Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:38, реферат

Краткое описание

Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще в древние времена. Например, древнегреческий философ Эпикур еще в IV в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...» - который не утратил своей актуальности и в настоящее время.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат БЖД.docx

— 54.53 Кб (Скачать файл)

Глобальный  мониторинг предусматривает слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере и осуществление прогноза возможных изменений. Региональный мониторингохватывает отдельные регионы, в пределах которых наблюдаются процессы и явления, отличающиеся по природному характеру или по антропогенным воздействиям от естественных биологических процессов.

Импактный мониторинг обеспечивает наблюдения в особо опасных зонах и местах, непосредственно примыкающих к источникам загрязняющих веществ. 

Базовый мониторинг это слежение за состоянием природных систем, на которые практически не накладываются региональные антропогенные воздействия. Для осуществления базового мониторинга используют удаленные от промышленных регионов территории, в том числе биосферные заповедники.

При мониторинге  качественно и количественно  характеризуется состояние воздуха, поверхностных вод, климатические  изменения, свойства почвенного покрова, состояние растительного и животного мира. К каждому из перечисленных компонентов биосферы предъявляются особые требования и разрабатываются специфические методы анализа. Методы химического и физико-химического анализа позволяют определить качественный и количественный состав загрязняющих веществ в окружающей среде (в воздух, почве, воде). Оценка устойчивости природных к различным видам загрязнений проводится методом биоиндикации.

Биоиндикация — это обнаружение и определение антропогенных нагрузок по реакциям на них  организмов и их сообществ.

Объектами биоиндикационных исследований могут быть дельные  виды флоры или фауны, а также  экосистемы.

Например, хвойные  породы деревьев чувствительны к  радиоактивному загрязнению, а многие представители почвенной фауны — к промышленному загрязнению. Хвойные леса используются для наблюдений в качестве критических экосистем.

Анализ наблюдений за такими объектами позволяет выявить  экологические нарушения еще  при таких уровнях загрязнения, которые не представляют опасности для населения, проживающего на окружающей территории. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Экологическая  экспертиза, паспортизация и ответственность  за экологические правонарушения  

 

Цель  экологической экспертизы — провести оценку влияния использования природного ресурса (сброса или выброса продуктов отхода) на состояние окружающей природной среды или других природных ресурсов.

Независимость и вневедомственность экологической экспертизы призваны обеспечить свободу заключения эколого-экспертной комиссии по результатам работы, Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами, Экологическая экспертиза должна отстаивать принципы охраны  окружающей природной среды, а не интересы отдельного  ведомства или группы людей. 

Широкая гласность о существовании опасного объекта, назначении по нему экологической экспертизы являются обязанностью государственных органов охраны окружающей природной среды. Обязательным является также широкая и своевременная информация этими органами населения об экологической обстановке. Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении экологической экспертизы. Формы такого участия могут быть различны: рассмотрение предложений граждан или общественных объединений о проведении экологической экспертизы вредного объекта; включение представителей общественности, прессы в состав экспертных комиссий; ознакомление общественности (населения) с результатами экологической экспертизы; проведение референдумов. Субъектами государственной экологической эксперименты должны выступать заказчик, подрядчик, потребитель.

Заказчиком является властная государственная структура, наделенная правом назначать подобную экспертизу: Минприроды и ее территориальные органы, а в необходимых случаях — правительственные органы Федерации, ибо ее субъектов.

Подрядчик — это исполнитель задания по экологической экспертизе. Им могут быть как отдельные специалисты,  и целые научно-исследовательские институты. Экспертизу могут выполнять комиссии, состоящие из специалист, подобранных и назначенных компетентным органом.

1. Преступления, посягающие  на общественные отношения в  области охраны и рационального  использования земли, недр и  обеспечения экологической безопасности:

+ порча земли;

+ нарушение правил  охраны и использования недр.

