Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 18:38, реферат

Краткое описание

Необходимость бережного отношения к природе, ее защиты понимали еще в древние времена. Например, древнегреческий философ Эпикур еще в IV в. до н.э. пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей...» - который не утратил своей актуальности и в настоящее время.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат БЖД.docx

— 54.53 Кб (Скачать файл)

Согласно данному  порядку разрешение на использование  земель, недр, вод, лесов, составляющих федеральные ресурсы, выдается исполнительным органом Федерации. Такие же права принадлежат областным, краевым органам в отношении природных ресурсов, находящихся в их ведении. Местные исполнительные органы обладают этим правом применительно к ресурсам муниципальной собственности. Например, право на выдачу разрешений на отдельные виды лесопользования, водопользования на водоемах местного значения.

Конкретные полномочия раскрываются в отраслевых законодательных  актах.

Существует также  разграничение полномочий в области  охраны окружающей природной среды между представительными и исполнительными органами управления. Оно построено на конституционном разделении властей.

В главе 2 Закона "Об охране окружающей среды" установлены полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды (ст. 5), полномочия органов государственной власти субъектов Федерации (ст. 6) и полномочия местного управления (ст. 7). 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Качество  и мониторинг окружающей природной  среды 

 

2. 1. Оценка качества природной среды 

 

В настоящее время  используются разные норматив качества окружающей природной среды, и функции  их различны. Одни дают оценку среды  обитания человека, другие — лимитируют вредные воздействия на природу. Однако их объединяет общность целей, так как они определи

качество не социальной, а природной среды.

+ экологическая  безопасность населения;

+ сохранение генетического  фонда;

+ обеспечение рационального  использования и воспроизводства  природных условий, устойчивого  развития хозяйственной деятельности.

Цель этих требований — обеспечить научно обоснованное сочетание экологических и экономических  интересов как основы общественного  прогресса.

Предельно допустимые нормы — это своего рода вынужденный  компромисс, который позволяет и развивать хозяйство, и охранять жизнь и благополучие человека.

Нормативы качества оценивают по трем показателям: медицинским, технологическим и научно-техническим.

Медицинские показатели устанавливают пороговый уровень угрозы здоровью человека, его генетической программе; технологические показатели оценивают уровень установленных пределов техногенного воздействия на человека и среду обитания; научно-технические показатели оценивают возможность научных и технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем его характеристикам.

Вопрос о пороговой  величине нормативов качества, т. е. предельно  допустимого загрязнения или  иного воздействия на окружающую природную среду, является дискуссионным.

Одни считают, что  нормативы должны быть ориентированы на возможности промышленности и сельского хозяйства и не создавать препятствий для широкой экономической деятельности в условиях перехода к рынку. Другие истаивают на ужесточении экологических показателей на международном уровне. В Законе отражена средняя позиция. Нельзя идти на поводу у экономики, приспосабливать под ее нынешние возможности, так как это может экологический кризис и привести к дальнейшей природной среды. Однако экономика России еще 

 

2.2. Санитарно-гигиенические  нормативы качества 

 

Санитарно-гигиенические  нормативы — это нормативы  допустимых концентраций вредных веществ (химических, биологических); физических воздействий; санитарных защитных зон; предельно допустимых уровней  авиационного воздействия. Цель нормативов — определить показатели качества окружающей среды применительно к  Здоровью человека. В настоящее время эта часть нормативов наиболее разработана.

В соответствии с  Законом РФ "Об охране окружающей среды" к данной группе нормативов можно отнести нормативы предельно  допустимых концентраций вредных веществ (ПДК); предельно допустимых уровней (ПДУ) воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей; нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных веществ в продуктах питания (нитратов в овощах, солей в ,питьевой воде). 

Нормативы ПДК вредных  веществ, а также вредных микроорганизмов  и других биологических веществ  устанавливают для оценки состояния  окружающей природной среды. Согласно Положению о порядке действия на территории РФ санитарных правил, утвержденных постановление Совета Министров РСФСР от 1 июня 1991 г. № 375, санитарно-гигиеническое нормирование является составной чаю основ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Оно направлено на разработку научу обоснованных показателей безопасности и безвредности  здоровья человека факторов среды его обитания и усвой его жизнедеятельности.

