Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:38, реферат

Краткое описание

Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще в древние времена. Например, древнегреческий философ Эпикур еще в IV в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...» - который не утратил своей актуальности и в настоящее время.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат БЖД.docx

— 54.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Правовые, нормативные и организационные

 основы  обеспечения охраны окружающей  среды»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

 

Необходимость бережного  отношения к природе, ее защиты понимали еще в древние времена. Например, древнегреческий философ Эпикур еще в IV в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...» - который не утратил своей актуальности и в настоящее время.

Охрана окружающей среды и рациональное использование  природных ресурсов представляют собой  сложную и многоплановую проблему. Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в законодательном порядке. Правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Организационные  и правовые основы охраны окружающей  природной среды 

 

1. 1. Государственная  политика защиты окружающей среды  

 

В настоящее время  для защиты среды обитания в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных pecypсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы:

1. Государствам  следует ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые зада и приоритеты должны отражать реальную ситуацию во властях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться.

2. Государство должно  разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за  загрязнение окружающей среды  и нанесение другого экологического  ущерба и компенсации тем, кто  пострадал от этого.

Академик Н. Моисеев  в обобщенной форме сложившуюся ситуацию обрисовал так: "Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека".

В различные исторические периоды развития нашей страны система  органов экологического управления, контроля и надзора всегда зависела от формы организации охраны окружающей природной среды. Когда вопросы охраны природной среды решались за счет рационального использования природных ресурсов, управление и контроль осуществлялись множеством организаций. Так, в 70 — 80-е гг. в Бывшем СССР управлением и охраной окружающей при- родной среды занималось 18 различных министерств и ведомств.

Такие природные  объекты, как вода и воздух, находились в ведении нескольких ведомств одновременно. При этом, как правило, функции  контроля за состоянием природной среды совмещались с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало о себя. Общий координационный орган, который объединял бы природоохранную деятельность, отсутствовал. Потно, что такая система управления и контроля порождая преступное отношение к природе прежде всего со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных крупных предприятий, которые явились основными и разрушителями природной среды. Историки полагают, что природоохранное право появилось в ХШ в. Это был эдикт короля Эдуарда, использовать каменный уголь для отопления в Лондоне. В России этому праву положили начало  Петра I по охране лесов, животного мира и др. Все были попытки комплексного подхода к защите природы среды. 

 

 

 

 

1.2. Правовое  обеспечение экологического контроля  

 

Система природоохранного законодательства в России имеет  четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция, в которой декларируются права человека на благоприятную окружающую среду, отражаются положения об охра- не природы и рациональном использовании природных ресурсов.

Ключевым экологическим  законом России является За- кон РФ "Об охране окружающей среды", вступивший в действие 3 марта 1992 г. В его 15 разделах отражены основные вопросы взаимодействия человека с природой на территории Российской Федерации. Из 94 статей Закона главные  положения явились основой для других нормативных природоохранных актов.

Задачи, принципы и  основные объекты охраны окружающей природной среды сформулированы в разделе Закона. Впервые четко  выражен приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения при осуществлении любой деятельности, оказывающей воздействие на природу. Согласно этому разделу Закона объектами охраны являются естественные экологические системы, технологические трубопроводы" и др.). В некоторых они сформулированы так, что не имеют юридической силы. Например: По возможности следует давать оценку предполагаемого воздействия объекта строительства на окружающую среду. 

Порядок действий в  чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях узаконен в ЧШ— IX разделах. Зоны чрезвычайной экологической ситуации, Экологического бедствия устанавливают высшие органы власти РФ по представлению специально уполномоченных государственных органов. По их же представлению образуются и государственные природные заповедники, заказники, национальные парки, на чьих территориях запрещается хозяйственная и иная деятельность, противоречащая целям их создания.

Особо выделены в  Законе курортные и лечебно-оздоровительные зоны, в которых введены округа санитарной охраны и которые рассматриваются как особо охраняемые территории вокруг городов и поселков. Статус же зеленых Городов (поселков) Законом не оговаривается, но их защитная роль от всех видов загрязнений атмосферы общеизвестна (исследованиями, проводившимися в 68 городах и поселках Московской области, установлена зависимость между площадью зеленых насаждений, приходящихся на одного человека, и средней продолжительностью жизни). Потому разработка положений о содержании зеленых насаждений с учетом местных условий в соответствии со статьями Закона, безусловно, необходима. Экологический контроль согласно Закону (раздел Х) является системным и состоит из государственного, производственного и общественного. Государственный контроль должен осуществляться как органами власти, так и отдельная глава Уголовного кодекса РФ, в которой необходимо сформулировать общие и частные нормы по этим правонарушениям, установить виды ответственности.