2. Преступления, посягающие  на общественные отношения в  области охраны и рационального  использования животного мира (фауны):

+ незаконная добыча  водных животных;

+ нарушение правил  охраны рыбных запасов;

+ незаконная охота;

+ нарушение ветеринарных  правил;

+ уничтожение критических  местообитаний для организмов, занесенных  в Красную книгу РФ.

3. Преступления, посягающие  на общественные отношения по  охране и рациональному использованию растительного мира (флоры):

+ незаконная порубка  деревьев и кустарников;

+ уничтожение или  повреждение лесов;  

+ нарушение правил, установленных для борьбы с  болезнями и вредителями растений;

+ незаконная добыча  водных растений.

4. Преступления, посягающие на объективные отношения по охране и рациональному использованию вод и атмосферы, а также обеспечению экологической безопасности:

+ загрязнение вод;

+ загрязнение морской  среды;

+ загрязнение атмосферы.

Экологические преступления можно разделить на:

1. Преступления, связанные  с незаконным захватом (заведением) природных ресурсов.

2. Преступления, связанные  с негативным воздействия на  природную среду, ухудшением ее  качества.

В уголовном законодательстве РФ отражена концепция, рассматривающая  природную среду не как "кладовую" природных богатств, которую надо охранять от разграбления, а как биологическую основу существования человека и всего живого на Земле. Она отражает и приоритет охраны интересов личности перед интересами общества и государства.

С этих позиций экологические преступления можно рассматривать и как преступления против человечества, здоровья, конституционного права на благоприятную природную сферу обитания посредством воздействия на окружающую природу. Изменяются также взгляды на степень общественной опасности данных посягательств, что нашло соответствующее отражение в санкциях, предусмотренных УК РФ.

Таким образом, в  уголовном законодательстве представлена целая область, полностью охватывающая очень важную в наши дни сферу  — экологию. Многие преступления, ранее остававшиеся безнаказанными, теперь довольно жестко наказуемы. Это вселяет определенную надежду на то, что шквал преступлений против природы будет остановлен.

Задача правоохранительных органов на современном этапе  — широко и повсеместно внедрять новые нормы уголовного права в практику.

Все вышеизложенные вопросы далеко не исчерпывают пределов действия российского законодательства в области безопасности жизнедеятельности. Сфера его применения постоянно  расширяется. Предмет правового регулирования охватывает все новые отношения в областях, где требуется обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Правовое  обеспечение безопасности жизнедеятельности  на производстве 

 

Эффективный и безопасный труд возможен только том случае, если производственные условия на рабочем месте отвечают всем требованиям международных стандартов в области охраны труда.

В условиях становления  рыночной экономики и социальной нестабильности обостряется проблема соблюдения прав работников на нормальные условия и охрану труда. В Российской Федерации в последние годы практически во всех 6 отраслях народного хозяйства наблюдалась тенденция ухудшения условий труда, увеличения числа аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, сокращения продолжительности жизни. Например, уровень смертельного травматизма на производстве в России превышал аналогичные показатели развитых стран мира:

+ Российская Федерация  — 0,139 (на 1000 работающих)

+ США — 0 054 (в  3 раза меньше);

+ Финляндия —  0,038 (в 4 раза меньше);

+ Япония — 0,02 (в 7 раз меньше);

+ Великобритания  — 0,016 (в 10 раз меньше).

Причем уровень  травматизма на предприятиях частного сектора, в кооперативах, обществах  с ограниченной ответственностью в 2 и более раза выше, чем на предприятиях государственного сектора.

В настоящее время  ситуация несколько меняется в связи  с тем, что внесены существенные изменения в основные нормативно-законодательные  акты по обеспечению безопасности жизнедеятельности  на производстве. 

 

 

 

4.1. Нормативная и нормативно-техническая документациях  

 

Нормативная документация определяет требования к условиям труда, т. е. к уровню вредных производственных факторов. Нормативно-техническая документация обеспечивает защиту работающих от действия опасных и родных факторов, определяет требования к производственному оборудованию и производственным помещениям, к организации и проведению технологических процессов, сованию и применению средств защиты.

