Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:32, контрольная работа
В условиях рыночной экономики, где основным критерием является прибыль, очень сложно бывает найти действительно качественную продукцию. Ведь всю некачественную продукцию по закону, продавцы должны утилизировать, тогда чем же торговать и откуда будет прибыль? Снимает и сглаживает эти противоречия государство, которое должно выступать в качестве арбитра на рынке продовольствия, используя для этого юридические и контрольные инструменты. Задача данной работы- познакомиться с данным законом и выразить свою точку зрения.
Введение…….
Глава 1 ФЗ о качестве и безопасности пищевых продуктов…………….
1.1 Основные понятия безопасности пищевых продуктов…………………………………………….
ГМО, БАДы, пищевые добавки……….
Информация о качестве и безопасности пищевых продуктов
Глава 2 Полномочия Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов…………………………………………………
2.1 Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов………………………………………………..
2.2 Полномочия субъектов (на примере Архангельской области) Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и воды……………………………..
2.3 Ответственность за несоблюдение ФЗ………………………………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) обеспечивает информирование широкого круга лиц о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Указанные функции по информированию органично взаимосвязаны с тем, что Роспотребнадзор организует в установленном порядке ведение социально-гигиенического мониторинга; регистрирует потенциально опасные виды продукции, вещества и препараты; осуществляет проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан. Указанная служба входит в систему ведомств, которые специально уполномочены в сфере здравоохранения, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей, надзора на потребительском рынке. *(24)
*(25)Маркировка пищевых продуктов играет важную роль в достижении целей качества и безопасности продовольствия. С 1 января 2005 года вступил в силу ГОСТ Р 51074-2003 "Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования". В соответствии с новыми правилами производитель обязан предоставить покупателям полную информацию о продуктах питания. Так, все слова в наименовании продукта наносятся на потребительскую тару, этикетку, контрэтикетку, ярлык, лист-вкладыш одинаковым по размеру и цвету шрифтом; в наименовании обязательна информация об отличительных качествах, состояниях и специальной обработке продукта ("концентрированный", "сублимированный", "мороженный", "генетически модифицированный" и др.); информация о таких свойствах как "выращенный без применения пестицидов", "без консервантов" допускается только при наличии у изготовителя подтверждения указанной информации учреждениями Минздравсоцразвития России и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Надписи "экологически чистый" на этикетках продуктов не допускается. Также на потребительскую тару пищевых продуктов наносится наименование и местонахождение (юридический адрес, включая страну) изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера продукта, а также лицензиара (если пищевые продукты изготовлены по лицензии); товарный знак изготовителя (при наличии); значение массы нетто (объема) или количества продукта; информация о составе продукта (обязательна информация о применении при изготовлении пищевого продукта и о содержании в использованном сырье пищевых добавок, биологически активных добавок к пище, и о пищевых продуктах, полученных из генетически модифицированных источников (ГМИ)). Информация о продуктах, полученных из ГМИ, должна наносится на потребительскую тару, этикетку, контрэтикетку, ярлык, лист-вкладыш в виде надписей "генетически модифицированная продукция", или "продукция, полученная из генетически модифицированных источников", или "продукция содержит компоненты из генетически модифицированных источников". На этикетке указывается: пищевая ценность продукта; информационные (расчетные) показатели содержания питательных веществ (представляются в виде массы углеводов, белков, жиров, макро и микроэлементов в 100 г или 100 мл съедобной части продукта, а калорийность указывается в килокалориях в расчете на 100 г или 100 мл продукта); масса нетто, объем и количество продукта; назначение и условия применения для продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок. Обязательно обозначается нормативный и технический документ, в соответствие с которым изготовлен продукт, сведения о сертификации. Указываются способы и условия изготовления готовых блюд для концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов; условия хранения пищевых продуктов, для которых в нормативных или технических документах установлены требования к условиям хранения; срок годности, дата изготовления и дата упаковывания; обозначается вид стандарта или технические условия, в соответствии с которыми изготовлен и может быть идентифицирован продукт. Информация о сертификации пищевых продуктов.