Отдельный раздел Закона (раздел XV) посвящен международному сотрудничеству в области охраны среды.

Закон об охране природной  окружающей среды России дает основания  для создания цельной системы природоохранного законодательства. В сочетании с другими закона- ми, принятыми за последние годы: "0 санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991 г.), "Основами законодательства об охране труда" (1993 г.), "0 недрах" (1993 г.), это создает основы природоохранного законодательства.  

 

1.3. Органы  управления контроля и надзора по охране природных функции 

 

Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области  охраны окружающей природной среды  России. Действующей структурой органов  управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся: Президент, Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их компетенции.

К государственным  органам специальной компетенции относятся те, которые выполняют природоохранные функции.

Основными стратегическими целями экологической политики России являются:

+ последовательное  решение проблем развития хозяйственного  комплекса государства, при котором  полностью учитываются экологические  и природно-географические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния народов, населяющих эти территории;

+ последовательное  достижение на каждой конкретной  территории надлежащего качества  среды обитания, отвечающего не  только принятым сегодня санитарно-гигиеническим нормам, но и той системе его оценок, которая учитывала бы генетическое здоровье населения;

+ восстановление  и сохранение биосферного равновесия (на локальном, региональном и  глобальном уровнях) генетического  фонда животного и растительного  мира;

+ рациональное использование всего природоресурсного потенциала России.

Реализации перечисленных  направлений должно способствовать формирование эффективной системы  органов государственного управления в области экологии и природопользования. Они должны рассматриваться в тесной взаимосвязи и объединяться механизмом управления в единую систему.

По-видимому, наряду с основами природоохранного законодательства необходим экологический кодекс, который перевел бы правовые экологические нормы в ранг моральных ценностей и имел бы нравственную направленность и воспитательное значение. 

 

1.4. Задачи  и полномочия органов управления  Российской Федерации и ее субъектов в области охраны природы 

 

Высшие федеральные, а также республиканские, областные, краевые законодательные органы России согласно Закону РФ "Об охране окружающей среды" призваны

определять основные направления государственной природоохранной  политики, утверждать экологические  программы, устанавливать правовые основы и нормы (в пределах своей  компетенции).

На Правительство возложены задачи реализации экологической политики и выполнение программ, координации деятельности всех органов в области охраны окружаю- щей среды, образования и использования внебюджетного экологического фонда, установление порядка платы за природопользование, обеспечение населения экологической информацией.

По Конституции  РФ природопользование, охрана окружающей природной среды, обеспечение экологической  безопасности составляют совместную компетенцию  Федерации и субъектов Федерации. Вопросы, входящие в компетенцию названных органов, можно разделить на семь комплексных групп.

1. Определение основных  направлений экологической: политики, утверждение экологических программ, установление правовых и экономических  основ регулирования охраны окружающей  природной среды и обеспечение экологической безопасности.

2. Планирование, финансирование  и материально-техническое обеспечение  экологических программ, координация  природоохранной деятельности.

3. Учет и оценка  природных ресурсов, прогноз состояния  окружающей среды, ведение кадастра природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды...

4. Утверждение нормативов  вредных воздействий, платежей  за использование природных ресурсов, выброс сбросы вредных веществ,  захоронение отходов. Выдача разрешений  на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ. Формирование и расходование экологических фондов.

5. Государственный  экологический контроль, государственная  экологическая экспертиза, решение  об ограничения, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг. Привлечение к административной и уголовной ответственности за экологические преступления. Предъявление исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушителем.

6. Организация заповедного дела, охрана памятников природы, ведение Красной книги, экологическое воспитание и образование.

7. Международное  сотрудничество. Указанные в перечне  вопросы и задачи призваны  решать все управленческие структуры.  Разграничение их сферы деятельности идет по двум направлениям: пространственному и ресурсовому. Согласно первому представительные и исполнительные органы Федерации осуществляют указанные полномочия в масштабе всей территории России. Органы субъектов Федерации реализуют свои полномочия в границах представляемых ими административно- территориальных образований (областей, краев и т. 8 

утверждение основных направлений экологической политики, экологических программ различного уровня, оценка, мониторинг, контроль, охрана заповедных объектов, экологическое воспитание и образование являются предметом деятельности государственных органов на всех уровнях.

Однако в рамках одного и того же территориального пространства могут находиться ресурсы  разного значения:

Республиканского, краевого, областного, муниципального бдения или же представляющие исключительную федеральную собственность. Это определяет объем предоставленных полномочий. Например, выдача разрешений на при водопользование практически принадлежит всем органам уровня. Однако каждый раз оно распространяется только на те природные ресурсы, которые на соответственно в ведении Федерации, субъектов федерации или местных органов.

Информация о работе Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения охраны окружающей среды