Требования нормативной  и нормативно-технической документации должны учитываться как на этапе эксплуатации сооружений, оборудования, средств защиты и проведения технологических процессов, так и на этапе их проектирования.

Нормативная документация представлена нормами и правилами  Минздрава РФ и стандартами Госстандарта РФ. Нормативно-техническая документация включает правила, нормы, инструкции, стандарты. Нормы и правила по охран е труда подразделяются на единые (федеральные), межотраслевые и отраслевые. Действия единых норм и правил распространяются на все отрасли народного хозяйства. Они занимаются федеральными директивными органами совместно или по соглашению с Федерацией профсоюзов и 'держат важнейшие требования, единые для всего намного хозяйства. Аналогичный порядок принят для норм и правил, распространяющихся на несколько отраслей либо на отдельные виды производства и работ во всех отраслях.

Отраслевые нормы и правила о охране труда учитывают специфику отдельных отраслей народного хозяйства и распространяются на все предприятия. Они утверждаются министерствами, органами государственного надзора совместно или по соглашению с профсоюза отрасли. 

 

4.2. Система стандартов безопасности труда 

 

Стандарты подсистемы "1" устанавливают требования по видам опасных и вредных производственных факторов и предельно допустимые значения их параметров; методы контроля нормируемых параметров опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты подсистемы "2" устанавливают общие требования безопасности к производственному оборудованию, требования безопасности к отдельным группам производственного оборудования; методы контроля выполнения, требований безопасности.

Стандарты, подсистемы "3™ устанавливают общие требования безопасности к производственным процессам; требования безопасности к отдельным группам технологических процессов, методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты подсистемы "4" устанавливают классификацию средств защиты; методы контроля и оценки средств защиты, требования безопасности к ним. Стандарты подсистемы "5"устанавливают требования безопасности к зданиям и сооружениям. В государственно системе стандартизации ССБТ относится к 12-му классу.

 

 

  

 

4.3. Организация  и функции служб охраны труда на предприятии  

 

Организация работы на предприятии по созданию здоровых и безопасных условий труда работающих, предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний возлагается на службу охраны труда. Она является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется его непосредственному руководители или главному инженеру, проводит свою работу совместно другими подразделениями предприятия и во взаимодействия с комитетом профсоюза, технической инспекцией труда

щиты, а также  оборудования и материалов для осуществления  мероприятий по охране труда;

+ оказывает помощь  подразделениям предприятия в организации контроля состояния окружающей производственной среды;

+ участвует в  работе комиссий по приемке  в эксплуатацию новых и после  реконструкции объектов производственного  назначения, оборудования и машин,  проверяя выполнение требований по обеспечению здоровых условий труда;

+ проводит вводный  инструктаж и оказывает помощь  в организации обучения работников по вопросам охраны труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-93 и действующими нормативными документами;

+ участвует в  работе аттестационной комиссии и комиссии по проверке знания специалистами правил и норм по охране труда, инструкций по технике безопасности.

В соответствии с  Трудовым кодексом РФ организация обеспечения  безопасности труда в подразделениях возложена на их руководителей. Они проводят инструктаж по охране труда на рабочих местах. Общую ответственность за организацию работ по охране труда несет руководитель предприятия, а в его отсутствие — главный инженер., В составе комитетов профсоюза предприятий имеются комиссии по охране труда, а в каждой подгруппе выбирается общественный инспектор по охране труда. Комиссии по охране труда организуют и проводят общественные смотры по охране труда и культуре производства, принимают участие в подготовке проектов соглашений по охране труда между администрацией и профсоюзной организацией, контролируют выполнение администрацией этих соглашений и законодательства о труде. Общественные инспекторе, подразделений осуществляют контроль охраны труда непосредственно на рабочих местах. Старшие общественную, инспектора принимают участие в расследовании и документальном оформлении несчастных случаев на производстве 

Информация о работе Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения охраны окружающей среды