Для отдельных видов
пищевых продуктов - продуктов
детского, диетического и
По требованию покупателя
продавец продукции
Я считаю, правильно, что в законе отражено то, что покупатель должен иметь представление о своей будущей покупке, ведь порой от такого, что мы едим зависит наша жизнь. Но зачастую, производители недоброкачественно относятся к своим покупателям, ведь в рыночной экономике главное прибыль. А, что касается продуктов с ГМО, каждый вправе сам решать употреблять этот продукт в пищу или нет.
ГЛАВА 2 ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ
2.1 Государственный надзор
и контроль в области обеспечен
Во Всеобщей декларации прав человека (статья 25, параграф 1) говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независимым от него обстоятельствам».
У каждого человека есть следующие права:
Многие другие права
тесно привязаны к праву на
подходящую пищу и во многих случаях
не могут рассматриваться
В Общем Комментарии №12, документе ООН, подготовленным с тем чтобы четко определить права, касающиеся пищи, провозглашенные в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в секции 6 говорится: «Право на надлежащую пищу осуществлено, когда у каждого мужчины, женщины и ребенка, живущего в одиночку или вместе с другими, в любое время есть физический и экономический доступ к надлежащей пище или средствам для ее приобретения». «Право на надлежащее питание ... накладывает трехуровневые обязательства на государственные органы: обязательства уважать, защищать и обеспечивать».
Уважение. Государство должно признавать, что право на надлежащее питание есть у каждого человека и поэтому каждому человеку должен быть обеспечен доступ к надлежащей пище. Уважение этого права предполагает, что правящие органы государства ни коим образом не будут препятствовать получению человеком необходимой пищи.
Защита. В обязанности правящих органов государства входит не только не нарушать и не препятствовать доступу человека к надлежащей пище, но и защищать население от возможного нарушения доступа к пище третьей стороной.
Обеспечение. Чтобы обеспечить потребности населения
в продовольствии, государство должно
как помогать добыть продовольствие,
так и снабжать продовольствием.
Помощь в добыче продовольствия и снабжение
продовольствием являются долго- и краткосрочными
решениями проблемы недостатка продуктов
питания и недоедания. Чтобы помочь населению самостоятельно добывать продов
«В соответствии с федеральными законами («О санитарно-эпидемиологическом благополучии населении» № 52-ФЗ от 30.03.99 г., «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 02.01.2000 г., «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» № 86-ФЗ от 05.07.96 г.) все пищевые продукты, впервые разрабатываемые и внедряемые для промышленного изготовления, а также впервые ввозимые и ранее не реализовывавшиеся на территории России, подлежат государственной регистрации.
Ключевой этап регистрации пищевой продукции, полученной из ГМИ, проведение комплексной санитарно-эпидемиологической экспертизы, осуществляемой по трем направлениям: оценка медикогенетическая и медико-биологическая и оценка технологических параметров.
Медико-генетическая оценка (основанная на применении полимеразной цепной реакции -- ПЦР) включает анализ вносимой последовательности генов, маркерных генов, промоторов, терминаторов, стабильности и уровня выраженности генов. Медико-биологическая оценка состоит из нескольких блоков исследований: композиционная эквивалентность, хроническая токсичность, специальные ис-следования (аллергенные свойства, влияние на иммунный статус, репродуктивную функцию, мутагенность, канцерогенность, нейро- и генотоксичность). Технологическая оценка определяет органолептические и физико-химические свойства, а также влияние генетической модифи-кации на технологические пара-метры продукции.
В нас-тоящее время система оценки безопасности трансгенных продуктов, действующая в России, одна из самых строгих в мире.
С 2002 г., когда в нашей стране была создана методическая и инструментальная база, позволяющая проводить исследования на наличие ГМИ в пищевых про-дуктах (около 11 тыс. экспертиз в год), а в системе Госсанэпиднадзора подготовлены специалисты (сейчас таких центров 90), введена обязательная маркировка всей пищевой продукции, полученной из ГМИ.
