия
Острое опасное состояние для жизни, обусловленное полным прекращением поступления кислорода в легкие, называется – асфиксией. В результате нарушения газообмена развивается кислородное голодание, и человек теряет сознание. После этого, в результате гибели головного мозга и кислородного голодания, происходит остановка сердца, и наступает смерть.
Асфиксия может быть результатом сдавления дыхательных путей (удушение), заполнение дыхательных путей водой (утопление), рвотными массами, слизью, закупорка посторонними предметами, запавшим языком, паралич дыхательного центра (яды, токсины), травмы головного мозга (электрический шок, молния, ранения). Нередко асфиксия развивается у детей при отеке гортани (дифтерия, грипп, ангина).
Утопление − это асфиксия в результате наполнения дыхательных путей водой или другой жидкостью. Утопления возможны при наводнениях, катастрофических затоплениях, катастрофах на воде и в других чрезвычайных ситуациях. К утоплению чаще всего приводят нарушение правил поведения на воде, травмы при нырянии, купание в состоянии алкогольного опьянения, резкая смена температур при погружении в воду после перегрева на солнце.
При утоплении вначале
Механизм наступления смерти при утоплении бывает различным, что важно знать при оказании помощи.
Классификация утоплений
Сухое утопление − остановка дыхания может произойти в результате рефлекторного спазма гортани при попадании воды на голосовые связки. Наступает удушье, несмотря на то, что вода не проникает в легкие. Пострадавший теряет сознание и опускается на дно. Вслед за остановкой дыхания наступает и остановка сердца. У таких пострадавших после извлечения из воды кожа бледная с синеватым оттенком.
Истинное утопление − вода попадает в дыхательные пути, закупоривая легкие, что приводит к удушью. В этом случае кожные покровы синюшного цвета, изо рта выделяется пенистая жидкость.
Синкопальное утопление −
Первая медицинская помощь при утоплении:
1. Если пострадавший находится в сознании и у него сохранено дыхание и сердечная деятельность, то достаточно уложить его на сухую жесткую поверхность таким образом, чтобы голова была низко опущена, затем раздеть, растереть руками или сухим полотенцем. По возможности дать горячее питье(чай, кофе, взрослым можно немного алкоголя, например, 1 − 2 столовые ложки водки), укутать теплым одеялом и дать отдохнуть.
2. Если пострадавший
находится в бессознательном
состоянии, но у него
3. Если у пострадавшего
нет самостоятельного дыхания,
но сохраняется сердечная
4. Если пострадавший
после этого не дышит, срочно
приступают к проведению
Поражение электрическим током
Электрический ток – это упорядоченное движение электрических зарядов. Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна разности потенциалов (т.е. напряжению на концах участка) и обратно пропорциональна сопротивлению участка цепи.
Характер и глубина воздействия электрического тока на организм человека зависят от силы и рода тока, времени его действия, пути прохождения через тело человека, физического и психического состояния последнего.
Электротравма – поражение человека электрическим током, вызывающее глубокие функциональные изменения ЦНС, дыхательной и сердечнососудистой систем, сочетающееся нередко с местным повреждением тканей. Она составляет 1-1,5% от всех видов травм, но по числу летальных исходов занимает одно из первых мест (число погибших от электротравмы в мире ежегодно достигает 25 тысяч человек).
Тяжесть и исход поражения
электрическим током зависят
от его физических параметров, условий,
при которых произошла
Следует помнить, что
ток, который протекает в бытовой
электросети (5-10А), во много раз превышает
пороговое смертельное
Переменный ток более опасен, чем постоянный. Имеет значение то, какими участками тела человек касается токоведущей части.
Характерным случаем
попадания под напряжение является
соприкосновение с одним
Действие
электрического тока на организм характеризуется
основными поражающими
1) электрическим ударом, возбуждающим мышцы тела, приводящим к судорогам, остановке дыхания и сердца;
2) электрическими ожогами,
возникающими в результате
3) пузырей или обугливанием
тканей; при расплавлении металла
происходит металлизация кожи
с проникновением в нее
Действие тока на организм сводится к:
1) нагреванию;