С точки зрения мощности и времени полученной дозы облучения  и его типа все лица, подвергавшиеся облучению, делятся на три группы:

+ группа А: к ней относятся все, кто постоянно или временно работал непосредственно с источником радиоактивного действия (операторы атомных электростанций, ученые физики-атомщики, матросы атомных судов);

+ группа Б: граждане, которые по условиям проживания или размещения могут пострадать от радиоактивного загрязнения;

+ группа В: к ней относится остальная часть населения.

Предельно допустимой нормой следует считать дозовый  предел для лиц группы А, получаемый индивидуально за календарный год, при котором равномерное облучение за 50 лет последующей жизни не может вызвать в организме неблагоприятные изменения, обнаруживаемые современными методами или средствами. Предельно допустимая облучения для группы А (по первой группе критических органов: все тело — костный мозг) за календарный год установлена 5 бэр, для группы Б — 0,5 бэр в год. Для районов Чернобыльской АЭС установлены аварийные допустимые нормы радиации.

Минздрав рекомендовал предельный допустимый критерий для населения на всю жизнь 35 бэр за 70 лет (0,5 х 70 лет = 35 бэр). Радиационный фон в средней полосе России с учетом естественной радиации составляет 10 20 мкр/ч (мощность излучения цветного телевизора— 30 — 40 мкр/ч, в салоне самолета на высоте 10 км— 00 мкр/ч).

Предельный уровень  электромагнитного воздействия, также  требования по размещению объектов, создающих электромагнитное поле, были утверждены еще Минздравом СССР. 

 

2.3. Нормативы  качества в производственно-хозяйственной  сфере 

 

Производственно-хозяйственные  нормативы к а ч е с т  в а устанавливают требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенной пороговой величиной. Возглавляют эту группу нормативы выбросов вредных веществ (ПДВ). К этой же группе нормативов могут относиться и другие требования, например, разделы технологических строительных норм и правил, касающиеся охраны окружающей природной среды.

С помощью этой группы нормативов качества осуществляется за промышленными и другими выбросами  и сбросами в окружающую среду  вредных веществ, микроорганизмов, биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды и почвы. Согласно ст. 27 Закона об охране окружающей природной среды эта группа нормативов устанавливается с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта и вредных воздействий по каждому источнику загрязнения  на основе действующих нормативов предельно допустимых 3 концентраций вредных веществ в окружающей природной  среде.

Используя нормативы  ПДК, оценивают экологическое и  санитарно-гигиеническое состояние  окружающей природной среды. Контроль за источником вредного действия, регулирование его поведения выполняют путем применения нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) вредных веществ (ПДВ).

Под выбросами понимается поступление вредны веществ в атмосферу.

С б р о с — поступление вещества вместе со сточными, водами в водные объекты.

Согласно ГОСТ 17.2.3.02-78 (Охрана природы. Атмосфера. Правила допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями) ПДВ устанавливают для каждого источника загрязнения при условии, что выбросы вредных веществ от данного источника и от группы источников населенного пункта даже с учетом перспектив развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта не создадут приземную концентрацию, превышающую ПДК для населения, растительного и животного мира.

Если в воздухе  городов концентрация вредных веществ  уже превышает ПДК, а значения ПДВ по объективным причинам не могут  быть достигнуты, для таких пред- приятий устанавливают временно согласованные выбросы вредных веществ (ВСВ). Вводится поэтапное снижение показателей выбросов вредных веществ до значений, обеспечивающих соблюдение ВСВ.

Установлению ВСВ  предшествует работа по снижению выбросов (сбросов) вредных веществ и оздоровлению окружающей природной среды, выполняемая  органами охраны окружающей природной среды в регионах местной администрацией и органами Госкомсанэпиднадзора. Головными органами в этой работе являются местные органы исполнительной власти МПР России.

Они проводят инвентаризацию выбросов и сбросов вредных веществ, разрабатывают норматив допустимых выбросов, сбросов для каждого конкретного источника. Все спорные вопросы между предприятиями и органами охраны окружающей природной среды решаются в установленном порядке. Предприятия, не согласные с установленным нормативом выбросов, могут обращаться с иском в арбитражный суд. В необходимых случаях по инициативе одной из сторон назначают экологическую экспертизу.