В результате произошедшей
административной реформы
С 1998 г. в России действует Концепция государственной политики в области здорового питания. *(34) Концепция является отражением планов российского государства по обеспечению населения рациональным, здоровым питанием. Так, на первом этапе реализации Концепции (1998-1999) были поставлены задачи: увеличение доли (на 20-30%) продуктов, обогащенных витаминами и минеральными веществами; расширение применения БАД; приведение в соответствие показателей качества и безопасности продовольствия с учетом рекомендаций международных организаций (ВТО, ВОЗ и ФАО); в научной сфере - дальнейшее проведение фундаментальных, комплексных и междисциплинарных исследований в области науки о питании. На втором этапе (2000-2002 гг.) планировалось разработать систему экономического стимулирования отечественного производства продовольственного сырья, пищевой продукции, витаминов и других микронутриентов. На третьем этапе (2003-2005 гг.) предусматривалось совершенствование системы государственного контроля качества сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов. Наиглавнейший руководящий принцип Концепции в том, что питание, в частности, призвано способствовать защите организма человека от неблагоприятных условий окружающей среды. Предусматриваются к реализации следующие меры: создание высокопродуктивных и экологически сбалансированных агроэкосистем; проведение исследований в области трансгенных форм растений и животных; создание на их основе новых сортов, пород и линий с высокой устойчивостью к экстремальным условиям среды; образование экологически чистых зон, обеспечивающих сырьем в первую очередь предприятия по производству детских пищевых продуктов; использование побочного сырья пищевой и перерабатывающей промышленности для производства полноценных продуктов питания и высококачественных кормов для животных; осуществление постоянного наблюдения за состоянием питания, пищевым статусом, распространенностью алиментарно зависимых заболеваний.
Указаны средства
реализации поставленных задач:
В Российской Федерации приняты и реализуются: Федеральная целевая программа - "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996-1997 гг."; "Концепция Биологической безопасности России на период до 2012 года", "Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности РФ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". *(35) Согласно Концепции источниками биологических угроз являются патогенные микроорганизмы, вирусы и бактерии, "новые патогены", возникающие из непатогенных и патогенных штаммов микроорганизмов в результате мутагенеза; продукты жизнедеятельности микроорганизмов (токсины, ферменты, прионы, цитокины, сперантигены, миниантитела, генетически измененные организмы и генетические конструкции (вирусные векторы, двуспиральные РНК, онкогены, гены, кодирующие белки-токсины); патогены, устойчивые к современным антибактериальным препаратам; экопатогены, повреждающие физические объекты окружающей среды. В Концепции определены цели и задачи государственной политики по обеспечению биологической безопасности, механизмы ее реализации.
Полномочиями Российской Федерации являются: государственное нормирование, регистрация, лицензирование видов деятельности, организация и проведение государственного надзора и контроля в области безопасности и качества пищевых продуктов, материалов и изделий. Характер этих правовых средств подробно изложен в комментарии к главе III Закона.
Обязательная сертификация отдельных видов продукции, материалов и изделий - это одна из форм обязательного подтверждения соответствия. Обязательное подтверждение соответствия производится в случаях, установленных техническими регламентами, а до их принятия - по перечню продукции, в отношении которой подтверждение соответствия проводится в форме обязательной сертификации.
Российская Федерация в лице ГУ Институт питания РАМН, как наблюдатель и полноценный участник, задействована в работе ведущих международных организаций в области охраны окружающей среды - ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) и ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения). ГУ Институт питания РАМН принимает участие в рабочих совещаниях Комиссии "Кодекс Алиментариус". Указанная структура является специализированной комиссией при ФАО/ВОЗ по разработке стандартов на продовольственные товары и занимается вопросами рассмотрения и утверждения уровня пищевых добавок для конкретных продуктов питания.