ГОСТ 17.2.2.01-86 (Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля воздуха населенных пунктов) устанавливает. Проблема не решается из-за того, что ни одно предприятие-загрязнитель нельзя привлечь ни к уголовной, ни к административной ответственности, так как они действуют на основе разрешений на выброс (сброс), выдаваемых органами охраны окружающей природной среды. Единственной формой ответственности является возмещение вреда, возлагаемое на предприятие-загрязнитель. Причем такое возмещение осуществляется независимо от степени вины и, следовательно, принимает форму платежей за загрязнение.

Не менее сложен вопрос о регулировании выбросов передвижными источниками загрязнения. По данным научных исследований, 50 — 60% загрязнений атмосферы происходит от автотранспортных средств. Регулирование выбросов вредных веществ автомобилями ведется по трем направлениям:

+ совершенствование  и разработка нормативов выбросов вредных веществ и выхлопных газов автомобиля;

+ повышение экономичности  двигателя;

+ внедрение малотоксичного, экологически чистого топлива.

К сожалению, промышленность России в решении этих вопросов пока не достигла уровня мировых стандартов.  

 

2.4. Комплексные  нормативы качества 

 

Наиболее разработанными являются предельно допустимые нормы  нагрузки на окружающую природную среду (ПДН) и нормативы санитарных и  защитных зон. При строительстве  промышленных и сельскохозяйственных предприятий, развитии населенных пунктов, формировании территориально-производственных комплексов проектировщики и местная администрация.

Актуальность разработки и применения показателей ПДН  очевидна. Пренебрежение подобными  требованиями чревато серьезными последствиями. Нерациональное размещение химических и нефтеперегонных предприятий в городах Уфа, Стерлитамак привело к тяжким экологическим последствиям, отравлению населения этих регионов. Нежелание считаться с объективными нормами нагрузки скота на единицу пастбищных угодий в Калмыкии явилось причиной опустынивания земель.

Закон не предусматривает  какой-либо особой ответственности. Виновные в несоблюдении ПДН предприятия, Должностные лица должны нести ответственность  в виде возмещения причиненного ущерба, если они не докажут, что вред наступил в результате стихийного бедствия, или если причинитель вреда не мог знать о вредных последствиях своих действий по объективным обстоятельствам.

Нормативы санитарных и защитных зон устанавливают  с целью охраны водоемов, источников водоснабжения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнений и других вредных воздействий.

Нормативы санитарных и защитных зон определяются характером их целей и задач. Эти зоны выполняют  основные взаимосвязанные функции — охранительные и оздоровительные. К числу санитарных и оздоровительных зон относятся зоны вокруг заповедников, памятников природы, парков, защитные зоны вокруг рек и водоемов, зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных экологических ситуаций и катастроф. В рамках функций каждая из существующих зон  свои задачи.

Так, в соответствии с ГОСТ 17.1.01-77 (Охрана природы. Гидросфера. Использование и охрана вод. Основные термины и определения) санитарная и защитная зона определяется как территория или акватория, на которой устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим для, предотвращения ухудшения качества воды в источниках центрального хозяйственного и питьевого водоснабжения и охрана водопроводных сооружений.

Для улучшения гидрологического режима, благоустройства рек, озер, водохранилищ, их прибрежных территорий создается водоохранная зона, в рамках которой устанавливается специальный режим охраны от загрязнения, истощения, засорения, заиления вод. Ее длина зависит от протяженности русла реки и ее ширина колеблется от 100 до 500 м (Положение о водоохранных зонах рек, озер, водохранилищ в РСФСР. СП РСФСР. 1989.№ 9. Ст. 46).

После аварии на Чернобыльской  АЭС территория в зависимости  от степени поражения и строгости  режима разделена на четыре зоны: отчуждения, отселения, проживания с правом отселения, проживания с льготным социально-экономическим статусом. 

 

2.5. Мониторинг  

 

В настоящее время  употребляют два основных термина, касающихся оценки качества окружающей природной среды: мониторинг и контроль. Мониторинг — система наблюдения, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под влиянием антропогенного воздействия. Мониторинг не исключает задачи управления качеством окружающей среды, тогда как контрольподразумевает не только наблюдение и получение информации, но управление состоянием среды.

Виды мониторинга  различают как по характеру, так  и  методам или целям наблюдения. В соответствии с тремя типа ми загрязнений различают мониторинг глобальный, региональный, импактный, базовый; по способам — авиационный, космический, дистанционный, по задачам — прогностический.

Информация о работе Правовые, нормативные и организационные основы обеспечения охраны окружающей среды